Харасова, А.С., Блаженкова, Н.М. (2015). Технология принятия управленческих решений в теории и практике менеджмента. Лидерство и менеджмент, 2(2), 99-110. doi: 10.18334/lim.2.2.598
Язык публикации: русский
Leadership and Management, 2015, Volume 2, Issue 2
Managerial Decision-making Technology in Theory and Practice of Management
Aisylu Kharasova1, Natalya Blazhenkova1®
1 Ufa State University of Economics and Service, Russian Federation
ABSTRACT_
Nowadays, there is no single technology of the decision-making process as every manager has his/her own individual technology for development and taking managerial decisions. Depending on the level of their complexity, the number of stages and the duration of its development change. It mainly depends on those who have taken part in their preparation, but the main role is played by personal features of the managers depending on which they diagnoze emergence and gravity of the managerial issue in different manners. The authors have drawn up the conclusion that managerial decision-making technology is not only professional performance of managerial functions and security for achievement of set goals but also the center link in theory and practice of management.
KEYWORDS_
business activity, managerial decision, management, management methods, managerial decision-making technology
CITATION_
Kharasova, A.S., Blazhenkova, N.M. (2015). Managerial Decision-making Technology in Theory and Practice of Management. Leadership and Management, 2(2), 99-110. doi: 10.18334/lim.2.2.598
JEL: D70, L26, M12 Original Research Language: Russian
Received: 15 Apr 2015, Published: 30 Jun 2015
© Kharasova A.S., Blazhenkova N.M. / Publication: Creative Economy Publishers
This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0
H For correspondence: [email protected]
HIGHLIGHTS
► in most cases, managers don't use services of consulting companies as they work out decisions by themselves and incur all the related risks
► effective business activity is impossible without modern managerial technologies based upon informational technologies that are used to provide operation of all communicative business processes
► the role and significance of managerial decisions are explained by some requirements imposed on them: optimality, effectiveness, legitimacy, specificity, simplicity of the form and clarity of the contents
► controlling supposes presence of management self-regulating mechanisms, specifically, feedback in the control loop
Лидерство и менеджмент, 2015, Том 2, Выпуск 2
Технология принятия управленческих решений в теории и практике менеджмента
Айсылу Харасова1, Наталья Блаженкова1®
1 Уфимский государственный университет экономики и сервиса, Россия
АННОТАЦИЯ_
Сегодня не существует единой технологии процесса принятия решений, так как каждый руководитель имеет свою индивидуальную технологию разработки и принятия управленческих решений. В зависимости от уровня их сложности изменяется число этапов и длительность процесса его разработки. В основном это зависят от тех, кто участвовал в их подготовке, но главную роль играют личностные характеристики руководителей, в зависимости от которых менеджеры по-разному диагностируют возникновение и серьезность управленческой проблемы. Авторами сделан вывод о том, что технология принятия управленческих решений не только профессиональное выполнение управленческих функций и залог достижения поставленных целей, но и центральное звено в теории и практике менеджмента.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_
предпринимательская деятельность, управленческое решение, менеджмент, методы менеджмента, технология принятия управленческих решений
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_
Харасова, А.С., Блаженкова, Н.М. (2015). Технология принятия управленческих решений в теории и практике менеджмента. Лидерство и менеджмент, 2(2), 99-110. Со1: 10.18334/!1т.2.2.598
JEL: D70, L26, M12 Язык публикации: русский
© Харасова A.C., Блаженкова Н.М. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0
н Для связи: [email protected]
ТЕЗИСЫ
► руководители в большинстве случаев не прибегают к услугам консалтинговых компаний, вырабатывая решения самостоятельно и возлагая на себя все риски
► эффективная предпринимательская деятельность невозможна без современных управленческих технологий, обеспечивающих ход всех коммуникационных процессов
► к управленческим решениям предъявляются следующие требования: оптимальность, эффективность, законность, конкретность, простота формы и ясность содержания
► контроллинг предполагает наличие механизмов саморегулирования менеджмента, в частности - обратную связь в контуре управления
Об авторах:
Харасова Айсылу Салаватовна, аспирантка кафедры финансов и банковского дела Уфимского государственного университета экономики и сервиса
Блаженкова Наталья Михайловна, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой финансов и банковского дела Уфимского государственного университета экономики и сервиса ([email protected])
В предпринимательской деятельности необдуманные и необоснованные решения руководства могут стать причиной финансовых потерь и банкротства предприятия. От того, насколько своевременными, рациональными и эффективными будут принимаемые решения, напрямую зависит конкурентоспособность, успешное функционирование и развитие предприятия (Вешнякова, 2006; Горшкова, 2011; Коваль, 2012; Негреева, Алексашкин, Третьяков, 2014; Citroen, 2011; Mihaela, 2015; Popovic, Hackney, Coelho, et al., 2012; Smyth, Lecoeuvre, 2015).
Управление предпринимательской деятельностью
Предпринимательская деятельность имеет свою специфику ведения хозяйственной деятельности, как правило, сопровождающуюся повышенными рисками, которая определяет особенности технологии принятия управленческих решений.
Особенности менеджмента в предпринимательской деятельности заключаются в следующем:
— исполнение управленческих функций, как правило, концентрируется на одном человеке - руководителе;
— весь процесс выработки, принятия и реализации управленческого решения занимает очень короткий период времени;
— руководители предпринимательских структур в большинстве случаев не прибегают к услугам консалтинговых компаний, вырабатывая решения самостоятельно и возлагая на себя все риски и последствия принятия ошибочных и непродуманных решений;
— зачастую собственники предпринимательских структур одновременно являются их руководителями.
Процесс управления предпринимательской деятельностью всегда реализуется посредством принятия и реализации управленческих решений, выработку которых называют технологией разработки (принятия) управленческих решений.
Технология принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности представляет собой логически упорядоченную последовательность этапов, содержащих определенный набор процедур, реализация которых обеспечивает выбор наилучшего варианта решения выявленной проблемной ситуации на основе анализа
внешней и внутренней среды, поставленных целей и выбранных критериев и с учетом потенциала и перспектив развития организации1.
Однако на практике не существует единой технологии процесса принятия решений, поскольку каждый предприниматель имеет свою индивидуальную технологию разработки и принятия решений. В зависимости от уровня сложности принимаемого решения варьируется число этапов и длительность процесса его разработки. Как правило, результаты всех этапов разработки и принятия управленческих решений в значительной мере зависят от тех, кто участвовал в их подготовке, а основную роль при этом играют личностные характеристики руководителей, в зависимости от которых менеджеры по-разному реагируют на возникновение и серьезность проблемы и по-разному диагностируют ее.
Эффективная предпринимательская деятельность сегодня уже невозможна без современных управленческих технологий, основанных на информационных технологиях, призванных обеспечивать ход всех коммуникационных процессов в бизнесе. Кроме того, рыночные условия функционирования требуют все большей оперативности менеджмента, особенно в разработке и реализации управленческих решений. В период резких изменений на рынке, сокращения длительности цикла обращения продукции и услуг, неустойчивости потребительского спроса важны адекватность информационной основы для принятия управленческих
и и «_» ТЛ и
решений, а также непрерывный контроль за их реализацией. В этой связи актуальным становится использование современных методов информационных технологий для подготовки управленческих решений как одного из важнейших инструментов развития бизнеса.
Управленческое решение - это выбор, который должно сделать лицо, принимающее решение (ЛПР), с целью обеспечить выполнение задач, которые на него возложены должностными обязанностями.
Анализ терминологии приводит нас к выводу, что понятие «решение» несет в себе две смысловые нагрузки.
Во-первых, решение представляет собой процесс выбора одного варианта действий из нескольких возможных альтернатив. Критерии выбора того или иного варианта действий из множества альтернатив следующие: степень продвижения к цели, требуемые усилия, стоимость (издержки, вложения), риск, временные сроки.
1 Мумладзе, Р.Г. (2011). Менеджмент в агропромышленном комплексе. М.: КноРус.
Во-вторых, решение понимается как результат выбора того или иного варианта действий из множества альтернатив. При этом исключается возможность выбора более одного варианта действий.
Обе трактовки едины в одном: решение - есть выбор наилучшей, по мнению ЛПР, альтернативы из множества возможных, каждая из которых может быть реализована на практике определенным методом с некоторым конечным результатом.
Роль и значимость управленческих решений обуславливают ряд требований, которые к ним предъявляются: оптимальность, эффективность, законность, конкретность, простота формы и ясность содержания.
По мнению И.Н. Герчиковой2, принятие управленческих решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, который предполагает:
— разработку и установку цели;
— анализ проблемной ситуации на основе изучения имеющейся информации;
— формирование и обоснование набора критериев эффективности (результативности) и оценка возможных последствий реализации того или иного варианта решения;
— выбор из множества возможных вариантов решения проблемы оптимального решения;
— принятие и утверждение выбранного варианта решения;
— конкретизация и доведение до исполнителей решения для его реализации.
Процесс принятия управленческих решений
По сути, процесс принятия управленческих решений является основой менеджмента, специфическим видом деятельности, непрерывно осуществляемым на всех уровнях управления. В самом общем виде управленческое решение рассматривается как процесс, состоящий из трех последовательных стадий.
1) Подготовка управленческого решения предполагает анализ сложившейся ситуации во внешней и внутренней среде предприятия, включает поиск, сбор и обработку необходимой для анализа информации, а также диагностику и конкретизацию проблемы, требующей решения.
2 Герчикова, И.Н. (2012). Менеджмент (4-е изд.). М.: Юнити-Дана.
2) Принятие решения - на основе имеющейся информации осуществляется разработка и оценка альтернативных вариантов решений и совокупности действий по их реализации. Формируется система критериев выбора оптимального решения из множества допустимых вариантов, проводится выбор и принятие наилучшего решения.
3) Реализация решения предполагает выполнение комплекса мероприятий по детализации решения и доведения его до конкретных исполнителей, осуществляется мониторинг и контроль за выполнением мероприятий по реализации решения, вносятся необходимые коррективы и проводится оценка полученного результата.
Сравнение основных этапов технологии разработки управленческих решений, изложенных отечественными и зарубежными исследователями, выявило в них некоторые расхождения. Это обусловило целесообразность создания условно-типового варианта разработки и принятия управленческого решения для ЛПР в ходе осуществления предпринимательской деятельности, удовлетворяющего требованиям оперативности анализа возникшей ситуации в бизнесе, выбору варианта решения проблемы и его реализации.
По нашему мнению, технология разработки и реализации управленческого решения в предпринимательской деятельности должна включать следующие этапы и процедуры (см. рис.).
1. Анализ проблемной ситуации
4. Контроль реализации решения
1.1 Плановая диагностика организации - выявлаше потенциальных угроз н существующих проблем.
1.2 Обнаружение симптомов проблемной ситуации, возникшей под воздействием изменений условий внешне или внутренняя среды, н екоррекш ого мяяеджмяя та.
1.3 Выявлены ей о сознание проблемной ситуации, требующей разработки и принятия упраЕлшческого решения.
2.1 Анализвнутренняк среды организации. 2.2 Анализ внешней среды организации. 2.3 Определение цела! принятия управленческого решения. 2.4 Разр аботка кри тери ев д ос шжения п о став л ошых целей. 2.5 Генерирование альтернативных вариантов управленческих решений по проблемной ситуации. 2.6 Оценка и согласование альтернативных вариантов решений. 2.7 Выбор оптимального управленческого рянншя. 2.8 Утверждение вы бранного варианта ранения.
2. Разработка управленческого решения.
3. Реализация управленческого решения. Реализация принятого роиения осуществляется по средств ом изменения параметров управляемой систолы
Контроль исполнения решения заключается в проверке соответствия фактических параметров управляемой системы предписанным
5. Оценка эффективности принятого решения
Эф ф ективн о сть принятого р ал ешя оценив ается величиной дополнительной при были, полученной на единицу вложений, затраченных на разработку и реализацию управленческого решншя
6. Совершенствование процесса разработки и реализации управленческого решения
6.1 Анализ данных информационной подготовки, реализации, результатов контроля и оценки эффективное™ управленческого ранения и пополнение информационно-аналитической базы мшеджыетга
6.2 Расширншеннструмонарияразработи и реализации упр ав л енческнх р ешений.
Рисунок. Процесс разработки и реализации управленческого решения в предпринимательской деятельности
Представленные на рисунке этапы процесса разработки и реализации управленческого решения следует осуществлять в рамках единого механизма принятия управленческих решений, призванного обеспечить целостность и последовательность процедур каждого этапа в целях обеспечения качества управленческого решения, которое выявляется на стадии контроля и определяется конечным его результатом (степенью достижения цели или вкладом в общую цель организации).
Качество управленческого решения обеспечивается:
— правильной постановкой (распознанием) проблемы;
— качеством информации (своевременность, достоверность, релевантность);
— квалификацией и ценностными ориентирами ЛПР.
Для повышения эффективности процесса разработки управленческих решений следует также обратить пристальное внимание на такой перспективный инструмент менеджмента, как контроллинг. Интегрируя в себе традиционные методы менеджмента - планирование, учет, анализ и контроль, контроллинг являет собой единую систему сбора, обработки, обобщения информации и обеспечения ею процессов разработки и принятия управленческих решений (Грибанов, Ершов, 2013; Пыткин, Блаженкова, 2009).
Выводы
Важно отметить, что контроллинг предполагает наличие механизмов саморегулирования менеджмента, в частности - обратную связь в контуре управления, реализация которой обеспечивает возможность координации и корректировки управляющих воздействий в соответствии с целями деятельности и условиями ее осуществления (Пыткин, Нечеухина, 2010).
Эффективное принятие решений - это необходимое условие профессионального выполнения управленческих функций и залог достижения поставленных целей. Технология принятия управленческих решений является центральным звеном в теории и практике менеджмента.
ИСТОЧНИКИ:
Вешнякова, Т.С. (2006). Принятие предпринимательского решения. Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика, 1, 129-134.
Горшкова, Е.А. (2011). Концепция предпринимательского решения. Российский экономический интернет-журнал, 4, 143-152.
Грибанов, Ю.И., Ершов, К.О. (2013). Информационное обеспечение системы контроллинга на промышленном предприятии. Российское предпринимательство, 2, 66-72.
Коваль, О.С. (2012). Классификация и анализ факторов, определяющих эффективность управленческих решений в предпринимательских структурах. Экономическое возрождение России, 3, 124-130.
Негреева, В.В., Алексашкин, Ю.Н., Третьяков, К.Н. (2014). Методы, используемые в целях эффективного принятия управленческих решений в предпринимательских структурах. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент, 3, 643-650.
Пыткин, А.Н., Блаженкова, Н.М. (2009). Комплексная оценка результативности
хозяйственной организации на основе информации управленческого учета. Экономические и гуманитарные науки, 1, 196-202.
Пыткин, А.Н., Нечеухина, Н.С. (2010). Методологические основы совершенствования учета в системе контроллинга промышленного предприятия. Экономический анализ: теория и практика, 3, 11-16.
Пыткин, А.Н., Мишарин, Ю.В. (2013). Анализ базовой структуры факторов управления
организационно-экономическими системами. Вестник Пермского университета. Серия: Экономика, 4, 20-25.
Пыткин, А.Н., Черникова, С.А. (2013). Особенности реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса в инновационные интеграционные формирования (Перераб. и доп.). Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов».
Шишкин, Д.Г., Гершанок, Г.А. (2012). Значение и классификация предпринимательских структур. Российское предпринимательство, 22, 63-69.
Citroen, C.L. (2011). The role of information in strategic decision-making. International Journal of Information Management, 31(6), 493-501. doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2011.02.005
Mihaela, P.L. (2015). Personality Variables in Decision - Making. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 187, 658-662. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.03.122
Popovic, A., Hackney, R., Coelho, P.S., et al. (2012). Towards business intelligence systems
success: Effects of maturity and culture on analytical decision-making. Decision Support Systems, 54(1), 729-739. doi: 10.1016/j.dss.2012.08.017
Smyth, H., Lecoeuvre, L. (2015). Differences in decision-making criteria towards the return on marketing investment: A project business perspective. International Journal of Project Management, 33(1), 29-40. doi: 10.1016/j.ijproman.2014.03.005