контроллинг
как информационная система поддержки принятия управленческих решений в предпринимательстве
_Аннотация
В статье рассматривается информационная концепция контроллинга для целей информатизации менеджмента в предпринимательской деятельности. Предлагается использовать систему контроллинга для координации функций менеджмента посредством информационно-аналитического обеспечения процессов выработки и принятия управленческих решений.
Ключевые слова: информатизация менеджмента, информационное обеспечение, контроллинг, предпринимательская деятельность, принятие управленческого решения _
Вступление России в ВТО, глобализация и кризисные явления в мировой экономике, ужесточение конкуренции на мировых рынках влекут за собой рост нестабильности и неопределенности и без того непростых условий ведения предпринимательской деятельности в России. Усиление подобных тенденций требует внедрения современных инструментов менеджмента в предпринимательскую деятельность, обеспечивающих обоснованность и качество принимаемых управленческих решений, позволяющих оперативно учитывать факторы динамичной окружающей среды предпринимательства и обладающих способностью оценивать не только сложившуюся ситуацию, но и перспективы ее развития. Решение такого широкого спектра задач возможно посредством концепции контроллинга, которая является на сегодня одной из перспективных и активно внедряемых парадигм современного менеджмента.
Харасова
Айсылу Салаватовна
аспирантка кафедры финансов и банковского дела,
Уфимский государственный университет экономики и сервиса [email protected]
—возникновение
сформировавшейся
и информатизации, обусловлено
_необходимостью
обеспечения развития _предприятия
Концепции контроллинга
Надо отметить, что контроллинг как целостная система управления или отдельные его элементы активно внедряется на крупных российских предприятиях, в то время как предпринимательские структуры не уделяют должного внимания этой методологии, недооценивая важность и эффективность применения контроллинга как системы поддержки принятия управленческих решений. В значительной степени это связано с тем, что большинство отечественных авторов и зарубежные практики позиционируют контроллинг как некую глобальную систему, охватывающую все сферы функционирования предприятия и требующую высокого уровня автоматизации. В связи с этим внедрение системы контроллинга в деятельность предпринимательских структур представляется мероприятием весьма затратным и, как следствие, - неэффективным.
Тем не менее, большинство авторов сходятся во мнении, что контроллинг представляет собой перспективную концепцию менеджмента, основу которой составляет комплексная интеграция информационных и организационных составляющих планирования, координирования и контроля. >д концепцией контроллинга следует понимать вокупность суждений о его функциональном граничении, институциональном оформлении инструментальной вооруженности в контексте целей предприятия, релевантных контроллингу, и целей контроллинга, вытекающих из целей предприятия [7].
В экономической литературе рассматриваются следующие концепции контроллинга.
1) Контроллинг, ориентированный на учет, -позиционируется и применяется как функция управления.
2) Контроллинг, ориентированный на информацию, - используется в качестве методологии информационного обеспечения менеджмента.
3) Контроллинг, ориентированный на координацию, - самое широкое понимание контроллинга, включающее рассмотрение его в качестве инструмента достижения целей предприятия до наиболее широкого - «системы управления управлением».
4) Контроллинг, ориентированный на самокон-
|.п_
российское предпринимательство, № 21(267)/ноябрь 2014
троллинг, - новейшее течение, рассматривающее контроллинг как управленческую концепцию и философию управления.
Среди перечисленных концепций контроллинга можно выделить подход, рассматривающий контроллинг как систему информационного обеспечения менеджмента. Возникновение новой концепции менеджмента, сформировавшейся на стыке управления и информатизации, обусловлено необходимостью обеспечения развития предприятия в условиях нестабильной рыночной среды и растущей конкуренции. Решение этих задач связано с необходимостью своевременного получения релевантной информации, сигнализирующей об изменениях в условиях функционирования предприятия и тенденциях изменения внешней среды.
Определения контроллинга
Авторы, придерживающиеся данной концепции, дают следующие определения контроллинга. Ю.И. Башкатова трактует контроллинг как принципиально новую концепцию управления и информационного обеспечения, под которой предлагает понимать некоторую учетно-анали-тическую систему, синтезирующую совокупность элементов учета, анализа, контроля, планирования, обеспечивая тем самым стратегическое и оперативное управление процессом достижения целей предприятия [1].
B.В. Глухов определяет контроллинг как межфункциональный инструмент управления, обеспечивающий обоснованность принимаемых руководством решений [3].
И.В. Бородушко и Э.К. Васильева понимают контроллинг как инструмент методического и информационного сопровождения процесса управления [2].
C.Г. Фалько выделяет три составляющие контроллинга [5]:
- философскую, которая подразумевает, что контроллинг представляет собой образ мышления и управленческую философию руководителей, с ориентацией на рациональное и эффективное использование ресурсов в целях долгосрочного развития предприятия;
- функциональную, которая представляет собой систему методической, инструментальной и
контроллинг как_
целостная система управления или
отдельные_
его элементы активно внедряется
на крупных_
российских_
предприятиях...
_контроллинг
_представляет
_собой систему,
обеспечивающую информационную
_поддержку
_менеджмента
_и, в первую очередь,
_процессов принятия
_управленческих
_решений
Шр
информационно-аналитической поддержки принятия решений менеджментом предприятия в ходе достижения поставленных целей, ориентированную на эффективное развитие предприятия в долгосрочной перспективе и обеспечивающую реализацию цикла управления по всем функциональным сферам и процессам посредством измерения ресурсов и результатов деятельности;
- организационную - структурное подразделение предприятия, осуществляющее функции контроллинга.
Сущность контроллинга
Обобщая вышеприведенные трактовки контроллинга, можно сделать вывод, что контроллинг представляет собой систему, обеспечивающую информационную поддержку менеджмента и, в первую очередь, процессов принятия управленческих решений.
В предпринимательской деятельности контроллинг целесообразно рассматривать как методологию, направленную на координацию функций менеджмента и контроль эффективности их реализации за счет информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений. Интегрируя в себе традиционные методы менеджмента - планирование, учет, анализ и контроль, троллинг являет собой единую систему сбора, отки, обобщения информации и обеспечения ею процессов принятия управленческих решений [4]. Важно отметить, что контроллинг предполагает наличие механизмов саморегулирования менеджмента, в частности - обратную связь в контуре управления, реализация которой обеспечивает возможность координации и корректировки управляющих воздействий в соответствии с целями деятельности и условиями ее осуществления [10].
Функционал контроллинга достаточно широк, в зависимости от широты его применения, контроллинг как система поддержки принятия управленческих решений предполагает реализацию следующих функций:
- разработка и утверждение целей, координация управленческих функций в ходе достижения поставленных целей;
российское предпринимательство, № 21(267)/ноябрь 2014
- оптимизация процессов управления и принятия управленческих решений;
- информационная, аналитическая, организационная и методическая поддержка принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности.
На многих российских предприятиях можно наблюдать ситуацию, когда, например, действующая информационная система подготовки производства не дает требуемого эффекта по причине того, что сами производственные процессы автоматизированы в гораздо меньшей степени. Нет возможности производить оперативные изменения в действующей технологии и оперативно контролировать производственные процессы.
Скорость обработки информации иногда настолько отстает от производственного темпа, что подготовленная информация уже утрачивает свою актуальность и не может быть использована для принятия управленческого решения. Особенно это проявляется при организации межфункционального взаимодействия. Низкая оперативность в ходе сбора, обработки и предоставления информации затрудняет принятие решений по сквозной корректировке отклонений фактических параметров материального потока от заданных [9].
Во многих случаях отсутствие формализованных требований к сбору информации, квалифицированно организованного учета и регулярного формирования отчетности приводит к получению случайных данных, не отражающих реального положения дел. Из-за перегруженности работников вычислительными работами допускаются ошибки в расчетах и, как следствие, - в принимаемых решениях. На их выявление и исправление требуются дополнительные затраты и время. Неупорядоченность и несистемность данных зачастую приводит к возникновению излишнего количества планово-учетной и технической информации, в результате чего затрачивается дополнительное время на поиск и обработку необходимых данных, расчет показателей. Значительный объем циркулирующей внутри предприятия документации свидетель-
контроллинг_
предполагает_
наличие механизмов
саморегулирования
менеджмента,
в частности -_
обратную связь_
в контуре управления
—скорость обработки
настолько отстает от производственного
_темпа, что
подготовленная
_информация уже
_утрачивает свою
_актуальность...
рмац
ствует о нечетком делегировании полномочий и разграничении функциональных зон ответственности, что влечет излишние затраты управленческого труда и увеличивает время, необходимое для принятия управленческих решений.
Выводы
1. Повышение эффективности управления - одна из главных задач российских предпринимательских структур, поскольку только эффективное управление открывает путь к реальному повышению конкурентоспособности и привлечению инвестиций.
2. Для повышения эффективности принимаемых управленческих решений и менеджмента предпринимательской деятельности в целом руководству компаний необходимо обратить пристальное внимание на такой перспективный инструмент менеджмента как контроллинг. Именно он интегрирует в себе тот функционал, за счет которого можно достичь необходимого уровня оперативности и качества принимаемых управленческих решений.
3. Вступление России во Всемирную торговую организацию окажет сильное воздействие на конкурентоспособность отечественных предприятий всех форм собственности. Внедрение системы контроллинга может стать действенным инструментом в борьбе за лидирующие позиции на рынке товаров и услуг.
Литература
1. Башкатова Ю.И. Контроллинг. - М.: ЕАОИ, 2009. -104 с.
2. Бородушко И.В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг. - СПб: Питер, 2006. - 192 с.
3. Глухов В.В. Менеджмент. - 3-е изд. - СПб: Питер, 2008. - 608 с.
4. Грибанов Ю.И., Ершов К.О. Информационное обеспечение системы контроллинга на промышленном предприятии // Российское предпринимательство. - 2013. - № 2.
5. Карминский А.М., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг. - 3-е изд. - М.: Инфра-М, 2013. - 336 с.
. :
российское предпринимательство, № 21(267)/ноябрь 2014
6. Нуртдинова Э.Э. Роль информационного обеспечения в предпринимательской деятельности // Креативная экономика. - 2014. - № 4.
7. Пич Г., Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки // Проблемы теории и практики управления. -2001. - № 3.
8. Пономарева Е.В. Контроллинг на предприятии. -СПб: СПбУУЭ, 2012. - 188 с.
9. Пыткин А.Н., Блаженкова Н.М. Комплексная оценка результативности хозяйственной организации на основе информации управленческого учета // Экономические и гуманитарные науки. - 2009. -№ 1. - С. 196-202.
10. Пыткин А.Н., Нечеухина Н.С. Методологические основы совершенствования учета в системе контроллинга промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 3. - С. 11-16.
Aysylu S. Kharasova
Postgraduate at the Chair of Finance and Banking, Ufa State University of Economics and Service
Controlling as the information support system for management decision-making in entrepreneurial activity
_Abstract
The article discusses the information concept of controlling for the purposes of management informatization in entrepreneurial activity. The system of controlling is proposed to be used for coordination of managementfunctions through the information and analytical support to the processes of development and making management decisions.
Keywords: management informatization, information support, controlling, entrepreneurial activity, management decision-making