Библиографический список
1. Психология подростка / под общ. ред. A.A. Реана. СПб., 2007.
2. Райан М.М. Практикум по когнитивной терапии. СПб., 2001.
3. Кото X. Японские тесты / пер. с исп. М., 2008.
4. Фопель К. На пороге взрослой жизни / пер. с нем. М., 2008.
5. Косарецшя C.B., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. СПб., 2006.
E.A. Koreneva The Technology of Training Future Teachers to work on Early Intellectual Development of Preschool Children
The pedagogical technology of preparation of the future teachers to work on early intellectual development of preschool children is presented. Special attention is given to the characteristic of its structural components.
Key words and word-combinations: future teachers' training, pedagogical technology, early intellectual development of children.
Представлена педагогическая технология подготовки будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется характеристике ее структурных компонентов.
Ключевые слова и словосочетания: подготовка будущих педагогов, педагогическая технология, раннее интеллектуальное развитие детей.
УДК 373.2 ББК 74.1
Е.А. Коренева
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО РАННЕМУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
^Одной из приоритетных целей современного дошкольного образования является воспитание и обучение, основанное на усложнении и обогащении ментального опыта каждого ребенка. Совершенствование дошкольного образования сегодня во многом связано с поиском и выбором стратегии психического, физического и нравственного развития ребенка. Оно в значительной степени зависит от обеспечения дошкольных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами.
Интерес специалистов к раннему интеллектуальному развитию детей во многом обусловлен тем, что выяснение закономерностей их психического развития может значительно углубить понимание механизма развития интеллекта и личности в целом. В то же время сегодня появилось осознание, что успехи любого общества в развитии экономики, социальной и культурной сферы в значитель-
144 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
ной мере зависят от интеллектуального потенциала и творческой активности личности. Построение новых отношений с детством становится требованием самой жизни и изменившейся парадигмы образования. Вместе с тем, анализ научной литературы, программ воспитания и образования детей дошкольного возраста, изучение массовой практики дошкольных образовательных учреждений показывают, что процесс психического развития личности в период раннего дошкольного детства не удовлетворяет запросам современного общества и требованиям личностно ориентированного образования.
В целом проблема раннего интеллектуального развития детей остается теоретически и практически не решенной. Объясняется это не только ее сложностью, но и недостаточной подготовленностью педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Возникшие противоречия между социальным заказом на формирование интеллектуально развитой личности и недостаточным вниманием современной образовательной системы к целенаправленной подготовке молодых специалистов соответствующей направленности обусловили острую необходимость в освоении и разработке специальной технологии, которая должна быть нацелена на оптимизацию процесса подготовки будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, так как используемые ранее традиционные методы обучения в вузе уже не удовлетворяют текущим запросам.
Понятие «технология» в настоящее время прочно вошло в педагогическую науку и составляет целое направление исследований [1-5], в которых содержится широкий спектр взглядов в определении данной категории и наблюдается неоднозначность в трактовках. Несмотря на разночтения, авторы едины в том, что педагогическая технология представляет собой педагогическую деятельность, имеет в качестве методологической основы системный подход, содержит и реализует на практике законы развития обучения и воспитания [6-9]. Основываясь на исследовательских разработках, следует определить авторскую технологию подготовки будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей в учебном процессе вуза как структурно-функциональное образование, которое можно представить в виде синергетической связи выделенных компонентов - целевого, содержательного, операционно-деятельностного и результа-тивно-д иагностич еского.
Учитывая теоретически обоснованные требования, а также собственный практический опыт работы в вузе, представим технологию подготовки будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста (таблица).
Целевой компонент авторской технологии состоит из одной главной цели: подготовки будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей. Он характеризуется заданным конечным результатом, исходным побудителем педагогической деятельности, которая носит системный, целенаправленный характер и является ведущим средством развития личности будущих специалистов.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 145
Педагогическая технология подготовки будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста
Целевой компонент
Формирование готовности к педагогической деятельности как цель и результат подготовки будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста
Содержательный компонент
теоретический блок практический блок творческий блок
Формирование философских, общекультурных, психолого-педагогических, предметных и специальных знаний о раннем интеллектуальном развитии детей; знание развивающих программ, технологий их применения на практике. Проведение спецкурса «Раннее интеллектуальное развитие детей: педагогические системы и программы» Формирование практических умений и навыков по раннему интеллектуальному развитию детей при применении программ и методик в рамках педагогических практик Развитие творческого потенциала у студентов при применении знаний, умений и навыков, полученных в учебном процессе вуза; стремление вносить элементы новизны и креативности с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей раннего дошкольного возраста
Операционно-деятельностный компонент
формы методы средства
Аудиторные: Имитационныге: Методические:
лекции, практические заня- проблемно-деловые игры учебники, пособия, спра-
тия, семинары, тренинги, тренинги, упражнения; ме- вочники, программы.
научные конференции. тоды ситуаций и методы Технические:
Внеаудиторныге: исследований. кино- и видеофильмы,
самостоятельное изучение Неимитационныге: компьютерные программы,
методических материалов, проблемные лекции и семи- Интернет-ресурс.
подготовка рефератов, нары; тематические дискус- Вербальныге:
курсовых и дипломных сии и «круглые столы» речь с хорошей дикцией
проектов. и произношением препо-
Выездные занятия в ДОУ давателя.
и центрах развития детей Невербальныге:
выразительные жесты
и мимика
Результативно-диагностический компонент
Достижение высокого уровня готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности по раннему интеллектуальному развитию детей
Для достижения заданного конечного результата - готовности к работе по раннему интеллектуальному развитию детей - студенты должны четко осознать цель обучения как жизненно важной задачи. Им необходимо понимать, с
146 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
помощью каких действий и способов они смогут ее достигнуть. Для этого от них требуется активно включиться в учебный процесс, накапливая знания и приобретая необходимые профессиональные умения и навыки для будущей педагогической деятельности.
Целевой компонент технологии тесно связан с личностными мотивами, которые направлены на формирование положительной учебной мотивации и побудительных моментов у будущих педагогов. Он предусматривает развитие внутренней потребности в ценностном отношении к проблемам воспитания и образования детей раннего дошкольного возраста. Целевой компонент направлен на понимание личностной и социальной значимости будущей педагогической деятельности по раннему интеллектуальному развитию детей и субъективной готовности к данной деятельности.
Содержательный компонент составляет теоретический фундамент педагогической технологии. Он включает в себя не только систему фундаментальных знаний, но и умение приобретать эти знания, навыки познавательной деятельности и творческого решения задач, необходимые для соблюдения научного подхода и целесообразности действий в подготовке будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. В содержательном компоненте представляется целесообразным выделить три логически взаимосвязанных блока: теоретический, практический и творческий, последовательно раскрывающие развитие уровней готовности к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Теоретический блок содержательного компонента несет в первую очередь развивающую функцию, то есть предусматривает усвоение теоретического и методологического материала по проблеме раннего интеллектуального развития детей. Он способствует формированию представлений о значимости и необходимости раннего интеллектуального развития детей. Усвоение студентами содержания методологических и методических дисциплин обеспечивает не только фундаментальные знания, но и условия для развития профессионально значимых качеств личности. Подготовка студентов на методическом уровне предполагает изучение современных образовательных, вариативных и альтернативных программ по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста: их структуру, содержание, ключевые положения и сравнительный анализ.
Информационное наполнение теоретического блока планируется в совместной деятельности преподавателя и студентов в учебном процессе с учетом достаточного уровня знаний и умений по изучаемой проблеме. Сам учебный процесс воспринимается при этом как стимул не только для образовательной деятельности, но и для самообразования, самовыражения и саморазвития студентов.
Практический блок содержит формирование практических умений и навыков, необходимых для работы по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, на основе полученных теоретических и методологических знаний по данной проблеме. Задачей данного блока является усиление практической подготовки студентов без снижения теоретического уровня знаний. Закрепление учебного материала, его актуализация, систематизация и владение педагогическими умениями и навыками происходит в практической
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 147
деятельности. Блок включает различные виды самостоятельной работы и заданий во время прохождения студентами педагогической практики.
Творческий блок содержательного компонента занимает важное место в реализации предлагаемой технологии и направлен на подготовку будущих педагогов, способных к творческой работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Научно-исследовательская работа, проводимая в его рамках, включает развитие у студентов творческих, нестандартных решений. Она подразумевает стремление к овладению практическими умениями и методами научного поиска, интерес к экспериментальным исследованиям по проблеме раннего интеллектуального развития детей и внедрению полученных теоретических результатов в будущую практическую деятельность.
К условиям интенсивного развития педагогического творчества можно отнести включение студентов в самостоятельную деятельность, в процессе которой они овладевают разными способами получения знаний, что позволит им находить оригинальные решения нестандартных педагогических задач. Найденные теоретические решения молодые специалисты могут применять в практической деятельности, тем самым развивая в себе такие качества, как гибкость и критичность мышления, сообразительность, самостоятельность, умение обосновывать собственное мнение.
Теоретический, практический и творческий блоки содержательного компонента технологии имеют относительную самостоятельность. В то же время они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Педагогическая деятельность студентов, которая реализуется в каждом блоке, имеет системообразующий и прикладной характер. Она направлена на выполнение конкретных целей и задач по совершенствованию готовности к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста и формирование профессионально значимых качеств личности будущих педагогов.
Операционно-деятельностныйкомпонент педагогической технологии включает в себя формы, методы и средства, реализуемые в учебном процессе, которые направлены на достижение главной цели - подготовки будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей. В основе этого компонента лежит идея воспроизводства разных форм учебных процедур, которые должны реализоваться на аудиторных и внеаудиторных занятиях.
Аудиторные формы работы традиционно используются в различных видах, таких, как лекционные, практические и семинарские занятия, консультации, работа на специальных и факультативных курсах.
Педагогическая технология подготовки будущих педагогов к работе по раннему развитию детей дошкольного возраста требует проведения не только традиционных, но и нестандартных лекций, направленных на улучшение качества подготовки будущих специалистов и оперативное решение возникающих педагогических проблем. В качестве апробированных и успешно себя зарекомендовавших примеров можно привести лекцию-дискуссию, лекцию-беседу, проблемную и проблемно-фрагментарную лекцию, лекцию с экспресс-контролем в виде пресс-конференции.
148 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Хорошие результаты дают консультации и тематические дискуссии, в ходе которых предусматривается активное моделирование предметного, социального и воспитательного содержания технологии. Основной авторской формой реализации технологии подготовки будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей стал собственный спецкурс «Раннее интеллектуальное развитие детей: педагогические системы и программы».
Внеаудиторные занятия направлены на перенос полученных знаний, умений и навыков в новые условия, например в дошкольные образовательные учреждения и центры развития детей.
Выездные тематические занятия необходимы для знакомства студентов с передовым опытом, реальным состоянием организации и планирования образовательной и воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Они позволяют изучать практическую работу руководителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений, что расценивается нами как одно из важных условий формирования профессиональных качеств будущих педагогов.
Реализация авторской технологии потребовала использование оптимального (количественного и качественного) арсенала разнообразных средств обучения: методических, технических, вербальных, невербальных, экспрессивных, инновационных.
В качестве методических средств учебного процесса нами применялись научная и учебно-методическая литература по изучаемым дисциплинам, комплексные, вариативные и парциальные программы воспитания и образования детей дошкольного возраста. Важным средством признается общение преподавателя и студентов, которое осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.
К вербальным средствам относится речь преподавателя, то есть передача информации посредством языка. В качестве единицы языка могут выступать слово, фраза, текст, сообщение. Для восприятия информации имеет значение техника речи - голос преподавателя, его дикция и звукопроизношение. К невербальным средствам общения относятся экспрессивные проявления - жесты, мимика, пантомимика, при помощи которых преподаватель выражает эмоциональное отношение к содержанию информации. Общение преподавателя и студентов осуществляется не только на аудиторных, но и на внеаудиторных занятиях, например при подготовке деловых и проблемных игр, обсуждении творческих работ, рефератов, сообщений, работе над курсовыми и дипломными проектами.
Результативно-диагностический компонент технологии предполагает достижение гарантированного результата профессиональной подготовки будущих педагогов, а именно: высокого уровня готовности студентов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей. Он призван показать эффективность выбранных форм, методов и средств реализации авторской педагогической технологии в учебном процессе вуза.
Полученный результат должен подтвердить личностное и профессиональное развитие студентов, что находит выражение в увеличении объема знаний, умений и навыков молодых специалистов.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 149
Компонент выполняет диагностическую функцию, поскольку включает контроль, рефлексию и оценку деятельности, предполагает материальные и личностные изменения будущих педагогов, их развитие, саморазвитие и самоусовершенствование, которые происходят в процессе обучения и влияют на результат. Контроль и самоконтроль заключаются в анализе выполненного, осознании и оценке студентами собственных действий, психических процессов и состояний, своевременной коррекции.
Разработанная нами технология подготовки будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста представлена в виде образовательного маршрута. Ее реализация возможна при наличии соответствующих материально-технических, организационно-управленческих условий, а также должного психолого-педагогического обеспечения. Представленная технология призвана содействовать достижению запланированного результата - повышения уровня готовности молодых педагогов к специфической профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2. С. 12-14.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
3. Кларин М.А. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.
4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб., 2001.
5. Монахов В.М. Технологические основы проектирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 1998.
7. СериковВ.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии Волгоград, 1994.
8. Смирнов С.Д. Технологии в образовании // Высшее образование в России. 1999. № 1. С.109-110.
9. Тельтевская Н.В. Формирование системы профессионально-педагогических знаний: теоретический аспект. Саратов, 2002.
150
2011 • ВЕСТНИК ПАГС