УДК 37
Тупичкина Елена Александровна
доктор педагогических наук, профессор, декан факультета дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии [email protected]
Tupichkina Elena Aleksandrovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Dean of the Preschool and Primary Education Department, Armavir State Teachers’ Training Academy [email protected]
МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
CONTENT MODEL OF TRAINING SPECIALISTS FOCUSED ON IMPLEMENTATION OF CONTINUITY IN THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL-AGE CHILDREN
Аннотация:
В статье раскрывается модель содержания подготовки специалистов, ориентированных на реализацию преемственности в интеллектуальном развитии дошкольников и младших школьников, описывающая вариативные подходы к построению содержания образования студентов в рамках основной специальности (031100 «Педагогика и методика дошкольного образования») и дополнительной специализации «Преемственность в дошкольном и начальном школьном образовании». Приводятся данные и качественные характеристики результатов, полученных в процессе внедрения разработанной модели.
Ключевые слова:
преемственность, дошкольное образование, начальное образование, подготовка специалистов, модель подготовки, преемственное интеллектуальное развитие.
Summary:
The article covers a content model of training specialists focused on implementation of continuity in the cognitive development of preschool and primary school-age children. It describes variants of approaches to modeling of educational programs within major discipline 031100 “Pedagogy and methodology of preschool education” and supplementary discipline “Continuity of preschool and primary school education”. The author gives data and qualitative description of the results, obtained during implementation of the developed model.
Keywords:
continuity, preschool education, primary education, training, training model, continual cognitive development.
В целях формирования профессиональной компетентности специалистов, ориентированных на реализацию преемственности в интеллектуальном развитии дошкольников и младших школьников, нами была разработана модель содержания подготовки, которая была реализована на факультете дошкольного и начального образования со студентами стационара, обучающимися по основной специальности (квалификация организатор-методист дошкольного образования) [1]. Разработанная модель была осуществлена в рамках двух организационных условий, вариантов профессиональной подготовки:
1) реализации основной специальности (педагог дошкольного образования);
2) реализации основной и дополнительной специализации «Преемственность в дошкольном и начальном школьном образовании».
Ниже схематично представим разработанную и реализованную модель подготовки специалистов, ориентированную на интеллектуальное развитие детей в условиях непрерывного образования (рисунок 1).
Из схемы видно, что подготовка специалистов к преемственному интеллектуальному развитию строилась в опоре на базовые курсы психолого-педагогической и специальной профессиональной подготовки, определенные государственным стандартом ВПО специальности 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования»: «Педагогика», «Психология», «Дошкольная педагогика», «Детская психология», Возрастная психология» «Методики дошкольного образования» и др.
Наряду с базовыми курсами, в целях дополнительной подготовки специалистов рассматриваемого профиля предусматривалось как общее для двух вариантов подготовки содержание учебной деятельности будущих специалистов, так и специфическое в связи с отводимыми временными рамками на профессиональную подготовку.
В качестве общего, единого содержания подготовки выступили: исследовательские задания на педагогическую практику и научно-исследовательская работа студентов. Специфическое в содержании было представлено курсом по выбору «Интеллектуальное развитие детей 5-7 лет в условиях непрерывного образования» в первом варианте подготовки и курсами дисциплин специализации «Преемственность в дошкольном и начальном образовании», предусмотренными учебным планом: «Педагогика преемствен-
ности», «Технология интеллектуально-творческого развития детей 5-7 лет» и «Информационные технологии в образовании дошкольников и младших школьников».
Модель содержания профессиональной подготовки специалистов к интеллектуальному развитию детей 5-7 лет
Рисунок 1 - Модель содержания профессиональной подготовки специалистов
Вначале раскроем содержание образования, общее для двух видов подготовки специалистов, направленное на формирование их готовности к интеллектуальному развитию детей 5-7 лет. Его основу составили базовые и элективные курсы, а также отдельные виды научно-исследовательской деятельности.
Базовый курс «Психология», который читался на факультете дошкольного образования, предоставил возможность его использования в целях формирования профессиональных знаний, определяющих вышеотмеченные компетенции. Так, особое внимание при раскрытии различных факторов, влияющих на развитие личности, уделялось аспекту интеллектуального развития и механизму как положительного, так и негативного влияния на этот процесс биологических, социальных, личностных факторов. Подчеркивалась важность собственной активности человека в развитии своего интеллекта. Студентам приводились статистические данные, свидетельствующие об общем понижении интеллектуальных возможностей жителей России, актуализировалась проблема сохранения интеллекта нации.
В рамках рассматриваемого курса, согласно образовательному стандарту, у студентов формировалось представление об интеллекте в контексте функционально-уровневого подхода к его пониманию: акцент при этом делался на изучении разноуровневых познавательных процессов.
В ходе дальнейшего изучения психологии, в рамках курса «Возрастная психология», «Практическая психология» конкретизировались знания о познавательных способностях ребенка и особенностях его интеллектуального развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Осуществлялось знакомство студентов с диагностическими методиками, выявляющими уровень интеллектуального развития ребенка. Большое внимание уделялось изучению коррекционных и развивающих технологий развития интеллектуальной сферы детей 5-7 лет. В рамках изучения курса «Педагогическая психология» особое внимание уделялось рассмотрению информационных основ обучения, управлению информационным педагогическим взаимодействием в процессе обучения.
В курсе «Педагогика» в ходе изучения вопросов, связанных с методологией педагогики, обращалось внимание на раскрытие сущности как методологических принципов: информационного подхода, непрерывности, преемственности образования, так и на представление отдельных принципов эффективного информационного взаимодействия, которые рассматривались в контексте с традиционными принципами обучения. Раскрывая проблемы дидактики, процесс обучения рассматривался как процесс информационного взаимодействия обучающего и обучающихся, имеющий ряд информационных этапов. При этом подчеркивалась специфика информационного взаимодействия и, соответственно, особенности реализации его отдельных этапов в условиях «знаниевого» и развивающего обучения. В ходе изучения темы «Методы обучения» обращалось внимание студентов на различные способы передачи информации, на использование в этих целях различных сенсорных модальностей, обосновывалась необходимость использования полимодальных техник в обучении. Данные аспекты находили уточнение и углубление в рамках преподавания курса «Дошкольная педагогика», но уже в прикладном варианте, в ориентации на детей дошкольного возраста.
Изучая раздел педагогики «Управления педагогическими системами», преподаватель делал акцент на специфике образования в условиях современного информационного общества. У студентов, рассматривавших систему образования в России, формировалось общее представление о непрерывном образовании вообще и о непрерывности дошкольного и начального школьного образования в частности, о выделении уровня «предшкольного образования». Большое внимание уделялось изучению теории управления, функций управления образовательными процессами на первоначальных этапах образования. Особое внимание уделялось управлению процессом подготовки ребенка к школе.
В содержание всех методик дошкольного образования, которые должен освоить будущий специалист, в обязательном порядке включались вопросы, раскрывающие проблему преемственности того или иного направления в обучении дошкольников и младших школьников, акцентировались ведущие направления реализации преемственности в образовательных курсах, реализуемых в ДОУ и начальной школе. Преподавателями подчеркивалась важность выстраивания воспитателем перспектив индивидуального развития ребенка, необходимость варьирования содержания, методов, форм работы по различным направлениям в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Полученные знания в ходе лекционных курсов названных выше и других предметов уточнялись и закреплялись в процессе участия студентов в семинарских занятиях. Элементарные практические умения приобретались будущими специалистами на практических и семинарских занятиях.
Целенаправленное развитие профессиональных умений, отмеченных выше компетенций, осуществлялось в процессе выполнения исследовательских заданий, выполняемых студентами на протяжении всего срока обучения в вузе, которые выносились на различные виды педагогических практик. Разумеется, в ходе пассивной непрерывной практики студенты в основном наблюдали и оценивали деятельность других педагогов, в дальнейшем могли непосредственно реализовать собственные педагогические умения. В приложении приводятся примеры вариантов таких заданий.
Формированию компетентности будущих специалистов, готовых к интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, способствовала специально организованная научно-исследовательская работа со студентами.
В нашей практике работы по подготовке специалистов рассматриваемого профиля работала проблемная группа «Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников», объединяющая студентов 3-4 курсов. В рамках данной формы работы со студентами обсуждались актуальные проблемы интеллектуального развития ребенка на этапе подготовки к школьному обучению. Пристальное внимание обращалось на особенности работы с детьми «особого педагогического внимания»: одаренными детьми, детьми, имеющими задержку в психическом развитии. Активность студентов проявлялась в подготовке рефератов по рассматриваемым проблемам, в процессе участия в дискуссиях и обсуждениях актуальных вопросов. Содержание работы проблемной группы также включало подбор диагностических методик и проведение микроисследований образовательной ситуации подготовки ребенка к школе в ДОУ, в семье, уровня его интеллектуального и творческого развития, индивидуальных особенностей восприятия информации. Центром внимания будущих специалистов были дети, посещающие студию интеллектуально-творческого развития «Буратино», работающую при факультете дошкольного и начального образования АГПА.
Существенным результатом участия студентов в работе проблемной группы явились теоретические и практические материалы к написанию курсовых и квалификационных работ, к подготовке научных публикаций. Анализ тематики данного рода исследований свидетельствует, проблема интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки ребенка к школе нашла неподдельный интерес у студентов.
Проведенные студентами исследования неоднократно представлялись на научно-практических конференциях, проводимых в АГПА. Наибольший отклик у будущих специалистов получили конференции по следующим темам: «Преемственность в дошкольном и начальном школьном образовании», «Совершенствование качества дошкольного образования: проблемы, поиски, решения». «Педагогические условия эффективности предшкольного образования» [2].
Выше отмеченные формы характеризовали работу со всеми студентами, которые получали и не получали дополнительную специализацию.
Далее покажем особенности подготовки специалистов в рамках основной специальности. В целях формирования профессиональной компетентности, как отмечалось выше, были разработаны элективные курсы. Для студентов 4 курса, которые не получали дополнительную специализацию, был разработан и реализован спецкурс «Интеллектуальное развитие детей 5-7 лет в условиях непрерывного образования», рассчитанный на 56 часов (программа спецкурса приводится в приложении). В рамках специализированного курса в ходе лекционных занятий рассматривались как общие теоретические вопросы преемственности, так и технологические аспекты реализации преемственности в интеллектуально-творческом развитии дошкольников и младших школьников.
В ходе изучения теоретических основ проблемы преемственности в дошкольном и начальном школьном образовании студенты закрепляли и уточняли имеющиеся представления о ведущих основаниях преемственности в образовании, специфике ее проявления в различных аспектах обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, расширяли свои знания посредством изучения философских, психологических подходов к определению сущности категории преемственности, а также анализа существующих организационных форм реализации непрерывного образования дошкольников и младших школьников.
Необходимо отметить, что в основу разработки содержания спецкурса был положен информационный подход. Поэтому образовательный процесс рассматривался в контексте условий современного информационного общества. В качестве основного показателя готовности ребенка к школе рассматривалась информационная компетентность дошкольника, а интеллектуально-творческое развитие ребенка - как ведущий критерий уровня сформированности информационной компетентности дошкольников и младших школьников.
Прикладной, технологический аспект реализации преемственности в интеллектуально-творческом развитии дошкольников и младших школьников включал знакомство студентов с современным программным обеспечением интеллектуально-творческого развития детей 5-7 лет. Будущие специалисты познакомились с программами и методическими пособиями, обеспечивающими развитие интеллекта, творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста, формирующими информационное представление об окружающем мире.
Особое внимание уделялось вопросам совершенствования педагогического процесса в целях повышения уровня интеллектуального развития в процессе обучения. Студенты в ходе спецкурса познакомились с видом вертикального обогащения, предполагающим реализацию в процессе обучения принципов эффективного информационного взаимодействия, и с видом горизонтального обогащения, предусматривающим введение в образовательный процесс дополнительных развивающих курсов. Будущих специалистов познакомили с разработанным нами образовательным проектом «КИТ», включающим систему преемственных программ когнитивно-информационно-творческого обогащения развития дошкольников и младших школьников.
Рассматриваемый спецкурс включал не только чтение лекций, но и проведение семинарских, практических занятий, в ходе которых закреплялось содержание лекционного материала, касающегося, прежде всего, теоретических основ преемственности. В то же время уделялось внимание выработке практических умений, освоению технологий обогащения ментального опыта детей дошкольного и младшего школьного возраста, развитию креативности, формирования у них представлений об информационной картине мира. Предусматривалось проведение и лабораторных занятий, в ходе которых будущие специалисты знакомились с учреждениями города, ориентированными на работу в условиях преемственности («Школа-Детский сад», студия интеллектуально-творческого развития «Буратино», Школа раннего развития, клуб «Развивающие игры» с целью анализа содержания и методов работы с детьми по интеллектуальному развитию на этапе подготовки к школе [3; 4].
Необходимо отметить, что в ходе лекционного курса, семинарских и практических занятий обращалось внимание на особенности работы педагога в условиях идеологии сопровождения процессов развития. Поэтому в центре внимания были методы и приемы личностно-ориентированного взаимодействия, предусматривающие учет индивидуальных особенностей, интересов и познавательных потребностей ребенка.
В завершении обучения со студентами обсуждалась проблема подготовки специалистов к интеллектуальному развитию детей в условиях преемственности дошкольного и начального школьного образования. Определялись ведущие показатели готовности - профессиональные компетенции специалиста к рассматриваемому виду деятельности как совокупность профессиональных знаний и умений, обеспечивающих готовность педагога к эффективному информационному взаимодействию; к профессиональной деятельности в условиях преемственности дошкольного и начального школьного образования; к интеллектуальному развитию детей 5-7 лет. В заключение в соответствии с выделенными компетенциями, студентами был осуществлен самоанализ своей готовности к рассматриваемому направлению работы педагога. Полученные результаты проведенного самообследования в сопоставлении с экспертными оценками преподавателя свидетельствуют об эффективности проведенного спецкурса, подчеркивают его теоретико-практическую значимость.
Более эффективной, как свидетельствуют полученные данные, явилась подготовка специалистов дошкольного образования к интеллектуальному развитию детей, реализуемая в рамках дополнительной специализации «Преемственность в дошкольном и начальном школьном образовании». Учебный план данной специализации был составлен таким образом, что подготовка к интеллектуальному развитию детей входила в его содержание в качестве составной части - подготовки студентов к работе в условиях преемственности дошкольного и начального школьного образования.
На основе изучения функций деятельности педагога, работающего в условиях преемственности ДОУ и школы, в учебный план были включены курсы психологического, педагогического и технологического цикла.
Психологический блок деятельности определялся необходимостью знаний особенностей психического развития и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отсутствие полноты психологических знаний данного направления, как свидетельствует педагогическая практика, затрудняет реализацию идей преемственности в работе ДОУ и школы, делает низкопрофессиональной работу педагога в комплексе «ДОУ - начальная школа». С учетом того, что в рамках основной специальности у студентов в достаточной степени формируются психологические знания в области особенностей развития детей дошкольного возраста, в учебный план специализации был введен курс «Психология младшего школьника». Учитывая ориентацию дошкольного и начального школьного образования на развивающее обучение, в данный блок учебного плана был включен курс «Технология интеллектуально-творческого развития детей 5-7 лет в обучении».
Содержание педагогического блока обуславливалось особенностями организации педагогического процесса в ДОУ и начальной школе. Здесь уделялось большое внимание общим вопросам преемственности в обучении в рамках курса «Педагогика преемственности», «Преемственность в воспитательной работе и организации досуга детей». С учетом современной образовательной среды ДОУ и начальной школы в учебный план вошел курс «Информационные технологии в образовании дошкольников и младших школьников» [5; 6; 7].
Поскольку педагог должен владеть техникой организации различных видов деятельности, в ходе раскрытия содержания данных курсов особое внимание уделялось вопросам интеграции игровой и учебной деятельности в процессе образования дошкольников и младших школьников. В центре внимания были также вопросы, связанные с идеологией сопровождения развития, методами и приемами личноориентированного взаимодействия педагога и детей.
Технологический блок обусловлен необходимостью владения педагогом содержанием учебного материала различных образовательных областей, которое осваивается детьми в период дошкольного детства и младшего школьного возраста (прежде всего в первом классе), а также методами, приемами и средствами трансляции познавательной информации на различных возрастных этапах. Курсы, вошедшие в данный блок, предполагают рассмотрение вопросов, связанных с преемственностью в содержании преподавания: математики, русского языка, ознакомления с окружающим миром и т.д.
В ходе реализации дополнительной специализации содержание деятельности педагога по интеллектуальному развитию детей в условиях непрерывного образования раскрывалось в двух блоках: психологическом и педагогическом в рамках курсов: «Психология младшего школьника», «Технология интеллектуально-творческого развития детей 5-7 лет в обучении» (психологический блок дисциплин), «Педагогика преемственности», «Информационные технологии в образовании дошкольников и младших школьников» (педагогический блок дисциплин).
Диагностика профессиональной компетентности будущих специалистов свидетельствует, что разработанная нами модель содержания подготовки специалистов, представленная в двух вариантах, обеспечивает в достаточной мере готовность педагогов к преемственному интеллектуальному развитию детей 5-7 лет. Сравнительный анализ результатов показал, что подготовка специалистов к преемственному интеллектуальному развитию детей в условиях дополнительной специализации оказалась более эффективной.
Ниже приведем количественные результаты сформированности психолого-педагогической компетентности студентов, участвовавших в экспериментальном исследовании.
Таблица 1 - Средние уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих специалистов (подготовка в рамках основной специальности)
Вид компетенции Профессиональные знания, умения Начало ОЭР Конец ОЭР Динамика Общая динамика
Компетенция, обеспечивающая готовность педагога к эффективному информационному взаимодействию Профес. знания 1,95 3,17 1,22 1,10
Профес. умения 1,76 2,75 0,99
Компетенция, обеспечивающая готовность педагога к профессиональной деятельности в условиях преемственности дошкольного и начального школьного образования Профес. знания 1,93 3,06 1,13 1,07
Профес. умения 1,88 2,91 1,02
Компетенция, обеспечивающая готовность педагога к интеллектуальному развитию детей 5-7 лет Профес. знания 1,95 2,99 1,04 0,95
Профес. умения 1,78 2,65 0,87
Итоговые результаты: 1,87 2,92 1,04 1,05
Из таблицы видно, что все составляющие профессиональной компетентности получили определенную динамику развития. Наибольшую динамику получила профессиональная компетенция, обеспечивающая готовность педагога к эффективному информационному взаимодействию (1,10). Более низкую динамику - профессиональная компетенция, обеспечивающая готовность педагога к интеллектуальному развитию детей (0,95). Естественно, что динамичнее формировались профессиональные знания, нежели
умения, поскольку больше времени в системе подготовки занимали лекционные и семинарские занятия. К сожалению, у студентов не было достаточной возможности закрепить полученную информацию на практике. В среднем уровень профессиональной компетентности к концу опытной работы достиг почти третьего (2,92) уровня, то есть уровня, при котором профессиональные знания имеются, но они поверхностные, умения выражены достаточно.
Далее обратимся к результатам экспертных оценок, полученных в ходе диагностики студентов, обучавшихся в рамках дополнительной специальности. Итоговые количественные данные по результатам опроса приведены в таблице ниже. Конкретная информация по каждой профессиональной компетенции, касающейся профессиональных знаний или профессиональных умений, также дана в приложении.
Таблица 2 - Средние уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих специалистов (подготовка в рамках дополнительной специализации)
Вид компетенции Профессиональные знания, умения Начало ОЭР Конец ОЭР Динамика Общая дина- мика
Компетенция, обеспечивающая готовность педагога к эффективному информационному взаимодействию Профес. знания 1,90 3,40 1,50 1,44
Профес. умения 1,80 3,19 1,38
Компетенция, обеспечивающая готовность педагога к профессиональной деятельности в условиях преемственности дошкольного и начального школьного образования Профес. знания 3,01 3,48 1,47 1,43
Профес. умения 1,90 3,30 1,40
Компетенция, обеспечивающая готовность педагога к интеллектуальному развитию детей 5-7 лет Профес. знания 1,90 3,29 1,39 1,38
Профес. умения 1,75 3,14 1,38
Итоговые результаты: 1,41
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что все составляющие профессиональной компетентности также получили динамику развития. Почти одинаковую динамику получили профессиональная компетенция, обеспечивающая готовность педагога к эффективному информационному взаимодействию (1,44) (первый вариант подготовки - 1,10) и компетенция, обеспечивающая готовность педагога к профессиональной деятельности в условиях преемственности дошкольного и начального школьного образова-ния(1,43) (первый вариант подготовки - 1,07). Более низкую динамику - профессиональная компетенция, обеспечивающая готовность педагога к интеллектуальному развитию детей (1,38) (первый вариант подготовки - 0,95). В процессе данного варианта подготовки динамичнее усваивались профессиональные знания, нежели умения, поскольку в рамках дополнительной специализации не удалось выделить необходимого количества часов на проведение лабораторных занятий, где формировались бы профессиональные умения. К сожалению, у студентов не было достаточной возможности закрепить полученную информацию на практике. В среднем уровень профессиональной компетентности к концу опытной работы достиг третьего уровня (3,14) (первый вариант подготовки - 2,92) то есть уровня, при котором профессиональные знания начинают характеризоваться полнотой, а умения проявляться достаточно.
Мы полагаем, что достигнутый уровень компетентности для подготовки специалистов в рамках вуза является достаточно хорошим, поскольку наивысшего 5 уровня сформированности профессиональных знаний и умений, как мы полагаем, можно достичь специалисту, имеющему опыт работы с детьми и занимающемуся самообразованием.
Таблица 3 - Сравнительная динамика развития различных видов профессиональной готовности
Типы компетентности Готовность к информационному взаимодействию Г отовность к реализации преемственности Г отовность к интеллектуальному развитию
Вид подготовки Проф. знания Проф. умения Проф. знания Проф. умения Проф. знания Проф. умения
Подготовка в рамках основной специальности 1,22 0,99 1,13 1,02 1,04 0,87
1,10 1,07 0,95
Подготовка в рамках дополнительной специализации 1,55 1,38 1,47 1,40 1,39 1,38
1,46 1,43 1,38
Сравнение отдельных видов профессиональной готовности специалистов к реализации интеллектуального развития детей в условиях преемственности дошкольного и начального школьного образования, позволяет сделать следующие выводы. В рамках подготовки в условиях основной специальности наибольший рост получила динамика готовности к информационному взаимодействию с детьми (1,10), наименьшую - готовность к интеллектуальному развитию (0,95). Аналогичная тенденция сохраняется и в условиях второго вида подготовки, то есть дополнительной специальности, соответственно - 1,46 и 1,38.
Анализ проделанной работы и беседы со студентами позволили осмыслить обозначенную динамику. Значительный рост по первому виду готовности объясняется тем, что данному вопросу уделялось большое внимание не только в процессе чтения спецкурса, но и в рамках базовых психологопедагогических дисциплин, заложенных государственным стандартом высшего педагогического образования. Меньшую динамику по сравнению с другими получила характеристика аспекта готовности к интеллектуальному развитию детей, хотя в целом показатель по данному направлению работы весьма эффективный. Это объясняется тем, что само направление деятельности по содержанию представляет собой достаточную сложность, поскольку предполагает значительный объем теоретических знаний в области проблемы интеллекта, вообще, и интеллектуального развития детей 5-7 лет, в частности, а также и профессиональных умений, связанных с диагностикой и технологией развития интеллектуальных способностей у детей. Видимо, подготовка по данному направлению должна требовать больших временных затрат, предполагать практическую работу студентов с детьми.
В целом формирование профессиональной компетентности в области интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, как видно из таблицы, где продемонстрирована общая динамика ее роста, можно рассматривать эффективным по всем видам подготовки (с преимущественным перевесом второй). Количественные данные динамики средних показателей свидетельствуют, что за время профессиональной подготовки по рассматриваемым параметрам в среднем каждый студент поднялся более чем на один уровень, то есть знания стали более полными, умения более устойчивыми (таблица 3).
Из данной и других таблиц, приведенных выше, видно количественное и качественное преимущество результатов, полученных в результате работы со студентами в рамках дополнительной специализации.
Таблица 4 - Итоговые результаты общей динами развития профессиональной компетентности специалистов
Вид подготовки Динамика изменений Общая динамика изменений
Подготовка в рамках основной специальности 1,04 1,23
Подготовка в рамках дополнительной специализации 1,42
Для выявления репрезентативности полученных данных был проведен статистический анализ роста уровня сформированности профессиональной компетентности у будущих специалистов в рамках основной специальности и дополнительной специализации при помощи определения критерия р (Фишера).
Таблица 5 - Значениям процентных долей по Фишеру
Г руппы есть эффект Нет эффекта Суммы
Кол-во % Кол-во %
1 группа 51 86,4 % 8 13,6 % 59
2 группа 23 39 % 36 61 % 59
сумма 74 44 118
Полученным значениям процентных долей соответствуют следующие значения р: ф(8б,4%)=2,386, Ф2(39%)=1,349. Вычислим значение р при П1=П2=59:
\п . п 159 ■ 59 /3481
Р* = (Р - Р2) ■. = (2,386 -1,349) ■ —— = 1,037 =1,037 ■ 5,43 = 5,63 ■
У п + п *59 + 59 V 118
Найдем критические значения:
Следовательно, р*ф= I1,64 (р - °,°5), а полученному результату р*эмп.=5,63 соответствует р-0,001.
\ 2,31 (р < 0,01)
То есть, р*эмп>р*кр.., т.к. 5,63 > 2,31. Значит, Но отвергается, принимается Н1.
Таким образом, в результате применения критерия Фишера, предположение о более высоких результатах в группе студентов, обучающихся в рамках дополнительной специализации (группа 1) подтверждается, так как значения показателя эффективного роста, в группе 1 больше, чем в группе 2. Данные количественные результаты доказывают репрезентативность сделанных выводов об эффективности проведенной работы со специалистами в рамках разработанной системы подготовки по дополнительной специализации «Преемственность в дошкольном и начальном школьном образовании». Педагог, у которого сформированы вышеотмеченные профессиональные компетенции, обеспечивающие его готовность к интеллектуальному развитию детей 5-7 лет в условиях преемственности, успешно справится с реализацией разработанной программы обогащения интеллекта дошкольников и младших школьников [8].
В заключении отметим, что разработанная модель и принцип построения содержания, а также процесса формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов в области преемственного интеллектуального развития детей 5-7 лет могут быть успешно реализованы и в процессе подготовки учителей предшкольного образования и переподготовки педагогических кадров, ориентированных на работу в условиях преемственности дошкольного и начального образования.
Ссылки:
1. Тупичкина Е.А. Проектирование технологии преемственного интеллектуального развития детей 5-7 лет: теория и практика: монография. Армавир, 2005.
2. Тупичкина Е.А., Зибарова Ю.Э. Модель психолого-педагогического сопровождения предшкольной подготовки в условиях сельской школы. Ежегодник: «Перспектива-2010»: сборник научных статей студентов. Выпуск I / науч. ред. А.А. Вартумян; отв. ред. И.Б. Соколова. Армавир, 2011. С. 26-33.
3. Тупичкина Е.А. Программно-методическое обеспечение формирования основ интеллектуальной культуры. Международный научно-практический конгресс «6-е славянские педагогические чтения» // Славянская педагогическая культура. 2007. № 6. С. 181-186.
4. Тупичкина Е.А. Современные подходы к реализации преемственности образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в педагогической теории и практике. Вестник АГПУ // Педагогика и психология. 2007. № 2. С. 60-64.
5. Тупичкина Е.А. Информационные основы дидактики: монография. Армавир, 2004.
6. Тупичкина Е.А. Проблемы современного педагогического процесса с информационной точки зрения // Педагогическая информатика. 2003. № 3. С. 64-74.
7. Тупичкина Е.А. Программно-методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка // Детский сад от А до Я. 2009. № 1 (37). С. 76-89.
8. Тупичкина Е.А. Проектирование технологии ...
References (transliterated):
1. Tupichkina E.A. Proektirovanie tekhnologii preemstvennogo intellektual'nogo razvitiya detey 5-7 let: teoriya i praktika: monograph. Armavir, 2005.
2. Tupichkina E.A., Zibarova Y.E. Model' psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya predshkol'noy podgotovki v uslovi-yakh sel'skoy shkoly. Ezhegodnik: «Perspektiva-2010»: sbornik nauchnykh statey studentov. Issue I / sci. ed. A.A. Var-tumyan; ex. ed. I.B. Sokolova. Armavir, 2011. P. 26-33.
3. Tupichkina E.A. Programmno-metodicheskoe obespechenie formirovaniya osnov intellektual'noy kul'tury. Mezhdunarodniy nauchno-prakticheskiy kongress «6-e slavyanskie pedagogicheskie chteniya» // Slavyanskaya pedagogicheskaya kul'tura. 2007. № 6. P. 181-186.
4. Tupichkina E.A. Sovremennie podkhody k realizatsii preemstvennosti obrazovaniya detey doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta v pedagogicheskoy teorii i praktike. Vestnik AGPU // Pedagogika i psikhologiya. 2007. № 2. P. 60-64.
5. Tupichkina E.A. Informatsionnie osnovy didaktiki: monografiya. Armavir, 2004.
6. Tupichkina E.A. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo protsessa s informatsionnoy tochki zreniya // Pedagogicheskaya informatika. 2003. № 3. P. 64-74.
7. Tupichkina E.A. Programmno-metodicheskoe obespechenie intellektual'nogo razvitiya sovremennogo rebenka // Detskiy sad ot A do Ya. 2009. № 1 (37). P. 76-89.
8. Tupichkina E.A. Proektirovanie tekhnologii ...