Научная статья на тему 'Технология педагогической поддержки профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта'

Технология педагогической поддержки профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / FUTURE SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Людмила Марковна

Представлены результаты проведенного исследования по использованию технологии педагогической поддержки профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта. Выявлены особенности профессий данной сферы на современном этапе социально-экономического развития российского общества и определены педагогические условия, необходимые для самоопределения молодежи в выборе профессий сферы физической культуры и спорта. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the study on the use of technology of pedagogical support of professional self-determination of future specialists in the field of physical culture and sports are presented. Peculiarities of professions of this sphere at the current stage of social and economic development of Russian society are identified and teaching conditions necessary for young people self-determination in the choice of professions in the sphere of physical culture and sports are defined. High efficiency of the developed technology is proved experimentally.

Текст научной работы на тему «Технология педагогической поддержки профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2012, №1

УДК 378:796

Технология педагогической поддержки профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта

Л.М. Уварова

Представлены результаты проведенного исследования по использованию технологии педагогической поддержки профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта. Выявлены особенности профессий данной сферы на современном этапе социально-экономического развития российского общества и определены педагогические условия, необходимые для самоопределения молодежи в выборе профессий сферы физической культуры и спорта. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.

Ключевые слова: технология педагогической поддержки, профессиональное самоопределение, будущие специалисты.

The results of the study on the use of technology ofpedagogical support ofprofessional self-determination of future specialists in the field of physical culture and sports are presented. Peculiarities of professions of this sphere at the current stage of social and economic development of Russian society are identified and teaching conditions necessary for young people self-determination in the choice of professions in the sphere of physical culture and sports are defined. High efficiency of the developed technology is proved experimentally.

Key words: technology of pedagogical support, professional self-determination, future specialists.

В период внутренних преобразований и интеграции российского общества в мировой цивилиза-ционный процесс значительно повысилась роль сферы физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала общества, его духовного и физического здоровья, повышении уровня и качества жизни населения, умножении престижа страны на мировой арене. В новых условиях изменяется и заказ работодателя на специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, социально и профессионально мобильных, обладающих высокой культурой межличностного общения и нравственными ценностями. Все это предъявляет новые требования к профессиональному самоопределению будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта как важнейшему условию качественных изменений и в образовании, и в обществе. В связи с этим исследование педагогических путей формирования профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта становится предметом особого внимания.

На сегодня в отечественной и зарубежной философской, психологической, педагогической и социологической науках сложились свои подходы к пониманию феномена профессионального самоопределения молодежи. Почти все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение,

УВАРОВА Людмила Марковна - начальник Центра карьеры СВФУ 8(9142)71-11-58.

являясь неотъемлемой частью личностного развития, неразрывно связано с проблемами поиска смысла жизни и является процессом согласования жизненных планов, склонностей, способностей и ценностных ориентаций с экономическими условиями и социально обусловленными возможностями для реализации этих планов.

Процесс профессионального самоопределения всегда индивидуален, поскольку он представляет собой часть личностного самоопределения, нахождения будущим специалистом своего призвания. Критерием его эффективности оказывается удовлетворенность своим трудом [1].

Выбор подрастающим поколением жизненного пути и профессии осуществляется под воздействием многочисленных объективных и субъективных, внешних и внутренних, управляемых и стихийных, природных и социальных факторов. Наследственность, физические свойства организма в значительной степени обусловливают поиск растущим человеком будущей профессии, выбор своей жизненной траектории, исходя из возможностей организма. Вместе с тем на формирование жизненного и профессионального самоопределения молодежи существенное влияние оказывают внутренние психологические особенности самой личности и факторы внешней среды [2].

Содержание вышеприведенного определения высвечивает двусторонность явления профессионального самоопределения: с одной стороны, в нем присутствует тот, кто выбирает (субъект), с дру-

гой - то, что выбирают (объект). И субъект, и объект обладают огромным набором характеристик, чем и объясняется неоднозначность рассматриваемого явления. Данное обстоятельство требует взвешенного подхода и корректной оценки профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта (учащиеся общеобразовательных школ, УОР, воспитанники ДЮСШ, обучающиеся высших учебных заведений). Поиск оптимальных психолого-педагогических форм воздействия на ориентацию молодежи в отношении профессий сферы физической культуры и спорта, в том числе студенческой, требует разработки адекватных методик формирующего влияния на профессиональное самоопределение с учетом многообразных факторов реальной действительности.

На практике возможность решения этой проблемы видится, в частности, в формировании профессионального самоопределения молодежи в отношении профессий сферы физической культуры и спорта (учитель физкультуры для дошкольных и школьных учреждений; тренер по виду спорта; преподаватели физической культуры учреждений НПО, СПО и ВПО; профессиональный спортсмен; работник спортивного сооружения; инструктор-методист; инструктор-массажист; работник аппарата спорткомитета; организатор физкультурно-оздоровительного центра; руководитель (менеджер) городских, загородных и парковых центров массового отдыха; управляющий (инструктор) туристических баз и молодежных лагерей; специалист лечебно-гигиенической физкультуры; тренер детских и юношеских спортивных команд и др.). В самой постановке проблемы профессионального самоопределения приоритет отводится личностному аспекту в его взаимодействии с социальной средой. До настоящего времени нет четкого разграничения в определении духовного фактора и связанного с ним рационального поведения. Тем самым затруднен поиск оптимальных психолого-педагогических условий, а также технологий педагогической поддержки профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта.

Отсутствие разработанных моделей и алгоритмов педагогической поддержки для эффективного формирующего воздействия на профессиональное самоопределение будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта осложняет работу по организации единой профориентацион-ной системы, объединяющей школу, вуз и работодателей; не позволяет вырабатывать достоверные планы комплектования высших учебных заведений физической культуры и спорта; не способствует помощи в трудоустройстве выпускников вузов в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности в специалистах.

Педагогическую поддержку профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта мы определили как построение ценностно-смысловой системы личности, а также корректирование ее жизненных и профессиональных перспектив. Формирование профессионального самоопределения, в котором отражены представления о смысловом и временном профессиональном будущем, рассматривается в исследовании как основная результативная характеристика самоопределения молодежи.

Как свидетельствует проведенное исследование, сущность профессионального самоопределения будущих специалистов сферы физической культуры и спорта представляет собой сознательный акт по выявлению и утверждению личностной позиции относительно выбора соответствующего направления профессиональной подготовки. Содержание профессионального самоопределения включает в себя: осведомленность о мире профессий в области физической культуры и спорта, путях их выбора, способах освоения профессий, самоанализ и самооценку собственных сил в освоении специальности, надлежащее трудоустройство по специальности и закрепление по месту работы.

Проведенное исследование позволило установить структуру профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта, включающую в себя три компонента: базисный, аксиологический и результирующий. Подобная структура представляет собой единство системы ценностей, присвоенных личностью в процессе социализации и профессионализации, составляющих базис её ценностных ори-ентаций, культуры, рефлексивной самоорганизации, детерминирующей поведение.

Базисный компонент представляет собой образовательную и потенциальную психологическую основу при выборе молодежи профессий сферы физической культуры и спорта. Ядром данного компонента являются осведомленность о выбранной профессии и предрасположенность к ней. Ценностно-нравственный компонент дает возможность осознанного принятия решения о целесообразности выбора профессии сферы физической культуры и спорта. В контексте аксиологии ценность рассматривается как часть человеческого бытия, имеющая абсолютное значение для человека и способствующая развитию его личности. Ценностные ориентации выступают в качестве регуляторов поведения, поскольку именно на их основе личность выбирает те или иные социальные установки в качестве целей конкретной деятельности в конкретной ситуации [3]. Важно подчеркнуть, что интеллектуальные, духовные, профессиональные ценности становятся потребностью личности при условии, если педагогический процесс организуется как процесс их интериоризации. Ре-

УВАРОВА

зультирующий компонент представляет собой профессиональную направленность студента вуза физической культуры и спорта на выбор специальности сферы физической культуры и спорта. Профессиональная направленность студента вуза основана на его мировоззрении, устойчивой системе внутренних осознанных побуждений к выбору своей профессии, цели, установках, перспективах и стремлении реализовать себя в данной сфере.

В результате опроса респондентов нами была определены организационно-педагогические условия, способствующие профессиональному самоопределению будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта (табл.1), на основе которой была разработана технология педагогической поддержки профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта (табл.2).

Выявленные организационно-педагогические условия были апробированы в условиях реального непрерывного образовательного процесса в течение 8 лет: ДЮСШ №5 (3 года) и высшего учебного заведения в течение полного учебного цикла профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту (5 лет). В эксперименте участвовали студенты (97 человек) Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета. В состав экспериментальной и контрольной групп вошли студенты, обучающиеся в разных академичес-

ких группах; на начало эксперимента участники по уровню профессионального самоопределения не различались (Р<0,05).

Во время экспериментальной работы изменилась мотивационная сфера студентов. В частности, в значительной мере стала осознаваться и осмысливаться личная склонность к будущей профессиональной деятельности. Это проявилось в том, что в экспериментальной группе большое количество студентов осмыслило свою профессию как способ реализации способностей, саморазвития и организованности. Увеличилось число студентов, которые осознали требования к будущей профессии, интеллектуальным способностям и физической выносливости. Если в контрольной группе, где нами не проводилась работа в течение 8 лет по формированию профессионального самоопределения, личная склонность к будущей профессиональной деятельности характеризовалась 4,7 балла, то в экспериментальной - 8,5 балла (по 10-балльной системе). Показатели профессиональной направленности важны, так как мотивацион-ная направленность личности оказывает содействие оптимизации процесса профессионального самоопределения.

Использование различных форм работы по данной технологии формирования профессионального самоопределения (информирование о профессиях сферы ФКиС, участие в соревнованиях, деловые и спортивные игры, совмещенные тренировки по

Т а б л и ц а 1

Организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта

Значимость Педагогические условия Ранговый показатель,%

1 Педагогическое руководство самоопределением молодежи в отношении профессий сферы физической культуры и спорта 18, 4

2 Проведение спортивных массовых мероприятий с учащимися общеобразовательных учреждений, в том числе с учащимися УОР и воспитанниками ДЮСШ 15, 3

3 Профориентационная деятельность вузов физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях, УОР и ДЮСШ 10, 3

4 Формирование секций по различным видам спорта в ДЮСШ, специализаций по отдельным видам в УОР 9, 3

5 Создание профильных классов со спортивным направлением и спортивных секций в общеобразовательных школах 8, 9

6 Участие учащихся общеобразовательных школ, УОР и воспитанников ДЮСШ в спортивных соревнованиях 8, 3

7 Постоянный мониторинг физического, психологического, общеобразовательного уровня учащихся школ, УОР, воспитанников ДЮСШ 6, 3

8 Разработка методики измерения роста уровня профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта 6, 0

9 Применение личностно-ориентированного подхода к профессиональному самоопределению будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта 5, 5

10 Разработка комплекса мероприятий по развитию профессиональной направленности студентов вузов физической культуры и спорта 4, 5

11 Создание условий для эффективной помощи по трудоустройству выпускников вузов физической культуры и спорта 4, 0

12 Повышение уровня методической подготовки специалистов, осуществляющих педагогическое руководство профессиональным самоопределением будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта 3, 5

Т а б л и ц а 2

Технология формирования профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта

Этапы Цель этапа Содержание этапа Формы работы

Диагностический Создание условий для выбора профессий сферы ФКиС Проведение профориентацион-ной работы с учащимися общеобразовательных школ и УОР, воспитанниками ДЮСШ Информирование о профессиях сферы ФКиС

Профориен-тационный Выявление желающих посвятить себя профессиям сферы ФКиС Шефская работа вуза, организаций-работодателей с учащимися общеобразовательных учреждений и УОР, воспитанниками ДЮСШ Соревнования, деловые и спортивные игры, совмещенные тренировки по видам спорта, учебно-лагерные сборы

Мониторинговый Определение годных к учебе в вузах ФКиС Прогнозирование эффективности будущей профессиональной деятельности среди потенциальных кандидатов на обучение в вузах ФКиС Создание методики априорной оценки эффективности проводимых мероприятий

Моделирующий Моделирование особенностей профессиональной деятельности в сфере ФКиС Моделирование будущей профессиональной деятельности Раскрытие особенностей профессиональной деятельности в сфере ФКиС

Коррекци-онный Оценка каждого студента Психолого-педагогическое сопровождение студентов во время обучения в вузе ФКиС с развитием профессиональной направленности Помощь в адаптации к условиям обучения в вузе; поддержание мотивации к учебе и занятиям спортом; развитие профессиональных качеств; актуализация профессиональных интересов и перспективных планов

Итоговый Помощь в трудоустройстве Проведение встреч с организациями-работодателями, организация ярмарок профессий, распределение выпускников Формирование ценностно-смысловой стороны профессионального самоопределения, определение профессиональных планов и намерений студентов, развитие способностей через углубленное изучение основных предметов цикла ОПД и СД в ходе преддипломной практики

видам спорта, учебно-лагерные сборы, помощь в адаптации к условиям обучения в вузе; поддержание мотивации к учебе и занятиям спортом, развитие профессиональных качеств; актуализация профессиональных интересов и перспективных планов, лекции, семинары и другие виды, имеющие профессиональную направленность), обсуждение критериев социально-психологического профессионального самоопределения, применение тестовых задач заметно повлияли на активизацию видов педагогической деятельности, которые содействовали более эффективному профессиональному самоопределению будущих специалистов по физической культуре и спорту. Также отмечается прирост количества студентов, занимающихся научно-исследовательской работой по специальности, профессиональным самообразованием, самовоспитанием, регулярно оценивающих свои профессиональные знания. Показатель успеваемости студентов (средний балл) экспериментальной группы по спецдисциплинам - 8,8 баллов, по психолого-педагогическим - 8,3 балла.

Это обусловлено тем, что глубокое усвоение учебного материала студентами рассматривается не как конечная цель своей деятельности, а как необходимый способ достижения вершин профес-

сионального мастерства, что проявилось в высоком качестве знаний (87,1%).

Таким образом, можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии педагогической поддержки профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта.

Литература

1. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2007. - 496 с.

2. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материалов этнопедагогики народа саха). - М.: Academia, 2000. - С.174.

3. Мутырова А. С. Педагогическая система профори-ентационной работы вуза в условиях непрерывного образования: автореф. ... канд.пед.наук. - Астрахань, 2008. - С.22.

Поступила в редакцию 10.07.2011, в окончательном варианте 16.11.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.