ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ ЮНОШЕЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОЙ ПРОФЕССИИ ОФИЦЕРА-СВЯЗИСТА
Дмитрий Анатольевич Кузнецов, соискатель,
Военная академия связи,
Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по использованию технологии педагогического руководства самоопределением юношей в отношении профессии офи-цера-связиста. Выявлены особенности военной профессии на современном этапе реформирования Вооруженных Сил России и определены педагогические условия, необходимые для самоопределения молодежи в выборе профессии офицера-связиста. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.
Ключевые слова: технология педагогического руководства; военная профессия; самоопределение молодежи; офицеры-связисты.
THE TECHNOLOGY OF THE PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF SELFDETERMINATION OF YOUNG MEN ON THE MILITARY TRADE OF THE
OFFICER-SIGNALMAN
Dmitry Anatolevich Kuznetsov, the competitor,
Military academy of communication,
St.-Petersburg
Abstract
In work results of carried out research on use of technology of a pedagogical management by self-determination of young men on a trade of the officer-signalman are presented. Features of a military trade at the present stage of reforming of Armed forces of Russia are revealed and the pedagogical conditions necessary for self-determination of youth on a choice of a trade of the officer-signalman are certain. High efficiency of the developed technology is experimentally proved.
Keywords: technology of a pedagogical management; a military trade; self-determination of youth; officers-signalmen.
Существующее в настоящее время состояние системы военнопрофессиональной ориентации молодежи вызывает беспокойство. В связи с этим исследование путей формирования высоких духовных запросов и ценностных ориентиров для выбора военной профессии становится предметом особого внимания.
Исследование отечественного и зарубежного опыта военно-профессиональной ориентации молодежи требует взвешенного подхода и корректной оценки. Поиск оптимальных психолого-педагогических форм воздействия на военно-
профессиональную ориентацию молодежи, в том числе студенческой, требует разработки адекватных методик формирующего влияния на выбор военной профессии с учетом многообразных факторов реальной действительности.
На практике возможность решения этой проблемы видится, в частности, в самоопределении молодежи в отношении военной профессии. В самой постановке проблемы профессионального самоопределения приоритет отводится личностному аспекту в его взаимодействии с социальной средой. До настоящего времени нет четкого разграничения в определении духовного фактора и связанного с ним рационального поведения. Тем самым затруднен поиск оптимальных психолого-педагогических условий, а также технологий педагогического руководства в целях военнопрофессионального выбора.
Отсутствие разработанных моделей и алгоритмов педагогического руководства для формирующего воздействия осложняет работу специалистов по организации и проведению рекламной кампании, не позволяют вырабатывать достоверные долгосрочные и краткосрочные планы комплектования военных учебных заведений и войск
достойным контингентом. Не менее актуальна эта проблема и для вузов войск связи.
Педагогическое руководство самоопределением молодежи в отношении военной профессии мы определили как построение ценностно-смысловой системы личности, а также корректирование ее профессиональных перспектив. Формирование личной военно-профессиональной перспективы, в которой отражены представления о смысловом и временном профессиональном будущем, рассматривается в исследовании как основная результативная характеристика самоопределения молодежи.
Как свидетельствует проведенное исследование, сущность самоопределения юношей в отношении военной профессии представляет собой сознательный акт по выявлению и утверждению собственной позиции относительно выбора воинской специальности.
Содержание профессионального самоопределения включает в себя: осведомленность о мире военных профессий, путях их выбора, способах освоения военных профессий, самоанализ и самооценку собственных сил в освоении воинской специальности.
Проведенное исследование позволило установить структуру самоопределения юношей в отношении военной профессии, включающую в себя три компонента: базисный, аксиологический и результирующий.
Таблица1
Ранговая структура педагогических условий, необходимых для самоопределения ________юношей в отношении военной профессии офицера-связиста (п=71)__________
Значимость (ранговое место) Педагогические условия, необходимые для самоопределения юношей в отношении профессии связиста Ранговый показатель, %
1 Поэтапное педагогическое руководство самоопределением юношей в отношении военной профессии офицера-связиста 18,2
2 Проведение военно-ориентированных массовых мероприятий с молодежью общеобразовательных учреждений 15,8
3 Осуществление постоянной связи общеобразовательных учреждений с вузами войск связи 10,8
4 Включение элементов начальной военной подготовки в содержание общего образования 9,8
5 Расширение осведомленности о военной профессии офицера-связиста 8,9
6 Имитация элементов военной деятельности для самооценки юношей 8,3
7 Создание военно-лицейских классов 6,7
8 Постоянный мониторинг физического, психологического, общеобразовательного уровня учащихся школ, гимназий, лицеев и других образовательных учреждений 6,0
9 Разработка методики измерения роста уровня профессионального самоопределения юношей в выборе военной профессии 5,5
10 Применение личностно-ориентированного подхода к самоопределению юношей в отношении военной профессии офицера-связиста 4,5
11 Разработка комплекса мероприятий по развитию профессиональной направленности у курсантов вузов войск связи 4,0
12 Повышение уровня методической подготовки специалистов, осуществляющих педагогическое руководство самоопределением юношей в отношении военной профессии связиста 3,5
Базисный компонент представляет собой образовательную и потенциальную психологическую основу при выборе юношами военной профессии. Ядром его является осведомленность о выбранной военной профессии и природная предрасположенность юноши к ней.
Аксиологический компонент дает возможность осознанного принятия решения
о целесообразности выбора военной профессии.
Результирующий компонент представляет собой профессиональную направленность юноши на выбор воинской специальности.
Профессиональная направленность юноши основана на его мировоззрении, устойчивой системе внутренних осознанных побуждений к выбору военной профессии, цели, установках, перспективах и стремлении реализовать себя в данной сфере.
В результате опроса респондентов нами была определена ранговая структура педагогических условий, необходимых для самоопределения юношей в отношении военной профессии офицера-связиста (табл. 1), на основе которой была разработана технология педагогического руководства самоопределением юношей в отношении профессии офицера-связиста (рис. 1).
ЭТАПЫ ЦЕЛЬ ЭТАПА СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА МЕРОПРИЯТИЯ
и
«Диагно- стичес- кий» Создать условия для самоопределения каждого юноши на выбор профессии Проведение профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений Мероприятия по расширению осведомленности о военной профессии офицера-связиста
и
«Профо- риентацио н-ный» Выявить желающих посвятить себя профессии офицера-связиста Проведение военно-шефской работы вуза войск связи с учащимися общеобразовательных учреждений Слёты, военноспортивные игры, организация тренировок по военно-прикладным видам спорта, сборы военно-патриотической направленности
и
«Монито- ринго- вый» Определить годных к учебе, службе в вузах войск связи по разным показателям Прогнозирование эффективности будущей военнопрофессиональной деятельности среди потенциальных кандидатов на обучение в вузах войск связи Создание методики априорной оценки эффективности проводимых мероприятий
и
«Модели- рующий» Моделирование особенностей военно-профессиональной деятельности офицера-связиста Проведение различных действий, связанных с моделированием будущей военно-профессиональной деятельности Работа военно-исторических обществ. Проведение в вузах войск связи «Дней открытых дверей» и мероприятий, раскрывающих особенности ВПД
и
«Коррек- цион- ный» Оценить каждого юношу, поступившего в вуз войск связи и провести коррекцию в его самоопределении на военную профессию Психолого-педагогическое сопровождение курсантов во время обучения в вузе войск связи с развитием военнопрофессиональной направленности на офицерскую службу Целенаправленное развитие профессиональных качеств офицера-свя-зиста. Проведение профилактических мероприятий по поддержанию мотивации к учебе и службе в войсках связи
Рис. 1. Технология педагогического руководства самоопределением юношей в отношении военной профессии офицера-связиста
Проведенный опрос офицеров Вооруженных Сил России и командиров разных рангов позволил выявить специфические особенности военной профессии, которые отражаются в ее функциях, содержании, условиях функционирования, а также требованиях к физической, интеллектуальной, духовной и психофизиологической сферам субъектов отдельных воинских специальностей.
Функции военной профессии достаточно многообразны: защита, насилие, освобождение, управление, проектирование, познание военно-профессиональных вопросов.
Содержание военной профессии также многообразно, однако, как показало проведенное исследование, есть общие черты, которые отличают любого военного специалиста от остальных. К ним относятся: умение анализировать ситуацию; проводить сравнение и аналогии; вырабатывать и принимать обоснованные самостоятельные решения. Главным специфическим условием осуществления воинской деятельности, как отметили респонденты, является преодоление трудностей воинской службы в силу большого разнообразия решаемых задач и их специфики.
Из апробированных в педагогической практике подходов к диагностике личностных качеств абитуриентов, ориентированных на выбор воинской профессии, выявлены блочные и мотивационно-динамические методики изучения личности как наиболее отвечающие поставленным целям и технологичности применения в школьной практике. Их сочетание позволило обосновать технологию педагогического руководства самоопределением в военной профессии офицера-связиста и проверить на практике стратегию пролонгированной психолого-педагогической диагностики развития будущего курсанта военного вуза, личностных качеств абитуриента, необходимых для формирования адекватного самоопределения молодежи в отношении военной профессии.
Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии педагогического руководства самоопределением юношей в выборе военной профессии офицера-связиста (табл. 2).
Таблица 2
Результаты опытно-экспериментальной работы по саморазвитию профессионально важных качеств курсантами первого курса _________________________(по 5-балльной шкале)________________________
Группа профессионально важных навыков КГ ЭГ
Изме рение Разность Изме рение Разность
I II 1 Р I II 1 Р
1. Личностные 3,10±0,04 3,19±0,04 1,57 0,05 3,07±0,05 3,47±0,05 5,71 0,01
2. Интеллектуальные 3,17±0,04 3,27±0,04 1,75 0,05 3,15±0,05 3,71±0,06 3,13 0,05
3. Психофизиологические 3,21±0,05 3,34±0,05 1,88 0,05 3,17±0,05 3,47±0,07 3,75 0,05
4. Физиологические 3,35±0,04 3,37±0,06 0,41 0,05 3,2±0,05 3,42±0,05 3,28 0,05
5. Физические 3,32±0,05 3,53±0,06 2,33 0,05 3,19±0,05 3,83±0,08 3,55 0,05
Кроме того, динамика отношения курсантов к службе в войсках связи в экспериментальной группе была достоверно лучше, чем в контрольной. Так, поступление в академию связи посчитали ошибкой по окончании эксперимента в КГ 11% курсантов, а в ЭГ таких было лишь 5%. И, наоборот, желание служить даже в случаях больших затруднений различного характера высказали 70% опрошенных ЭГ и только 55% КГ.
Объективным показателем высокой эффективности разработанной технологии педагогического руководства самоопределением юношей в отношении военной профессии офицера-связиста служили отзывы на выпускников из войск. Положительных отзывов на выпускников ЭГ было на 17% больше, чем на выпускников КГ.
ВЫВОД
Разработанная технология педагогического руководства самоопределением юношей в отношении военной профессии офицера-связиста показала высокую эффективность, что позволило в значительной степени сократить количество курсантов, отчисляемых из вуза по причине нежелания продолжать обучение в нем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. - М. : Изд- во Московского гос. ун-та, 1998. - 208 с.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие / Э.Ф.
Зеер. - М. : Академия, 2007. - 240 с.
3. Переверзева, И.В. Технология психолого-педагогического сопровождения профессионального развития преподавателей по физическому воспитанию вузов / И.В. Переверзева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 3 (25). - С. 57-60.
4. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация : учеб. пособие / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М. : Академия, 2007. - 496 с.
5. Сыченков, О.В. Актуальность исследования проблем воинского воспитания курсантов вузов / О.В. Сыченков // Сборник научных статей и докладов итоговых научных конференций слушателей, курсантов и соискателей института за 2004-2006 гг. / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2006. - С. 81-83.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Светлана Владимировна Литовкина, аспирант,
Магнитогорский государственный университет (МаГУ) г. Магнитогорск
Аннотация
В работе рассматриваются отдельные вопросы реализации модели формирования контрольно-оценочных умений у студентов университета.
В качестве условий формирования контрольно-оценочных умений у студентов вуза используются решение учебно-познавательных задач и организация социального диалога между вузом и предприятиями.
Ключевые слова: модель, студент вуза, самостоятельная работа.
FORMING OF CONTROLLING AND MARKING SKILLS WITH UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF INDIVIDUAL WORK
Svetlana Vladimirovna Litovkina, the post-graduate student,
Magnitogorsk State University,
Magnitogorsk
Abstract
The article deals with some aspects of using a model aimed at forming
controlling and marking skills with university students. Comprehensive tasks and a social dialogue between an enterprise and a university are the terms of forming the necessary skills.
Keywords: model, the student of high school, independent work.
До настоящего времени проблема развития контрольно-оценочных умений у студентов в процессе их самостоятельной работы не получила достаточного теоретического и эмпирического обоснования.
Взаимосвязь самоконтроля и самооценки определяется самой сущностью самооценки как феномена, который занимает важнейшее место в формировании самосознания, в становлении его регулирующей функции и в структуре учебной деятельности. Исходя из этого, под «контрольно-оценочными умениями» мы понимаем вид умений, дающих человеку возможность своевременно обнаружить и оценить положительные и отрицательные результаты своей деятельности с перспективой дальнейшего ее улучшения. Контрольно-оценочные умения являются стимулом для постановки новых учебных задач и продолжения учения, дают возможность человеку реализовать свои способности, интересы, создать условия для личностного развития и повышения социального статуса в обществе.
Формирование умений самоконтроля и самооценки у студентов делает обучение посильным, обеспечивает активную позицию субъекта учения, процесс овладения знаниями становится интересным, что способствует формированию личности, готовой