Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение педагога по физической культуре и спорту как основа модернизации физкультурного образования'

Профессиональное самоопределение педагога по физической культуре и спорту как основа модернизации физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фазлеев Н. Ш.

Автор рассматривает самоопределение как субъективную основу реформирования профессионального образования по физической культуре и спорту. Данная статья содержит: анализ противоречий, трудностей, ошибок самоопределения молодежи к профессии педагога по физической культуре и спорту; структуру качеств личности как его системообразующего фактора; оптимальный процесс самоопределения; типологию самоопределения к профессии педагога по физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение педагога по физической культуре и спорту как основа модернизации физкультурного образования»

Фазлеев Н.Ш.

Казанский государственный финансово-экономический институт

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор рассматривает самоопределение как субъективную основу реформирования профессионального образования по физической культуре и спорту. Данная статья содержит: анализ противоречий, трудностей, ошибок самоопределения молодежи к профессии педагога по физической культуре и спорту; структуру качеств личности как его системообразующего фактора; оптимальный процесс самоопределения; типологию самоопределения к профессии педагога по физической культуре и спорту.

В последние годы специалисты достаточно пристальное внимание уделяют проблемам модернизации и реформирования профессионального физкультурного образования [2; 3; 4; 6; 8; 9; 10; 11 и т. д.].

По какой траектории будет реформироваться, модернизироваться и развиваться образование по физической культуре и спорту, во многом зависит от самоопределения учителя.

Смысл самоопределения заключается в том, чтобы удерживать и развивать идеальный план (ценности), а посредством этого пе-реструктурировать собственное мышление, нормы деятельности и, в конечном счете, социальные отношения (В.К. Имакаев, С.И. Краснов).

В процессе профессионального самоопределения должен совершаться переход от одного качественного состояния (и уровня развития) личности к другому. В результате такого перехода должна изменяться вся система взаимоотношений будущего педагога по физической культуре и спорту с окружающей действительностью.

Этот переход связан со следующими преобразованиями:

- переход от коллективного труда в среде сверстников к индивидуальному профессиональному самоопределению;

- переход от «субъект-субъектных» отношений, сложившихся совместно с другими в учебной деятельности, к отношениям «субъект-объектным», организованным при помощи взрослых в области освоения профессии;

- переход от аналитико-синтетического понимания действительности к абстрактно-логическому, обобщенному и целостному знанию;

- переход от внешней формы выражения дружбы и товарищества, построенной на эмоциональных контактах, к внутренней, основанной на духовно-деловой профессиональной общности, совпадении взглядов, оценок и суждений;

- переход от негативизма и замкнутости в сфере общения со сверстниками к готовности установить со взрослыми содержательный диалог, необходимый для эффективного поиска профессиональных идеалов и формирования мировоззрения;

- переход от практицизма, ориентированного на оперативное решение задач текущего момента, к стратегическому проектированию своего будущего.

Мы полагаем, что понятие «самоопределение» должно являться одним из ключевых для личностно-профессионального развития будущего педагога, оно позволяет описывать, проектировать и организовывать «реальность», во-первых, педагогического управления учебной деятельностью, во-вторых, самоизменения (физического, профессионального, личностного) студента (поскольку в этом случае все процедуры самоопределения принципиально рефлексивны) вплоть до культурных форм самоорганизации. Кроме того, категория самоопределения конкретизирует в педагогике принцип природосо-образности, культуросообразности, активности и сознательности как механизм их реализации и поэтому сама является принципом педагогической деятельности.

В данном случае речь идет о включении человека в деятельность, для чего будущий педагог должен понять нормы (требования) будущей деятельности, актуализировать свои

потребности, соотнести свои потребности с предлагаемыми нормами и принять решение о «вхождении» в деятельность, взяв на себя ответственность подчиняться этим требованиям. Самоопределение произошло, и потенциальный деятель «входит» в деятельность и осуществляет ее.

В образовательных проектах, в основе которых лежит культурно-ценностное самоопределение педагогов, в идеальном случае выстраивается личностно-профессиональная траектория, соответствующая ценностям педагога и той социокультурной ситуации, в которой ему приходится действовать.

Оптимально процесс профессионального самоопределения школьника, решившего стать педагогом по физической культуре и спорту, представляется таким образом:

- ученик познает свои способности в процессе учебной, спортивной и общественной деятельности;

- сопоставляя их с требованиями будущей специальности, он оценивает свою пригодность к ней;

- на основе оценочных суждений происходит формирование физкультурно-педагогических намерений старшеклассника;

- выпускник реализует эти намерения, поступая на факультет физической культуры.

Центральным, системообразующим компонентом самоопределения является комплекс качеств личности педагога по физической культуре и спорту, который становится профессионально значимым в процессе профессиональной педагогической деятельности. Данные качества образуют следующую структуру:

- мотивационная готовность студента к осуществлению профессиональной педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта;

- механизмы саморегуляции, обеспечивающие гармоничное сочетание духовного, интеллектуального и физического в процессе личностно-профессионального саморазвития студента;

- знания, умения, способности, необходимые для осуществления педагогической деятельности средствами физической культуры и спорта;

- познавательные механизмы целостного духовно-физического освоения студентом сферы физической культуры в процессе использования его потенциала в ходе личностно-профессионального развития и педагогической деятельности.

Проведенные нами исследования позволяют установить, что мотивация выбора профессии педагога по физической культуре и спорту носит весьма поверхностный характер. При выборе профессии наиболее типичны следующие ошибки:

- предрассудки в оценке престижности профессии педагога, физической культуры как социокультурного явления;

- оценка профессии по неопределенному представлению о ней (перенос положительного или отрицательного отношения к человеку - представителю данной профессии на профессиональную деятельность в целом);

- увлеченность внешней стороной профессии (соревнования, спортивные праздники) при игнорировании ее будничной, повседневной стороны;

- спортивная доминанта в ущерб педагогической составляющей;

- выбор профессии под влиянием товарищей, «за компанию».

Наиболее трудным в настоящее время для молодого человека оказывается проблема выбора профессии, связанная с происходящей в обществе сменой приоритетов. Дело в том, что зачастую наиболее значимые мотивы выбора профессии (например, достижение материального благополучия в будущем) оказываются неадекватными представлениям о возможностях личности при обучении, потенциале профессиональной деятельности. Возникает дисбаланс между требованиями профессии и представлениями о ней, способностями обучающегося, объективными возможностями достижения цели. Преодолеть этот дисбаланс помогают личностные качества личности.

Существенное влияние при этом на развитие интереса и мотивов труда (творческого во особенности) оказывают также и другие факторы:

- организация труда (конкретная постановка задач; четкое определение видов и

объемов труда с учетом особенностей личности; перспектива роста, стимулы);

- содержание труда (интеллектуальная насыщенность деятельности; наличие ситуаций затруднения; применение средств, облегчающих трудовую деятельность);

- результаты труда (объективная оценка труда; общественная значимость продукта деятельности; количественные и качественные показатели).

В связи с этим можно обратиться к типологии самоопределения будущего педагога [1]:

1. Самоопределение к своей деятельности (самоопределение к позиции быть учеником; самоопределение к локальному действию (мыследействию); самоопределение к системе действий (мыследействий); самоопределение к системе деятельности (мыследе-ятельности)).

2. Самоопределение к рефлексии (самоопределение к себе рефлексирующему; самоопределение к отдельным рефлексивным процедурам; самоопределение к знаниям, полученным в рефлексии (осмысление слоя практического действия); самоопределение к знаниям, осмысленным и критериально оформленным в рефлексии).

3. Самоопределение к культуре мышления и деятельности (самоопределение к себе как культурному деятелю и мыслителю; самоопределение к культурным нормам мышления и деятельности).

4. Самоопределение к педагогической деятельности (самоопределение к педагогу как занимающему определенное функциональное место; самоопределение к локальному действию педагога; самоопределение к системе действий педагога; самоопределение ко всей деятельности педагога; самоопределение к результатам педагогической деятельности).

5. Самоопределение к педагогической рефлексии (самоопределение к проекту педагогических действий; самоопределение к основанию педагогического проектирования; самоопределение к педагогу как к Человеку и Профессионалу).

6. Самоопределение к системе «ученик -педагог» (самоопределение к целостному функциональному «видению» учебной и педагогической деятельности; самоопределе-

ние к себе как к Ученику и Человеку; самоопределение к отношениям в системе «учитель - ученик»).

В процессе формирования профессионального самоопределения возрастает значение таких педагогических подходов, которые учитывают и усиливают функцию социальной защищенности студентов. В основе самоопределения педагога находится ситуация наличия или отсутствия образовательных ценностей.

В современных социально-экономических условиях возникает целый ряд противоречий в сфере профессионального самоопределения.

Среди противоречий можно выделить следующие:

1. Противоречия между спросом на квалифицированный труд специалистов по физической культуре и спорту и личностными особенностями молодежи, включающейся в рыночные отношения и стремящейся к достижению материального благополучия наиболее быстрым путем.

2. Противоречие между склонностью и способностью к данной профессии и необходимостью «выживания» в рыночных условиях.

3. Противоречие между недостаточным составом личностных качеств, необходимых для овладения профессией педагога по физической культуре и спорту, и ярко выраженной мотивацией к овладению ею.

4. Противоречие между недостаточной мотивацией учащихся к данной профессии и наличием личностных качеств для успешного овладения ею (наши исследования показали, что до 50% студентов к концу обучения теряют интерес к своей профессии).

5. Противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной).

Негативные тенденции, проявившиеся в обществе и, соответственно, в сфере воспитания и образования в последние десятилетия ее функционирования, вызвали значительный крен в формировании социальной активности молодежи [12]. Отклонения проявились и в профессиональном самоопределении молодежи, они коснулись:

- психолого-педагогический сферы. Среди серьезных противоречий, которые необходимо преодолевать современной системе подготовки будущего учителя физической культуры, есть одно, требующее особенно глубокого анализа, поскольку затрагивает саму концепцию принятой системы обучения. Суть противоречия: задача педагогического вуза и колледжа - сформировать творческую личность будущего учителя - предполагает выявление и развитие уникальной и неповторимой творческой индивидуальности будущего учителя, но реализуется она в системе массового обучения. Но если сам процесс обучения носит массовый характер, то неизбежна во многом типовая структура управления.

В то же время, обучая студентов, преподаватели сталкиваются с нетрадиционными проблемами организации учебного процесса, специфика которого определяется особенностями формирования личности обучаемых. Основные из них: низкая мотивация к учебе (в том числе и в связи с неопределенностью в состоянии здоровья); недостаточный уровень самоконтроля и самодисциплины, вызванный заниженными требованиями школьных учителей и родителей; неумение работать в группе, скованность и самоуглубленность; несоответствие между большим количеством информации и уровнем физиологического состояния обучаемого и т. п.;

- будущей профессиональной деятельности подростков - основного вида их социально-общественной деятельности. Понижение статуса педагогической деятельности, педагога, учителя физической культуры в современном обществе.

Наши исследования показывают, что лишь 19,1% респондентов относят преподавателей российской школы к среднему слою среднего класса; 60% опрошенных определяют место педагога в социальной структуре российского общества на уровне низшего класса.

Сами преподаватели считают рейтинг своей профессии в обществе выше среднего -10,9% и соответствующим среднему уровню престижности среди других профессий, требующих высшего образования, - 30%. Одно-

временно 58,2% респондентов указали на недопустимо низкий уровень престижа и привлекательности профессии преподавателя.

Престижными для многих стали те сферы, которые обеспечивали им наименьшие затраты физической и интеллектуальной энергии и наибольшее благополучие во взрослой жизни.

Важным фактором, определяющим формирование профессионального самоопределения, является коммерциализация отношений в обществе, в том числе и в сфере физической культуры [5]. По существу, происходит замена профессиональной карьеры -предпринимательской, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Вызывает тревогу смещение ориентации молодых людей от общественно-производственной к предпринимательской, коммерческой сфере (по данным наших исследований, 56,4% старшеклассников изъявляют желание стать предпринимателями). Часто желания и стремления этих молодых людей идут вразрез с их способностями, о которых они сами имеют лишь приблизительное представление;

- организационно-управленческих аспектов профессиональной подготовки будущих педагогов (на уровне взаимодействия социальных институтов, отдельных подразделений учебных заведений, межличностного коммуникативного взаимодействия педагогов).

Опыт показывает, что выпускники педагогических учебных заведений затрудняются в практическом использовании теоретических знаний, так как в процессе профессиональной подготовки педагогическая практика не осмысливается студентами с позиции теории, а усвоение ими теоретических сведений не стимулируется потребностями в их практическом воплощении.

Одна из причин указанных несоответствий заключается в том, что теория подается в логике развития тех или иных наук, а практика требует использования знаний в иной логике - логике решения практических задач.

Преодоление существующих трудностей в настоящее время во многом зависит от орга-

низации учебно-воспитательного процесса в конкретном учебном заведении, компетентности его преподавательского состава.

Научно обоснованная, истинно учебная дисциплина - это целостное единство ее компонентов: информативного (научного) и учебного (интегрального, управляющего, «процессуального»). Суть учебной дисциплины «Физическая культура» состоит во взаимосвязи и взаимодействии этих компонентов для формирования культуры здоровья обучаемых.

На наш взгляд, можно говорить, что учебная дисциплина как целостность и ее содержание - это принципиально разные понятия. Они соотносятся как целое и часть. Исходя из этого, мы считаем, что в традиционной системе педагогического образования произошла подмена учебной дисциплины «Физическая культура» ее содержанием.

В результате такой подмены традиционная учебная дисциплина «потеряла» все интегральные характеристики: интегральные цели, функции и структурный компонент, обеспечивающий достижение интегральных целей формирования культуры здоровья. Это ее корневая «болевая точка», создающая основной «барьер» для интеграции физического воспитания с остальными компонентами профессиональной подготовки.

Необходимо подчеркнуть, что господство в вузе только двигательной функции дисциплины «Физическая культуры» есть прямое следствие функционирования в образовании традиционной концепции учебной дисциплины. В итоге - в профессиональном образовании процветает феномен «разрывности мышления», когда знания студентов и выпускников не управляют их действиями на практике. То есть когда понятия, законы и другие положения изученных дисциплин они могут рассказать, дать определения по памяти. Но осознанно, грамотно и аргументированно востребовать и использовать эти знания как научно-практические «ориентиры-критерии» для обоснования и выполнения профессиональнопедагогической деятельности - не могут;

личностного аспекта. Анализ реальных процессов подготовки учительских кадров

по физической культуре позволил нам выделить основной недостаток - разрыв между отдельными этапами и компонентами личностно-профессионального становления педагогов. Этот недостаток проявляется в нескольких аспектах: большинство абитуриентов поступает в педагогические учебные заведения, не имея по существу подлинного представления о профессии педагога по физической культуре и спорту; между средними и высшими педагогическими учебными заведениями отсутствует преемственная взаимосвязь, предполагающая непрерывность профессиональной подготовки и исключающая дублирование [7]; отсутствует система мер, стимулирующая самостоятельное принятие педагогических решений на основе имеющихся у молодых учителей знаний и поиск, в случае необходимости, этих знаний в процессе самообразования.

Отставание системы педагогического образования от социально-педагогического заказа на подготовку высококвалифицированных педагогических кадров объясняется: во-первых, тем, что в традиционной системе профессиональной подготовки учителей господствует валовой подход; во-вторых, тем, что в подавляющем большинстве педагогических учебных заведений не ведется системная и научно обоснованная работа по формированию у будущих учителей основ педагогической культуры; в-третьих, отсутствием в педагогических учебных заведениях условий, методик, педагогических технологий, необходимых для достижения этой цели.

Практика оказания помощи студентам и молодым педагогам в их духовном, физическом и профессиональном самоопределении обнажает целый ряд препятствующих факторов: слабое проявление или даже полное отсутствие психологической готовности к самоопределению (размыты идеалы, склонности, интересы и т. д.); недостаточная технологическая подготовленность к самоопределению (низкий уровень знаний, умений, навыков); слабое развитие психических процессов (воля, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции, память); а также недостатки биопсихического характера (темперамент, патологические свойства и др.); отсут-

ствие практических навыков самоуправления (самоанализ и планирование самоопределения, самоорганизация, самоконтроль, саморегулирование).

Все эти препятствующие факторы обращены к структуре личности и позволяют ус-

тановить материал для моделирования объекта управления в системе профессионального самоопределения личности.

Безусловно, компенсация выявленных деформаций требует комплексного системного решения на самом высоком уровне.

Список использованной литературы:

1. Бикмухаметов Р.К. Физическое воспитание в педагогическом колледже: Учебно-методическое пособие. - Казань: РИЦ «Школа», 2002. - 68 с.

2. Давиденко Д.Н., Пономарев Г.Н. Размышления о понятиях и сущности образования в области физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2004. №5. С. 52 - 55.

3. Захаров А.А. Проблемы и перспективы развития университетского образования в области физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2003. №5. С. 50 -52.

4. Костюченко В.Ф. Размышления о подготовке и переподготовке кадров и не только об этом // Теория и практика физической культуры. 2002. №3. С. 51 - 54.

5. Кузин В.В. Оптимизация управления отраслью «Физическая культура и спорт» в России в рыночных условиях // Теория и практика физической культуры. 2000. №6. С. 54 - 58.

6. Курдюков Б.Ф. Модернизация учебного процесса в вузе физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2004. №8. С. 16 - 17.

7. Латыпов И.К. Непрерывное профессиональное образование в сфере физической культуры: состояние, проблемы и перспективы // Теория и практика физической культуры. 2004. №9. С. 50 -52.

8. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 2003. №12. С. 13 - 16.

9. Маслов В.И., Зволинская Н.Н. Высшее физкультурное образование сегодня и завтра // Теория и практика физической культуры. 2003. №12. С. 40-44.

10. Петров П.К. Система подготовки будущих специалистов физической культуры в условиях информатизации образования: Автореф. док. дис. Ижевск, 2004. - 50 с.

11. Синявский Н.И. Реализация национально-регионального компонента в подготовке педагогов по физической культуре и спорту в системе высшего образования // Теория и практика физической культуры. 2004. №6. С. 17 - 20.

12. Утишева Е.В. Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы. Автореф. док. дис. СПб., 1999. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.