3. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в вышей школе. Саратов: ИЦ «Наука», 2009
4. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Туракулова Феруза Аминовна, Махмудова Озода Юлдашевна
Узбекистан, г.Коканд, КГПИ
В данной статье раскрыта технология организации и проведения образовательных мероприятий в период педагогической практики.
Авторы изложили цели организации и проведения образовательных мероприятий, а также дали проект содержания мероприятия.
В выводах авторов подобные образовательные мероприятия, являются одним из основных видов развития интеллектуальных способностей учащихся общеобразовательных школ, побуждают интерес к знаниям, способствуют более глубокому усвоению материала, а также помогают бу-душему педагогу спланировать отдельные внеклассные мероприятия.
Педагогическая практика является основной движущей силой учебного процесса, где будущий педагог впервые полученные теоретические знания может применить на практике. В настоящее время накоплен большой опыт успешного проведения студентами квалификационной педагогической практики.
Исходя из опыта преподавателей Кокандского Государственного педагогического института, приведем проект внеклассного мероприятия, организованное студентами-практикантами факультета математики
Данное мероприятие проходило в форме игры, местом проведения кото -рой был спортивный зал.
Участники игры - учащиеся двух пятых классов, из числа которых были сформированы две команды. Каждая команда имела капитана и состояла из команды девочек и команды мальчиков, остальные учащиеся - болельщики. Каждой команде предстояло сначала пройти эстафету, а затем выполнить определённое математическое задание.
Главная цель мероприятия - пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету.
Задачи мероприятия:
• способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды "любителей математики";
• повысить уровень математического мышления;
• пропаганда здорового образа жизни.
Внеклассное мероприятие по математике "Математическая спартакиада"
Цели:
образовательные:
• расширить круг знаний учащихся;
• раскрыть межпредметную связь математики и физической культуры;
• способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных ситуациях;
воспитательные:
• воспитание у учащихся инициативности, смекалки;
• развитие доброжелательного отношения друг к другу;
• развитие умения управлять своим поведением, следовать требованиям коллектива;
развивающие:
• нацелить на сотрудничество и творчество;
• повысить познавательный интерес к математике и здоровому образу жизни;
• научить умению логически мыслить, анализировать и обобщать;
I. Организационный момент
II. Актуализация. Вступительное слово учителя.
Станет ли кто в наше время отрицать, что человек должен быть здоров и интеллектуально развит. Чтобы быстро бегать, хорошо играть в теннис, метко стрелять по мишеням надо много тренироваться. Но и для развития умственных способностей тоже необходимы упражнения - это математические задачи, ведь не случайно саму математику называют гимнастикой ума.
На сегодняшней "Математической спартакиаде" вы посоревнуетесь не только в ловкости, силе и сноровке, но и в умении решать задачи, применяя смекалку и сообразительность.
Как сказал Блез Паскаль: "Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным".
Немного истории
Спарта - город-государство, находящееся на территории современной Греции.
Основное занятие жителей - подготовка к военным действиям в целях обороны своего маленького государства. исходя из этого, каждый житель должен был обладать превосходной физической подготовкой. Дисциплинированность и ясность ума - главное для человека, так считали спартанцы. Поэтому, наряду с физической подготовкой, много времени уделялось счету (т.е. развитию математических способностей). Тот, кто владел математикой , тот умело вел бой, т.к. смекалка и точный расчет помогали выиграть время и спасти жизни многих воинов.
итак, мы начинаем нашу математическую спартакиаду.
III. Представление членов жюри, помощников. Объявление правил оценки команд.
За каждый правильный ответ даётся жетон стоимостью 1 ум. Победителем считается команда, набравшая большее количество "умов".
IV. Представление команд.
V. Приуетстуие команд.
VI. Разминка команд.
В качестве разминки командам предлагается отгадать загадки [4]. Вопросы командам девочек:
1. Живут два друга, Глядят в два круга. (глаза или очки)
2. Две сестрёнки - две плетёнки из овечьей шерсти тонкой. Как гулять - так одевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (варежки) Вопросы командам мальчиков:
1. Растёт дуб, у него 12 суков, 52 ветки, на каждой ветке по 7 листьев. (год, 12 месяцев, 52 недели, 7 дней)
2. 101 брат и все в один ряд Вместе связаны стоят. (изгородь)
VII. Конкурс команд Эстафета "Ведение мяча" Задание: Занимательный квадрат [4]. Вопрос командам девочек:
В этом квадрате нужно разместить еще числа 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы в сумме получилось число 6._
1 3 1 2
1 1 2 3
1 2 3 1
ОтЕ ет
Вопрос командам мальчиков:
Расставить в клетках квадрата числа 1, 4, 6, 7, 8, 9 так, чтобы в сумме получилось число 15._
6 1 8
7 5 3
2 9 4
Ответ
Задание: Ребусы [4] Вопрос командам деуочек:
Р1а
Ответ: родина.
Вопрос командам мальчиков:
Ответ: нагар.
Задание: Глядя на чертёж [4] Вопрос командам девочек:
Сколько всего треугольников и четырехугольников вы видите на этом чертеже?
Ответ: треугольников - 4, четырехугольников - 6. Вопрос командам мальчиков:
Сколько треугольников и четырехугольников на чертеже?
Ответ: треугольников - 8, четырехугольников - 6 Задание: Логические задачи [4] Вопрос командам девочек: Какой круг лишний?
Г7'
г7
г" 1Г\
Ответ: 2-й.
Вопрос командам мальчиков:
Какое число надо поставить в пустую клетку таблицы?
3 5 7 9
9 25 49 ?
Ответ: 81.
Эстафета "Каракатица" Задание: "Задачи-смекалки"
Вопрос командам девочек: "Возможна ли солнечная погода?" Если поздней осенью в 10 часов вечера идёт дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода?
Ответ: нет, т.к. будет 10 часов вечера.
Вопрос командам мальчиков: "Закрывают ли магазины?"
Магазины при десятичасовом рабочем дне открываются в 8 часов утра и закрываются в 7 часов вечера. Закрывается ли магазин на обеденный перерыв?
Ответ: Да, т.к. с момента открытия до момента закрытия проходит 11 часов, а не 10.
VIII. Конкурсы болельщиков
Кроссворд
Задание: Разгадай кроссворд и узнай название науки, которая помогла древним египтянам построить их пирамиды [3].
/\
"Л ^^ ^^ ^ ^^ г^ ^^
^
Вопросы к кроссворду:
1. Квадрат, луч, точка - каждый из них ... Ещё бывает в шахматах.
2. Место, в котором одна точка принадлежит двум прямым.
3. Замкнутый след от циркуля.
4. Родина цифр: Х, С, Д, В и т.п.
5. Его границы охраняют две точки.
6. За их количество отвечает вторая цифра в трёхзначном числе.
7. Самая высокая точка горы. Ещё бывает у треугольника.
8. С его помощью находят ответ.
9. Чтобы правильно решить пример нужно все действия привести в ... Ещё он должен быть на твоём письменном столе.
Ответы: 1 Фигура, 2 Пересечение, 3 Окружность, 4 Рим, 5 Отрезок, 6 Десяток, 7 Вершина, 8 Решение, 9 Порядок. Ключевое слово: геометрия.
IX. Конкурс капитанов "Попади в корзину" [2]
Задание: Решить задачу "Какое число я задумал".
Я задумал число, прибавил к нему 12, полученную сумму умножил на 3 и получил 48. Какое число я задумал? Ответ: 4.
X. Подведение итогов игры:
• объявляется команда-победитель;
• члены команд получают сладкие призы.
Слово учителя:
Наша игра подошла к концу. Всем большое спасибо за участие! Хочу закончить наше мероприятие словами из стихотворения С.Маршака "Пожелание друзьям".
Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье, Оно для дальнего пути -Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет, Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Даётся нам не дёшево.
Исходя из опыта проведения внеклассных мероприятий по предмету в игровой форме, можно заключить, что такие мероприятия способствуют приобретению у учащихся навыков принятия решения в разнообразных ситуациях, воспитанию инициативности; являются средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности, формируют у детей познавательный интерес. Математические игры вызывают у учащихся положительное отношение к внеклассным занятиям по математике, а следовательно, и к математике в целом.
Список литературы
1. Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности. Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. - М: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1996. -176с., 324 илл.
2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл.сред.шк. - 5-е изд. - М: Просвещение, 1988. -160с.: ил.
3. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся нач.школы. - М: Просвещение, 1980. - 127с.,ил.
4. Шарыгин и.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб.пособие для 5-6 кл. общеобра-зоват. учреждений. - М.: Просвещение