УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗЕ
© 2016
Одарич Ирина Николаевна, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Актуальность статьи определяется появлением и внедрением в области градостроительства новых строительных технологий, техники, механизмов и конструкционных материалов применение и использование которых в производственной деятельности ограничено, как отмечается специалистами строительной отрасли, недостаточным уровнем современной профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей, в том числе бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство. На научно-теоретическом уровне исследование направлено на необходимость теоретического обоснования педагогических условий формирования профессиональных компетенций в осуществлении профессиональной деятельности будущими бакалаврами строительного профиля. На научно-методическом уровне - определяется необходимостью разработки учебно-методического обеспечения подготовки инженеров-строителей по использованию новых строительных технологий и конструкционных материалов в градостроительной деятельности.
Ключевые слова: бакалавры строительного профиля, профессиональные компетенции, организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия.
FORMATION OF PROFESSIONAL CAPACITIES OF BACHELORS BUILDING
PROFILE IN HIGH SCHOOL
© 2016
Odarich Irina Nikolaevna, a graduate student
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The relevance of the article is determined by the advent and implementation in the field of urban planning of new construction technologies, equipment, machinery and construction materials use and the use of which in productive activities is limited, as stated by experts of the construction industry, the insufficient level of the modern training of future civil engineers, including bachelors in 08.03.01 Construction preparation. On the scientific and theoretical level, research is aimed at the need for theoretical substantiation of pedagogical conditions of formation of professional competence in the professional activities of the future bachelors building profile. On the scientific and methodological level - it is determined by the need to develop training and methodological support of training civil engineers on the use of new building technologies and construction materials in urban development activities.
Keywords: bachelors building profile, professional competence, organizational, pedagogical, psychological and pedagogical, didactic conditions.
Современной строительной отрасли, имеющей высокую многопрофильность вследствие внутренней множественности различных специальностей (бетонщики, каменщики, монтажники и т.д.), требуются высококвалифицированные специалисты, способные к самостоятельному включению в сложные производственные процессы, умеющим быстро и адекватно решать встающие перед ними профессиональные задачи, что требует соответствующей подготовки будущих бакалавров строительного профиля не столько на знани-евой, сколько на компетентностной основе, как наиболее соответствующей требованиям, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), Профессиональным стандартом по направлению «Организатор строительного производства» и современным рынком труда в градостроительной области.
В этих условиях перехода на компетентностью систему подготовки будущих бакалавров строительного профиля, в рамках профессионального обучения, требует соответствующего обновления содержания образовательного процесса [1-7].
Следовательно, подготовка высококвалифицированных, компетентных и конкурентоспособных специалистов строительной отрасли, соответствующих современным требованиям рынка труда является актуальной задачей системы высшего образования, обусловленной внедрением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и Профессионального стандарта в градостроительной области и направленной, в рамках компетентностного подхода, на формирование различных компетенций у бакалавров строительного профиля, способствующих успешной адаптации в производственной сфере, применению новых технологий и повышению продуктивности профессиональной деятельности выпускников.
К сожалению, как показывает существующая практика, бакалавры строительного профиля, имея достаточ-
ные теоретические знания, недостаточно подготовлены к решению профессиональных задач в области градостроительства в условиях внедрения новых строительных технологий и конструкционных материалов.
Исходя из вышеизложенного, осмысление существующей подготовки бакалавров строительного профиля к реализации профессиональной деятельности в условиях инновационных изменений в градостроительной области свидетельствует, что данное направление относится к актуальной проблеме в развития теории и методики профессионального образования.
Выполненные в последние годы исследования рассматривают развитие аналитических способностей как основы организационно-управленческих умений будущих инженеров-строителей (Косенкова И.В., 2010), формирование профессиональных компетенций у студентов строительного колледжа (Бареева Э.А., 2011) и студентов вузов в ходе практико-ориентированного обучения (Петрова И.В., 2010), повышение эффективности и качества образовательных услуг для предприятий инвестиционно-строительного комплекса (Приходько А.Н., 2012), обеспечение готовности будущих строителей к самостоятельной учебно-познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки (Елизарова В.А., 2013), применение компетентностно-ориентированных ситуаций как факторов самореализации будущих бакалавров по направлению подготовки «Строительство» (Рахимова О.Н., 2015) и т.д.[8-13].
Изучение проведенных исследований по изучаемой проблеме показало, что формирование профессиональных компетенций осуществляется в рамках компетет-ностного подхода [14-22]. Касательно подготовки будущих инженеров-строителей в системе высшего образования, то формирование профессиональных компетенций у них рассматривается с учетом специалитета, при этом их формирование в рамках бакалавриата по направлению подготовки Строительство до сих пор не стали предметом целенаправленного педагогического рассмотрения. В то же время теоретический анализ научной
и педагогической литературы по подготовке инженеров-строителей позволило выделить ряд недостатков, ограничивающих формирование профессиональных компетенций у будущих бакалавров строительного профиля:
- в условиях реализации компетентностного подхода в осуществлении двухуровневой профессиональной подготовки специалистов строительного профиля не в полной мере отработан механизм практико-ориентиро-ванного формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство касательно железобетонных и каменных конструкций;
- не реализовано в полной мере соотнесение требований Профессионального стандарта организатора строительного производства с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство в обеспечении преемственности и взаимосвязи теории и практики подготовки бакалавров строительного профиля по формированию профессиональных компетенций;
- недостаточный уровень применения в существующей профессиональной подготовке будущих инженеров-строителей современных образовательных технологий и методик по формированию профессиональных компетенций в теории и практики изучения новых градостроительных технологий и конструкционных материалов.
Проведенный анализ проблемы формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство в рамках компетентностного подхода позволил выявить ряд противоречий между:
- социальным заказом на подготовку будущих инженеров-строителей со сформированными профессиональными компетенциями, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство и недостаточностью практико-ориентированного обеспечения образовательного процесса в условиях появления новых строительных технологий и конструкционных материалов в области градостроительства;
- необходимостью соотнесения требований ФГОС ВО по направлению подготовки 08.03.01 Строительство по формированию профессиональных компетенций у будущих инженеров-строителей и требований Профессионального стандарта организатора строительного производства по формированию обобщенных трудовых функций согласно функциональной карты вида профессиональной деятельности;
- объективной потребностью совершенствования содержательно-технологического обеспечения процесса формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров строительного профиля и недостаточным уровнем научно-методического обеспечения их подготовки на основе применения современных образовательных технологий и методик в изучении новых градостроительных технологий и конструкционных материалов.
На основании выявленных недостатков и противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы теоретико-методологические основы и педагогические условия формирования у будущих бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство профессиональных компетенций в области градостроительства?
В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Формирование профессиональных компетенций у будущих бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (на примере курса «Железобетонные и каменные конструкции»)».
Объект исследования: профессиональная подготовка будущих бакалавров по направлению подготовки 100
08.03.01 Строительство.
Предмет исследования: обоснование педагогических условий способствующих формированию профессиональных компетенций у будущих бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.
Цель исследования: повышение качества подготовки будущих бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство на основе обеспечения сфор-мированности профессиональных компетенций по осуществлению профессиональной деятельности в области градостроительства.
В основе гипотезы исследования лежит предположение, что формирование у будущих бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство профессиональных компетенций будет эффективно, если:
- изучены теоретические основы формирования, в рамках компетентностного подхода, профессиональных компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки Строительство и Профессионального стандарта организатора строительного производства, а также уточнена сущность основных понятий;
- теоретически обоснована и практически апробирована модель формирования у будущих бакалавров строительного профиля профессиональных компетенций и обобщенных трудовых функций в соответствии с функциональной картой вида профессиональной деятельности в области градостроительства;
- выявлен комплекс педагогических условий и разработано содержательное обеспечение образовательного процесса по формированию профессиональных компетенций у будущих бакалавров строительного профиля в условиях появления новых градостроительных технологий и конструкционных материалов;
- разработано научно-методическое обеспечение подготовки будущих бакалавров строительного профиля и обоснован диагностический инструментарий для определения уровня сформированности профессиональных компетенций у будущих инженеров-строителей.
Согласно цели, объекту, предмету и гипотезе исследования были сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа научно-педагогической литературы уточнить содержание и сущность профессиональных компетенций бакалавров строительного профиля в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) и Профессионального стандарта организатора строительного производства.
2. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить структурно-функциональную модель формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.
3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.
4. Разработать методическое обеспечение и экспериментально проверить эффективность процесса формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство на основании разработанных критериев и показателей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные работы в области целостного подхода к исследованию педагогического процесса и его организации (Ю.К. Бабанский, О.С. Гребенюк, B.C. Ильин, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.), деятельностного подхода в сфере образования (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.), сущности педагогических явлений (В.Г. Афанасьев, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)
Н.Ф. Талызина и др.), теории содержания профессионального образования (А.А. Вербицкий, Э.И. Кузнецов, В.П. Кузовлев и др.), системного подхода в сфере образования (Р. Беллман, Г. Диксон, Н.Н. Моисеев и др.), компетентностного подхода в сфере образования (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, Дж. Равен, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин, Т. Hoffman и др.), проектирования педагогических систем (В.П. Беспалько, В.В. Сериков и др.) и технологий обучения (Н.В. Барышников, М.А. Кларин, JI.A. Милованова, В.М. Монахов, Г.К. Селевко и др.)
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (изучение философской, педагогической, психологической, социологической, научно-методической, нормативной, справочной литературы; материалов исследований, учебных программ, пособий и методических рекомендаций для вузов по проблеме исследования); эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос, интервьюирование, моделирование учебных и производственных ситуаций, статистическая обработка экспериментальных данных).
Этапы исследования.
Первый этап (2012-2013 гг.) - поисково-теоретический был посвящен теоретическому исследованию проблемы на основе изучения философской, психологической, педагогической литературы, исследований по теме работы. На данном этапе были определены цель, объект, предмет исследования, а также критерии и методы диагностики сформированное™ профессиональных компетенций бакалавров строительного профиля. В рамках данного этапа был проведен констатирующий эксперимент.
Второй этап (2014 - 2015 гг.) - опытно-экспериментальный, в рамках которого проведен формирующий эксперимент и осуществлен анализ его результатов. На данном этапе уточнялись теоретические положения и общая гипотеза исследования, осуществлялась разработка и проводилась апробация модели, а также обоснование критериев, показателей и уровней сформиро-ванности профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей.
Третий этап (2016 г.) - обобщающий, включал систематизацию и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений и выводов исследования, а также разработку практических рекомендаций по итогам исследования. В течение данного этапа осуществлялось оформление работы.
Научная новизна результатов исследования:
- определены на основе нормативных документов профессиональные компетенции (изыскательская и проектно-конструкторская (ИиПК), производственно-технологическая и производственно-управленческая (ПТиПУ), экспериментально-исследовательская (ЭИ), монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная (МНиСЭ), предпринимательская деятельность (ПД) бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, владение которыми подразумевается как личностное новообразование, возникающее в процессе обучения у студентов строительного профиля, обеспечивающее адаптацию в будущей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями рынка труда и Профессионального стандарта организатора строительного производства;
- сконструирована и научно обоснована структурно-функциональная модель формирования профессиональных компетенций у бакалавров строительного профиля, отображающая целостную систему взаимосвязи целевого, содержательного, технологического и результирующего блоков;
- выявлены педагогические условия (организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические) формирования профессиональных компетен-
ций бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, улучшение которых способствует решению образовательных задач в соответствии с требованиями ФГОС ВО, Профессионального стандарта организатора строительного производства (ПСОСП) и достижению целей педагогической деятельности в системе высшего образования (уровень бакалавриата);
- спроектирована и внедрена в учебный процесс методика формирования профессиональных компетенций бакалавров строительного профиля в рамках изучения курса «Железобетонные и каменные конструкции», имеющая разработаные и обоснованые критериальные и уровневые показатели, позволяющие оценивать их сформированность у будущих инженеров-строителей обеспечивая, таким образом, ориентацию образовательного процесса на сближение обучения к предметным и социальным условиям будущей профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- предложено, на основе существующих в научно-педагогических работах подходов, понятие «профессиональные компетенции бакалавров строительного профиля», что способствует углублению теоретических представлений о профессиональном становлении будущего инженера-строителя;
- теоретически обоснована структурно-функциональная модель формирования профессиональных компетенций у бакалавров строительного профиля, которая дополняет научные представления о подходах к моделированию педагогических систем.
Практическая значимость исследования:
- разработано содержание курса «Железобетонные и каменные конструкции» бакалавров строительного профиля, способствующее практическому обеспечению процесса формирования профессиональных компетенций у будущих инженеров-строителей;
- определены педагогические условия, улучшение которых способствует формированию профессиональных компетенций у бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство;
- сформулирован критериально-оценочный инструментарий, позволяющий определить у бакалавров строительного профиля уровень сформированности профессиональных компетенций.
Достоверность и обоснованность результатов исследования базируется на теоретических и методологических положениях педагогической науки, применением теоретических и экспериментальных методов, адекватных цели, задачам и логике проведенного исследования, соответствующих нормативно-правовой базе, репрезентативной выборкой участников педагогического эксперимента и положительными результатами опытно-экспериментальной работы; статистической значимостью и непротиворечивостью выводов результатов эксперимента.
В результате проведенного исследования было установлено:
1. Формирование профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, под которыми понимается личностное новообразование, возникающее в процессе обучения у студентов строительного профиля, обеспечивающее адаптацию в будущей профессиональной деятельности и способствует практическому соответствию выполнения трудовых функций в рамках профессионального стандарта организатора строительного производства. Совокупность профессиональных компетенций (изыскательская и проектно-конструкторская, производственно-технологическая и производственно-управленческая, экспериментально-исследовательская, монтажно-на-ладочная и сервисно-эксплуатационная, предпринимательская) способствует достижению готовности будущих инженеров-строителей к осуществлению професси-
ональной деятельности.
2. Разработанная, в рамках личностно-ориентирован-ного, интегративного, системного, компетентностного подходов и принципов обучения, структурно-функциональная модель формирования профессиональных компетенций у бакалавров строительного профиля, представляет собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных блоков:
- целевой обусловлен социальным заказом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки Строительство (уровень бакалавриата) и профессиональным стандартом организатора строительного производства;
- содержательный представлен реализацией спецкурса по формированию профессиональных компетенций у студентов бакалавриата (изыскательской и проектно-конструкторской, производственно-технологической и производственно-управленческой, экспериментально-исследовательской, монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной, предпринимательской деятельностью), из которых состоит подготовка будущих инженеров-строителей;
- технологический отражает формы (лекции, семинары и т.д.), методы (деловые игры, метод Кейса, лекции-презентации и т.д.) и средства (ИКТ, тестовые технологии и т.д.) последовательной организации образовательного процесса по формированию профессиональных компетенций у будущих бакалавров строительного профиля
- результирующий подразумевает проведение промежуточных, контрольных процедур и анализа полученных результатов, где на основе определенных критериев (мотивационный, когнитивный, деятельностный) и показателей определяются уровни (низкий, средний, высокий) сформированности профессиональных компетенций у бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.
3. Эффективность процесса обучения по формированию профессиональных компетенций у бакалавров строительного профиля обеспечивается улучшением педагогических условий: а) организационно-педагогических, которые выступают в качестве совокупности взаимосвязанных факторов (потребности социальной среды, материальная база учреждения, корпоративная культура) направленных на целесообразное планирование оптимального функционирования и развития единого образовательного процесса; б) психолого-педагогических, представленных факторами (педагогическая направленность, педагогическая компетентность, профессиональное самосознание), которые обеспечивают формирование системы мер психологического и педагогического воздействия и взаимодействия, способствующих преобразованию определенных особенностей по развитию, воспитанию и обучению личности; в) дидактических, определяемых факторами (информационные и технологические), ориентированным на рациональность выбора организационных форм, средств и методов обучения способствующих достижению образовательных целей. Таким образом, под педагогическими условиями понимается целесообразная совокупность мер применяемых в образовательном процессе, способствующих формированию профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей.
4. Содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство включает: а) планирование ожидаемого качества профессиональной подготовки, разработку необходимой нормативной и технологической документации образовательного процесса; б) комплекс методических и информационных стандартов организации учебного процесса; в) организацию процесса обучения
на основе учебно-методических модулей и проведения производственной практики; г) определенный набор критериев и показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности бакалавров строительного профиля, формирующих систему диагностики, способствующей определению уровеней сформирован-ности профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей и на основе полученных данных управлять процессом их развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19-21.
2. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.
3. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.
4. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36-40.
5. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.
6. Лепешкина Е.Ю. Компетентностный подход - основа формирования профессиональной позиции будущего педагога как воспитателя // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 2 (16). С. 22-24.
7. Аниськин В.Н., Жукова Т.А., Борисов А.Я., Севенюк С.А. Образовательные подходы к развитию системы мультикультурного образования в Германии // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 62-65.
8. Косенкова, И.В. Развитие аналитических способностей как основы организационно-управленческих умений будущих инженеров-строителей : на примере изучения математических дисциплин в вузе : дисс. ... канд. пед. наук /И.В. Косенкова - Тамбов, 2010.- 192 с.
9. Бареева Э.А. Формирование профессиональных компетенций студентов строительного колледжа : дисс. ... канд. пед. наук / Э.Р. Бареева - Саратов, 2011.- 177 с.
10. Петрова И.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов вузов в ходе практико-ориен-тированного обучения : на примере строительных специальностей : автореферат дис. ... канд. пед. наук / И.В. Петрова - Ульяновск, 2010 - 255 с.
11. Приходько А.Н. Повышение эффективности и качества образовательных услуг для предприятий инвестиционно-строительного комплекса: автореферат дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / А.Н. Приходько - Санкт-Петербург, 2012.- 154 с.
12. Елизарова В.А. Формирование готовности будущих строителей к самостоятельной учебно-познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / В.А. Елизарова - Казань, 2013.- 195 с.
13. Рахимова О.Н. Компетентностно-ориентированные ситуации как фактор самореализации будущих бакалавров по направлению подготовки «Строительство»: диссертация ... канд. пед. наук / О.Н. Рахимова - Оренбург, 2015.- 236 с.
14. Одарич И.Н. Технология обучения будущих бакалавров по направлению подготовки 270800 Строительство по формированию профессиональных компетенций // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 95-101.
15. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Оценка професси-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)
ональных компетенций студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 120-123.
16. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Роль и значение профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием в его успешной профессиональной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 127-132.
17. Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Компетентностный подход: проблемы терминологии // Вектор науки Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 212-220.
18. Бахарев Н.П., Бахарева Ю.Н. Формирование профессиональных компетенций студента в условиях интеграции университета и современного промышленного предприятия // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 38-40.
19. Пецина И.А. Современные подходы к определению понятия «профессиональная компетенция» в психолого-педагогических исследованиях // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 95.
20. Воронин В.Н., Коростелев А.А. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 25-32.
21. Беляева Е.Н. Формирование профессиональных компетенций учителя в процессе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 39-41.
22. Юрасов И.А., Юрасова О.Н. Развитие профессиональных компетенций студентов языковых вузов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 88-92.