Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 98-102.
Н. Ф. Власенко
ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Представлена технология мониторинга качества профессиональной подготовки в многоуровневом образовательном учреждении. Одним из компонентов технологии является вовлечение студентов в процессы мониторинга. Представлены основные проблемы участия студентов в гарантии качества образования.
Ключевые слова: качество образования, качество профессиональной подготовки, многоуровневое образовательное учреждение, мониторинг, участие студентов в мониторинге качества образования.
Качество высшего образования — результат коллективного усилия всех заинтересованных в высшем образовании — государства, общества, работодателей, родителей, администрации вузов, преподавателей и студентов. Студенты, бесспорно, самые важные заинтересованные лица системы высшего образования. Актуальность данной темы продиктована необходимостью проведения мониторинга качества профессионального образования деятельности современного учебного заведения, желающего получить международное признание своих академических программ или международную аккредитацию.
Выступая на заседании Госсовета «О развитии образования в Российской Федерации», В. В. Путин отмечал: «Прежде всего, образование должно быть доступным для наших граждан, а его качество — соответствовать лучшим отечественным и международным образцам, это абсолютная база. Нужны и принципиально новые оценки качества образования, причём с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда» [1].
На сегодняшний день существует две тенденции во взаимодействии высшей школы с обществом, государством и молодёжью. С одной стороны, её сеть широко развёртывалась, превращая высшее образование почти во всеобщее, открывая новые специальности и стремясь освоить европейский опыт (по Болонскому проекту). С другой стороны, в обществе, в структурах государственной власти и управления, а также в молодёжной среде нарастают острое недовольство качеством образования, концепцией и практикой реформирования высшего образования и требования радикальных перемен.
Современный педагогический словарь трактует качество образования как «...степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от представляемых образовательным учреждением образовательных услуг...» [2. С. 120].
По мнению В. С. Суворова, качество профессионального образования — это содействие свойств и характеристик целей, содержания, процесса, условий и результатов подготовки специалистов в профессиональных учреждениях актуальным и перспективным потребностям заказчиков и нормам морали.
Постоянная оценка степени удовлетворённости обучающихся является основным индикатором качества подготовки специалистов.
Потребность в мониторинге возникает тогда, когда речь идёт об управлении качеством объекта, например, качеством подготовки специалиста. Управление качеством не может быть эффективным без наличия системы мониторинга, позволяющей получить своевременную, достоверную и системную информацию [3].
Экономическое развитие любого государства и благосостояние его народа будут зависеть от получения его гражданами качественного образования, дающего возможность овладевать новыми знаниями на протяжении всей жизни. Главным условием получения такого качества является многоуровневость и непрерывность образования.
Главное достижение Набережночелнинского государственного торгово-технологического института (НГТТИ) — многоуровневость образовательного процесса. Стратегическая технологичность образовательного процесса в НГТТИ заключается в объединении практикоориентиро-ванного обучения на ступени НПО с лаборатор-
Технология мониторинга качества профессиональной подготовки студентов..
99
но-практическим обучением на ступени СПО и теоретическим обучением ступени ВПО.
Мониторинг качества профессиональной подготовки студентов в многоуровневом образовательном учреждении представляет собой систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о целях, содержании, процессе, условиях и результатах подготовки специалистов и обеспечивает систематический и планомерный анализ соответствия их реального состояния заданным требованиям с целью принятия управленческих решений, направленных на улучшение качества образования.
В результате анализа передового отечественного и зарубежного опыта мониторинга качества профессиональной подготовки студентов считаем возможным представить технологию мониторинга в многоуровневом образовательном учреждении (рисунок).
В данную технологию входят целевой, содержательный, структурный и результативный компоненты.
Целевой компонент включает в себя цель и задачи мониторинга в многоуровневом учебном заведении.
Целью мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов торговли и общественного питания является повышение качества профессиональной подготовки студентов на всех уровнях его обучения в учебном заведении.
Задачами мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов торговли и общественного питания являются:
- изучение показателей качества образовательного процесса и оценка его результатов;
- выявление отклонений от заданных требований и норм;
- выработка коррекционно-упреждающих мер по минимизации отклонений;
- выявление тенденций повышения качества образования и предпосылок к улучшению профессиональной подготовки специалистов.
Содержательный компонент включает в себя ряд принципов, среди которых:
Принцип объективности. Это проведение мониторинга строго в соответствии с объективной реальностью. Этот принцип предполагает оценку качества профессиональной подготовки всеми заинтересованными сторонами образовательного процесса: преподавателями, студентами, родителями, выпускниками, работодателями.
Принцип системности. Это регулярное повторение процесса мониторинга качества профессиональной подготовки студентов.
Принцип динамичности. Этот принцип отражает факт постоянных изменений, происходящих в процессе обучения, направленных на повышение качества профессиональной подготовки в многоуровневом учебном заведении и в формировании профессиональных компетенций студентов. Это умение делать прогноз развития, учитывая прошлый опыт, предвидеть возможные последствия принимаемых решений.
Принцип целостности — предполагает единство участия всех заинтересованных в качестве профессиональной подготовки сторон. Заключается в вычленении сторон и элементов и постоянном соотношении получаемых результатов с ходом всего педагогического процесса.
Содержательный компонент включает в себя и этапы мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов в многоуровневом учебном заведении: анализ, диагностирование, коррекция, реализация и контроль.
Структурный компонент включает в себя подразделения, отвечающие за качество профессиональной подготовки в многоуровневом учебном заведении, и взаимодействие их между собой.
В структурный компонент технологии мониторинга входят обязательные компоненты — руководство (администрация), основные (отдел качества и стратегического развития и профессорско-преподавательский состав) и дополнительные подразделения (студенческий совет по качеству образования).
Результативный компонент предполагает повышение качества профессиональной подготовки студентов, обучающихся в учебном заведении с многоуровневой системой образования, которое в свою очередь выражается в уверенности в своих силах выпускников; удовлетворённости работодателей, педагогов, родителей; во владении выпускниками определённым уровнем знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности; трудоустройстве выпускников и их адаптации к производственной среде; сформированности ключевых профессиональных компетенций.
Алгоритм мониторинга качества профессиональной подготовки студентов включает следующие шаги: 1) определение объекта, целей, задач, диагностирования; 2) выявление норм и критериев оценки; 3) планирование мониторинга с вы-
повышение качества профессиональной подготовки студентов на всех уровнях его обучения в учебном заведении с многоуровневой образовательной системой
Задачи:
- изучение показателей качества образовательного процесса и оценка его результатов; - выявление отклонений от заданных требований и норм; выработка коррекционно-упреждающих мер по минимизации
отклонений;
- выявление тенденций повышения качества образования и предпосылок к улучшению подготовки специалистов
1 г
Принципы: объективность, системность, динамичность, целостность
г
Струп подразделения, отвечающие з образо тура: качество профессионального )вания
у
в
т
с
е
ч
а к К! 0")
о п «
т
е
в
о
С
Ректор, администрация
Отдел качества и стратегического развития
Профессорско-преподавательский состав
Студенческий совет по качеству образования
Результат:
Повышение качества профессиональной подготовки студентов, обучающихся в учебном заведении с многоуровневой системой
образования
Технология мониторинга качества профессиональной подготовки студентов в системе многоступенчатого образования
Технология мониторинга качества профессиональной подготовки студентов.
101
делением конкретных интервалов диагностики; 4) выбор диагностических средств; 5) сбор информации в соответствии с планом; 6) обработку, анализ и систематизацию информации; 7) разработку оценочного заключения субъектов мониторинга [3].
В состав технологии мониторинга качества профессиональной подготовки мы включили студенческий совет по качеству образования. Участие студентов в мониторинге качества профессиональной подготовки в многоступенчатом учебном заведении рассматривается в структуре системы менеджмента качества и под непосредственным руководством специалистов отдела качества и стратегического развития вуза.
Привлечение студентов к участию в оценке организации и содержания образования в высших учебных заведениях — одно из требований Болонской декларации. Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования стало признаваться по всей Европе как необходимое и желаемое явление.
Необходимость привлечения общественности и потребителей образования к решению задач обеспечения качества образования исследовали Л. Р. Ягудина, Т. И. Пуденко, Э. В. Онищенко, С. Е. Солтан и др. Мониторинговыми исследованиями по выявлению требований своих потребителей занимались В. И. Андреев, А. И. Субетто, Н. А. Селезнёва, З. А. Капелюк, С. С. Донецкая, Л. М. Струминская, С. Е. Шишов, В. П. Беспалько, В. А. Кальней, А. А. Орлова и др.
Но, к сожалению, «...у населения не выражена готовность контролировать качество образования и участвовать в управлении учебными заведениями, чуть более выражено (но всё равно недостаточно) предпочтение высокого качества образования» [4].
Как показывает анализ, в большинстве вузов студенты лишь частично вовлечены в процессы управления качеством собственной профессиональной подготовки. Реализация же вовлечения студентов в управление качеством профессиональной подготовки сталкивается со следующими проблемами:
- студенты не воспринимаются как полноправные субъекты высшего профессионального образования;
- студенты участвуют в управлении качеством обучения в вузе чаще всего ограниченно и несистемно;
- после рейтинговых опросов студентов по оценке качества образования руководством вузов не всегда принимаются адекватные решения;
- встречи студентов с руководством вуза происходят не систематически, а по их итогам не всегда принимаются соответствующие решения, и те не доводятся до сведения студентов;
- поддержка со стороны администрации носит формальный характер;
- отсутствует информационная система, обеспечивающая студентам доступ к своевременной, достоверной и оптимальной для принятия решения информации;
- отсутствует коллегиальный орган для рассмотрения конфликтных ситуаций между студентами и преподавателями;
- наблюдается низкая готовность студентов к управлению качеством собственного образования;
- отсутствует система обучения студентов основам управления качеством образования;
- отсутствует механизм обмена опытом со студентами из других учебных заведений;
- существует только моральное или организационное поощрение за активность студентов, но нет финансовой поддержки.
Таким образом, проблема качества, управления качеством, гарантированности качества образования, в том числе и участие студентов в управлении качеством образования чрезвычайно сложна и многогранна.
Представленная технология может служить основой для дальнейшей разработки проблемы оценки качества профессиональной подготовки будущих специалистов в многоуровневом учебном заведении. Данная технология прошла опробование в многоуровневых (уровни СПО—ВПО) профессиональных учебных заведениях г. Набережные Челны. Введённая технология способствует отслеживанию динамики качества профессиональной подготовки с переходом студентов с одной ступени на другую и помогает выработать мероприятия по улучшению качества профессиональной подготовки студентов.
Личность заинтересована в получении высшего образования требуемого уровня, а также в приобретении необходимых профессиональных компетенций для последующего трудоустройства и достижения определённого благосостояния и качества жизни.
Список литературы
1. Кремлёвский педсовет [Электронный ресурс] // Рос. газ. 2006. 25 марта. URL: http://www. rg.ru/2006/03/25/obrazovanie.html
2. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М. : МарТ ; Ростов н/Д. : МарТ, 2005. 448 с.
3. Суворов, В. С. Теория и технология управления качеством многоуровневой подготовки спе-
циалистов в системе среднего профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук / В. С. Суворов. Набереж. Челны, 2005. 447 с.
4. Российское образование - 2020 : модель образования для экономики, основанной на знаниях : материалы IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апр. 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фру-мина. М. : ГУ ВШЭ, 2008. 39 с.