Данная система координат позволяет присвоить балл сложности любому заданию. Задания, выполняемые студентами, могут иметь 48 категорий сложности. Присвоив уровням числовые значения можно определить и сравнить сложность любого из заданий. Данная схема обученности позволяет удобно классифицировать учебный материал в любой предметной области, а также выделять критерии для уровней сложности при индивидуализированном обучении.
Библиографические ссылки
1. Родионов Б. У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. М., 1995. 48 с.
2. Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактические основы). М. : Высш. шк., 1970.
3. Симонова А. Л. Организация дифференцированного обучения школьников информатике на осно-
ве компьютерной диагностики знаний // Информатизация образования : сб. тр. науч. конф. Волгоград : ВГПУ, 2003. С. 132-142.
References
1. Rodionov B. U., Tatur A. O. Standarty i testy v obrazovanii. M., 1995. 48 s.
2. Bespal'ko V. P. Programmirovannoe obuchenie (didakticheskie osnovy). M. : Vyssh. shk., 1970.
3. Simonova A. L. Organizatsiya differentsiro-vannogo obucheniya shkol'nikov informatike na osnove komp'yuternoy diagnostiki znaniy // Informatizatsiya obrazovaniya : sb. tr. nauch. konf. Volgograd : VGPU, 2003. S. 132-142.
© Машков П. П., 2014
УДК 378
ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ОЦЕНКУ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ СИБГАУ
Т. Г. Окунева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Обсуждение механизмов участия студентов в оценке условий и результатов обучения проводится на федеральном уровне. Обеспечение высокого качества образования продолжает оставаться приоритетной задачей политики государства в образовательной сфере. Для гарантии качества предоставления образовательной услуги в учебных заведениях необходимо проводить ряд мероприятий. В статье представлен опыт СибГАУ по вовлечению студентов в оценку качества образования.
Ключевые слова: качество образования, мониторинг, анкетирование, студенческое сообщество.
STUDENT INVOLVEMENT IN EDUCATION EVALUATION PROCESS:
SIBSAU EXPERIENCE
T. G. Okuneva
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
Discussion of mechanisms for students participation in the assessment of the conditions and results of training is conducted at the Federal level. Ensuring the quality of education continues to be a priority of the state policy in the sphere of education. To ensure the quality of educational services in educational institutions a number of activities should be carried out. The article presents the SibSAU experience in involving students in the assessment of the education quality.
Keywords: education quality, monitoring, questioning, student community.
Участие студентов в процессах оценки качества образования и модернизации системы образования является достаточно актуальным вопросом на сегодняшний день. В то же время на федеральном уровне происходит совершенствование системы независимой
оценки качества знаний. Ведь обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства продолжает оставаться приоритетной задачей политики государства в обра-
Развитие системы качества подготовки выпускников в вузе
зовательной сфере. Одной из главных проблем на этом пути является вовлечение персонала и студентов вуза в процессы управления качеством.
Для решения данных задач в настоящее время на федеральном уровне созданы Комиссия по вопросам качества образования Совета Министерства образования и науки РФ по делам молодежи, Всероссийский студенческий совет по качеству образования, Всероссийское общественное движение «За качественное образование».
Одним из инструментов обеспечения гарантии качества образования является его оценка, т. е. оценка качества процесса преподавания и обучения, а также исследование деятельности образовательного учреждения самим образовательным учреждением или внешними экспертами.
Понятие «качество» применительно к высшему образованию в соответствии со стандартами ISO серии 9000 - это процессы и виды деятельности вузов, направленные на подготовку специалистов в той или иной области на основе передачи обучающимся определенной совокупности теоретических и практических знаний, необходимых для реализации успешной профессиональной деятельности [1].
Управление качеством в высшем образовании призвано обеспечивать сбалансированное соответствие высшего образования многообразным и изменяющимся потребностям, целям, требованиям, нормам, условиям.
Через совершенствование и развитие механизмов управления качеством в высшем образовании должны решаться все возникающие «проблемы качества образования» [2].
Качество образовательной услуги - это степень соответствия совокупности присущих образовательной услуге характеристик эталонным базовым нормам, получаемым в результате анализа требований потребителей и других заинтересованных сторон.
Обеспечение и постоянное улучшение качества образовательного процесса является важнейшей задачей кафедр, факультета (института) и всего образовательного учреждения в целом [3].
При этом проблема качества образования однозначно и в один момент решена быть не может, необходим системный подход и обязательное вовлечение заинтересованных сторон: обучающихся, работодателей, общества, государства. Следовательно, основной задачей в процедуре оценки качества образования является вовлечение студенческого сообщества и эффективная разработка методов оценивания.
Оценка качества образования учебного заведения предполагает контроль как уровня знаний и умений обучающихся, их удовлетворенности, так и деятельности преподавательского состава. С целью повышения эффективности и качества учебного процесса необходимо систематически проводить мониторинг качества образования.
Например, в Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ) внедрена и сертифицирована система менеджмента качества (СМК), которая направлена на обеспечение удовлетворенности воз-
растающих требований работодателей, потребностей обучающихся, интересы сотрудников, общества и государства. В рамках СМК в СибГАУ для определения степени удовлетворенности обучением, выявления проблемных элементов учебного процесса посредством опросов студентов и выпускников проводится следующая оценка:
- оценка удовлетворенности студентов обучением (ежегодно);
- оценка удовлетворенности выпускников обучением (ежегодно);
- оценка удовлетворенности качеством преподавания дисциплины (ежесеместрово).
Для каждого вида оценивания разработаны анкеты.
Удовлетворенность студентов обучением в СибГАУ определяется многими факторами. В анкете отражены такие аспекты, как престижность вуза, социальная микросреда, организация учебного процесса, материально-техническая база, бытовые аспекты, условия для творческого развития и другие.
Основной задачей анкетирования выпускников является определение степени удовлетворенности выпускников обучением в СибГАУ и степени удовлетворенности качеством преподавания, так же выявление планов выпускников на будущее.
В ходе анализа результатов анкетирования рассматриваются вопросы по следующим аспектам: удовлетворенность обучением в целом; организация производственных практик; трудоустройство выпускников; реализованные способности в СибГАУ; положительное и отрицательное впечатление о преподавателях; замечания и предложения по улучшению образовательного процесса в СибГАУ.
В ходе анкетирования по оценке качества преподавания изученной дисциплины студенты дают самооценку своим знаниям, отвечают на такие вопросы, как: «Информирует ли Вас преподаватель о научной деятельности по данной дисциплине? (да или нет)», «Применялись ли преподавателем современные информационно-технические средства (мультимедийное оборудование, Интернет, интерактивные доски и др.)? (да или нет)», а так же «Достаточно ли Вам полученных ранее знаний для освоения данной дисциплины? (да или нет)», «Хотели бы Вы продолжить работу с этим преподавателем? (да или нет)» и «На Ваш взгляд преподаватель компетентен по данной дисциплине? (да или нет)». Кроме этого, студенты оценивают качество работы преподавателей по 11 параметрам, выражают свои замечания и предложения по поводу преподавания учебных дисциплин преподавателями.
Систематические опросы студентов позволяют выявить проблемные области, в которых можно произвести улучшения, а также позволяют проводить сравнительный анализ по факультетам/институтам. Результаты анкетирования передаются высшему руководству, директорам институтов, деканам факультетов. Проведение мониторинга качества образования обеспечивает повышение эффективности и качества учебного процесса.
Благодаря своевременному проведению корректирующих мероприятий, по многим результатам наблюдается положительная динамика.
Например, по результатам анкетирования «Оценка преподавателя» выявлена высокая степень удовлетворенности студентов СибГАУ качеством преподавания и из года в год прослеживается рост показателей. Средний балл преподавателей находится в пределах от 4,3 до 4,47 баллов по 5-ти балльной шкале.
Как показывает практика, вовлечение студентов в процессы оценки качества образования и проведение систематического мониторинга позволяет улучшить качество образования. Мониторинг теснейшим образом связан с основными видами управленческих действий и благодаря его результатам, проведению корректирующих действий цикл управления образовательным процессом становится замкнутым.
Библиографические ссылки
1. ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» / под ред. Н. Н. Кузьминой, М. : ФГУП «Стандартинформ», 2012.
2. Федоров В. К., Епанешникова И. К. Особенности обеспечения качества подготовки специалистов
в области инновационного менеджмента // Методы менеджмента качества - 2012. № 5. С. 26-30.
3. Окунева Т. Г., Куприянова О. А., Дапкунайте Е. И. Система менеджмента качества в образовании: опыт СибГАУ // Новые информационные технологии и менеджмент качества. 2011. С. 155-157.
Refrences
1. GOST ISO 9000-2011 Quality Management System. Fundamentals and vocabulary / by ed. N. N. Kuzmina. M. : FSUE "Standartinform", 2012.
2. Fedorov V. K., Epaneshnikov I. K., Features ensure the quality of training in the field of innovation management // Methods of Quality Management. 2012. № 5, p. 26-30.
3. Okuneva T. G., Kupriyanov O. A., Dapkünaité E. I. System of quality management in education: experience SibSAU // New information technologies and quality management. 2011, p. 155-157.
© Окунева Т. Г., 2014
УДК 378
ОПЫТ КОРРЕКТИРОВКИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ФГБОУ ВПО «ТЮМГАСУ» НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Е. С. Рожнова, Р. И. Абдразаков
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет Российская Федерация, 625000, г. Тюмень, ул. Луначарского, д. 2 E-mail: [email protected]
Необходимость исследования мнения работодателей. Основные положения программы исследования работодателей. Основные результаты исследования мнения работодателей. Корректировка основных образовательных программ на основе полученных результатов.
Ключевые слова: работодатели, исследование мнений работодателей, корректировка образовательных программ.
EXPERIENCE ADJUSTMENTS OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS IN TYUMGASU BASED OPINION SURVEY OF EMPLOYERS
E. S. Rozhnova, R. I. Abdrazakov
Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering 2, Lunacharskogo str., Tyumen, 625001, Tyumen Region, Russian Federation
E-mail: [email protected]
The need to study the views of employers. The main provisions of the research program of employers. The main results of the study the views of employers. Adjustment of basic educational programs on the basis of the results obtained.
Keywords: employers seek the views of employers, the adjustment of educational programs.
Необходимость проведения исследования мнения работодателей для образовательного учреждения в настоящее время не вызывает сомнений.
В руководстве для участников конкурса Рособрнад-
зора 2011 года «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» указана необходимость приведения информации, полученной через обратную связь от ра-