УДК 378.183
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Н.Ф. Власенко
В статье представлена модель технология мониторинга качества профессиональной подготовки в многоуровневом образовательном учреждении. Одним из компонентов технологии является вовлечение студентов в процессы мониторинга. Представлены основные проблемы участия студентов в гарантии качества образования. Ключевые слова: качество образования, качество профессиональной подготовки, многоуровневое образовательное учреждение, мониторинг, участие студентов в мониторинге качества образования.
Постоянная оценка удовлетворенности субъектов образовательной деятельности является основным индикатором качества профессиональной подготовки специалистов, трактуемого как «...степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг...» [1, с. 120]. Однако в настоящее время нет четкой технологии, позволяющей проводить мониторинг качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Неслучайно, в своем выступлении на заседании Госсовета «О развитии образования в Российской Федерации» президент В. В. Путин, говоря о необходимости соответствия качества российского образования «лучшим отечественным и международным образцам», особо подчеркнул важность принципиально новых оценок качества образования, «причем с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда» [2].
В этой связи целью нашего исследования явилась разработка технологии мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов многоуровневого учебного заведения.
Задачей исследования является разработка компонентов технологии мониторинга качества профессиональной подготовки в учебном заведении с многоуровневой системой обучения, а участие будущих специалистов является одним из условий эффективности реализации данной технологии.
Управление качеством не может быть эффективным без наличия системы мониторинга, позволяющей получить своевременную, достоверную и системную информацию Потребность в мониторинге возникает тогда, когда речь идет об управлении качеством объекта, например, качеством подготовки конкурентоспособного специалиста [3].
Конкурентоспособность современного профессионала, по мнению М.В. Ретивых, предполагает наличие следующих качеств и ключевых компетенций:
- трудолюбие и высокая работоспособность;
- социальная и профессиональная активность и самостоятельность;
- инициативность, ответственность и добросовестность;
- коммуникабельность, коммуникативные умения;
- профессиональная мобильность и максимальная адаптивность;
- умение работать в команде;
- толерантность, способность разрешать конфликты ненасильственным путем;
- способность системно мыслить и принимать нестандартные решения;
- информационная культура, владение новыми информационными технологиями;
- организаторские и лидерские качества;
- креативность, творческий подход к делу;
- способность и стремление к постоянному самообразованию, саморазвитию и рефлексии [4]. Эти качества отвечают ключевым компетенциям ФГОС ВПО, они необходимы молодому специалисту, чтобы соответствовать требованиям работодателей на рынке труда и оперативно реагировать на изменяющиеся экономические условия.
Успешное экономическое развитие любого государства и благосостояние его народа будет зависеть от получения качественного образования, дающего возможность овладевать новыми знаниями на протяжении всей жизни. Главным условием получения качественного образования является многоуровневость и непрерывность образования.
Многоуровневое, практикоориентированное обучение оптимально сочетает и соединяет социально необходимую и дидактически обоснованную систему знаний, которая при интеграции перестает быть абстрактной, позволяет усваивать и перерабатывать информационную насыщенность и двигаться в направлении конкурентоспособной конвертируемости [5, с.72].
Главное достижение Набережночелнинского государственного торгово-технологического
института (НГТТИ) - многоуровневость образовательного процесса. Стратегическая технологичность образовательного процесса в НГТТИ заключается в объединении практикоориентированного обучения на ступени НПО с лабораторно-практическим обучением на ступени СПО и теоретическим обучением на ступени ВПО.
По мнению ректора НГТТИ В.С.Суворова, качество профессионального образования - это содействие свойств и характеристик целей, содержания, процесса, условий и результатов подготовки специалистов в профессиональных учреждениях актуальным и перспективным потребностям заказчиков и нормам морали [5].
Мониторинг качества профессиональной подготовки студентов в многоуровневом образовательном учреждении представляет собой систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о целях, содержании, процессе, условиях и результатах подготовки специалистов, обеспечивающую систематический и планомерный анализ соответствия их реального состояния заданным требованиям с целью принятия управленческих решений, направленных на улучшение качества образования.
Проанализировав передовой опыт проведения мониторинга качества профессиональной подготовки студентов в образовательном учреждении, мы представили ее в виде модели технологии мониторинга (см.рис.1).
Педагогическая технология представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат [1, с. 176].
Педагогическая технология - это область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов [6].
Разработанная модель технологии мониторинга качества профессиональной подготовки включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, структурный и результативный.
Целевой компонент включает в себя цель и задачи мониторинга в многоуровневом учебном заведении.
Содержательный компонент включает в себя ряд принципов реализации мониторинга, среди которых:
- принцип объективности. Это проведение мониторинга строго в соответствии с объективной реальностью. Этот принцип предполагает оценку качества профессиональной подготовки всеми заинтересованными сторонами образовательного процесса: преподавателями, студентами, родителями, выпускниками, работодателями.
- принцип системности. Это регулярное повторение мониторинга качества профессиональной подготовки студентов.
- принцип динамичности. Этот принцип отражает факт постоянных изменений, происходящих в процессе обучения, направленных на повышение качества профессиональной подготовки в многоуровневом учебном заведении. Это умение делать прогноз развития, учитывая прошлый опыт, предвидеть возможные последствия принимаемых решений,
- принцип целостности. Этот принцип предполагает единство участия всех заинтересованных сторон качества профессиональной подготовки. Данный принцип предполагает вычленение сторон и элементов, и постоянное соотношение получаемых результатов с ходом всего педагогического процесса.
Этапами мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов в многоуровневом учебном заведения являются анализ, диагностирование, коррекция, реализация и контроль.
Анализ включает в себя сбор информации, обработку полученных результатов и интерпретацию полученных результатов. Выявление проблем в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Диагностирование. Объявление результатов всем заинтересованным сторонам мониторинга. Разработка плана действия по устранению проблем, выявленных в ходе мониторинга. Диагностика учебных достижений по дисциплинам.
Коррекция. Определение способов повышения количественных и качественных показателей, внесение поправок в процесс повышения качества профессиональной подготовки.
Реализация. Введение в образовательный процесс запланированных методов и способов повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
Контроль. Получение информации о результатах организации и проведения эксперимента. Сравнение показателей до начала эксперимента и после проведения экспериментальной работы. Определение степени эффективности экспериментальной работы.
Алгоритм мониторинга качества профессиональной подготовки студентов включает следующие шаги: 1) определение объекта, целей, задач, диагностирования; 2) выявление норм и критериев оценки; 3) планирование мониторинга с выделением конкретных интервалов диагностики; 4) выбор диагностических средств; 5) сбор информации в соответствии с планом; 6) обработка, анализ и систематизация информации; 7) разработка оценочного заключения субъектов мониторинга [3].
Рисунок 1 - Модель технологии мониторинга качества профессиональной подготовки студентов в системе многоступенчатого образования
Структурный компонент включает в себя подразделения, отвечающие за качество профессиональной подготовки в многоуровневом учебном заведении, и взаимодействие их между собой, а также заинтересованные стороны в проведении мониторинга и получении результата.
В состав технологии мониторинга качества профессиональной подготовки мы включили участие студентов, а именно студенческий Совет по качеству образования. Педагог является
основной фигурой, обеспечивающей качество образования, а студенты - основными потребителями образовательных услуг. Таким образом, во внутривузовском мониторинге качества профессиональной подготовки могут и должны принимать участие обе стороны образовательного процесса.
Студенты принимают участие в мониторинге качества профессиональной подготовки в многоступенчатом учебном заведении под непосредственным руководством специалистов Отдела качества и стратегического развития вуза. Мнения студентов учитываются Советом по качеству и руководством вуза при подведении итогов мониторинга.
Привлечение студентов к участию в оценке организации и содержания образования в высших учебных заведениях - одно из требований Болонской декларации. Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования стало признаваться по всей Европе как необходимое и желаемое явление.
Необходимость привлечения общественности и потребителей образования к решению задач обеспечения качества образования исследовали Л. Р. Ягудина, Т. И. Пуденко, Э. В. Онищенко, С. Е. Солтан и др. Мониторинговыми исследованиями по выявлению требований своих потребителей занимались В. И. Андреев, А. И. Субетто, Н. А. Селезнева, З. А. Капелюк, С. С. Донецкая, Л. М. Струминская, С. Е. Шишов, В. П. Беспалько, В. А. Кальней, А. А. Орлова др.
Но, к сожалению, «...у населения не выражена готовность контролировать качество образования и участвовать в управлении учебными заведениями, чуть более выражено (но все равно недостаточно) предпочтение высокого качества образования» [7].
Как показывает анализ, в большинстве вузов студенты лишь частично вовлечены в процессы управления качеством собственной профессиональной подготовки. Реализация же вовлечения студентов в управление качеством профессиональной подготовки сталкивается со следующими проблемами:
- студенты не воспринимаются как полноправные субъекты высшего профессионального образования;
- студенты участвуют в управлении качеством обучения в вузе чаще всего ограничено и не системно;
- после рейтинговых опросов студентов по оценке качества образования руководством вузов не всегда принимаются адекватные решения;
- встречи студентов с руководством вуза происходят не систематически, а по их итогам не всегда принимаются соответствующие решения и те не доводятся до сведения студентов;
- поддержка со стороны администрации носит формальный характер;
- отсутствует информационная система, обеспечивающая студентам доступ к своевременной, достоверной и оптимальной для принятия решения информации;
- отсутствует коллегиальный орган для рассмотрения конфликтных ситуаций между студентами и преподавателями;
- наблюдается низкая готовность студентов к управлению качеством собственного образования;
- отсутствует система обучения студентов основам управления качеством образования;
- отсутствует механизм обмена опытом со студентами из других учебных заведений;
- существуют только моральное или организационное поощрение за активность студентов, но нет финансовой поддержки.
Результативный компонент предполагает ожидаемое повышение качества профессиональной подготовки студентов, обучающихся в учебном заведении с многоуровневой системой образования.
Таким образом, мониторинг качества профессиональной подготовки будущих специалистов торговли и общественного питания имеет свою специфику, которая заключается, прежде всего, в том, что:
1) мониторинг качества профессиональной подготовки осуществляется на каждом уровне обучения;
2) динамика показателей качества профессиональной подготовки отслеживается после окончания каждого уровня обучения;
3) оценка полученных результатов осуществляется квалифицированными специалистами (отделом качества и стратегического развития и преподавателями) при непосредственном участии студентов (представителями Студенческого совета по качеству образования);
4) управленческие решения принимаются коллегиально всеми участниками образовательного процесса.
Представленная технология мониторинга качества профессиональной подготовки может служить основой для дальнейшей разработки проблемы оценки качества профессиональной подготовки будущих специалистов в многоуровневом учебном заведении.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что представленная технология мониторинга качества профессиональной подготовки будущих специалистов в многоуровневом учебном заведении будет эффективной при условии непосредственного и активного участия студентов в процессе ее реализации.
In article the model of technology of monitoring of quality of vocational training in multilevel educational institution is presented. One of components of technology is involvement of students in monitoring processes. The main problems of participation of students in an education quality assurance are presented.
The key words: quality of education, quality of vocational training, multilevel educational institution, monitoring, participation of students in monitoring of quality of education.
Список литературы
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005. 448с.
2. Кремлевский педсовет. "Российская газета" - Федеральный выпуск № 4027. 25.03.2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/03/25/obrazovanie.html
3. Суворов В.С. Теория и технология управления качеством многоуровневой подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования: дис. ...док.пед.наук Набережные Челны, 2005. 447с.
4. Ретивых М.В. Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособного профессионала // Вестник Брянского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, №1 (2009) Брянск: РИО БГУ, 2009. С.75-79.
5. Суворов В.С. Профессиональное образование в условиях социально-экономических преобразований (теория и практика) - Набережные Челны, 2007. - 232с.
6. Митчелл П. Энциклопедия педагогических средств, коммуникаций и технологий -Лондон, 1978. 78 с.
7. Российское образование 2020 : модель образования для экономики, основанной на знаниях: / материалы IX Международной науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / Под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т Высшая школа экономики. М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 39 с.
Об авторе
Власенко Н.Ф.- преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга, Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт, [email protected]
Vlasenko N.F., lecturer of the Department of management and marketing.
Naberezhnochelninsky State Trade and Technology Institute
Moskovsky prosp. 95, Naberezhnye Chelny, Republic Tatarstan, Russia, 423812.
E-mail: vlasenkonatalya@mail .ru
* Б-р 60 лет Октября, 8, кв. 195, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия, 423812. (дом.адрес)
Тел.8-927-457-72-40
Пр-т Московский, 95, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия, 423812.
E-mail:
MONITORING OF QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE EXPERTS IN MULTILEVEL EDUCATIONAL INSTITUTION
N.F.Vlasenko