Научная статья на тему 'Технология концентрированного обучения в профессиональном образовании'

Технология концентрированного обучения в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
979
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / PROFESSIONAL EDUCATION / INTENSIFICATION OF THE LEARNING PROCESS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / CONCENTRATED TRAINING / EDUCATION COURSE CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гитман Елена Константиновна

В статье дается обоснование необходимости и возможности использования технологии концентрированного обучения в профессиональном образовании. Концентрированное обучение рассматривается в качестве способа, альтернативного традиционному способу организации учебного процесса. Раскрываются теоретические представления о проектировании содержания и процесса концентрированного обучения специальным учебным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF THE CONCENTRATED TRAINING IN PROFESSIONAL EDUCATION

In the article justification of need and possibility of use of technology of the concentrated training in professional education is given. The concentrated training is considered as alternative of the traditional way of the organization of educational process. Theoretical ideas of design of the contents and process of the concentrated training in special subject are considered.

Текст научной работы на тему «Технология концентрированного обучения в профессиональном образовании»

РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

УДК 377

Гитман Елена Константиновна

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-72 e-mail: pedagog@pspu. ru

ТЕХНОЛОГИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Yelena K. Gitman

PhD, Professor, Department of Pedagogy

Perm State Humanitarian Pedagogical University 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: pedagog@pspu. ru

TECHNOLOGY OF THE CONCENTRATED TRAINING IN PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация. В статье дается обоснование необходимости и возможности использования технологии концентрированного обучения в профессиональном образовании. Концентрированное обучение рассматривается в качестве способа, альтернативного традиционному способу организации учебного процесса. Раскрываются теоретические представления о проектировании содержания и процесса концентрированного обучения специальным учебным дисциплинам.

Ключевые слова: профессиональное образование; интенсификация процесса обучения; педагогические технологии; концентрированное обучение; содержание учебной дисциплины.

Abstract. In the article justification of need and possibility of use of technology of the concentrated training in professional education is given. The concentrated training is considered as alternative of the traditional way of the organization of educational process. Theoretical ideas of design of the contents and process of the concentrated training in special subject are considered.

© Гитман Е.К., 2015

Key words: professional éducation; intensification of the learning process; pedagogical technologies; concentrated training; education course content.

Формирование личности молодого специалиста на всех этапах развития страны всегда рассматривалось как одна из важнейших народно -хозяйственных задач. Интенсификация производства, совершенствование технико-технологической базы, изменение в характере и содержании труда, повышение стоимости рабочих мест, развитие рыночных отношений - все это диктует высокие требования к качественным (образовательным, профессионально-квалификационным, личностным) характеристикам рабочих.

Современному производству нужен работник с хорошей общеобразовательной и политехнической подготовкой, который глубоко знает научно-технические основы производства, творчески подходит к выполняемой работе, может самостоятельно осваивать новую технику, грамотно ее эксплуатировать, при необходимости легко переходить от решения одних производственных задач к другим.

Однако сложившаяся за десятилетия ориентация профессиональной школы на обслуживание только народно-хозяйственного комплекса с его командно-административным стилем управления привела к ее технократизму, излишней централизации и единообразию. Это обусловило проблемы, с которыми профессиональная школа столкнулась в период начала экономических и социальных преобразований в нашей стране.

Реформа школы выдвинула ряд ведущих принципов, основными из которых являлись принципы: гуманизации и гуманитаризации образования, дифференциации и индивидуализации образования, опережающего и непрерывного образования, демократизации образования. Необходимость реализации этих принципов вступила в противоречие с существующей системой профессионального образования, в частности, с традиционно сложившейся классно-урочной системой организации процесса обучения по освоению четко детерминированного и централизованно спроектированного содержания.

С другой стороны, к настоящему времени явно наметилась тенденция к совершенствованию процессуального аспекта профессиональной дидактики, что привело к появлению новых и активному развитию известных методов обучения, методик, педагогических технологий. Современному процессу обучения стало «тесно» в рамках классно-урочной системы организации процесса обучения, традиционно сложившейся и в течение многих лет -единственно возможной.

Обнаружившиеся противоречия привели к необходимости поиска способов модернизации классно-урочной системы организации процесса обучения. В качестве одного из таких способов в профессиональной школе можно предложить систему концентрированного обучения.

Как известно, в настоящее время профессиональная подготовка в профессиональной школе строится таким образом: специальные дисциплины

изучаются в течение двух или трех лет параллельно с общеобразовательными и общетехническими дисциплинами, при этом теоретическое обучение (ТО) в рамках классно-урочной системы чередуется с производственным обучением (ПО), осуществляемым в мастерских или непосредственно на производстве. Если учащийся поступает в учебное заведение после 11 -го класса, то изучение специальных и общетехнических дисциплин продолжается один учебный год; принцип чередования теоретического и производственного обучения сохраняется.

Такое построение процесса обучения имеет определенные недостатки:

1. К началу изучения специальных дисциплин не изучены общетехнические и некоторые общеобразовательные дисциплины, что вызывает трудности при освоении определенных тем спецпредметов.

2. Трудно организовать чередование ТО и ПО таким образом, чтобы на практике осуществлялось закрепление только что полученных знаний; как правило, происходит или большое отставание практики от теории или «забегание» практики вперед, что крайне нежелательно.

3. «Растягивание» изучения каждого отдельного специального предмета на длительное время приводит к наличию больших перерывов между отдельными занятиями, что отрицательно сказывается на результатах обучения и приводит к определенным трудностям в усвоении политехнических основ знаний.

4. Мотивация обучающихся к освоению содержания специальных дисциплин на первом курсе весьма слаба, она существенно усиливается на втором, третьем курсе, это следует учитывать при организации учебного процесса.

Анализ исследований Г.И. Ибрагимова [4], М.П. Щетинина [9], А.А. Остапенко [6] и других позволил сделать предположение, что указанных недостатков можно избежать, если осуществить концентрированное обучение специальным дисциплинам и сделать это нужно в заключительный период обучения, когда общетехнические и основные общеобразовательные дисциплины будут изучены. При этом профессиональную подготовку было бы целесообразно провести в три этапа:

- первый - ознакомительный этап ПО, он может проводиться в форме двух-трехдневной экскурсии по производству с показом соответствующей техники и технологии;

- второй - этап ТО, предусматривающий концентрированное изучение соответствующих специальных дисциплин;

- третий - этап ПО, реализуемый в мастерских и на производстве, при этом формирование практических навыков и умений будет происходить на основе сформированных политехнических и профессиональных знаний.

Актуальность проблемы концентрированного обучения теоретическим основам профессии особенно возрастает в условиях перехода к рыночной экономике, когда у большого числа людей возникает необходимость быстро и эффективно освоить новую профессию или повысить свою квалификацию.

Практика показывает, что технология концентрированного обучения базируется на следующем:

1. Концентрированное обучение специальным дисциплинам как процесс, предполагающий организацию изучения только одной учебной дисциплины в течение достаточно длительного промежутка времени (несколько часов, дней или недель), является одним из вариантов модернизации классно -урочной системы организации учебного процесса в начальном профессиональном образовании. С этой точки зрения концентрированное обучение является частью системы профессиональной подготовки будущих рабочих, сложной подсистемой, целостность которой достигается интеграцией ее компонентов (целевых, содержательных, структурных, организационных и процедурных).

2. В основу проектирования содержания специальных дисциплин применительно к реализации концентрированного обучения положена интеграция разнородных знаний, дающая возможность комплексного, многоаспектного рассмотрения сферы производства и профессионального труда. Содержание и структура курса специальных дисциплин проектируются с целью выделения политехнических основ знаний, представляющих научно -теоретическую основу конструирования, функционирования и эксплуатации изучаемого объекта, и формирования вокруг них прикладного материала. Сущность и процедура интеграции разнопредметного содержания, рассматриваемой как условие концентрированного обучения в начальном профессиональном образовании, предполагает как внутрицикловое и межцикловое «пересечение» содержания учебных дисциплин, синхронизацию учебного материала с учетом принципа профессиональной направленности, так и разработку интегративных дисциплин, объединяющих содержание нескольких учебных предметов.

3. Методическая основа проектирования концентрированного обучения базируется на определении занятия в режиме погружения как формы организации процесса обучения; следовательно, при планировании и проведении подобного занятия, с одной стороны, удовлетворяются все требования дидактики, с другой стороны - учитывается специфика организации процесса концентрированного обучения. Структура занятия в режиме погружения предполагает при изучении подтем занятия различные варианты группировки его этапов. В основе методики проведения занятия в режиме погружения лежат идеи групповой фасилитации, ситуативного подхода и учета таких психофизиологических особенностей учащихся, как работоспособность и память.

Исследование возможности реализации технологии концентрированного обучения в профессиональном образовании, разработка соответствующих теоретических положений и условий, экспериментальная работа осуществляются в Пермском крае с начала 1990-х гг. и продолжаются по настоящее время.

Для начала был произведен анализ существующей практики начального профессионального образования, осмыслены организационно-дидактические

резервы повышения эффективности подготовки будущих специалистов, изучено состояние проблемы концентрированного обучения в теории и практике, определены исходные теоретические позиции.

Далее были определены способы организации процесса концентрированного обучения в начальном профессиональном образовании; разработаны и обоснованы содержание и структура специальных учебных дисциплин; разработаны соответствующие методические подходы.

Следующий этап включал в себя проведение педагогического эксперимента, при этом апробировались экспериментальные программы специальных дисциплин, методические разработки, диагностические материалы.

В дальнейшем осуществлялись итоговая систематизация и обобщение теоретических и экспериментальных результатов исследования, написание монографий. Важным следствием проведенной работы явилось оформление материалов и защита диссертаций автором [1], а также коллегами (Г. А. Клюева [5], И.Г. Резвых [7]) и аспирантами (А.А. Вершинин [3], М.А. Хлыбова [8]) автора. Важно отметить существенный вклад в экспериментальную и практическую работу по реализации технологии концентрированного обучения педагогов системы профессионального образования Пермского края, которые проходили обучение на разных уровнях в Пермском краевом институте повышения квалификации работников образования.

В качестве результата проведенных исследований были сформулированы следующие положения относительно использования технологии концентрированного обучения в профессиональном образовании.

1. Обоснованы целесообразность и эффективность концентрированного обучения в профессиональном образовании, где явно просматривается тенденция перехода от жесткой централизованной и унифицированной системы профессионального обучения к созданию условий по обеспечению социальной защищенности молодежи путем повышения ее профессионализма, по формированию необходимого образовательного базиса как основы повышения мастерства или переобучения в другой сфере деятельности. С учетом традиций, предпосылок становления, формирования и развития системы профессионального образования организация концентрированного обучения предложена в качестве способа, альтернативного традиционному способу организации учебного процесса. Концентрированное обучение рассмотрено с позиций расширения спектра возможностей по удовлетворению реальных потребностей различных категорий населения в профессиональном образовании с высокой степенью результативности [2].

2. Разработаны следующие положения концентрированного обучения, которое осуществляется на основе:

- организационной перестройки учебного процесса, связанной с концентрацией времени изучения определенной дисциплины;

- проектирования содержания, базирующегося на интеграции разнопредметного материала и укрупнении содержательных единиц;

- изменений методического аспекта процесса обучения, вызванных необходимостью проведения длительных учебных занятий, что находит отражение в соответствующих формах и методах обучения.

Все это обусловливает рассмотрение концентрированного обучения в профессиональном образовании как системы, включающей целевые, содержательные, структурные, организационные и процедурные компоненты. При этом в рамках существующей классификации моделей концентрированного обучения сделано дополнение, предполагающее рассмотрение двух подвидов первой модели, а именно: концентрическое и линейное погружение. Дано обоснование предпочтительности линейного погружения для обучения специальным дисциплинам.

3. Разработаны на теоретико-методологическом и дидактическом уровнях подходы к проектированию применительно к реализации концентрированного обучения содержания и процесса обучения специальным дисциплинам:

- обусловливающее отбор материала в курс соответствующей дисциплины с позиций интеграции разнородных знаний, дающих возможность комплексного многостороннего рассмотрения сферы профессионального труда;

- определяющие структуру учебной дисциплины в виде совокупности крупных содержательных единиц, предполагаемых для изучения на одном занятии в режиме погружения и включающих в себя научно -теоретические основы конструирования, функционирования и эксплуатации изучаемого технико-технологического объекта и соответствующий прикладной материал;

- предполагающие организацию изучения технико-технологического объекта на основе базисных связей его системных характеристик;

- определяющие занятие в режиме погружения как форму организации процесса погружения, обладающую соответствующими типологическими, структурными, методическими характеристиками;

- предусматривающие реализацию системы мер по поддержанию на высоком уровне работоспособности обучающихся и способствующих более эффективному запоминанию ими учебного материала.

4. Доказано, что интеграция разнопредметного содержания (специального и общетехнического, специального и общеобразовательного, а также разнопредметного специального) является базисным условием проектирования содержания и процесса концентрированного обучения в профессиональном образовании.

В заключение необходимо отметить, что внедрение в учебный процесс учреждений среднего профессионального образования (на уровне как начального, так и среднего профессионального образования) рекомендаций по проектированию дидактико-методического обеспечения технологии концентрированного обучения теоретическим основам профессии и по разработке содержания и методики концентрированного обучения специальным дисциплинам позволяет значительно повысить эффективность процесса профессионального обучения.

Список литературы

1. Гитман Е.К. Дидактические основы концентрированного обучения в начальном профессиональном образовании: дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук. - Челябинск, 2000.

2. Гитман Е.К. Концентрированное обучение в системе высшего военного профессионального образования // Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15, № 4. - С. 1330-1332.

3. Гитман Е.К., Вершинин А.А. Об эффективности концентрированного обучения курсантов военного вуза // Современные исследования социальных проблем [Электронный ресурс]. - 2012. - № 9(17). - URL: http//sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/gitman.pdf (дата обращения: 30.11.2012).

4. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения в педагогике и школе. -Самара, 1994. - 227 с.

5. Клюева Г.А. Концентрированное обучение теоретическим основам профессии в начальной профессиональной школе: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Казань, 2000.

6. Остапенко А.А. Концентрированное обучение как педагогическая технология: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Краснодар, 1998.

7. Резвых И.Г. Урок погружения как здоровьесберегающая форма организации обучения в базовой школе: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Казань, 2003.

8. Хлыбова М.А. Концентрированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2011.

9. Щетинин М.П. Объять необъятное: записки педагога. - М.: Педагогика, 1986. - 171 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.