УДК 378.016:811 ББК 4486.17
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Е.К. Гитман*, М.А. Бушуева**
*Пермский государственный педагогический университет,
**Пермская государственная сельскохозяйственная академия
APPLICATION PECULIARITIES OF CONCENTRATED TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION
E. Gitman*, M. Bushueva**
*Perm State Pedagogical University **Perm State Agricultural Academy
Рассматриваются особенности реализации концентрированного обучения с точки зрения повышения эффективности формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: концентрированное обучение, интенсификация обучения, иноязычная коммуникативная компетенция, учебный блок, модуль.
Peculiarities of implementing concentrated training are reviewed. They are described in terms of increasing the effectiveness of students’ foreign communicative competence formation.
Keywords: concentrated training, intensification of training, foreign communicative competence, training course unit, module.
В условиях ускорения научно-технического прогресса проблема перехода на преимущественно интенсивный путь развития должна решаться во всех сферах и на всех этапах формирования будущего специалиста. Научная и профессиональная международная коммуникация, появление новых доступных информационных ресурсов на иностранных языках актуализируют необходимость интенсификации обучения иностранному языку в профессиональной школе.
Анализ стандартов высшего профессионального образования выявил необходимость формирования у выпускников иноязычной коммуникативной компетенции, которая рассматривается как способность и готовность человека осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение на основе «владения языковыми, речевыми, социокультурными знаниями, умениями и навыками, позволяющими коммуникативно приемлемо и целесообразно варьировать свое речевое поведение» в зависимости от различных факто-
ров [8, с. 297]. Однако исследования, проведенные в неязыковых вузах с целью определения качества языковой подготовки, обнаружили, что большая часть выпускников имеет низкий уровень владения иностранным языком. Наблюдения авторов за процессом обучения и анализ полученных данных подтвердили это.
В качестве одной из причин слабого овладения студентами иностранным языком можно назвать некоторые особенности системы организации образования, в рамках которой осуществляется подготовка специалистов высшего звена, в частности традиционно сложившаяся лекционно-семинарская система организации образовательного процесса. Частая смена доминант, их неустойчивость, невозможность сосредоточения на чем-то одном приводят в итоге к тому, что профессиональная школа неустанно и насильственно, по определенному алгоритму, заложенному в семестровом расписании, рассеивает внимание обучающихся, служит одной из главных причин быстрой утомляемости, низкой эффективности
учебного труда. В условиях профессионального обучения особо актуальна проблема несоответствия объема содержания количеству времени, предусмотренному для его усвоения [1]. Устранить это противоречие способны новые образовательные технологии, позволяющие интенсифицировать процесс обучения и создающие организационно-дидактическую базу для реализации компетентностного подхода в высшей профессиональной школе.
В качестве одной из таких технологий может быть предложено концентрированное обучение, которое, на наш взгляд, может способствовать более успешному формированию у студентов иноязычной коммуникативной компетенции.
Генезис развития идеи концентрированного обучения прослеживается в трудах Г.И. Ибрагимова [2]. Он же представил следующее определение концентрированного обучения -это «технология организации обучения, при которой в течение короткого или длительного периода осуществляется концентрация энергии и рабочего времени учащихся (студентов) при изучении одной или нескольких дисциплин» [2, с. 13]. Как отмечает ученый, истоки концентрированного обучения восходят к трудам Я.А. Коменского. В конце ХГХ - начале XX веков концентрированное обучение получает развитие в отечественной педагогике (П.П. Блонский, В.В. Розанов и др.) [2].
В современной отечественной педагогической теории идея концентрированного обучения представлена достаточно широко. Так, в работах М.П. Щетинина [9] и A.A. Остапенко [6] рассматривается использование концентрированного обучения в средней школе. Работы Е.К. Гитман [1] посвящены, в основном, исследованию возможностей реализации этого способа организации процесса обучения дисциплинам профессионального цикла в системе начального и среднего профессионального образования. Г.К. Клюева [4] занималась вопросами интеграции общетехнических и специальных дисциплин в условиях реализации концентрированного обучения, М.Г. Резвых [7] представила свои исследования здоровьесберегающего аспекта этой технологии. Проблемы обучения иностранному языку представлены в исследованиях школы Г.А. Китайгородской [3], однако в этих работах раскрываются, в основном, проблемы интенсификации обучения, рассматриваемые в большей степени с точки зрения специфических особенностей построения методики обучения. Однако
практически отсутствуют работы, посвященные исследованию концентрированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции. С точки зрения реализации компетентностного подхода как условия модернизации процесса обучения в высшей профессиональной школе такое исследование представляется достаточно актуальным.
Одной из основных задач, которые должны быть решены в условиях реализации концентрированного обучения, является необходимость изменения структуры содержания учебной дисциплины, так как традиционное тематическое построение учебной программы не согласуется с системой концентрированного обучения. Учебная информация должна быть «сжата» в укрупненные содержательные единицы (модули). Идея укрупнения дидактических единиц глубоко разработана в исследованиях П.М. Эрдниева [10]. Укрупненная дидактическая единица представляет собой материал, состоящий «из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти» [10, с. 17]. Таким образом, модуль как укрупненная содержательная единица представляет собой совокупность учебных занятий, посвященных одной, относительно самостоятельной теме учебной программы, выделенной в тематическом плане и завершаемой тематическим контролем. При этом перечень изучаемых тем трансформируется в перечень учебных модулей с указанием содержания каждого модуля и количества часов на ее изучение, а программа учебной дисциплины представляется в виде последовательности логически расположенных модулей, где отражены содержательный и процессуальный компоненты. Модуль содержания реализуется в процессе концентрированного обучения в виде совокупности учебных блоков, каждый из которых представляет собой содержание учебного занятия продолжительностью от четырех до восьми академических часов с сохранением перемен между ними.
Методическое построение длительных учебных занятий обеспечивается таким сочетанием форм, методов, средств обучения, которое позволяет наиболее полно реализовывать интерактивность в обучении и при этом учитывать особенности физической и умст-
Теория и методика профессионального образования
венной работоспособности студентов в течение дня, снижение уровня утомляемости, снятие стрессовых ситуаций, характерных для этапа контроля традиционных занятий, и т. п. Важно подчеркнуть, что во избежание утомляемости в течение дня содержание занятия должно прорабатываться в разных формах учебной деятельности. Деятельность обучаемых приобретает интерактивный характер благодаря включению их в различные формы и виды взаимодействия, обеспечивающие непрерывность процесса познания, органическое единство процессов усвоения знаний и формирования умений. Введение концентрированного обучения не только делает занятия с использованием интерактивных методов обучения более эффективными, но и расширяет их «номенклатуру». Среди инновационных форм организации занятий по иностранному языку для студентов неязыкового вуза используются ролевые и деловые игры, диспуты, групповые дискуссии, мозговые атаки, проекты, «круглые столы», мини-конференции, скетчи и т. п.
Одной из самых замечательных особенностей этой технологии является появление существенной экономии времени по сравнению с изучением аналогичной дозы материала при традиционном построении процесса обучения. Для доказательства этого приведены сравнения замеров времени при реализации построения процесса обучения традиционным образом и в концентрированном виде [1]. Имея целью формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции, преподаватели, обучающие иностранному языку в неязыковом вузе, могут использовать потенциально свободное время для решения следующих педагогических задач:
• расширять и углублять знания, привлекать дополнительный материал, в том числе материал, имеющий выраженную коммуникативную направленность;
• использовать некоторое время на устранение первоначальных пробелов в языковой подготовке;
• в большем объеме использовать проблемные задания и ситуации, задания творческого характера, имеющие коммуникативную направленность;
• больше времени отводить применению полученных знаний и умений, в том числе в профессиональной сфере;
• больше времени уделять формированию навыков профессиональной иноязычной коммуникации;
• полнее осуществлять интеграцию с содержанием дисциплин профессионального цикла;
• осуществлять дифференцированный подход к студентам, активнее использовать идеи групповой фасилитации и т. д.
В процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе возможно применение различных моделей концентрированного обучения, а также сочетание концентрированного обучения с традиционным.
В зависимости от времени, отведенного на изучение дисциплины, можно по-разному организовать учебное расписание. В процессе иноязычной подготовки студентов Пермской государственной сельскохозяйственной академии были реализованы два варианта организации концентрированного обучения. Первый представлял собой комбинацию концентрированного и традиционного обучения, второй - концентрированное обучение в чистом виде.
В рамках первого варианта иностранный язык изучался один раз в неделю концентрированно по 4-8 часов в день, в остальные дни учебной недели расписание имело традиционный вид с сохранением всего комплекса (за исключением иностранного языка) учебных дисциплин. Данная модель концентрированного обучения предполагает укрупнение только одной организационной единицы - учебного дня. В зависимости от учебных задач, содержания и сложности изучаемого материала преподаватель может изменять продолжительность любого учебного блока в большую или меньшую сторону в рамках одной организационной единицы - учебного дня с условием неизменности общего годового объема учебной дисциплины. Этот вариант позволяет реализовывать концентрированное обучение при меньших организационных издержках (например, при составлении расписания). Сочетание концентрированного образования с традиционной системой может быть предложено в качестве одного из альтернативных вариантов организации процесса обучения в вузе, позволяющих частично преодолеть некоторые слабости существующей на сегодня системы организации процесса обучения.
Второй вариант представлял собой организацию концентрированного обучения в полной мере, что предполагало изучение в течение нескольких дней подряд только одного единственного предмета. Студенты обучалась иностранному языку следующим обра-
зом: вся учебная программа осваивалась концентрированно за три - четыре цикла в год. Длительность каждого цикла определялась общим объемом программы, количеством циклов и составляла 5-7 дней.
Результаты исследования показали эффективность данной технологии. Было отмечено повышение степени владения студентами иностранным языком при реализации обоих вариантов. Для определения уровня сформированное™ иноязычной коммуникативной компетенции использовалась общеевропейская шкала компетенций [5]. Распределение студентов по уровням владения иноязычной коммуникативной компетенцией представлено в таблице.
Важным условием, обеспечивающим эффективность концентрированного обучения иностранному языку, является учебно-методическое обеспечение, включающее в себя:
• рабочую программу дисциплины «Английский язык для студентов соответствующих специальностей»;
• календарно-тематический план;
• методические рекомендации для преподавателей, работающих в условиях концентрированного обучения, по организации работы студентов и контроля у них иноязычной коммуникативной компетенции;
• контрольно-измерительный инструментарий (критерии, параметры, уровни сформированное™ иноязычной компетенции);
• систему тестовых заданий для промежуточного и итогового контроля;
• материалы компетентностно-ориентиро-ванных контрольных заданий для определения уровня сформированное™ иноязычной коммуникативной компетенции на завершающей ступени обучения.
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие особенности применения концентрированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе.
1. Концентрированное обучение иностранному языку представляет собой целостное явление, содержащее целевые, содержательные, процедурные и организационные компоненты.
2. Целевой функцией концентрированного обучения иностранному языку является повышение эффективности формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции.
3. Содержание и структура учебной дисциплины «Иностранный язык» проектируются в виде последовательности укрупненных содержательных единиц, предназначенных для изучения на занятиях длительностью от четырех до восьми академических часов.
4. Разработка методического обеспечения процесса концентрированного обучения иностранным языкам осуществляется с опорой: на идеи интерактивного обучения и ситуатавного подхода; учет психофизиологических особенностей студентов, таких, как работоспособность и память; возможность экономии времени по сравнению с традиционным подходом.
5. Концентрированное обучение представляется в качестве одного из вариантов модернизации лекционно-семинарской системы организации процесса обучения в вузе, при этом концентрированное обучение может быть использовано как в чистом виде, так и в комбинации с традиционным подходом.
Таким образом, в качестве одной из технологий, адекватных сегодняшнему социальному заказу высшей профессиональной школы и обеспечивающих интенсификацию образования, можно назвать концентрированное обучение, которое способствует активизации учебной деятельности обучающихся и глубокому и прочному усвоению ими учебного материала. Устранение многопредметноста снимает нервное напряжение студентов и педагогов, благотворно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии студентов.
Распределение студентов экспериментальных и контрольных групп по уровням сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, %
Варианты реализации концентрированного обучения Низкий уровень Пороговый уровень Продвинутый уровень
Контр. группа Экспер. группа Контр. группа Экспер. группа Контр. группа Экспер. группа
Комбинация концентрированного обучения с традиционным 29 11 62 67 9 22
Концентрированное обучение 33 6 60 64 7 30
Теория и методика профессионального образования
Разнообразная деятельность и установка на длительное в условиях концентрированного обучения взаимодействие создают благоприятный психологический климат, обеспечивают условия для более успешного развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов.
Литература
1. Гитман, Е.К. Метод погружения в профессиональном образовании / Е.К. Гитман. — Пермь, 2000. - 121 с.
2. Ибрагимов, Г.И. Формы организации обучения в педагогике и школе / Г.И. Ибрагимов. - Самара, 1994. - 227 с.
3. Китайгородская, Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика / Г.А. Китайгородская. - М.: Высшая школа, 2009. -277 с.
4. Клюева, Г.А. Концентрированное обучение теоретическим основам профессии в начальной профессиональной школе: дис. ... канд. пед. наук/Г.А. Клюева. - Казань, 2000. — 175 с.
5.Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. — М.: Московский гос. лингвистич. ун-т, 2003. - 206 с.
6. Остапенко, A.A. Работа по технологии концентрированного обучения / A.A. Остапенко // Школьные технологии. - 2007. - № 6. -С. 137-138.
7. Резвых, ИГ. Урок погружения как здоровьесберегающая форма организации обучения в базовой профессиональной школе: дис. ... канд. пед. наук/И.Г. Резвых. - Казань, 2003. -179с.
8. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Сафонова. -М., 1992. -415 с.
9. Щетинин, М.П. Объять необъятное / М.П. Щетинин. -М.: Педагогика, 1986. - 173 с.
10. Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. -М.: Просвещение, 1986. -225 с.
Поступила в редакцию 15 февраля 2010 г.