COOPERATION OF THE TULA STATE UNIVERSITY DEPARTMENT «MISSILES» WITH ENTERPRISES OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX
V.A. Nikitin, O.A. Fomicheva
The types of interactions between the department «Missiles» of the Tula State University and enterprises of the military-industrial complex, the necessity of close cooperation to improve the quality of higher education and making it closer to the practical needs are considered.
Key words: higher education, targeted training, personal, military-industrial
complex.
Nikitin Victor Alexsandrovich, candidate of technical sciences, docent, nikitin [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Fomicheva Olga Anatolevna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 378.14.015.62
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
А.А. Вершинин
Организация процесса обучения в военных вузах сопровождается наличием некоторых проблем, решение которых требует внедрения новых педагогических технологий. Рассмотрены вопросы реализации технологии концентрированного обучения специальным дисциплинам в военном вузе. Приведены результаты проведенного педагогического эксперимента по применению концентрированного обучения курсантов военного вуза специальным дисциплинам.
Ключевые слова: организация процесса обучения, педагогический эксперимент, концентрированное обучение, эффективность обучения.
На современном этапе развития профессионального образования в военных вузах особое внимание при подготовке выпускников уделяется их подготовке по специальности, которая и формирует их как будущих военных специалистов.
Переход военных вузов на федеральные государственные стандарты третьего поколения выявил ряд противоречий, основными из которых являются:
- увеличение количества передаваемой информации на единицу времени;
- уменьшение времени на изучение определенного объема информации.
Устранение данных противоречий автор считает возможным в применении в процессе подготовки военных специалистов новых образовательных технологий, которые позволяли бы расширить объемы знаний, усваиваемых курсантами, и при этом не увеличивали бы время, отводимое на их изучение.
Одной из таких образовательных технологий, по мнению автора, которая может устранить выявленные противоречия, является метод погружения или технология концентрированного обучения.
Концентрированное обучение или метод погружения - это такая технология организации учебного процесса, при которой внимание преподавателя и курсанта сосредотачивается на глубоком непрерывном изучении одного предмета в течение одного или нескольких учебных дней или недель [2].
Применение концентрированного обучения в процессе подготовки курсантов военного вуза требует пересмотра содержания специальных дисциплин и соответственно внесения некоторых изменений, как в содержание дисциплин, так и непосредственно в содержание занятия. При этом данные изменения не внесут существенных изменений в учебный процесс военного вуза.
Внесение изменений в содержание учебной дисциплины при изучении ее методом погружения влечет за собой специального представления содержания учебного материала, который необходимо донести до обучаемых. При этом автор руководствовался принципом сжатия учебного материала в укрупненные дидактические единицы, а также теорией модульного обучения.
Основная идея технологии укрупнения дидактических единиц состоит в том, что знания предъявляются курсанту крупным блоком, во всей системе внутренних и внешних связей, с последующей детализацией. Как отмечает П.М. Эрдниев, главное при работе над укрупненным материалом в рамках занятия погружения - чтобы все составные части по возможности был выполнены в указанной последовательности на одном занятии, а также, чтобы в содержании развивающихся системных знаний предыдущие и последующие во времени звенья имели как можно больше общих носителей информации.
Таким образом, основой учебного занятия построенного по системе укрупнения дидактических единиц может служить правило: не повторение (да еще отсроченное, т.е. отложенное на следующее занятия), а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом занятии, чтобы познать объект в его развитии.
В свою очередь, процесс проектирования учебных модулей по спе-
циальным дисциплинам в военном вузе позволяет провести интенсификацию учебного процесса, то есть:
- «сжать» и структурировать учебную информацию в учебном модуле, при этом, не нанося вреда для научности и фундаментальности новых знаний;
- осознанно по средствам доминирующей мотивации стимулировать учебно-познавательную деятельность курсантов;
- повести дифференцирование учебного материала, учитывая при этом уровень профессиональной подготовки курсантов и выбрать соответствующую методику обучения [3].
В процессе проектирования учебного модуля по специальным дисциплинам мы уделяли особое внимание выделению общего «ядра», вокруг которого будет строиться изучение прикладного комплекса фактических данных. Выделение «ядра» в модуле приведет к изменению содержания курса специальной дисциплины, а именно будут внесены или явно выделены теоретические положения, на основе которых строится освоение и применение прикладного материала [1].
На основании выше изложенных принципов в ходе проведения диссертационного исследования нами была разработана новая учебная программа специальной дисциплины «Управление службой артиллерийского вооружения» которая, позволяет применять метод для обучения курсантов военного вуза.
Проведение педагогического эксперимента по внедрению в процесс обучения курсантов методом погружения нами был разбит на три этапа.
На всех этапах эксперимента основным условием являлось обучение курсантов без нарушения естественного течения учебно-воспитательного процесса в военном вузе. В педагогическом эксперименте участвовало 103 курсанта, в том числе в контрольных группах - 50 курсантов, в экспериментальных группах - 53 курсанта, в них для контроля формирования профессиональных компетенций применялась выбранная методика. Все остальные условия учебно-воспитательной работы в контрольной и экспериментальной группах поддерживались одинаковыми.
В ходе проведения эксперимента мы проводили измерения зависимых и независимых переменных. К зависимым переменным в нашем случае относятся составляющие профессиональных компетенции, такие как профессиональные знания и профессиональные навыки и умения. К независимым переменным мы отнесли метод концентрированного обучения.
На первом этапе педагогического эксперимента был проведен «входящий контроль» и «итоговый контроль» составляющих профессиональных компетенции курсантов учебных групп участвующих в эксперименте. «Входящий контроль» и «итоговый контроль» проводился методом тестирования, и осуществлялся в целях определения уровня сформированности
профессиональных знаний у курсантов. Для тестирования были использованы тестовые задания разработанные преподавателями кафедры, которые применяются при обучении курсантов на протяжении уже 5 лет.
В ходе проведения первого этапа эксперимента были задействованы две учебные группы курсантов. В первой учебной группе в эксперименте приняло участие 23 курсанта, во второй 26 курсантов.
Результаты «входящего контроля» профессиональных знаний приведены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты измерений уровня профессиональных знаний в учебных группах до начала эксперимента «входящий контроль»
Уровень профессио- 231 -я учебная группа 232-я учебная группа
нальных знаний (чел.) (чел.)
Недостаточный 1 2
Низкий 16 19
Средний 6 5
Высокий - -
Как видно из табл. 1, до начала проведения эксперимента учебные группы оказались статистически не различимы. В качестве контрольной группы была выбрана 232-я учебная группа, показавшая лучший результат в ходе тестирования и решения профессиональных задач и ситуаций, соответственно в качестве экспериментальной группы выбрана 231-я учебная группа, показавшая наиболее слабые результаты.
В течение проведения эксперимента контрольная группа обучалась по традиционной методике, тогда как в экспериментальной группе использовалась выбранная методика.
По окончании проведения первого этапа эксперимента в обеих группах была проведена проверка профессиональных знаний и умений курсантов «на выходе». Результаты тестирования «на выходе», представленные в табл. 2, показали прирост уровня сформированности профессиональных знаний, умений и навыков, при этом степень прироста в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.
Результаты педагогического эксперимента показали, что в экспериментальной группе «высокий» уровень сформированности профессиональных знаний вырос на 46 %, «средний» уровень - на 19 %, а уровни сформированности профессиональных знаний «низкий» и «недостаточный» снизились соответственно на 57 и 8 %.
Для сравнения в контрольной группе «высокий» уровень сформи-рованности профессиональных знаний вырос на 22 %, «средний» - на 4 %,
уровень сформированности профессиональных компетенций «низкий» снизился на 11 %, а «недостаточный» уровень остался на прежнем уровне.
Таблица 2
Результаты измерений уровня профессиональных знаний в контрольной и экспериментальной группах после проведения эксперимента «контроль на выходе»
Уровень профессио- Контрольная группа Экспериментальная
нальных знаний (чел.) группа (чел.)
Недостаточный 1 -
Низкий 11 4
Средний 6 10
Высокий 5 12
Для достоверности определения наиболее точных результатов анализа сформированности составляющих профессиональных знаний у курсантов в ходе проведения эксперимента нами была применена методика определения достоверности совпадений и различий для экспериментальных данных, измеренных в порядковой шкале.
Сравнивая результаты контрольной и экспериментальной групп, после проведения эксперимента получали, что достоверность различий характеристик экспериментальной и контрольной групп после окончания эксперимента составляет 95 %. Что в очередной раз доказывает правильность выбранной методики.
На третьем этапе педагогического эксперимента нами проводился контроль «остаточных знаний» у курсантов экспериментальной и контрольной групп. Контроль «остаточных знаний» проводился через полгода после изучения соответствующего материала и проводился в целях проверки качества сформированности профессиональных компетенций у курсантов, участвовавших в первом этапе эксперимента. Контроль проводился методом тестирования по тем же тестам, что и при контроле знаний курсантов «на выходе».
Анализ полученных показал, что и по прошествии времени уровень сформированных в ходе эксперимента профессиональных знаний остаётся на довольно высоком уровне, что еще раз подтверждает правильность выбранной методики формирования профессиональных компетенций у курсантов военного вуза.
Таким образом, проведенный педагогический эксперимент показал, что применение в процессе обучения метода погружения является эффективным средством формирования у будущих офицеров профессиональных компетенций.
Список литературы
1. Гитман Е.К., Вершинин А. А. Организация процесса концентрированного обучения специальным дисциплинам в военном вузе // Педагогическое образование и наука. 2011. №9. 112 с.
2. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения в педагогике и школе. Самара, 1994. 227с.
3. Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. Вильнюс, 1989.
68 с.
Вершинин Алексей Аркадьевич, доц., [email protected], Россия, Пермь, Пермский военный институт МВД России
THE USE OF CONCENTRATED STUDYINTHE PROCESS OF FUTURE OFFICERS
TRAINING
A.A. Vershinin
An organization of an education in military universities encounters some practical difficulties that can be resolved by introducing modern pedagogical technologies. This paper analyses realization aspects of concentrated education technology while teaching specialized disciplines in a military university. The results of the performed pedagogical experiment on the introduction of the concentrated education
Key words: organization of education proves educational experiment, concentrated training, effectiveness of education.
Vershinin Aleksey Arkadievich, docent, [email protected], Russia, Perm, Perm Military Institute of Interior Ministry troops of Russia