по этим дистанциям. Статистически значимые отличия показателя дистанционного плавания 20 минут имеются только в экспериментальной группе. Дистанция, проплываемая за 20 минут в экспериментальной группе увеличилась на 75 метров (10,8%), в контрольной группе это увеличение составило 50 метров. По всей вероятности такие различия в динамике последнего исследуемого показателя обусловлены применением в экспериментальной группе большого объёма нагрузок по развитию общей выносливости.
Таким образом, результаты исследований подтвердили целесообразность использования аэробных беговых нагрузок в процессе занятий по обучению плаванием перед занятиями в бассейне во время разминки в «зале сухого плавая»
ЛИТЕРАТУРА
1. Кононов, С.В. Развитие специальных физических качеств в процессе обучения прикладному плаванию студентов железнодорожных вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кононов С.В. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -СПб., 2007. - 21 с.
2. Костюченко, В.Ф. Бег оздоровительный, бег спортивный : учеб. пособие / В.Ф. Костюченко ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1994. - 124 с.
3. Радовицкая, Е.В. Здоровье студентов и пути его укрепления / Е.В. Радовиц-кая, В.Ф. Костюченко // Актуальные проблемы физического воспитания студентов : материалы научно-методической конференции (СПб., 16-17 июня 2010 г.) / под ред. И.В. Евграфова, С.В. Кононова, В. А. Милодана. - СПб. : Изд-во ПГУПС, 2010. - С. 8081.
4. Романченко, С. А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культурой : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Романченко С.А. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2006. - 20 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.922
ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ Наталья Сергеевна Ротенберг,
Культурно-досуговый центр «Покров», г. Москва
Аннотация
В статье отражены особенности синдрома гиперактивности детей старшего дошкольного возраста. Дается описание и результаты формирующего эксперимента по снижению ее основных проявлений с использованием техник ушу и цигун, а также включающая в себя общую физическую подготовку и развитие мелкой моторики.
Ключевые слова: гиперактивность, дефицит активного внимания, дошкольный возраст, физическая культура, коррекция поведения, китайские гимнастики.
TECHNOLOGY OF THE APPLYING THE MEANS OF PHYSICAL CULTURE
FOR CORRECTION AND OPTIMIZATION OF HYPERACTIVITY BEHAVIOR
AMONG THE CHILDREN
Natalia Sergeevna Rotenberg,
Cultural and leisure centre "Pokrov",
Moscow
Annotation
The article reflects the features of the hyperactivity syndrome among the children of the senior
preschool age. The description and results of forming experiment on decrease in its basic displays with the usage of the Wu-Shu and chi Kung technique, and also including the general physical preparation and development of small motility is given.
Keywords: hyperactivity, deficiency of active attention, preschool age, physical training, behavior correction, Chinese gymnastics.
Детство является ключевым периодом жизни человека, на протяжении которого осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности и свойства взрослого человека. Одним из этих функциональных свойств является физическое и психическое здоровье, то есть достижение высокого уровня физической и умственной работоспособности, адаптации к условиям меняющейся среды, устойчивости к заболеваниям. К сожалению, в настоящее время, продолжает расти тенденция увеличения детей дошкольного возраста с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
Физическая культура является высокоэффективным средством гармоничного психофизического развития детей, повышения уровня соматического и психического здоровья. Огромный коррекционно-развивающий потенциал заложен в техниках и приемах восточных единоборств и духовных практик, в частности, ушу и гимнастики цигун, которые человек может осваивать с любого возраста. Однако фактически не изучено влияние занятий такими видами спорта на коррекцию поведенческих и эмоциональных нарушений, общее физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать, апробировать и внедрить технологию, построенную на основе средств физической культуры с использованием элементов китайской гимнастики для коррекции гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой разработки технологии коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста средствами физической культурой послужил комплексный подход, который предполагает ориентацию на гармоничное психофизическое развитие дошкольников, снижение проявлений гиперактивности, в первую очередь, двигательной расторможенности, импульсивности, дефицита внимания.
Ранее проведенное сравнительное исследование показало, что занятия спортивными единоборствами способствуют снижению проявлений гиперактивности и отставания в развитии у дошкольников (Ротенберг Н.С., 2009). В связи с этим в основу разработки данной технологии был положен именно этот вид спорта. Базовую часть технологии коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста посредством физической культуры занимают техники традиционного ушу и гимнастики цигун.
Однако комплексный подход предполагает использование и других техник и упражнений, направленных на коррекцию гиперактивного поведения и его последствий в старшем дошкольном возрасте. В связи с этим в программу занятий включается блок общефизической подготовки, который содержит занятия бегом, игры с мячом, прыжки, игровые танцевальные упражнения, занятия на велотренажерах. Это обеспечивает достижение гиперактивными дошкольниками возрастных нормативов и формирования умений в области физической культуры, способствует развитию различных групп мышц. Не менее важным разделом предложенной технологии выступает развитие мелкой моторики пальцев рук. Именно этот моторный компонент обеспечивает формирование навыков письма, рисования у детей. В то же время, у гиперактивных дошкольников по сравнению со сверстниками наблюдается замедленное развитие мелкой моторики по сравнению со сверстниками.
Важным принципом конструирования и реализации технологии выступает проведение всех занятий в игровой форме.
Целью разработанной технологии выступает коррекция проявлений гиперактивности и оптимизация психического развития у детей старшего дошкольного возраста. Цель реализуется в следующих задачах:
- снизить основные проявления гиперактивности у дошкольников - двига-
тельную расторможенность, импульсивность, дефицит внимания;
- развить волевую регуляцию поведения и деятельности;
- повысить уровень статической, динамической, зрительно-моторной координации, четкость и осознанности движений;
- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, мимические движения; ускорить развитие познавательных процессов;
- снизить тревожность и агрессивность, гармонизировать эмоциональные свойства старших дошкольников;
- создать условия для овладения детьми социальными нормами поведения, повышения успешности учебно-игровой деятельности;
- способствовать повышению общего состояния здоровья детей.
Технология включает в себя три основных блока психофизических техник и физических упражнений, проводимых с детьми в игровой форме.
Первый блок включает в себя общую физическую подготовку, развитие двигательных качеств, координации движений.
Второй блок - основной по объему - занимают техники и приемы ушу и цигун. Это, прежде всего, техники передвижений (буфа). К данному блоку техник также относится работа со стихиями, согласно воззрениям древних китайских философов.
К данному блоку относится выполнение основных упражнений цигун, прежде всего - дыхательных техник и движений. Упражнения направлены на три основных составляющих цигун: регулирование дыхания, сознания и тела. Это достигается посредством расслабления и успокоения с концентрацией на дыхании, перемещения ци с помощью воли и правильности движений.
Третий блок программы включает в себя игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук и мимических мышц лица. Это такие техники, как самомассаж пальцев рук, выполнение различных фигурок из пальцев, рассказывание стихотворений «руками» (с помощью движений кистей рук и пальцев), выполнение различных движений губ, языка, бровей и т. д.
Организационные основы технологии. Занятия проводятся в небольшой группе детей, 7 - 15 человек. Для проведения занятий необходимо просторное теплое помещение, желательно, спортивный зал с теплым покрытием на полу, спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, тренажеры). Время проведения каждого занятия - от 30 до 45 минут, в зависимости от тяжести проявлений гиперактивности у детей. Занятия проводятся утреннее или дневное время, два - три раза в неделю.
Эффективность разработанной технологии проверялась в формирующем эксперименте. В состав экспериментальной группы в старших вошли 15 дошкольников с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Они занимались дополнительно физической культурой по предложенной нами программе в течение 6-ти месяцев. В контрольную группу вошли 16 гиперактивных дошкольников, не занимающихся дополнительно физической культурой. Оба замера проводились в обеих группах одновременно. До начала эксперимента группы были уравнены по всем показателям.
В таблице 1 представлены результаты сравнения средних значений показателей гиперактивности в итоговых замерах в двух группах.
Данные убедительно показывают, что в группе, где проводились занятия по разработанной нами технологии, значительно ниже выраженность дефицита внимания, двигательной расторможенности, импульсивности. Это означает, что комплекс средств физической культуры с применением техник восточных единоборств является эффективным в плане снижения проявлений гиперактивности у старших дошкольников.
Данные, представленные в таблице 2, раскрывают различия в выраженности психомоторных, волевых и когнитивных процессов по итогам эксперимента в обеих группах.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа показателей гиперактивности в контрольной и экспериментальной группах после воздействия
________________________________(Пх = 15, П2 = 16)____________________________
Характеристики гиперактивности Контрольная группа Экспериментальная группа і Р
Х ст V Х ст V
Дефицит активного внимания 6,08 1,30 21,4 5,02 1,25 24,9 2,31 0,05
Двигательная расторможенность 6,35 1,25 19,7 5,19 1,23 23,7 2,60 0,05
Импульсивность 6,12 1,40 22,9 5,04 1,27 25,2 2,34 0,05
Таблица 2
Достоверные различия показателей психомоторных, волевых и когнитивных процессов в контрольной и экспериментальной группах после воздействия ____________________________(п1 = 15, п2 = 16)________________________
Характеристики психических процессов Контрольная группа Экспериментальная группа і Р
Х ст V Х ст V
Психомоторные процессы Статич. координация 3,58 1,01 28,2 2,02 0,93 46,0 4,47 0,001
Динамич. координация 3,71 1,03 27,8 2,16 0,97 44,9 4,31 0,001
Дифференцированность движений пальцев рук 4,10 0,98 23,9 3,18 0,98 30,8 2,61 0,05
Зрительно-моторная координация 4,16 0,99 23,8 3,01 0,95 31,6 3,30 0,01
Волевые процессы Мобилизация волевых усилий (в одиночестве) 21,20 5,69 26,8 26,52 5,34 20,1 2,68 0,01
Мобилизация воли (действия по очереди) 22,36 7,45 33,3 29,19 6,51 22,3 2,71 0,05
Мобилизация воли (совместные действия) 24,89 8,23 33,1 30,19 6,13 20,3 2,02 0,05
Мобилизация волевых усилий (соревнование) 31,68 5,23 16,5 36,14 5,02 13,9 2,42 0,05
Волевая регуляция в монотонной деятельности 2,49 0,65 26,1 3,29 0,62 18,8 3,50 0,01
Когнитивные процессы Словесно-логическое мышление 5,61 1,83 32,6 6,88 1,62 23,5 2,04 0,05
Образное мышление 32,95 3,65 11,1 36,17 5,21 14,4 2,00 0,05
Концентрация внимания 1,72 0,56 32,6 2,24 0,51 22,8 2,70 0,01
Объем кратковрем. памяти 4,97 1,29 26,0 6,12 1,20 19,6 2,57 0,05
В экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, выше уровень статической и динамической координации движений, зрительно-моторной координации, точности и правильности движений пальцев рук. Более выражены и показатели зрительно-моторной координации. То есть, результаты также подтверждают, что занятия физической культурой, базирующиеся на техниках ушу и цигун, дополненные играми и упражнениями, направленными на общее физическое развитие и совершенствование мелкой моторики у детей с гиперактивностью, существенно повышают уровень их психомоторного развития. Это обеспечивает большую готовность к обучению в школе, в особенности, в овладении чтением и письмом.
У детей, проходивших подготовку по предложенной технологии, существенно больше выражена способность к мобилизации волевых усилий в различных ситуациях: в одиночестве, при выполнении задания по очереди с другими детьми, вместе с ними и в процессе соревнования.
Кроме того, выше показатель волевой регуляции деятельности в условиях мо-нотонии. При интерпретации показателей нужно учесть, что они переведены в уровне-
вые оценки, где первый уровень соответствует наибольшей выраженности свойства. Поэтому снижение средних значений означает повышение уровня выраженности. Это очень значимый результат, поскольку одним из основных нарушений психического развития гиперактивных детей выступает сниженная способность к саморегуляции и самоконтролю.
В экспериментальной группе значительно выше показатели концентрации внимания, объема кратковременной памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
То есть, занятия физической культурой на основе ушу и цигун не только снижают гиперактивности, формируют произвольный контроль над своими действиями, но и повышают уровень развития познавательных процессов детей. Возможно, это объясняется повышением произвольной регуляции мыслительной деятельности, за счет чего и повышается качество когнитивных процессов.
В таблице 3 показаны результаты сравнительного анализа психологических свойств детей в двух группах после эксперимента.
Таблица 3
Результаты сравнительного анализа показателей психологических свойств в контрольной и экспериментальной группах после воздействия ____________________________(П1 = 15, П2 = 16)________________________
Характеристики Экспериментальная группа Контрольная группа і Р
Х ст V Х ст V
Целеустремленность 4,91 0,95 19,3 5,62 0,91 16,2 2,12 0,05
Выдержка 4,49 1,47 32,7 5,56 1,22 21,9 2,20 0,05
Самостоятельность 5,69 1,18 20,7 6,49 1,03 15,9 2,01 0,05
Агрессивность 72,21 12,32 17,1 62,50 12,14 19,4 2,21 0,05
Тревожность 45,24 16,65 36,8 32,26 10,48 32,5 2,58 0,05
Результаты свидетельствуют о том, что предложенная технология позитивно повлияла на развитие волевых качеств личности детей дошкольного возраста с гиперактивностью.
В экспериментальной группе выше средние значения целеустремленности, выдержки, самостоятельности детей.
Важно отметить, что в экспериментальной группе снизилась средняя выраженность тревожности и агрессии. Следовательно, коррекционно-развивающая технология на основе специальных средств физической культуры оптимизирует развитие эмоциональных свойств детей.
Таблица4
Результаты сравнительного анализа показателей поведения и деятельности в контрольной и экспериментальной группах после воздействия
_______________________________(П1 = 15, П2 = 16)___________________________
Характеристики поведения и деятельности Контрольная группа Экспериментальная группа і Р
Х ст V Х ст V
Поведение в детском учреждении 2,76 0,51 18,5 3,21 0,43 13,4 2,65 0,05
Успешность учебно-игровой деятельности 2,87 0,55 19,2 3,28 0,46 14,0 2,24 0,05
Анализ показателей поведения и деятельности по данным экспертных оценок (таблица 4) свидетельствует о том, что в экспериментальной группе под влиянием специальных средств физической культуры улучшилось поведение детей, повысилась успешность учебно-игровой деятельности.
Таким образом, предложенная технология на основе техник ушу и цигун, также включающая в себя общую физическую подготовку, развитие мелкой моторики, является эффективным средством коррекции гиперактивности у старших дошкольников:
- снижает ее основные проявления: двигательную расторможенность, им-
пульсивность, дефицит внимания;
- повышает уровень развития психомоторных, волевых, когнитивных процессов;
- способствует развитию волевых и эмоциональных психологических свойств;
- улучшает поведение детей в детском учреждении и повышает эффективность учебно-игровой деятельности.
Практическая значимость исследования заключена в том, что на его основе появляется возможность научно обоснованно: осуществлять эффективную коррекцию гиперактивности и оптимизацию психического развития старших дошкольников на основе специальных средств физической культуры; разрабатывать просветительские программы для родителей гиперактивных детей и педагогов; строить программы повышения квалификации психологов и педагогов, работающих с гиперактивными детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абаев, Н.В. Сунь Лутан о философско-психологических основах «внутренних» школ ушу / Н.В. Абаев, И.В. Горбунов. - Новосибирск : Наука, 1992. - 168 с.
2. Абрамов, В. А. Боевые искусства : (самбо, айкидо, дзюдо, каратэ, таэквондо, ушу) / В.А. Абрамов, С.В. Павлов. - Уфа : Респ. Центр здоровья. 1990. - 55 с.
3. Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромозан, Т. Чередникова. - СПб. : Стройлеспе-чать, 1996. - 91 с.
4. Боевые искусства : Китай, Япония. - М. : АСТ, Астрель, 2002. - 416 с.
5. Вонг Кью, Кит. Цигун и здоровье / Кит Вонг Кью. - М. : Будущее Земли, 2006. - 240 с.
6. Ротенберг, Н.С. О возможности коррекции гиперактивности детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры / Н.С. Ротенберг // Психологические основы педагогической деятельности : сборник научных трудов / под ред. А.Н. Николаева / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2009. - Вып. 13, ч. 1. - С. 21-24.
7. Сюй, Минтан. Чжун Юань цигун (I ступень) / Минтан Сюй, Т.К. Мартынова. - София : Да-Ю, 2007. - 163 с.
8. У Вэй, Синь. Древнекитайская оздоровительная система цигун / Синь У Вэй. - СПб. : Нева, 2004. - 155 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 616-036.82/.85
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЁСШИХ ИНФАРКТ МИОКАРДА, С РАЗНЫМ ТИПОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ
Ирина Владимировна Стрельникова, кандидат биологических наук, доцент,
профессор кафедры физиологии,
Галина Владимировна Трубкина, соискатель,
Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), п. Малаховка Московской области
Аннотация
В статье рассматривается проблема индивидуализации процесса физической реабилитации больных с инфарктом миокарда на основе учёта их функциональной асимметрии. Представлены результаты применения различных комплексов средств физической реабилитации, ориентированных на правшей и левшей, на стационарном этапе реабилитации.
Ключевые слова: физическая реабилитация, инфаркт миокарда, функциональная асимметрия