•--| ОСОБЫЙ РЕБЕНОК_
Е. Ф. Архипова
Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми
Я Архипова Елена Филипповна - доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова (г. Москва, Россия)
В статье рассматриваются вопросы содержания работы педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП). Педагогам предлагаются к использованию ряд здоровьесберегающих педагогических технологий, носящих выраженную коррекционную направленность. Здоровьесберегающие (коррекцион-ные) педагогические технологии можно применять в групповой работе со всеми детьми, а не только с детьми, занимающимися по адаптированным образовательным программам. Кроме того, выборочно некоторые из перечисленных в статье технологий можно предлагать особому ребенку с ООП индивидуально с учетом его выявленных особенностей. Приводимые в статье здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии будут полезны и доступны всем участникам педагогического процесса в ДОО: психологам, педагогам-воспитателям, музыкальным руководителям, социальным педагогам, инструкторам по физической культуре и специалистам, принимающим участие в реализации адаптированной образовательной программы, в группах компенсирующей или комбинированной направленности. Большинство здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических технологий, перечисленных в данной статье, доступны родителям особого ребенка для использования их в домашних условиях. Применение этих технологий не требует специальной дефектологической подготовки. Овладение родителями детей с ООП здоровьесберегающими (коррекционными) педагогическими технологиями повысит уровень педагогической компетенции родителей и будет способствовать улучшению психического, речевого и двигательного развития ребенка, имеющего особые образовательные потребности.
Ключевые слова: здоровьесберегающие образовательные технологии, здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии, особые образовательные потребности, ограничения возможности здоровья, адаптированные образовательные программы для особых детей, компенсирующие группы в ДОО, комбинированные группы в ДОО, основная образовательная программа дошкольного образования, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития.
Health-Saving (Correctional) Educational Technologies Used When Working with Disabled Children Arhipova Elena, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Speech Therapy Department, Faculty of Defectology, Sholokhov Moscow State University for the Humanities (Moscow, Russia) The article deals with the content of the work teachers in preschool educational establishments are engaged in regarding children with special educational needs. Teachers are offered a number of health-saving pedagogical technologies of an express correctional orientation. Health-saving (correctional) educational technologies can be used in group work with all types of children, not just with those involved in adaptive educational programs. Besides, some of the technologies described below can be offered selectively to a special needs child taking into account his/her specific characteristics. The health-saving (correctional) educational technologies will also be beneficial
ОСОБЫЙ РЕБЕНОК
and available to every participant in the educational process: psychologists, teachers, educators, music instructors, social pedagogues, physical culture instructors and specialists involved in implementing adaptive curricula, and groups with a compensatory or combined focus. Most of the health-saving (correctional) educational technologies listed in this article are available to a special needs child's parents for use in the home. Application of these technologies does not require that they should have some specialized training in defectology. Mastering these (remedial) pedagogical technologies will enhance the level of pedagogical competence among parents of children with special needs and will help to improve the mental, speech and motor development of a child with special educational needs. Keywords: Health-saving educational technologies, special educational needs, compensatory educational programs, autism spectrum disorders.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) рассматривают в современной трактовке как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, которая является на сегодняшний момент одной из самых перспективных образовательных систем ХХ! века.
Все чаще встречаются рекомендации по использованию здоровьесберегающих (кор-рекционных) педагогических технологий в образовании особых детей (ОВЗ). Внедрение в систему дошкольной организации инклюзивного образования заставляет педагогов ДОО искать педагогические технологии, обеспечивающие адекватные приемы дошкольного образования с коррекционной направленностью в отношении детей с ОВЗ, поступивших в группу ДОО на условиях инклюзивного дошкольного образования.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отражаются государственные гарантии получения бесплатного доступного качественного образования всеми детьми. Государственные гарантии распространяются, в том числе, и на детей, испытывающих особые образовательные потребности. В категорию особых детей могут входить дети с ограничением возможности здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды.
Приведем некоторые задачи реализации государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования всеми детьми, рекомендуемые к выполнению в ДОО. На первом месте стоит задача расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста. Далее выносится задача обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности каждого ребенка. Одной из самых актуальных задач рассматривается задача
приобщения всех детей (через индивидуальные и возрастные особенности их видов деятельности) к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Другие задачи мы в данной статье опускаем, хотя и они очень значимы.
Перечисленные задачи относятся непосредственно к образованию детей, у которых есть особые образовательные потребности. При реализации этих задач в ДОО в образовательном процессе с особым ребенком будут учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности и в итоге будет формироваться более успешная коммуникация с окружающими и, таким образом, будет обеспечиваться социализация детей с ОВЗ.
ФГОС ДО при реализации программ, в том числе и адаптированных, призывает к выполнению определенных требований. Одними из основных, на наш взгляд, являются требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
К здоровьесберегающим признакам образовательной технологии можно отнести:
• индивидуализацию психологических и педагогических воздействий;
• согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера и другие);
• учет особенностей психического, эмоционального, двигательного и речевого развития дошкольника;
• учет особенностей вида и темпа деятельности;
• использование интерактивных форм образования дошкольников;
• творческий характер образовательного процесса;
• учет возрастных особенностей дошкольника;
• построение образовательного процесса с учетом физиологических особенностей дошкольника.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» объединяет в себе все направления деятельности ДОО по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. А если рассматривать категорию детей с ОВЗ, то, естественно, добавляется еще направление по коррекции нарушений в психическом, физическом, эмоциональном и речевом развитии.
Категория дошкольников с ОВЗ может быть различной. В нее могут входить дети с нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС; с задержкой психоречевого развития (ЗПР), а также дети с комплексными нарушениями развития. Поэтому педагогу ДОО необходимо найти оптимальное комплексное использование здоро-вьесберегающих (коррекционных) педагогических мероприятий, которые позволят повышать эмоциональный настрой и работоспособность всех детей группы. Это будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обычных детей и детей с ОВЗ. Но наиболее значимым достижением должны быть успехи в освоении адаптированных программ детьми с ОВЗ, коррекция недостатков в их развитии, нивелирование их отставания от здоровых сверстников.
Под здоровьесберегающими (коррекцион-ными) педагогическими технологиями подразумевается система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков развития детей с ОВЗ. Здоровьесберегающая деятельность в ДОО может включать в себя разные направления:
• медико-профилактические технологии;
• физкультурно-оздоровительные технологии;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Приводим перечень основных здоровье-сберегающих (коррекционных) образовательных технологий:
1. Артикуляционная и мимическая гимнастика;
2. Дыхательная гимнастика;
3. Развитие моторики - общей, тонкой и артикуляционной;
4. Зрительная гимнастика;
5. Психогимнастика;
6. Психокоррекционные игры;
7. Пальцевая гимнастика; Пальчиковый театр; Пальцевая гимнастика с мячом;
8. Игры на пространственную активность;
9. Самомассаж, массаж карандашами, массаж рефлексогенных зон: Плантарный массаж (стоп); Аурикулярный массаж (уха), Массаж волосистой части головы (профессор Ауглин);
10. Кинезитерапия;
11. Тактильные и сенсорные дорожки, фи-зиороллы, массажные мячи, батуты, дорожки для ходьбы, дорожки здоровья;
12. Миофункциональная стимуляция для профилактики речевых и ортодонтических нарушений у детей (миофункциональные тренажеры) при формировании неправильного прикуса у детей;
13. Мышечная релаксация; Бассейны (водный и сухой);
14. Хаготерапия; Холдинг-терапия;
15. Имагопрофилактика и имагокоррекция;
16. Ароматерапия; Фитотерапия; Литоте-рапия; Песочная терапия;
17. Библиотерапия; Вокалотерапия; Артте-рапия; Хромотерапия;
18. Сенсорная стимуляция по методу Глена Домана;
19. Логоритмика; Физкультминутки; Танце-творчество;
20. Музыкальная терапия, Пантомимика;
21. Игротерапия; Сказкотерапия;
22. Игры с водой; Монтессори-терапия;
23. Ниткография; Конструирование; Лего-терапия; Пазлотерапия;
24. Рисование: пластилином, природным материалом;
25. Лепка из глины и пластилина, тесто-пластика;
26. Оригами; Бумаготворчество; Макраме;
27. Анималотерапия, канистерапия, иппо-терапия;
28. Эрготерапия; Трудотерапия; Самообслуживание;
29. Каллиграфиотерапия;
30. Мульттерапия;
особый ребенок
31. Речедвигательная гимнастика и другие педагогические здоровьесберегающие технологии.
Раскроем коррекционную направленность некоторых технологий из вышеприведенного списка.
Психокоррекционные игры представляют собой совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка: познавательную и эмоционально-личностную. Задачами психогимнастики является приобретение детьми навыков ауторелаксации; обучение технике выразительных движений; тренировка в устойчивости психомоторных функций; воспитание положительных эмоции и чувства; коррекция поведения при помощи ролевых игр; избавление от эмоционального напряжения; овладение навыками управления эмоциями.
Такие простые и интересные игры по подражанию, как дыхательная, артикуляционная
и мимическая гимнастика, способствуют созданию сенсомоторного базиса для развития произносительной стороны речи.
Использование шумовых цилиндров из системы М.Монтессори будет способствовать развитию и коррекции слухового восприятия, а в дальнейшем и развитию фонематического слуха, необходимого условия правильного развития речи и подготовки к обучению грамоте.
Роль самомассажа, выполняемого самим ребенком, очень значима. Самомассаж положительно влияет на развитие высших психических функций ребенка: внимание, память, зрительно-моторную координацию, развитие речи, нормализацию мышечного тонуса мышц и подготовку руки к обучению письму.
А игровые приемы массажа кистей рук с использованием карандашей различных по форме, толщине и характеру поверхности, значительно улучшают тонкую моторику рук, улучшают графомоторные функции пальцев рук. Так как моторика пальцев и кистей рук находится в корреляционной зависимости с моторикой органов артикуляции, то можно предполагать, что этот вид игрового массажа карандашами будет способствовать улучше-
О С О Б Ы Й Р Е Б Е Н О К
нию моторики органов артикуляции, что отразится на улучшении качества произносительной стороны речи.
В последнее время активно рекомендуют самомассаж кистей и пальцев рук с помощью колючих мячиков разного цвета и массажных пальчиковых колечек «Суджок-терапия». Уместно здесь вспомнить знаменитое изречение Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Физминутки, которые могут быть заполнены гимнастикой для глаз, пальцев или музыкальными паузами, являются эффективным активным отдыхом для детей. Применение кратковременных минуток отдыха способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности детей, что позволяет сохранять здоровье детей и в то же время повысить работоспособность детей с ОВЗ.
Музыкально-ритмические занятия с детьми способствуют повышению активности, развивают чувство ритма, создают позитивную атмосферу, необходимую для релаксации. Наилучшие результаты дают этюды на танцетворчество.
Такой вид детского творчества, как нитко-графия, способствует выработке тонкой моторики пальцев рук, усидчивости, формированию пространственных представлений, развитию
воображения, уточнению понятий цвет, величина, форма.
Пальчиковый театр - дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики, знакомит с понятиями форма, цвет, размер. Игра развивает пространственное восприятие справа, слева, рядом, друг за другом; развивает воображение, память, мышление и внимание; способствует развитию словарного запаса и активизирует речь; в значительной степени формирует творческие способности и артистические умения; а также способствует преодолению коммуникативных нарушений. При некоторых состояниях детей с проявлениями ОВЗ необходимы тренинги на релаксацию.
Самым распространенным видом коррекци-онной работы является пальцевая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и мозг, поддерживают мозговые системы в оптимальном соотношении. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Так что пальцевая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. При проведении пальцевой гимнастики использу-
ют основной принцип от простого упражнения к более сложному. Отдельные приемы пальцевой гимнастики варьируются в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей.
Релаксация - мышечное расслабление, сопровождается снятием психического напряжения. Достигается в результате применения специальных психофизиологических техник. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Музыкотерапия - это воздействие посредством музыки. Содержание музыки, оттенки, темп и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения темпа движений, что нужно детям, страдающим темповыми расстройствами речи, либо детям с проявлениями повышенной двигательной расторможенности.
Хромотерапия - влияние цвета. Разработанная специалистами определенная частота подачи цветов и их последовательность воздействуют на физиологическое психоэмоциональное состояние, устраняют напряжение. Известно, что красный цвет оказывает стимулирующее действие: улучшает кровообращение, повышает мышечной тонус, оказывает благотворное действие на центральную нервную систему. Зеленый цвет оказывает тонизирующее действие: расслабляет, успокаивающе влияет на нервную систему. Желтый цвет оказывает общеукрепляющее воздействие. Стимулирует движение, физическую и умственную деятельность, помогает пассивным и вялым детям. Голубой цвет оказывает релаксирующее и успокаивающее воздействие, восстанавливает общее равновесие, гармонизирует эмоциональное состояние. Способствуют развитию деятельности коры головного мозга ребенка с ОВЗ задания по развитию стереогноза.
Стереогноз - это высшая корковая функция мозга, заключающаяся в умении на ощупь, без зрительного контроля определять различные фигуры по величине, форме, по фактуре их изготовления. Для развития стереогноза используют игры по принципу «Чудесный мешок». Собирают четыре варианта для различения. Первый вариант - 3-5 фигур одинаковых по размеру, но разных по форме. Второй вариант - 3-5 фигур одинаковых по форме, но разных по размеру. Третий вариант - 3-5 фигур одинаковых по форме, размеру, но разные по
фактуре - материалу их изготовления. Кроме развития стереогноза, стимулируется развитие сенсорных эталонов, кинестетических ощущений и дифференцировок. В дальнейшем может служить для профилактики и коррекции нарушений письма и чтения (дислексии и дисграфии).
Большую популярность набирает методика М. Монтессори. Материалы М. Монтессори характеризуются строго определенными цветами и формами. Все развивающие пособия из этой серии способствуют развитию у ребенка координации движений, мелкой и общей моторики, тренируют равновесие, развивают эстетический вкус, способствуют развитию социализации детей.
Крайне актуальна зрительная гимнастика, которая используется для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, для укрепления мышц глаз, например при косоглазии, для улучшения аккомодации - способности глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях.
Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности; мелкой моторики рук; координации движений; зрительно-моторной координации; мышления, внимания, речи, памяти; концентрации внимания; стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Песочная терапия оказывает благотворное влияние на снижение психофизического напряжения, регуляцию мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.
При обучении детей с ОВЗ необходимо искать инновационные подходы, в связи с этим можно применять и Су-джок-терапию. Эта система воздействия стимулирует биологически активные точки (БАТ) и зоны (БАЗ) на теле ребенка, соответствующие всем органам и системам, расположенные на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекцион-ных занятиях происходит стимулирование БАТ, расположенных на пальцах рук и стопах ребенка, при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).
Анималотерапия - это метод оказания психологической и коррекционно-педагогической
помощи через взаимодействие с животными. Доказано, что анималотерапия, а к ней относится иппотерапия, дельфинотерапия, канис-терапия, способствует коррекции и психическому развитию ребенка, устранению речевых нарушений, совершенствованию способностей детей с речевыми недостатками. Кроме того, наблюдения и занятия с животными помогают ребенку расслабиться, снимают психическую напряженность, активизируют внимание, дают ребенку ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию, доверию, доброте.
В последние годы набирает популярность в коррекционной работе биоэнергопластика -это вид нейростимуляции. Биоэнергопластика предполагает совместное, синхронное движение рук и органов артикуляции. Одним из эффективных средств в коррекционной работе признана логоритмика.
Логоритмика стимулирует речевую активность. Используют приемы «договори слово, звукоподражания», чтение стихов с движением. Сочетание речи с движением развивает речевое внимание, умение вслушиваться, понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.
Ароматерапия признана средством нейростимуляции. Детям с 1 до 2 месяцев рекомендуют запах масла ромашки, розы и лаванды. Для ароматизации комнаты рекомендуют масло эвкалипта. Детям с 2-х месяцев до 2-х лет еще можно предлагать запах масла бергамота, апельсина, иланг-иланга и сандала. Для ароматизации комнаты рекомендуют запахи герани, лимона и чайного дерева. Детям от 2 до 5 лет добавляют запахи масла эвкалипта, пихты, сосны и розмарина. Психологи утверждают, что маленькие дети очень тонко чувствуют запахи эфирных масел и активно на них реагируют.
Тактильные и сенсорные дорожки, физи-оромы, массажные мячи, батут, дорожки для ходьбы и бега предназначены для занятий лечебной гимнастикой и игровых упражнений. Это оборудование служит для укрепления мышц спины, рук, живота и ног, формирования правильной осанки, игр и отдыха, для массажа рефлексогенных зон, улучшает функционирование периферической и центральной нервной системы (ЦНС), развивает мелкую и крупную моторику. Рекомендуется для профилактики и лечения плоскостопия, стимуля-
ции развития двигательной сферы и для мышечной релаксации.
В данной статье ставилась цель привлечь внимание педагогов ДОО, участвующих в работе с особыми детьми по адаптированным программам, к здоровьесберегающим педагогическим технологиям, обеспечивающим коррекцию и развитие детей с особыми образовательными потребностями. Также в статье не ставилась цель рассматривать все существующие здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии. Заинтересованные педагоги ДОО смогут найти и творчески подойти к использованию этих технологий, а также привлечь родителей к применению здоровье-сберегающих (коррекционных) педагогических технологий в домашних условиях. ■
Литература
1. Волошина ЛА. Организация здоровье-сберегающего пространства // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 114-117.
2. Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ // Управление ДОУ. - 2004. - №1.
3. Здоровьесберегающая система ДОУ. Авторы-составители М.А. Павлова, М.В. Лы-согорская. - Волгоград: Учитель, 2008.
4. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. №1082, г. Москва.
5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г., №2/15).
6. Рунова МА. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2002.
7. Терновская СА., Теплякова ЛА. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. - 2005. - №4. - С. 61-65.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155).
9. Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №3.
Статья поступила в редакцию 1 3.10.201 5 г.
Использованы фотографии из детских садов г. Владимира