Таблица 2
Результаты в тестах на физическую подготовленность девушек контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце педагогического эксперимента __________________________________(Х±m)_________________________________
Тесты девушки
начало окончание р
ЭГ КГ ЭГ КГ
Бег 100 м (сек.) 17,2+0,2 17,3+0,2 16,3+0,2 16,9+0,2 < 0,05
Прыжок в длину с места (см) 158+4,4 161+4,7 179,2+5,1 166,1+4,3 < 0,05
Подтягивание; на низкой перекл. (кол-во раз) 11,4+1,4 11,7+1,5 17,8+1,6 13,7+1,5 < 0,05
Прыжки со скакалкой за 1 мин. (кол-во раз) 88,5+3,4 85,5+4,2 143,9+6,6 88,5+4,2 < 0,05
Присед. на одной ноге, опора о стену (кол-во раз) 6,7+0,9 6,9+0,9 13,2+1,6 8,9+0,9 < 0,05
Бег за 6 мин. (м) 789+11,4 795+12,3 1321,5+12,6 995,5+12,8 < 0,05
Наклон на гимн. скамейке (см) 11,3+1,1 10,8+1,2 17,8+2,1 12,7+1,5 < 0,05
Челночный бег (сек) 9,2+0,3 9,3+0,3 8,8+0,4 9,1+0,3 > 0,05
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкина, Н.В. Здоровье формирующая технология физического воспитания студенток вуза / Н.В. Белкина // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 2. - С. 7-9.
2. Петров, В. Скипинг - новая форма физических упражнений / В. Петров // Спорт в школе. - 2005. - № 1(январь). - С. 38-39.
3. Правдов, М.А. Повышение эффективности занятий физической культурой со студентами на основе скипинга / М.А. Правдов, М.А. Корнева // Развитие физической культуры детей и учащейся молодежи : материалы международной научнопрактической конференции. - Шуя : Изд-во ГОУ ВПО «ТТТГПУ». 2010. - С. 174-176.
Контактная информация: [email protected]
УДК 797.21
ПОВЫШЕНИЕ АЭРОБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА ОТДЕЛЕНИИ ПЛАВАНИЯ
Елена Валентиновна Радовицкая, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований положительного влияния беговых аэробных нагрузок, которые используются перед началом занятий в бассейне при обучении плаванию на общую выносливость, физическое развитие и состояние здоровья студентов вузов
Ключевые слова: беговые упражнения, обучение плаванию, общая выносливость, физическое развитие, состояние здоровья.
STEPPING UP THE AEROBIC ABILITIES AMONG THE STUDENTS OF THE
SWIMMING DEPARTMENTS Elena Valentinovna Radovitskaja, the competitor
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The article presents the results of research of positive influence of running aerobic loads used
before the beginning of training in pool for swimming mastering with the general endurance direction, physical development and state of health for students of higher schools.
Keywords: running exercises, swimming training, general endurance, physical development, state of health.
Результаты исследований физической подготовленности студентов в последние годы констатируют отрицательную динамику функционального состояния кардио-респираторной системы и, как следствие, снижением общей выносливости [4], что является тревожным сигналом. При умеренной физической нагрузке состояние студентов даже основных групп сопровождается одышкой, снижением умственной работоспособности, болями в области спины (вследствие функциональной недостаточности «мышечно-связочного корсета»), нарушением сна, повышенной нервно - эмоциональной возбудимостью [3]. Наши исследования показали, что эффективной профилактикой подобного течения событий является комплексная оздоровительная тренировка аэробной направленности. Она приводит к оптимизации функциональных возможностей и психического состояния организма студентов, повышает уровень их физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. В настоящее время доказано, что оздоровительный эффект в большей мере имеют упражнения, сопровождающиеся достаточно большим расходом энергии и задающие длительные равномерные нагрузки на системы дыхания и кровообращения, требующие повышенного потребления кислорода, то есть циклические упражнения, имеющие аэробную направленность. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и использование на занятиях физического воспитания оздоровительных программ, повышающих функциональные возможности организма студентов, основу которых должны составлять упражнения аэробной направленности.
Вместе с тем, анализ учебных программ, используемых в процессе занятий плаванием в вузах, показал, что до 60% учебного времени используется для обучения студентов техники различными способами плавания [1]. Уровень подготовленности студентов не позволяет использовать в процессе занятий дистанционное плавание, что при всей очевидности положительного влияния плавания на развитие аэробных возможностей, приводит к обратному эффекту. Наши исследования результатов сдачи студентами контрольных нормативов в беге на 2000 м. и 3000 м. девушки и юноши соответственно, подтвердили эти предположения. Так после одного семестра занятий в отделении плавания студенты в среднем достоверно ухудшили результаты в этом нормативе на 8 секунд.
Для устранения этих противоречий была разработана в экспериментально апробирована методика повышения аэробных возможностей студентов отделения плавания с использованием беговых упражнений во время занятий в зале «сухого плавания».
Перед занятиями в бассейне, которые проходили два раза в неделю, студенты экспериментальной группы (ЭГ- 22 человека) начинали занятия в зале с пробежки, в аэробном режиме умеренной мощности постепенно увеличивая продолжительность бега с 10 до 20 минут. Студенты контрольной группы (КГ-23 человека) проводили разминку в зале по традиционной программе.
В экспериментальной и контрольной группах отделения плавания по показателям физического развития произошли следующие изменения (табл.1)
Весовой показатель у юношей всех групп снизился. Наибольшее снижение произошло в экспериментальной группе - 1,8 кг, в контрольной группе снижение веса составило 0,58 кг.
Показатель ЖЕЛ возрос у студентов в обеих группах, но статистически значимые различия на уровне значимости р<0,05 выявлены только в экспериментальной группе. В экспериментальной группе ЖЕЛ выросла на 490 мл (9,9%), в контрольной группе - на 205 мл (4,4%).
По показателю окружности грудной клетки произошли следующие изменения: прирост в экспериментальной группе составил 1,2 см, в контрольной - 1,05 см. Досто-
верные сдвиги в обеих группах произошли по показателю экскурсии грудной клетки. Этот показатель возрос в экспериментальной группе на 1,45 см, в контрольной группе на 1,59 см.
Таблица 1
Показатели физического развития студентов отделения плавания в период
проведения исследований
Исследуемые показатели (X ±т) Группы испытуемых р 0,05
ЭГ (22) КГ (23)
Рост (см) 178,85±4,42 177,85±3,44 >
Вес (кг) Начало 71,95±4,73 72,55±4,81 >
Окон. 70,15±4,30 71,97±4,20 >
р 0,05 > >
ЖЕЛ (см3) Начало 4920±640,78 4675±713,35 >
Окон. 5410±619,60 4880±620,16 >
р 0,05 < >
Объем грудной клетки (см) Начало 90,40±8,52 88,90±8,92 >
Окон. 91,60±7,61 89,95±8,13 >
р 0,05 > >
Экскурсия грудной клетки (см) Начало 9,10±2,14 9,11±2,13 >
Окон. 10,55±1,53 10,70±1,52 >
р 0,05 < <
Динамометрия правой кисти (кг) Начало 44,95±3,83 43,10±3,77 >
Окон. 45,55±3,53 44,30±3,13 >
р 0,05 > >
Динамометрия левой кисти (кг) Начало 42,70±4,09 42,25±2,64 >
Окон. 43,40±3,51 43,30±2,37 >
р 0,05 > >
Процентное содержание жира в организме (%) Начало 18,62±4,31 17,99±4,41 >
Окон. 16,81±2,78 16,48±2,97 >
р 0,05 < <
В экспериментальной группе сила правой кисти увеличилась на 0, 6 кг, левой кисти- на 0,7 кг, в контрольной группе - на 1,2 кг и 1,1 кг соответственно по правой и левой руке.
Достоверные изменения произошли в показателе процентное содержание жира в организме в экспериментальной группе и контрольной группе. В экспериментальной группе этот показатель снизился на 10,8%, в контрольной - на 9,2%.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что применяемая нами методика имеет влияние на ЖЕЛ. Наибольший прирост по показателям и в процентном соотношении - в экспериментальных группах. Исследуемый показатель ЖЕЛ характеризует функциональное состояние дыхательной системы. Наиболее эффективным средством, способствующим расширению функции локальных возможностей дыхательной системы, являются упражнения циклического характера, связанные с проявлением выносливости, каким и является бег в среднем диапазоне мощности [2]. Что и доказывают приведённые выше результаты исследования. Бег, как мощное естественное упражнение дыхательной гимнастики, увеличивает глубину дыхания, ритмичность, снижает его частоту и повышает показатель ЖЕЛ.
Результаты плавательной подготовленности у студентов, принимавших участие в исследованиях, также имели различия. Тем не менее достоверных сдвигов на уровне значимости р<0,05 по таким показателям как 50м вольный стиль и 50 м брасс у юношей и экспериментальной и контрольной групп отделения плавания не наблюдалось, хотя время проплывания этих дистанций улучшилось в обеих группах. В экспериментальной группе время проплывания 50м вольным стилем снизилось на 2,72 секунды (4,8%), время проплывания 50 м брассом - на 2,64 секунды (4,0%), в контрольной группе снижение составило 2,75 секунды (5,2%) и 3,27 секунды (4,8%) соответственно
по этим дистанциям. Статистически значимые отличия показателя дистанционного плавания 20 минут имеются только в экспериментальной группе. Дистанция, проплываемая за 20 минут в экспериментальной группе увеличилась на 75 метров (10,8%), в контрольной группе это увеличение составило 50 метров. По всей вероятности такие различия в динамике последнего исследуемого показателя обусловлены применением в экспериментальной группе большого объёма нагрузок по развитию общей выносливости.
Таким образом, результаты исследований подтвердили целесообразность использования аэробных беговых нагрузок в процессе занятий по обучению плаванием перед занятиями в бассейне во время разминки в «зале сухого плавая»
ЛИТЕРАТУРА
1. Кононов, С.В. Развитие специальных физических качеств в процессе обучения прикладному плаванию студентов железнодорожных вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кононов С.В. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -СПб., 2007. - 21 с.
2. Костюченко, В.Ф. Бег оздоровительный, бег спортивный : учеб. пособие / В.Ф. Костюченко ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1994. - 124 с.
3. Радовицкая, Е.В. Здоровье студентов и пути его укрепления / Е.В. Радовиц-кая, В.Ф. Костюченко // Актуальные проблемы физического воспитания студентов : материалы научно-методической конференции (СПб., 16-17 июня 2010 г.) / под ред. И.В. Евграфова, С.В. Кононова, В. А. Милодана. - СПб. : Изд-во ПГУПС, 2010. - С. 8081.
4. Романченко, С. А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культурой : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Романченко С.А. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2006. - 20 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.922
ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ Наталья Сергеевна Ротенберг,
Культурно-досуговый центр «Покров», г. Москва
Аннотация
В статье отражены особенности синдрома гиперактивности детей старшего дошкольного возраста. Дается описание и результаты формирующего эксперимента по снижению ее основных проявлений с использованием техник ушу и цигун, а также включающая в себя общую физическую подготовку и развитие мелкой моторики.
Ключевые слова: гиперактивность, дефицит активного внимания, дошкольный возраст, физическая культура, коррекция поведения, китайские гимнастики.
TECHNOLOGY OF THE APPLYING THE MEANS OF PHYSICAL CULTURE
FOR CORRECTION AND OPTIMIZATION OF HYPERACTIVITY BEHAVIOR
AMONG THE CHILDREN
Natalia Sergeevna Rotenberg,
Cultural and leisure centre "Pokrov",
Moscow
Annotation
The article reflects the features of the hyperactivity syndrome among the children of the senior