Научная статья на тему 'Социально-педагогическая функция в воспитательной деятельности классного руководителя'

Социально-педагогическая функция в воспитательной деятельности классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1420
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Д. И.

В статье рассмотрены основные направления работы классных руководителей, изучены выполняемые ими функции. Доказывается, что, несмотря на имеющийся теоретический задел, вопрос реализации классными руководителями социально-педагогической функции остается открытым. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента делается вывод о необходимости разработки спецкурса«Классный руководитель» с целью подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая функция в воспитательной деятельности классного руководителя»

УДК 37.013.42

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Д. И. Михайлова

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

mikhailova_d@bsu.edu.ru

В статье рассмотрены основные направления работы классных руководителей, изучены выполняемые ими функции. Доказывается, что, несмотря на имеющийся теоретический задел, вопрос реализации классными руководителями социально-педагогической функции остается открытым. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента делается вывод о необходимости разработки спецкурса «Классный руководитель» с целью подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: социализация, социальная защита, социальное развитие, воспитательная деятельность, профессиональная деятельность, социально-педагогическая функция, классный руководитель.

Введение

В современном мире значимость проблемы социализации ребенка в процессе обучения в школе и его успешная интеграция в общество очевидна. Об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы РФ: новый закон «Об образовании в Российской Федерации», где понятие «воспитание» трактуется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и государства» [6, с. 4]; «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг.», где прописаны меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей, а также меры по обеспечению условий качественной подготовки и регулярного повышения квалификации педагогических кадров во всех отраслях связанных с работой, с детьми и их семьями [3]; «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, где отражается одна из главных задач, стоящих перед классным руководителем, - организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения [1] и др.

Несмотря на то, что работа по социализации ребенка возлагается на всех участников учебно-воспитательного процесса общеобразовательной организации, на наш взгляд, данное направление является одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности классного руководителя. Действительно, в «Методических рекомендациях об осуществлении функций классного руководителя» находим, что главной целью деятельности классного руководителя XXI в. является «создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Становится ясно, что современной школе необходим педагог-воспитатель, способный не только организовать целенаправленное управление процессом воспитания и развития личности ребенка в нем, но и создать условия, ориентированные на помощь ребенку, как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни.

Степень изученности проблемы в психолого-педагогической литературе

К настоящему времени создан обширный научный фонд по вопросам профессиональной подготовки будущего учителя, педагога, воспитателя, классного руководителя (Е. П. Белозерцев, Б. З. Вульфов, В. Ф. Гревцева, И. Ф. Исаев, А. Г. Пашков, А. В. Репринцев, В. А. Сластенин и др.). Кроме этого, существует достаточное количество современных исследований по актуальным вопросам профессионального становления будущего педагога-

воспитателя в вузе: значение педагогической практики в системе подготовки будущего педагога - воспитателя (В. И. Воробей, Г. П. Гайбдулина, О. О. Киселева, Г. Н. Пашкевич, Н. А. Соловьева, и др.); формирование готовности классного руководителя к взаимодействию с семьей (Т. Ю. Гущина, Г. В. Иванова, П. П. Пивенко, О. А. Шостакович и др.); организация социальной защиты детей в школе (Н. Е. Бекетова, В. В. Дзюбан, М. Н. Заостров-цева, Н. Ф. Шинкаренко и др.); профессиональная подготовка и профессиональное развитие специалистов в области социальной педагогики (В. Г. Бочарова, Ю. Н. Галагузова, М. П. Гурьянова, В. Н. Запорожец, В. Ш. Масленникова, А. В. Мудрик, Л. E. Никитина и др.) [5]. Тем не менее, несмотря на изученные подходы к рассматриваемой проблеме, вопрос формирования готовности студентов к реализации социально-педагогической функции в воспитательной деятельности будущих классных руководителей остается недостаточно изученным.

Сущностные характеристики и содержание социально-педагогической функции в воспитательной деятельности классного руководителя

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что ученые (Н. И. Дереклеева, Р. А. Еремина, В. П. Сергеева и др.) расходятся в определении основных направлений деятельности классного руководителя. Это объясняется особенностями типа образовательной организации; особенностями воспитательной системы школы; уровнем воспитанности школьного коллектива, его организованности, обученности; подготовленности классного руководителя к организации и осуществлению воспитательной деятельности; общей культуры личности педагога, его педагогической культуры и др. Однако к ведущему направлению в воспитательной деятельности классного руководителя вышеназванные авторы относят создание условий для успешной социализации обучающегося в обществе.

В процессе педагогической деятельности реализуется ряд функций классного руководителя. Следовательно, спектр этих функций также зависит от вышеизложенных условий.

Итак, рассмотрим подробнее, в чем заключаются функциональные обязанности классного руководителя. Под функциями воспитательной деятельности классного руководителя мы понимаем индивидуально-личностное сопровождение и поддержку воспитанника и всего детского коллектива.

Становится понятно, что педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции как класса в целом, так и отдельных обучающихся. По мнению М. И. Рожкова, главным в деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем [4]. Н. Е. Щуркова выделяет такие функции классного руководителя: 1) обустройство жизни детей в школе; 2) организация предметной деятельности группы (обеспечение благоприятного преломления влияний общешкольной воспитательной системы на индивидуальность каждого школьника, индивидуализация деятельности школьника, диагностика индивидуального развития личности школьника, оказание педагогической помощи в решении жизненных проблем); 3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни (характеристика и оценивание социально-ценностного развития группы и личностного развития каждого ребенка группы). В соответствии с концепцией академика Р.Х. Шакурова, существует три уровня функций педагога-воспитателя: 1) социально-гуманитарные (воспитание, социальная защита); 2) социально-психологические (организаторская, сплочение коллектива, развитие ученического самоуправления); 3) функции управления и организации деятельности (диагностика, целеполагание, планирование, контроль, коррекция) [4].

Согласно «Методическим рекомендациям об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» к функциональным обязанностям педагога относятся: 1) организационно-координирующие функции; 2) коммуникативные функции; 3) аналитические функции; 4) социальные функции [1].

Изученные мнения вышеназванных авторов о функциях классного руководителя, дают нам право констатировать, что социально-педагогическая функция является одной из приоритетных функций в воспитании как отдельной личности, так и всего детского коллектива. Что понимается под социально-педагогической функцией? Так, Л. М. Тафин-цева в своем диссертационном исследовании социально-педагогическую функцию классного руководителя трактует как: «один из обязательных видов профессиональной деятельности педагога, направленной на создание необходимых и достаточных условий для успешной социализации воспитанников класса, активизации усилий учащихся по решению собственных проблем; на содействие их саморазвитию и обеспечение активной поддержки и защиты детей; на координацию усилий педагогов, родителей, влияющих на личностное становление воспитанников» [5]. На наш взгляд, социально-педагогическая функция классного руководителя представляет собой защиту ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.

Действительно, в большинстве случаев к социально-педагогической функции ученые-педагоги относят: 1) обеспечение индивидуального развития обучающихся класса; 2) осуществление диагностики воспитанности обучающихся, эффективности воспитательной работы с ними; 3) организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей школьников в общественно-ценностные отношения; 4) создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка; выявление и учет детей социально незащищенных категорий; 5) обеспечение охраны прав и социальной защиты всех категорий обучающихся; 6) систематическое посещение неблагополучных семей; 7) систематическое осуществление наблюдений за поведением детей «группы риска» и состоящих на учете в ПДН; 8) систематическое посещение проблемных семей, обучающихся в целях изучения условий воспитания и выработки совместно с родителями школьников единой стратегии и тактики воспитательной работы и др.

Нами было изучено мнение будущих классных руководителей о содержании деятельности классного руководителя и основных выполняемых ими функциях. В опросе приняли участие студенты второго и четвертого курсов факультета иностранных языков и историко-филологического факультета Педагогического института НИУ «БелГУ» по специальности «Учитель иностранного языка» и «Учитель русского языка и литературы» в количестве 76 человек. Студентам предлагалось ответить на несколько вопросов: Что относится к основным направлениям деятельности классного руководителя? Что является ведущим направлением его воспитательной деятельности? Какие функциональные обязанности возложены на классного руководителя? Что вы понимаете под социально-педагогической функцией классного руководителя? и др.

Анализ эмпирического материала показал, что большинство студентов второго курса не владеют достаточной информацией об основных направлениях деятельности классного руководителя (~31%), не знают о возложенных на них функциональных обязанностях и требованиях, предъявляемых к педагогам-воспитателям (~40%). Малый процент студентов (~29%) называют основные направления деятельности классного руководителя, выполняемые им функции, но путаются в определении социально-педагогической функции. Результаты анкетирования студентов четвертого курса показали, что (~б5) % опрошенных знают о наличии методических рекомендаций для классного руководителя, так как сами выполняли функции классного руководителя в процессе педагогической практики, знают, как реализуется социально-педагогическая функция в деятельности классного руководителя.

Заключение

Полученные данные можно объяснить следующим образом: во-первых, студенты 4 курса в соответствии с программой имели возможность изучать курс по выбору «Классный руководитель». Выбравшие эту дисциплину студенты познакомились с основными направлениями и функциями в воспитательной работе классного руководителя, его правами и обязанностями, формами, методами организации воспитательной деятельности и другими особенностями деятельности педагога-воспитателя, в том числе изучили роль и

значение социально-педагогической функции в работе классного руководителя; во-вторых, студенты 4 курса имели опыт прохождения педагогической практики в школах города Белгорода и Белгородской области и сами выполняли функциональные обязанности классного руководителя, применяя на практике полученные в ходе изучения дисциплины теоретические знания.

Таким образом, результаты проведенного опроса показывают необходимость подготовки будущих классных руководителей в процессе профессионального обучения в вузе, необходимость разработки и внедрения спецкурса «Классный руководитель» в качестве базовой дисциплины профессионального цикла. На наш взгляд, введенная в практику дисциплина «Классный руководитель», будет способствовать успешному усвоению студентами знаний о современной школе, которой нужен классный руководитель, не только способный воспитывать, но и оказать своевременную и квалифицированную социально-педагогическую помощь и поддержку.

Список литературы

1. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/polozhenie-o-klassnom-rukovoditele

2. Михайлова Д. И. К вопросу о критериях оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя / Д.И. Михайлова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 2. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ll6-i2422

3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-20171Т. (указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761). - [Электронный ресурс] - URL: http://base.garant.ru/70i83566/

4. Классному руководителю. Учеб. метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 280 с.

5. Тафинцева Л. М. Формирование готовности будущих педагогов к реализации социально-педагогической функции классного руководителя [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук:13.00.08 / Л. М. Тафинцева.- Липецк, 2008. - 20 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=l40l74

SOCIAL-PEDAGOGIC FUNCTIONS IN THE FORM-MASTERS' ACTIVITY

D. I. Mikhaylova

Belgorod National Research University

e-mail:

mikhailova_d@bsu.edu.ru

The article shows the main directions of form-master's activity and form-master's functions in school. It is proved that although there is a theoretic groundwork the question of implementation of social-pedagogic functions in the future form-master's activity is still open. On the basis of results analysis of ascertaining experiment we can conclude that there is a necessity to develop special subject «A form-master», which help teachers to prepare future form-masters to their professional activity.

Keywords: socialization, social protection, social development, educational activity, professional activity, social-pedagogic functions, a formmaster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.