УДК 37.01 ББК 74.00
Егорова Юлия Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиал ФГ АОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
г. Чистополь Egorova Yulia Aleksandrovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Humanities and Socio-Economic Disciplines The Branch of "Kazan (Volga Region) Federal University"
Chistopol
Роль и функции цели в сфере управления образованием, образовательным учреждением и педагогической деятельности The Role and Functions of the Purpose in the Sphere of Education, Educational Establishment and Pedagogical Activities Management
В статье рассмотрены роль и функции цели в сфере управления образованием, образовательным учреждением и педагогической деятельности. Выявлен многофункциональный потенциал цели, использование которого руководителями и педагогами будет способствовать повышению эффективности и качества управления образованием, образовательным учреждением и педагогической деятельности.
The article describes the role and functions of the purpose in the sphere of education, educational establishments and pedagogical activities management. The multi-functional potential of the purpose is revealed, and its usage by the heads and teachers will enhance the efficiency and quality of the education, educational establishments and pedagogical activities management.
Ключевые слова: цель, роль цели, функции цели, управление образованием, управление образовательным учреждением, педагогическая деятельность.
Key words: purpose, role of purpose, function of purpose, education management, educational establishment management, pedagogical activities.
Цель, как образ (модель) конечного результата деятельности, оказывает
большое влияние на эффективность и качество образования. Подтверждение этому находится в трудах многих ученых. Так, М. Мелик-Гайказян считает, что выбор цели предопределяет причину успешности или неуспешности развития образовательной системы [16, с. 104], О.В. Юсупова в своей докторской диссертации обращает внимание на взаимосвязь вопроса о целях образования и воспитания с проблемой социальной эффективности образования [28, с. 35].
Признание значимости цели позволяет отнести ее к разряду ресурсов повышения качества и эффективности образования. Необходимость более активного использования цели как ресурса оптимизации образования обусловливает необходимость уточнения функций цели в сфере управления образованием, образовательным учреждением и педагогической деятельности.
По мнению А.М. Моисеева и О.М. Моисеевой, цель имеет следующие функции: смыслообразующую; моделирующую; системообразующую, интегрирующую; критериальную, эталонную; прогностическую; активационную, мотивационную, стимулирующую; программообразующую, планообразующую; организующую; селективную, избирательную; консолидирующую; развивающую [17, с.180]. Рассмотрим данные функции более подробно.
Смыслообразующая (придает деятельности осмысленность) [17]. Альфред Адлер утверждал, что «без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла» [1, с. 921].
По мнению профессора Московского педагогического государственного университета Г.Л. Ильина, «цель - это ... смыслообразующий фактор системы образования. Сомнение в конечной цели обессмысливает систему образования. Без представления о будущем она не может функционировать» [10, с. 46].
«Цель - главный смысл образовательной деятельности» (В.И. Загвязин-ский, Ш.А. Амонашвили, А.Ф. Закирова) [8, с. 5].
Смыслообразующая роль цели подтверждается и высказыванием Л.С. Выготского: «... определяющим моментом в воспитательном процессе является сознание того, для чего производится то или другое действие, заучивается материал, и конечная цель через предварительную установку оказывает самое важное направляющее действие на воспитательный процесс» [4, с. 151].
Моделирующая (задает модель желаемого будущего, качество которой во многом определяет успех деятельности) [17]. В.В. Сериков полагает, что «цель... должна проектировать... модель педагогической системы» [21], Л.И. Гурье, - что «цель - начало проектирования образовательного процесса» [7].
В практике получило распространение перспективное целеполагание, ор-Вестник ЧГПУ112012 60
ганизованное как моделирование личности выпускника школы. Модель выпускника рассматривается как общая цель образовательного учреждения [19].
Системообразующая, интегрирующая (собирает, объединяет вокруг себя всю деятельность, делает ее реальной системой) [17].
Просветитель Н.И. Новиков впервые в отечественной педагогике представил «цель» как системообразующее понятие, которое детерминирует план, способы, средства и методы деятельности: «Тогда только бываем мы в состоянии рассуждать правильно о всяком шаге, поступленном в сем деле, испытывать всякое представляющее нам средство, познавать и отвращать всякое препятствие» [18, с. 330].
Роль цели как системообразующего, стабилизирующего и развивающего фактора системы качества профессиональной подготовки показана в диссертационном исследовании Р.Е. Булат [2]. Автор пишет: «Системное исследование системы качества профессиональной подготовки позволило утверждать, что её системообразующим, сохраняющим её единство и целостность, стабилизирующим и развивающим фактором является цель, обусловленная требованиями потребителей услуг военно-технического образования, - готовность выпускников военно-технических вузов к профессиональной деятельности». Указанная роль цели наглядно продемонстрирована автором в модели системы качества подготовки в военно-технических вузах (рис. 1) [2, с. 19].
Системообразующая роль цели показана и в исследовании Ш.Г. Хусаи-нова: «Повышать эффективность образовательной системы можно путем оптимизации ее элементов и функциональных связей, существующих между ними. Причем главным, системообразующим элементом этой системы являются цели, а главным субъектом - активно действующим лицом, для которого создается и функционирует система - учащийся» [25, с. 27].
По мнению А.Н. Леонтьева, «цель является системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической» [22, с. 18].
Рис. 1. Модель системы качества профессиональной подготовки в военно-технических вузах [2, с. 20]
Цель является системообразующим фактором учебного процесса, обеспечивающим оптимальное взаимодействие его компонентов.
С позиций системно-структурного подхода И.Я. Лернер, разработав теоретическую модель метода обучения как дидактической категории, доказал, что системообразующим компонентом обучения является цель, определяющая принципы, содержание и способы его развертываниях в методах, технологиях, средствах и формах (Лернер И.Я., 1981)] [20, с. 15]
В педагогическом процессе «цель» выступает определяющим фактором, оказывающим воздействие на содержание обучения, его методы и формы, подчиняя их себе, и является «стержнем», объединяющим все педагогические средства в систему, определяя место каждого из них [27]. В цели содержится конечный результат деятельности, определив который, преподаватель может
планировать весь процесс обучения, отбирая содержание, формы и методы, наиболее подходящие для достижения заданной цели.
Критериальная, эталонная (достижение или недостижение цели обычно выступает в качестве важнейшего критерия общей оценки деятельности; в ходе работы, а также при контроле цель выполняет и роль эталона, с которым можно сопоставить реальный результат) [17]. Как эталон, цель выполняет роль мерила, меры для сравнения того, что уже сделано, с тем желаемым продуктом, который мы хотим иметь. В этом плане интересна технология критериальноориентированного обучения (КОО), особенностью которого является точное определение и формулировка эталона (критерия) полного усвоения темы (занятия), что выражается в перечне конкретных результатов обучения (целей обучения с определением уровней усвоения, требуемых программой). В качестве основы эталона выступают научно обоснованные учебные цели [9, с. 103, 104].
Технология постановки целей в КОО предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых. Данный способ отличается повышенной инструмен-тральностью. Конкретизация цели обучения в действиях предполагает перечисления определенных действий, ожидаемых от учащихся. Такая конкретизация цели способствует переходу от общего представления о результате обучения к конкретному эталону, критерию его достижения учеником, обладает большой операциональностью и конструктивностью [9, с. 106].
В процессе целеполагающей деятельности педагог выделяет элементы содержания, являющиеся предметом данного занятия; определяет для каждого элемента уровень его усвоения и обобщенную цель, руководствуясь требованиями стандарта, количеством времени, особенностями учащихся; формулирует цели и соответственно им выбирает методы и формы действий, необходимых для достижения целей.
Проверка и оценивание результатов обучения должны быть ориентированы на цели обучения [9, с. 108].
Прогностическая (разумная цель несет в себе прогноз вероятного буду-
щего) [17]. По В.И. Загвязинскому, конструирующая, в которой можно выделить прогнозирование и планирование учебного процесса [9, с. 104].
По мнению И. Валлерстайна, «мы были бы мудрее, если бы формулировали наши цели в свете постоянной неопределенности и рассматривали эту неопределенность ... не как непреодолимое препятствие к познанию, а как потрясающую возможность для воображения, созидания, поиска» [3, с. 101].
О необходимости формулирования целей образования на основе представлений о будущем писал Э. Тоффлер: «... несмотря на ... разглагольствования о будущем, школы наши обращены в прошлое и сориентированы не на нарождающееся новое общество, а на уже отжившую систему. ...
Во избежание шока будущего мы должны сейчас сформировать супер-индустриальную систему образования. А для этого мы должны искать свои цели и методы в будущем, а не в прошлом» [24].
Активационная, мотивационная, стимулирующая (при правильной постановке цель стимулирует и мотивирует деятельность педагога, учащегося (педагогического и ученического коллектива). Философ М.Г. Макаров пишет: «Во-первых, цель выступает в момент принятия решения в роли побудителя к началу действия, отправного пункта деятельности, во-вторых, цель не только пускает действие, но и продолжает стимулировать духовные и физические усилия человека на протяжении всего процесса. Это побуждающее действие цели есть проявление выражающейся в ней потребности) [17].
По мнению А.В. Хуторского, стимулирующая роль цели проявляется в способности педагога вызвать у учеников именно те ожидания и виды деятельности, в которых они заинтересованы. Для того, чтобы цель стимулировала учащихся, к примеру, если учитель ставит цель по отношению к развитию их когнитивных способностей (сопоставление, анализ, классификация и т.п.), нужно сделать так, чтобы эти цели совпадали с задачами, формулируемыми самими учениками, даже если они были сформулированы ими несколько иначе [26].
Программообразующая, планообразующая (цель лежит в основе пла-Вестник ЧГПУ112012 64
нов и программ деятельности) [17]. А.С. Макаренко под целью воспитания понимал программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие «характер» вкладывал все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания - всю картину человеческой личности; он считал, что педагоги должны иметь такую программу человеческой личности и стремиться к ней [15, с. 33]. А.М. Лобок определяет программу как «пространство свободного целе-порождения», «пространство открытого целеполагания» [14].
Организующая (различие в целях лежит в основе создания различных групп и подразделений в организации, вызывает потребность в специализации и координации работ) [17]. А.С. Макаренко был убежден, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации [12, с. 160].
Селективная, избирательная (понимание цели всегда предопределяет выбор средств ее достижения) [17]. По В.И. Загвязинскому, технологическая, предусматривающая определение методов, приемов, адекватных целям [9, с. 104], а также функция отбора оптимального содержания, адекватного обозначенным целевым ориентирам [9, с. 104]. «Содержание образования выступает как отражающее цели образования...» (В.В. Краевский) [11].
Консолидирующая (хорошая цель собирает, объединяет, сплачивает вокруг себя педагогов и учащихся) [17]. По мнению М.Е. Литвака, для того, чтобы успешно руководить людьми, руководителю необходимо найти для них общую цель [13].
Развивающая (цель, если она является достаточно напряженной и бросающей вызов профессионализму педагогов, мобилизует их силы и возможности, что ведет к их личностному и профессиональному росту и развитию потенциала педагогического коллектива) [17]. По В.И. Загвязинскому, перспективная развивающая, так как видение системы целей дает возможность учащимся ориентироваться в предстоящей деятельности, видеть ее системно, в структурных связях и иерархии содержательных элементов [9, с. 104].
Альфред Адлер считал, что психологическое развитие происходит только
тогда, когда у личности есть цель [1, с. 921].
По мнению В.Л. Гавеля, цель имеет ценностную функцию. Понятие цели тесно связано с понятием ценности. Цель всегда, так или иначе, должна рассматриваться в масштабе ценностей, корректироваться ими. Если бы цель не представляла собой ценности, то целеполагание носило бы бессистемный и спонтанный характер, а поскольку реализация целевых установок сопряжена с деятельностью, то в ней и находят свое выражение ценности [5, с. 3, 125, 126].
Профессор СПбГУ Н.Ф. Голованова считает, что «... воспитание всегда предполагает ответственность за цель. Если воспитание не ориентируется на определенную цель, то в живом образовательном процессе складываются «ситуативно оформленные цели», а попросту жизненные задачи на более или менее длительную перспективу. Такие ситуативные задачи не опираются на базовые ценности культуры; для их достижения вполне достаточно выстроить свои собственные, такие же ситуативные ценности, как правило, «материалистического» характера. Молодежь, реализующая себя только на уровне решения житейских задач, нередко достигает успеха и достатка, но при этом расплачивается потерей смысла жизни» [6, с. 31-32].
Однако, несмотря на то, что использование ценностной функции цели является полезным и продуктивным, педагогическая реальность такова: «... значительная часть профессорско-преподавательского состава вузов при проведении занятий со студентами не ставит перед собой воспитательные задачи и не ориентирует студентов на аксиологические ценности в целеполагании профессионального поведения и повседневной жизнедеятельности» [23, с. 132].
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о многофункциональном характере цели. Использование руководителями и педагогами возможностей всего спектра функций цели как многофункционального ресурса будет способствовать повышению эффективности и качества управления образованием, образовательным учреждением и педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Афоризмы [Текст]. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2003. - 1008 с.
2. Булат, Р.Е. Управление качеством профессиональной подготовки в военнотехнических вузах [Текст]: Автореф. дисс. на соиск. ... д.п.н.: 13.00.08. -Санкт-Петербург, 2010. - 45 с.
3. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление [Текст]: учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - М.: Издательство Юрайт, 2012.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.
5. Г авеля, В. Л. Целеполагание в структуре социальной деятельности человека [Текст] / В. Л. Гавеля. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1998.
6. Голованова, Н.Ф. Проблема воспитания студентов в контексте модернизации высшего образования [Текст] / Н.Ф. Голованова // Высшее образование в России. - 2012. - № 7. - С. 29-34.
7. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем [Текст] / Л.И. Гурье. -Казань: КГТУ, 2004. - 210 с.
8. Загвязинский, В.И. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания [Текст] / В.И. Загвязинский, Ш.А. Амонашвили, А.Ф. Закирова // Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 3-10.
9. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]: Учебное пособие / В.И. Загвязинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.
10. Ильин, Г.Л. Изменения в отечественном образовании в свете Болонского процесса (субъективные заметки) [Текст] / Г.Л. Ильин // Высшее образование в России. - 2009. - № 8. - С. 40-46.
11. Краевский, В.В. Иерархия целей образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kraevskyvv.narod.ru/papers/ierarchiya.htm.
12. Лебедев, В.И. Психология и управление [Текст] / В.И.Лебедев. - М. - Аг-ропромиздат, 1990. - 176 с.
13. Литвак, М.Е. Вести из будущего: письма управленцу [Текст] / М.Е. Литвак, Т.А. Солдатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 538 с.
14. Лобок, А.М. Рекомендации авторским коллективам по разработке и совершенствованию образовательных программ по направлениям инновационной деятельности [Текст] / А.М. Лобок. - Москва, 2002.
15. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / Сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. - М.: Политиздат, 1988. - 256 с.
16. Мелик-Гайказян, М. Аттрактивный менеджмент: моделирование целей динамики образовательных систем [Текст] / М. Мелик-Гайказян // Высшее образование в России. - 2008. - № 9. - С. 102-105.
17. Моисеев, А.М. Заместитель директора школы по научно-методической работе (функции, полномочия, технология деятельности) [Текст]: пособие для руководителей образовательных учреждений / А.М. Моисеев, О.М. Моисеева. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.
18. Новиков, Н. Избранное [Текст] / Н. Новиков. - М.: Правда, 1983.
19. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: Учебное пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
20. Рудакова, И.А. Современные дидактические методы: смыслообразование в учебном процессе [Текст]: Автореф. дисс. на соиск. ... д.п.н.: 13.00.01. -Ростов-на-Дону, 2006. - 45 с.
21. Сериков, В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
22. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Стастенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - А.: Академия, 2002. - 576 с.
23. Соколов, В. О деонтологической подготовке юристов [Текст] / В. Соколов // Высшее образование в России. - 2007. - № 5. - С. 131-133.
24. Тоффлер, Э. Шок будущего [Текст]: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 557 с.
25. Хусаинов, Ш.Г. Личностно-развивающее образование в школах с национально-русским двуязычием [Текст]: Автореф. дисс. на соиск. ... д.п.н.:
13.00.01. - Казань, 2006. - 47 с.
26. Хуторской, А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm.
27. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2002. - 384 с.
28. Юсупова, О.В. Междисциплинарная интеграция в рамках современной педагогической антропологии [Текст]: Автореф. дисс. на соиск. ... д.п.н.:
13.00.01. - Ульяновск, 2006. - 46 с.
Bibliography
1. Aphorisms [Text]. - Mn.: Harvest, Moscow: AST, 2003. - 1008 p.
2. Bulat, R.E. Quality Management of Professional Training in Military-Technical Higher Schools [Text]: Synopsis of Diss. ...Dr of Ped.: 13.00.08. - St. Petersburg, 2010. - 45 p.
3. Gavelya, V.L. The Goal-Setting in the Structure of Social Activity of Human Beings [Text] / V.L. Gavelya. - Volgograd: Publishing House of Volgogr. State University, 1998.
4. Golovanova, N.F. The Problem of the Students’ Upbringing in the Context of Higher Education Modernization [Text] / N.F. Golovanova // Higher Education in Russia. - 2012. - № 7. - P. 29-34.
5. Gure, L.I. Pedagogical System Design [Text] / L.I. Gure. - Kazan: KSTU, 2004. - 210 p.
6. Ilyin, G.L. Changes in the National Education in the Light of the Bologna Process (Subjective Notes) [Text] / G.L. Ilyin // Higher Education in Russia. - 2009.
- № 8. - P. 40-46.
7. Khusainov, Sh.G. Personality and Developmental Education in Schools with the National-Russian Bilingualism [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.:
13.00.01. - Kazan, 2006. - 47 p.
8. Khutorskoy, A.V. The Problems and Technology of the Educational Goal-Setting [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm.
9. Kraevski, V.V. The Hierarchy of the Education Objectives [Electronic Resource]. - Access Mode: http://kraevskyvv.narod.ru/papers/ierarchiya.htm.
10. Lebedev, V.I. Psychology and Management [Text] / V.I. Lebedev. - M. -Agropromizdat, 1990. - 176 p.
11. Litvak, M.E. News From the Future: Letters to a Manager [Text] / M.E. Litvak, T.A. Soldatova. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2009. - 538 p.
12. Lobok, A.M. Recommendations for the Groups of Authors on Working Out and Improving Educational Programs in Innovation Areas [Text] / A.M. Lobok. -Moscow, 2002.
13. Makarenko, A.S. About Upbringing [Text] / Compiler and Author of the Introductory Article V.S. Khelemendik. - M.: Politizdat, 1988. - 256 p.
14. Melik-Gaykazyan, M. Attractive Management: Modeling of the Dynamics Education Systems Purposes [Text] / M. Melik-Gaykazyan // Higher Education in Russia. - 2008. - № 9. - P. 102-105.
15. Moiseev, A.M. Deputy Principal for Scientific and Methodological Work (Functions, Powers, Technology Activities) [Text]: Guide for Managers of Educational Establishments / A.M. Moiseev, O.M. Moiseeva. - M.: Pedagogical Society of Russia, 2001. - 256 p.
16. Novikov, N. Selected Works [Text] / N. Novikov. - Moscow: Pravda, 1983.
17. Rozhkov, M.I. The Organization of the Upbringing Process in School [Text]: Textbook / M.I. Rozhkov, L.V. Bayborodova. - Moscow: VLADOS Humanities Publishing Center, 2000. - 256 p.
18. Rudakova, I.A. The Modern Didactic Methods: Meaning in Educational Process [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.01. - Rostov-on-Don, 2006. -45 p.
19. Serikov, V.V. Education and Personality: Theory and Practice of Educational Systems Design [Text] / V.V. Serikov. - Moscow: "Logos" Publishing Corporation, 1999. - 272 p.
20. Shamova, T.I. Education Systems Management [Text] / T.I. Shamova, T.M. Davydenko, G.N. Shibanova. - Moscow: The Academy, 2002. - 384 p.
21. Slastenin, V.A. Pedagogy [Text] / V.A. Stastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. - A.: The Academy, 2002. - 576 p.
22. Sokolov, V. About Deontological Training of Lawyers [Text] / V. Sokolov // Higher Education in Russia. - 2007. - № 5. - P. 131-133.
23. Toffler E. Future Shock [Text]: Translated from English / E. Toffler. - Moscow: "Publishing House AST», 2002. - 557 p.
24. Vasilenko, I.A. State and Municipal Government [Text]: Textbook for Bachelors / I.A. Vasilenko. - M.: Yurayt Publishing House, 2012.
25. Vygotsky, L.S. Pedagogical Psychology [Text] / L.S. Vygotsky, Ed. by V.V.
Davydov. - Moscow: AST: AST: Standard, 2005. - 671 p.
26. Yusupova, O.V. Interdisciplinary Integration Within the Framework of Modern Pedagogical Anthropology [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.01.
- Ulyanovsk, 2006. - 46 p.
27. Zagvyazinsky, V.I. Ideal, Harmony and Reality in the System of Humanistic Upbringing [Text] / V.I. Zagvyazinsky, Sh.A. Amonashvili, A.F. Zakirova // Pedagogy. - 2002. - № 9. - P. 3-10.
28. Zagvyazinsky, V.I. Learning Theory: Modern Interpretation [Text]: Tutorial / V.I. Zagvyazinsky. - Moscow: "Academy" Publishing Center, 2004. - 192 p.
BecTHUK nmy 11 '2012
70