Научная статья на тему 'Технологии взаимодействия субъектов общественно-политической деятельности'

Технологии взаимодействия субъектов общественно-политической деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
397
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / SOCIO-POLITICAL ACTIVITIES / ACTIVITY SUBJECT / SOCIAL ACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соловьёв Вадим Анатольевич

Данная статья содержит теоретическое обоснование изучения возможностей моделирования, проектирования и конструирования технологий взаимодействия субъектов общественно-политической деятельности. В связи с этим были рассмотрены актуальные теоретические и практические вопросы социального взаимодействия, субъектного характера деятельности, сущности общественно-политической деятельности. Определены характеристики социальной и политической, а также социально-политической деятельности субъектов. Взаимодействие субъектов общественно-политической деятельности направлено на обеспечение общественно-политической стабильности, которая понимается как предсказуемость, понятность соответствующих процессов. Анализ научной литературы позволил нам выявить следующие группы технологий взаимодействия субъектов общественно-политической деятельности: информационно-коммуникационные и медиа; собственно социальные (в «узком» смысле); педагогические. Информационно-коммуникационные и медиатехнологии обеспечивают информирование людей и групп, дистанционные связи, участие субъектов общественно-политической деятельности в управлении, выражение общественного мнения, прозрачность и понятность интересов и потребностей. Собственно социальные технологии: технология создания креативной среды, форсайт-игра, «знаниевый реактор», социальное проектирование, социокультурное проектирование, развитие критического мышления, сетевое взаимодействие, социальное партнёрство. Группа педагогических технологий включает в себя, прежде всего, различные технологии формирования качеств личности, компетенций, готовности. Также к этой группе можно отнести технологии подготовки лидеров, модерацию, рефлексивное обучение, игровые технологии, сотрудничество, сопровождение, педагогическое взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction Technologies of Subjects of Socio-political Activity

This article contains a theoretical substantiation of opportunities of technologies of interaction of subjects of social and political activities modeling, design and construction. In this regard, the current theoretical and practical issues of social interaction, the subjective nature of the activities, entities, public and political activities were reviewed. The characteristics of the social and political as well as socio-political activity of subjects were determined. The interaction of actors under conditions of socio-political activities aims a providing of socio-political stability, which is understood as predictability, clarity of the relevant processes. The analysis of scientific literature allowed us to identify the following groups of social and political activities in actors’ interaction: information, communication and media; the social (in the specific sense); pedagogical. Information, communication and media technologies provide information to individuals and groups, remote communication, actors’ participation and public political activities, public opinion expression, transparency and clarity of individual and groups interests and needs. Social technologies: technology for creating a creative environment for-website-game “knowledge reactor”, social design, socio-cultural design, critical thinking, networking, social partnership. The group of pedagogical technologies involves different technologies of personal qualities formation as well as competencies, readiness. Also, this group can be attributed to technology leaders training, moderation, reflective learning, gaming technology, cooperation, support, pedagogical interaction.

Текст научной работы на тему «Технологии взаимодействия субъектов общественно-политической деятельности»

2. GOST 7.0-99. Sistema standartov po informatsii, bibliotechnomu i izdatel'skomu delu. Informatsionno-bibliotech-naya deyatel'nost', bibliografiya. Terminy i opredeleniya [GOST 7.0-99. System of standards on information, librar-ianship and publishing. Information-library activity, bibliography. Terms and definitions]. (In Russ.). Available at: https://standartgost.ru/g/roCT_7.0-99 (accessed 07.08.2017).

3. Davydova-Martynova E.I. Problemy vliyaniya resursov seti Internet na politicheskuyu aktivnost' molodezhi v sovre-mennoy Rossii: avtoreferat dis. kand. politicheskikh nauk: 23.00.02 [Problems of the influence of Internet resources on the political activity of youth in modern Russia. Author's abstract of diss. PhD in politics: 23.00.02]. Moscow, Moskovskiy gosudarstvennyy oblastnoy universitet Publ., 2011. 22 p. (In Russ.). Available at: http://dislib.ru/ politologiya/55391-4-problemi-vliyaniya-resursov-seti-internet-na-politicheskuyu-aktivnost-molodezhi-sovremen-noy-rossii.php (accessed 10.07.2017).

4. Dubina L.V. Tendentsii razvitiya russkogo yazyka v usloviyakh internet-kommunikatsii [Tendencies of the development of the Russian language in the conditions of Internet communication]. Vestnik TGPU[Bulletin of TSPU], 2013, no. 2 (130). (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/ntendentsii-razvitiya-russkogo-yazyka-v-uslovi-yah-internet-kommunikatsii (accessed 10.07. 2017).

5. Issledovanie GfK: Tendentsii razvitiya Internet-auditorii v Rossii [Research GfK: Trends in the development of the Internet audience in Russia]. (In Russ.). Available at: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/ (accessed 11.07.2017).

6. Novikov A.S., Gorelaya M.V. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya v sovremennom mire [Intercultural communication in the modern world]. Sovremennye tekhnologii obespecheniya grazhdanskoy oborony i likvidatsii posledstviy chrez-vychaynykh situatsiy [Modern technologies for ensuring civil defense and liquidation of consequences of emergency situations], 2011, no. 1 (2). (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-v-sovremennom-mire (accessed 05.08.2017).

7. Tikhonov V.G. Sotsial'no-politicheskaya aktivnost' Rossiyskoy studencheskoy molodezhi: metodologicheskie problemy sotsiologicheskogo issledovaniya [Socio-political activity of the Russian student youth: methodological problems of sociological research]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2011, no. 7. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-politicheskaya-aktiv nost-rossiyskoy-studencheskoy-molodezhi-metodologicheskie-problemy-sotsiologicheskogo-issledovaniya (accessed 05.08.2017).

8. Kharlanova E.M. Sotsial'naya aktivnost' studentov: sushchnost' ponyatiya [Social activity of students: the essence of the concept]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2011, no. 4. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-aktivnost-studentov-suschnost-ponyatiya-1 (accessed 05.09.2017).

УДК 008

ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Соловьёв Вадим Анатольевич, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики, Московский государственный лингвистический университет (г. Москва, РФ). E-mail: kafedra-2010@mail.ru

Данная статья содержит теоретическое обоснование изучения возможностей моделирования, проектирования и конструирования технологий взаимодействия субъектов общественно-политической деятельности. В связи с этим были рассмотрены актуальные теоретические и практические вопросы социального взаимодействия, субъектного характера деятельности, сущности общественно-политической деятельности. Определены характеристики социальной и политической, а также социально-политической деятельности субъектов. Взаимодействие субъектов общественно-политической деятельности направлено на обеспечение общественно-политической стабильности, которая понимается как предсказуемость, понятность соответствующих процессов. Анализ научной литературы позволил нам выявить следующие группы технологий взаимодействия субъектов общественно-политической дея-

тельности: информационно-коммуникационные и медиа; собственно социальные (в «узком» смысле); педагогические.

Информационно-коммуникационные и медиатехнологии обеспечивают информирование людей и групп, дистанционные связи, участие субъектов общественно-политической деятельности в управлении, выражение общественного мнения, прозрачность и понятность интересов и потребностей. Собственно социальные технологии: технология создания креативной среды, форсайт-игра, «знаниевый реактор», социальное проектирование, социокультурное проектирование, развитие критического мышления, сетевое взаимодействие, социальное партнёрство. Группа педагогических технологий включает в себя, прежде всего, различные технологии формирования качеств личности, компетенций, готовности. Также к этой группе можно отнести технологии подготовки лидеров, модерацию, рефлексивное обучение, игровые технологии, сотрудничество, сопровождение, педагогическое взаимодействие.

Ключевые слова: взаимодействие, социально-политическая деятельность, субъект деятельности, социальное действие.

INTERACTION TECHNOLOGIES OF SUBJECTS OF SOCIO-POLITICAL ACTIVITY

Solovyev Vadim Anatolyevich, PhD in History, Professor, Department Chair of Journalism, Moscow State Linguistic University (Moscow, Russian Federation). E-mail: kafedra-2010@mail.ru

This article contains a theoretical substantiation of opportunities of technologies of interaction of subjects of social and political activities modeling, design and construction. In this regard, the current theoretical and practical issues of social interaction, the subjective nature of the activities, entities, public and political activities were reviewed. The characteristics of the social and political as well as socio-political activity of subjects were determined. The interaction of actors under conditions of socio-political activities aims a providing of socio-political stability, which is understood as predictability, clarity of the relevant processes. The analysis of scientific literature allowed us to identify the following groups of social and political activities in actors' interaction: information, communication and media; the social (in the specific sense); pedagogical.

Information, communication and media technologies provide information to individuals and groups, remote communication, actors' participation and public political activities, public opinion expression, transparency and clarity of individual and groups interests and needs. Social technologies: technology for creating a creative environment for-website-game "knowledge reactor", social design, socio-cultural design, critical thinking, networking, social partnership. The group of pedagogical technologies involves different technologies of personal qualities formation as well as competencies, readiness. Also, this group can be attributed to technology leaders training, moderation, reflective learning, gaming technology, cooperation, support, pedagogical interaction.

Keywords: interaction, socio-political activities, activity subject, social action.

Жизнь общества представляет собой совокупность взаимодействий отдельных людей, групп, объединений. Любой человек выступает в качестве субъекта многих социальных взаимодействий и различных видов и форм деятельности. В марксистской философии социальная деятельность понимается как способ существования человека в природе, поэтому именно его активная деятельность создает и способствует организации систем взаимодействия индивидов и общественных групп. Общественная деятельность в

«широком» смысле представляет собой фактор социализации личности. Чтобы понять суть этой деятельности, обратимся к словарям русского языка. Слово «общественный» имеет следующие связанные с категорией деятельности значения:

- порождаемый, создаваемый, осуществляемый обществом;

- связанный с отношениями людей в обществе, отражающий отношения, положение людей в обществе в процессе материальной и духовной деятельности;

- выражающий, учитывающий потребности, запросы общества;

- связанный с добровольным обслуживанием социально-политических, профессиональных, культурных и других нужд.

Как отмечает А. И. Скалабан, общественное участие предполагает для решения проблем сообщества объединение различных групп заинтересованных сторон для совместной разработки решений сложных вопросов и достижения консенсуса по этим вопросам как внутри сообщества, так и в процессе диалога с властью. Подобную интерпретацию данного термина предлагает и российский политолог А. Сунгуров. Он определяет общественное участие как непрерывный двунаправленный процесс взаимодействия между гражданами и органом власти (учреждением, ведомством), отвечающим за принятие решения. По его мнению, от гражданского общественное участие отличается отсутствием среди его форм электоральной активности, уклонением от деятельности политических партий и движений, а также от форм протестного участия. Во многих исследованиях отмечается, что основные формы и методы реализации общественного участия лежат в плоскости информирования и вовлечения в деятельность по созданию государственно-общественного управления на уровне учреждений, сообществ, муниципалитетов [7, с. 138].

Политическая деятельность - это форма отношения субъектов политики к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное регулирование общественных (экономических, социальных, собственно политических) процессов; необходимое условие существования современного общества [1; 2].

Политическая деятельность предполагает сознательное постоянное включение индивидов или групп людей в систему общественных отношений с целью использовать или приспособить их для удовлетворения своих интересов. Политическая деятельность-это систематическое сознательное вмешательство индивидов или групп в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.

Общественно-политическая деятельность представляет собой форму деятельности человека. В науке выделяют логическую и психологическую структуры деятельности. Логическая

структура деятельности включает объект, субъект, методы, средства, формы. Психологическая структура деятельности представляет собой взаимосвязь мотива, цели, условия, действий и операций. Теоретические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Р. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. Н. Леонтьевым и другими учеными, позволяют понимать деятельность как осознанную активность человека, взаимодействующего с природной и социальной средой, который в процессе этого взаимодействия изменяет не только их, но и самого себя. Анализ философской и психологической литературы даёт основания для определения следующих основных характеристик деятельности: наличие предмета, социальная природа, целенаправленность, осознанность, активность, инструментальность. Специфической единицей деятельности является действие. Социальное действие было описано М. Вебером. В своих работах он предложил следующие характеристики социального действия: осмысленность, сознательная мотивированность, социальная осмысленность и социальная ориентированность.

П. Штомпка пишет, что «взаимодействие (интеракция) - динамичная, меняющаяся последовательность взаимно ориентированных действий партнеров, вносящих в свои действия изменения в зависимости от того, что делает (или говорит) другой» [8, с. 86]. Б. Г. Ананьев под субъектом деятельности понимал единство биологического и социального в человеке. Не являясь субъектом деятельности, человек не может рассматриваться как социальное существо.

Взаимодействие субъектов общественно-политической деятельности направлено на обеспечение общественно-политической стабильности, которая понимается как предсказуемость, понятность соответствующих процессов. В работе А. И. Кондратенко выявлены предпосылки общественно-политической стабильности: открытость критике властных структур, доступность источников массовой информации, способность системы к изменению и др. [3]. Взаимодействия людей являются условием накопления, сохранения и передачи социальных знаний, опыта, способов деятельности, а также их развитие и преумножение. Так как гражданское общество постоянно развивается, возникают новые взаимодействия субъектов общественно-политической деятельности. Следовательно, роль взаимодействия в об-

щественных отношениях усиливается. Развитие гражданского общества направлено на гармонизацию потребностей и интересов всех его социальных и политических субъектов. В противном случае возможны конфликты, противоречия, вплоть до противостояния групп и индивидом между собой и с властью. Отсюда следует, что технологии взаимодействия субъектов общественно-политической деятельности могут выполнять как стабилизирующую, так и противоположную ей функции (ослабляющую, конфликтогенную, деструктивную и др.).

Е. М. Осипов под социальной технологией понимает «процесс целенаправленного воздействия на социальный объект (совокупность приемов, методов и последовательность этапов), применяемый для достижения поставленных целей в процессе социального развития и решения социальных проблем» [4]. Анализ литературы позволил нам выявить следующие группы технологий взаимодействия субъектов общественно-политической деятельности: информационно -коммуникационные и медиа; собственно социальные (в «узком» смысле); педагогические. Следует отметить, что, с одной стороны, все указанные группы могут быть отнесены к категории социальных технологий. С другой стороны, достаточно обоснованным является выделение группы социальных технологий в «узком смысле», так как они предполагают, в отличие от, например, информационно-коммуникационных технологий, направленность непосредственно на социальные объекты. Информационно-коммуникационные технологии могут обеспечивать потребности в информации или коммуникации различных индивидуальных или групповых субъектов. По мнению Г. П. Щедровицкого, «социальным объектом является такой и только такой реальный объект (вещь), которому в социальной системе соответствует норма, реализующаяся в этом объекте» [9].

Информационно-коммуникационные и меди-атехнологии обеспечивают информирование людей и групп, дистанционные связи, участие субъектов общественно-политической деятельности в управлении, выражение общественного мнения, прозрачность и понятность интересов и потребностей. Эти технологии могут быть как стабилизирующими, так и ослабляющими, конфлик-тогенными или деструктивными. К этой группе относятся старые (пресса, телевидение, телефон) и новые технологии (Интернет).

Собственно социальные технологии: технология создания креативной среды, форсайт-игра, «знаниевый реактор», социальное проектирование, социокультурное проектирование, развитие критического мышления, сетевое взаимодействие, социальное партнёрство.

Группа педагогических технологий включает в себя, прежде всего, различные технологии формирования качеств личности, компетенций, готовности. Также к этой группе можно отнести технологии подготовки лидеров, модерацию, рефлексивное обучение, игровые технологии, сотрудничество, сопровождение, педагогическое взаимодействие.

Следует отметить, что общие вопросы, связанные с изучением и использованием указанных технологий, в литературе представлены. Что касается характеристик этих технологий применительно к общественно-политической деятельности, то можно констатировать, что не все они изучены в данном аспекте в достаточной для современной теории и практики степени. В работе Е. Л. Рудневой и Е. С. Глуховой описаны такие социальные технологии, как создание креативной среды, форсайт-игра, «знаниевый реактор», социальное проектирование [6]. Поэтому вопросы моделирования, проектирования и конструирования технологий взаимодействия субъектов общественно-политической деятельности представляются перспективным направлением научных исследований.

Литература

1. Гайдученко Ю. С., Курьяков И. А. Социально-политическая активность молодежи как показатель благополучия общества [Электронный ресурс] // СТЭЖ. - 2012. - № 15. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-politicheskaya-aktivnost-molodezhi-kak-pokazatel-blagopoluchiya (дата обращения: 06.07.2017).

2. Гукова И. Н. Перспективные формы развития общественно-политической активности молодежи в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 21. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gukova-i-n-perspektivnye-formy-razvitiya-obschestvenno-politicheskoy-aktivnosti-molodezhi-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 06.07.2017).

3. Кондратенко А. И. Деятельность СМИ как фактор артикуляции общественных интересов и сохранения социально-политического консенсуса [Электронный ресурс] // Вестн. ЧелГУ - 2013. - № 21 (312). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-smi-kak-faktor-artikulyatsii-obschestvennyh-interesov-i-sohraneniya-sotsialno-politicheskogo-konsensusa (дата обращения: 06.08.2017).

4. Осипов Е. М. Социальные технологии в межсекторном взаимодействии // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2005. - № 4. - С. 94-110.

5. Политическая наука [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс. - М.: ВНТИЦ, 2008. - URL: http://polit-logos.narod.ru/rezume/gloss.htm. (дата обращения: 08.09.2017).

6. Руднева Е. Л., Глухова Е. С. Применение современных социальных технологий в деятельности молодежных общественно-политических организаций, направленных на развитие социальной активности молодежи [Электронный ресурс] // Вестн. Томск. гос. ун-та. - 2014. - № 378. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sovremennyh-sotsialnyh-tehnologiy-v-deyatelnosti-molodezhnyh-obschestvenno-politicheskih-organizatsiy-napravlennyh-na (дата обращения: 16.06.2017).

7. Скалабан И. А. Социальное, общественное и гражданское участие: к проблеме осмысления понятий // Вестн. Томск. гос. ун-та. - 2011. - № 1 (13). - С. 130-139.

8. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / пер. с пол. С. М. Червонной. - М.: Логос, 2005. -664 с.

9. Щедровицкий Г. П. Деятельность проектирования и социальная система [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/60 (дата обращения: 12.08.2017).

References

1. Gayduchenko Yu.S., Kur'yakov I.A. Sotsial'no-politicheskaya aktivnost' molodezhi kak pokazatel' blagopoluchiya obshchestva [Socio-political activity of youth as an indicator of the well-being of society]. STEZh [STEZH], 2012, no. 15. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-politicheskaya-aktivnost-molodezhi-kak-po-kazatel-blagopoluchiya (accessed 06.07.2017).

2. Gukova I.N. Perspektivnye formy razvitiya obshchestvenno-politicheskoy aktivnosti molodezhi v Rossiyskoy Feder-atsii [Perspective forms of development of social and political activity of youth in the Russian Federation]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2015, no. 21. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7gukova-i-n-perspektivnye-formy-razvitiya-obschestvenno-politicheskoy-aktivnos-ti-molodezhi-v-rossiyskoy-federatsii (accessed 06.07.2017).

3. Kondratenko A.I. Deyatel'nost' SMI kak faktor artikulyatsii obshchestvennykh interesov i sokhraneniya sotsial'no-politicheskogo konsensusa [Mass media activity as a factor of articulation of public interests and preservation of socio-political consensus]. Vestnik ChelGU [Bulletin of the CSU], 2013, no. 21 (312). (In Russ.). Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-smi-kak-faktor-artikulyatsii-obschestvennyh-interesov-i-sohraneniya-sotsialno-politicheskogo-konsensusa (accessed 06.08.2017).

4. Osipov E.M. Sotsial'nye tekhnologii v mezhsektornom vzaimodeystvii [Social Technologies in Intersectoral Interaction]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo) [Bulletin of the Moscow University. Series 21. Management (state and society), 2005, no. 4, pp. 94-110. (In Russ.).

5. Politicheskaya nauka: uchebno-metodicheskiy kompleks [Political science: educational-methodical complex]. Moscow, VNTITs Publ., 2008. (In Russ.). Available at: http://polit-logos.narod.ru/rezume/gloss.htm (accessed 08.09.2017).

6. Rudneva E.L., Glukhova E.S. Primenenie sovremennykh sotsial'nykh tekhnologiy v deyatel'nosti molodezhnykh obshchestvenno-politicheskikh organizatsiy, napravlennykh na razvitie sotsial'noy aktivnosti molodezhi [The application of modern social technologies in the activities of youth socio-political organizations aimed at the development of social activity of youth]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2014, no. 378. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sovremennyh-sotsialnyh-tehnologiy-v-deyatelnosti-molodezhnyh-obschestvenno-politicheskih-organizatsiy-napravlennyh-na (accessed 16.06.2017).

7. Skalaban I.A. Sotsial'noe, obshchestvennoe i grazhdanskoe uchastie: k probleme osmysleniya ponyatiy [Social, public and civic participation: to the problem of conceptualization]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Tomsk State University], 2011, no. 1(13), pp. 130-139. (In Russ.).

8. Shtompka P. Sotsiologiya. Analiz sovremennogo obshchestva [Sociology. Analysis of modern society]. Translated from the Polish by S.M. Chervonnaya. Moscow, Logos Publ., 2005. 664 p. (In Russ.).

9. Shchedrovitskiy G.P. Deyatel'nost'proektirovaniya i sotsial'naya sistema [Activity of design and social system]. (In Russ.). Available at: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/60 (accessed 12.08.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.