3. Kozlovski P. Kul'turapostmoderna [Culture of postmodernity]. Moscow, Respublika Publ., 1997. 240 p. (In Russ.).
4. Kuzmina O.V. Antropologicheskie matritsy reklamy v sovremennoy kul'ture: dis. hand. kulturologii [Anthropological matrix of advertising in modern culture. Diss. PhD in Culturology]. St. Petersburg, 2013. 181 p. (In Russ.).
5. Markov A.P. "Osevoe vremya" evropeyskoy tsivilizatsii: smena tsivilizatsionnykh matrits ["Axial time" of European civilization: the replacement of civilizational matrices]. Global'nyy mir: sistemnye sdvigi, vyzovy i kontury budushchego: XVII Mezhdunarodnye Likhachevskie nauchnye chteniya, 18-20 maya 2017 goda [The Global World: Systemic Shifts, Challenges and Contours of the Future: XVII International Likhachev Scientific Readings, May 18-20, 2017]. St. Petersburg, SPbGUP Publ., 2017, pp. 134-137. (In Russ.).
6. Khoruzhiy S.S. Pravoslavno-asketicheskaya antropologiya i krizis sovremennogo cheloveka [Orthodox-ascetic anthropology and the crisis of modern man]. (In Russ.). Available at: http:///www.xpa-spb.ru/libr/Horuzhij/ pravoslavnaya-antropologiya.html.
7. Yung K.G. Chelovek i ego simvoly [Man and His Symbols]. Moscow, Serebryanye niti: Universitetskaya kniga: AST Publ., 1997. 368 p. (In Russ.).
УДК 008
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Соловьёв Вадим Анатольевич, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики, Московский государственный лингвистический университет (г. Москва, РФ). E-mail: kafedra-2010@mail.ru
Современный этап в развитии Российской Федерации характеризуется поиском вариантов прогресса в развитии общества. Как показано в статье, одним из возможных действенных направлений эффективного развития социально-политической сферы в нашей стране является использование интернет-коммуникаций студентов. Студенчество, представляя собой многочисленную и значимую часть молодежи, является ресурсом, с помощью которого государственная власть и общественные организации могут обеспечить гармонизацию интересов различных социальных групп.
Коммуникации в современном обществе столь важны, что их правомерно рассматривать в качестве условия существования и развития общества. Они возникли из практической потребности людей в обмене информацией. В статье рассматривается изменение целей и функций коммуникации в условиях Интернета. Интернет-коммуникации реализуют функции традиционной коммуникации, развивают их, и это может привести как к положительным, так и к отрицательным для общественного и личностного развития последствиям. В таких сферах, как образование, межличностные коммуникации, информационный обмен возможности интернет-коммуникаций можно оценить положительно. Вместе с этим высокая скорость распространения информации в Интернете и большое количество её получателей могут привести к различным социально-политическим рискам, включая разного рода нестабильность.
Анализ теоретических работ и эмпирических исследований позволил нам выявить основные проблемы интернет-коммуникации как фактора активизации общественно-политической деятельности студентов.
Ключевые слова: коммуникация, интернет-коммуникации, общественно-политическая деятельность студентов.
INTERNET COMMUNICATION AS A FACTOR OF THE SOCIO-POLITICAL STUDENTS' ACTIVITIES IMPROVING
Solovyev Vadim Anatolyevich, PhD in History, Professor, Department Chair of Journalism, Moscow State Linguistic University (Moscow, Russian Federation). E-mail: kafedra-2010@mail.ru
The modern stage in the development of the Russian Federation is characterized by the search options for the progress in the development of the society. As shown in the article, one of the possible effective development ways in the socio-political sphere in this country is the use of students' Internet communications. The students representing a numerous and important part of youth as a resource by which a state power and public organizations can provide the harmonization of various social groups interests.
Communications in modern society are so important that reasonably can be considered as conditions for the society existence and development. They originated from peoples' practical needs to exchange different information. In the article, we discuss the goals and communication functions changings under conditions of the Internet. Its communications implement the traditional messaging functions, develop them, and this can result in both positive and negative for the social and personal development consequences. In areas such as education, interpersonal communication, information exchange, Internet communication can be evaluated positively. Along with this, high speed of information dissemination in the Internet and a large number of recipients can lead to various socio-political risks, including different kinds of instability.
Theoretical works and empirical studies' analysis allowed us to identify the main problems of Internet communication as a factor of intensification of socio-political activities of students. The paper presents the identified research directions of determined problems.
Keywords: communication, Internet communication, public and political students' activity.
Традиционным для России вариантом взаимодействия власти и студенчества была объектно-организованная модель. Студенчество выступало в качестве объекта государственной политики. В информационном глобальном мире происходит трансформация социально-политической деятельности, коммуникации, активности. Актуальность изучения интернет-коммуникации как фактора активизации общественно-политической деятельности студентов обусловлена тем, что реализация ими своих социальных и политических функций и прав приводит к становлению их субъектной позиции в обществе и деятельности. То есть появляются основания для реализации субъектно-ориентированной модели взаимодействия власти и студенчества. Для достижения результативности этой модели необходимо её технологическое обеспечение. Самые ощутимые изменения произошли за последние годы в области коммуникационных технологий. Это связано, прежде всего, с появлением Интернета и возможностями интернет-коммуникаций.
Теоретико-методологическим основанием для исследования проблемы влияния интернет-коммуникаций на активизацию социально-политической деятельности современных российских студентов является поиск ресурсов для достижения баланса между потребностями общества «в сохранении стабильности и одновременно в постоянном обновлении» [7, с. 71]. Интернет-коммуникации рассматриваются в современной
науке как междисциплинарное явление с позиций различных наук: лингвистики, культурологии, психологии, социологии, педагогики и др. Как отмечают А. С. Новиков и М. В. Горелая, термин «коммуникация» становится ключевым в современном социально-гуманитарном знании [6]. В научной литературе представлено достаточно большое количество определений коммуникации. В качестве термина рассматриваемое понятие сформулировано в ГОСТе следующим образом: «Коммуникация - это управляемая передача информации между двумя или более лицами и (или) системами» [2]. Коммуникация возникла и развивалась в человеческом обществе как отклик на потребность людей передавать друг другу информацию, необходимую для совместной жизни и деятельности. Таким образом, первоначальной функцией коммуникации была информационная. Помимо неё учёными выявлены такие функции коммуникации, как социальная, экспрессивная, социальная, прагматическая, культурная, интегра-тивная и др.
В работе Л. В. Дубиной обоснованы следующие основные функции Интернета, различающиеся по характеру коммуникативного взаимодействия людей: «Функция "банка информации" - накопление и хранение информации, а также обеспечение доступа к ней - выполняется сетевыми библиотеками, поисковыми системами, электронными словарями, информационными ресурсами энциклопедического характера и т. д.
Коммуникация здесь проявляется в предоставлении информации, с одной стороны, и обращении к ней - с другой. Наблюдается некоторая градация по уровню интерактивности от "классических" библиотек, представляющих собой просто собрание текстов, аудио- и видеозаписей, до коллективных энциклопедий, позволяющих пользователям участвовать в создании и редактировании информационных статей ("Википедия"). Функция средства массовой информации - распространение новостей, аналитическое осмысление событий, социальное воздействие, реклама - осуществляется новостными сайтами, электронными вариантами печатных изданий, личными журналами (блогами) и т. д. Язык официальных электронных СМИ незначительно отличается от языка печатных изданий. Блоги более неформальны с точки зрения языка и более синтетичны по содержанию. Здесь информация о событии, анализ, субъективная реакция автора представлены нераздельно. Впрочем, функция СМИ для блога - только одна из возможных. Функция коммуникативной площадки - предоставление возможности свободно разговаривать, высказывать частное мнение по любым вопросам, дискутировать, устанавливать отношения и т. д. Эту функцию выполняют социальные сети ("Одноклассники", "В Контакте", 'ТасеЪоок" и др.), чаты, форумы, область комментариев в блогах и новостных сайтах» [4, с. 177]. Мы разделяем сделанный автором данной работы вывод о том, что указанные функции Интернета реализуются в единстве. Интернет-коммуникации выполняют в настоящее время функцию социализации.
В научных исследованиях коммуникацию в целом и интернет-коммуникацию в частности рассматривают не только как важнейшие характеристики современного общества, но и как условия его существования и развития. Интернет является одним из современных каналов коммуникации. Сеть позволяет хранить, перерабатывать и передавать информацию в электронном виде и обеспечивать быстрый доступ к ней большого числа пользователей в течение малого времени. С точки зрения технико-технологического аспекта интернет-коммуникации, в указанных характеристиках содержатся как её положительные, так и отрицательные черты и возможности.
К положительным можно отнести возможности использования Интернета при организации обучения, развития интересов, профессионального обмена, общения людей, принадлежащих к различным социальным, профессиональным, возрастным и другим группам. К отрицательным или потенциально рисковым можно отнести возможности быстрого распространения и доведения до конечного пользователя нежелательной, вредной и опасной для личности и общества информации.
Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного агентством вЖ, аудитория российского сегмента Интернета в возрасте 16 лет и старше в 2015 и 2016 годах составляла 70,4 %, или 84 млн. человек [5]. По данным ВЦИОМ, молодежь является наиболее активным пользователем Интернета. Так, например, среди опрошенных 18-24-летних респондентов почти 100 % являются пользователями Интернета. В 2015 году больше всего обращений пришлось на различные медиаресурсы (музыка, фильмы, книги), поиск новостей и необходимой информации, просмотр электронной почты, а также тематические сайты, связанные с работой или учебой. Четверо из десяти интернет-пользователей (44 %) посещают социальные сети, чаты или форумы. Треть опрошенных ищут в Интернете друзей, еще треть - играют, остальные делают покупки в онлайн-магазинах [1]. Таким образом, в 2015 и 2016 годах Интернет не рассматривался молодыми респондентами как приоритетная коммуникативная площадка для предъявления своей гражданской позиции и поиска единомышленников в сфере социально-политической деятельности.
В исследовании влияния ресурсов сети Интернет как средства коммуникации на политическую активность молодежи современной России, проведенном Е. И. Давыдовой-Мартыновой, доказано, что это влияние «представляет собой процесс и результат изменения под воздействием ресурсов сети Интернет позиций, оценок и установок молодых людей, то есть качественную модификацию их социально-политической позиции. В условиях информационного общества Интернет приобретает особенное значение для проявления установки молодого человека и его политического поведения, то есть тех обстоя-
тельств, которые определяют процесс, формиру- ны в той степени, в которой это требуется для
ющий его политическую активность» [3]. науки и практики. Можно предложить следую-
Что касается социальной активности студен- щие направления исследования выявленной
тов, то в работе Е. Н. Харлановой выявлены её проблемы:
основные характеристики: 1) систематизация теоретических оснований
- самодетерминированность; об интернет-коммуникации как явлении, системе,
- включенность в социальное взаимодей- процессе;
ствие; 2) выявление специфики активизации соци-
- просоциальность (направленность на пре- ально-политической деятельности современных образование носителя активности и социума в студентов в условиях интернет-коммуникации; социально позитивном направлении во благо об- 3) привлечение молодежи к созданию инфор-щества и личности, следуя социальным нормам, мационно-коммуникационных систем взаимодей-законам и нравственным идеалам); ствия власти и общества;
- динамичность; 4) создание и совершенствование структуры
- возможность переструктурирования не- связей между властью и молодежью посредством обходимых для неё качеств личности [8]. интернет-коммуникаций.
Результаты анализа теоретической литерату- Разрешение выявленных нами проблем поры показывают, что проблемы интернет-комму- зволит проектировать процесс активизации соци-никации как фактора активизации общественно- ально-политической деятельности студентов с ис-политической деятельности студентов не изуче- пользованием интернет-коммуникаций.
Литература
1. ВЦИОМ узнал, сколько россиян пользуются Интернетом и как часто [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.amic.ru/news/306185 (дата обращения: 11.07.2017).
2. ГОСТ 7.0-99. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения [Электронный ресурс]. - URL: https:// standartgost.ru/g/TOCT_7.0-99 (дата обращения: 07.08.2017).
3. Давыдова-Мартынова Е. И. Проблемы влияния ресурсов сети Интернет на политическую активность молодежи в современной России [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. - М.: Моск. гос. обл. ун-т, 2011. - 22 с. - URL: http://dislib.ru/politologiya/55391-4-problemi-vliyaniya-resursov-seti-internet-na-politicheskuyu-aktivnost-molodezhi-sovremennoy-rossii.php (дата обращения: 10.07.2017).
4. Дубина Л. В. Тенденции развития русского языка в условиях интернет-коммуникации [Электронный ресурс] // Вестн. ТГПУ - 2013. - № 2 (130). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-russkogo-yazyka-v-usloviyah-internet-kommunikatsii (дата обращения: 10.07. 2017).
5. Исследование GfK: Тенденции развития интернет-аудитории в России [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii (дата обращения: 11.07.2017).
6. Новиков А. С., Горелая М. В. Межкультурная коммуникация в современном мире [Электронный ресурс] // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2011. - № 1 (2). - URL: http://cyberleninka.ru/article/nmezhkultamaya-kommunikatsiya-v-sovremennom-mire (дата обращения: 05.08.2017).
7. Тихонов В. Г. Социально-политическая активность Российской студенческой молодежи: методологические проблемы соц. исслед. [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. - 2011. -№ 7. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-politicheskaya-aktivnost-rossiyskoy-studencheskoy-molodezhi-metodologicheskie-problemy-sotsiologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 05.08.2017).
8. Харланова Е. М. Социальная активность студентов: сущность понятия [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 4. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-aktivnost-studentov-suschnost-ponyatiya-1 (дата обращения: 05.09.2017).
References
1. VTsIOM uznal, skol 'ko rossiyan pol 'zuyutsya Internetom i kak chasto [VTsIOM learned how many Russians use the Internet and how often]. (In Russ.). Available at: http://www.amic.ru/news/306185 (accessed 11.07.2017).
2. GOST 7.0-99. Sistema standartov po informatsii, bibliotechnomu i izdatel'skomu delu. Informatsionno-bibliotech-naya deyatel'nost', bibliografiya. Terminy i opredeleniya [GOST 7.0-99. System of standards on information, librar-ianship and publishing. Information-library activity, bibliography. Terms and definitions]. (In Russ.). Available at: https://standartgost.ru/g/roCT_7.0-99 (accessed 07.08.2017).
3. Davydova-Martynova E.I. Problemy vliyaniya resursov seti Internet na politicheskuyu aktivnost' molodezhi v sovre-mennoy Rossii: avtoreferat dis. kand. politicheskikh nauk: 23.00.02 [Problems of the influence of Internet resources on the political activity of youth in modern Russia. Author's abstract of diss. PhD in politics: 23.00.02]. Moscow, Moskovskiy gosudarstvennyy oblastnoy universitet Publ., 2011. 22 p. (In Russ.). Available at: http://dislib.ru/ politologiya/55391-4-problemi-vliyaniya-resursov-seti-internet-na-politicheskuyu-aktivnost-molodezhi-sovremen-noy-rossii.php (accessed 10.07.2017).
4. Dubina L.V. Tendentsii razvitiya russkogo yazyka v usloviyakh internet-kommunikatsii [Tendencies of the development of the Russian language in the conditions of Internet communication]. Vestnik TGPU[Bulletin of TSPU], 2013, no. 2 (130). (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/ntendentsii-razvitiya-rasskogo-yazyka-v-uslovi-yah-internet-kommunikatsii (accessed 10.07. 2017).
5. Issledovanie GfK: Tendentsii razvitiya Internet-auditorii v Rossii [Research GfK: Trends in the development of the Internet audience in Russia]. (In Russ.). Available at: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/ (accessed 11.07.2017).
6. Novikov A.S., Gorelaya M.V. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya v sovremennom mire [Intercultural communication in the modern world]. Sovremennye tekhnologii obespecheniya grazhdanskoy oborony i likvidatsii posledstviy chrez-vychaynykh situatsiy [Modern technologies for ensuring civil defense and liquidation of consequences of emergency situations], 2011, no. 1 (2). (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kommunikatsiya-v-sovremennom-mire (accessed 05.08.2017).
7. Tikhonov V.G. Sotsial'no-politicheskaya aktivnost' Rossiyskoy studencheskoy molodezhi: metodologicheskie problemy sotsiologicheskogo issledovaniya [Socio-political activity of the Russian student youth: methodological problems of sociological research]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2011, no. 7. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-politicheskaya-aktiv nost-rossiyskoy-studencheskoy-molodezhi-metodologicheskie-problemy-sotsiologicheskogo-issledovaniya (accessed 05.08.2017).
8. Kharlanova E.M. Sotsial'naya aktivnost' studentov: sushchnost' ponyatiya [Social activity of students: the essence of the concept]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2011, no. 4. (In Russ.). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-aktivnost-studentov-suschnost-ponyatiya-1 (accessed 05.09.2017).
УДК 008
ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Соловьёв Вадим Анатольевич, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики, Московский государственный лингвистический университет (г. Москва, РФ). E-mail: kafedra-2010@mail.ru
Данная статья содержит теоретическое обоснование изучения возможностей моделирования, проектирования и конструирования технологий взаимодействия субъектов общественно-политической деятельности. В связи с этим были рассмотрены актуальные теоретические и практические вопросы социального взаимодействия, субъектного характера деятельности, сущности общественно-политической деятельности. Определены характеристики социальной и политической, а также социально-политической деятельности субъектов. Взаимодействие субъектов общественно-политической деятельности направлено на обеспечение общественно-политической стабильности, которая понимается как предсказуемость, понятность соответствующих процессов. Анализ научной литературы позволил нам выявить следующие группы технологий взаимодействия субъектов общественно-политической дея-