УДК 316
Б01 10.21685/2072-3016-2018-3-14
Ш. Г. Сеидов, Л. И. Найденова, М. Ш. Абдусаламова
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация.
Актуальность и цели. Статья посвящена анализу возможности влияния новых информационных технологий, используемых во взаимодействии политических партий, общественных организаций и представителей разных социальных групп современного российского общества, на социальные процессы в этом обществе. Цель работы - установить, какие предпосылки способствуют привлечению участия представителей разных социальных групп к социальному взаимодействию с политическими партиями и общественными организациями и в итоге - к участию в регулировании социальных процессов в обществе.
Материалы и методы. Методология проведения работы - системный и институциональный подходы, позволяющие теоретически охарактеризовать действия участников обозначенного взаимодействия, их функции, а также обнаружить эффективные средства воздействия для активного привлечения представителей разных социальных групп к взаимодействию и к участию в регулировании социальных процессов.
Результаты. На основе известных классификаций социальных процессов, описания функций новых информационных технологий в них определяются возможности усиления социально-политического влияния политических партий и общественных организаций с применением названных технологий. Сформулированы практические рекомендации для регулирования социальных процессов с помощью новых информационных технологий.
Выводы. Новый уровень коммуникаций на основе Интернета неоднозначно влияет на современные социальные процессы. С одной стороны, доступность и распространение информационно-коммуникативных технологий служит необходимым условием самоорганизации людей и развития гражданских инициатив. Но, с другой стороны, доступность информации, высокая интерактивность, предположительное отсутствие контроля могут иметь противоположные последствия, если они используются при незаконном проведении предвыборных кампаний, распространении экстремистских идей. Эта двойственность прослеживается в возможности регулирования социальных процессов с привлечением политических партий, общественных организаций, различных социальных групп.
Ключевые слова: социальные процессы, региональный социум, политические партии, общественные движения, информационные технологии.
© 2018 Сеидов Ш. Г., Найденова Л. И., Абдусаламова М. Ш. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/ by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
Sh. G. Seidov, L. I. Naydenova, M. Sh. Abdusalamova
NEW INFORMATION TECHNOLOGIES -THE TOOL OF INFLUENCE ON SOCIAL PROCESSES IN THE CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY
Abstract.
Background. The article is devoted to the analysis of the possibility of the influence of new information technologies used in the interaction of political parties, public organizations and representatives of different social groups of the modern Russian society on social processes in this society. The purpose of the work is to establish what prerequisites contribute to attracting of representatives of different social groups to social interaction with political parties and public organizations and, as a result, to regulating of social processes in the society.
Materials and methods. The methodology of the work is a systematic and institutional approach that allows to theoretically characterize the actions of the participants of the indicated interaction, their functions, as well as to identify effective means of influence for active attraction of representatives of different social groups to the interaction and participation in the regulation of social processes.
Results. Based on the well-known classifications of social processes, descriptions of the functions of new information technologies, they determine the possibility of strengthening the socio-political influence of political parties and public organizations using these technologies. Practical recommendations for the regulation of social processes with the help of new information technologies are formulated.
Conclusions. The new level of Internet-based communications is ambiguously affecting modern social processes. On the one hand, the availability and distribution of information and communication technologies is a prerequisite for the self-organization of people and the development of civil initiatives. But, on the other hand, the availability of information, high interactivity, the alleged lack of control can have counter-effects if they are used in illegal campaigning and the dissemination of extremist ideas. This duality can be traced to the possibility of regulating social processes with the involvement of political parties, public organizations, and various social groups.
Key words: social processes, regional society, political parties, social movements, information technologies.
Сложные социальные процессы в современном российском обществе ставят перед социологией ряд новых проблем, связанных с необходимостью исследовать новые реалии и факторы их появления. Существует потребность в объяснении и прогнозировании социальных процессов, связанных с новыми явлениями в деятельности таких социальных акторов, как политические партии и общественные движения. Важно обозначить новые тенденции и факторы, определяющие развитие социальных процессов в регионах - субъектах РФ. Актуальность исследования таких проблем объясняется необходимостью определить реальное участие представителей регионального социума в социальных процессах с учетом особенностей регионов - субъектов РФ. На политическое поведение граждан, на их отношение к политическим партиям и общественным движениям существенно влияют новые информационные и коммуникационные технологии.
Политические партии и общественные движения в российском обществе уже прошли свои этапы первоначального развития, и сейчас предстоит ис-
следовать их социально-институциональные функции, их участие в социальных процессах, их роль в социальной стратификации современного российского общества.
В условиях происходящей информатизации общества появляются новые и значительные возможности регулирования социальных процессов с помощью новых информационных технологий. Более того, новые информационные технологии привели к появлению новых, до сих пор неизвестных и неизученных форм социального взаимодействия, которое происходит на заочном уровне и может охватывать большие территориальные пространства, а также значительно увеличивать количественный и стратификационный состав участников таких взаимодействий.
Все это обусловило актуальность данной темы и требует теоретико-методологического обоснования для дальнейших исследований, чтобы получить точные и достоверные результаты.
Вначале проанализируем содержание понятия «социальный процесс», чтобы определить социальные роли политических партий и общественных движений в формировании, развитии и регулировании этих процессов.
Социальные (как и любые другие) процессы состоят из упорядоченных изменений в различных сферах жизни общества. Такие изменения прослеживаются по ряду признаков и параметров, поскольку они выражаются во всем, что составляет общество как социальную систему. В социологическом аспекте названные изменения прежде всего относятся к социальной структуре общества и его уровней, где формируются социальные взаимодействия элементов общественной системы. При этом прослеживается взаимосвязь социальных действий, из которых складывается вся социальная деятельность индивидов, социальных общностей от малых до больших уровней, и качественных изменений в развитии социума, которое допускает возможность управления и требует регулирования в нужных направлениях. Именно социальные изменения, которые фиксируют переход общества и его системных элементов из одного состояния в другое, создают основу для регулирования социальных процессов.
Обратимся к определению социального процесса, которое дал известный социолог П. А. Сорокин. Процесс характеризуется как любой тип движения, видоизменения, превращения или неуклонного развития. Социальный процесс надо охарактеризовать как такое изменение изучаемого социологией объекта в течение какого-либо периода, причем это может быть не только изменение расположения в пространстве, но и изменение количественных и качественных характеристик [1, с. 80].
Многообразие социальных процессов позволяет выделить такие общие признаки, на основе которых созданы известные классификации основных социальных процессов (Р. Парк, Э. Берджес [2]). Из них назовем только те, в формировании и регулировании которых принимают или могут принимать участие политические партии и общественные движения. Это:
1) кооперация - совместная деятельность на основе общих целей и согласованных действий, установленных предписаний, которая определяет социально-институциональные правила функционирования политических партий и общественных движений;
2) конкуренция - соперничество на разных уровнях, от межличностного до межгруппового и на уровне общества, борьба за то, чтобы иметь в своем распоряжении необходимые ресурсы и ценности, запасы которых всегда бывают ограниченны и никогда поровну не распределяются (это финансы, статусы в обществе, отношение к власти). Этот процесс определяет правила и кодексы социального поведения групп и индивидов, формирующих и возглавляющих политические партии и общественные движения. Конкуренция может перейти в конфликт, означающий столкновение противоположных интересов как больших групп, так и индивидов внутри них;
3) приспособление. В данном случае это означает, что индивид или группа согласны принять и принимают культурные нормы, ценности и образцы действий в условиях новой среды, и это формирует тип поведения в новых условиях. Это означает выполнение институциональных функций на разных уровнях по установленным правилам даже в случае изменившейся среды, а также означает, что меняются и сами правила в соответствии с новыми условиями;
4) компромисс - это возможное развитие и способ окончания конфликта, когда группа или ее представители принимают новые условия и при этом полностью или частично принимают новые цели и способы их достижения. Компромисс и приспособление также могут быть стадиями завершения конфликта, если одна сторона сильнее или если обе стороны могут прийти к временному согласию.
Следует отметить еще два социальных процесса, которые проявляются только в группах, - это поддержание границ и установление систематических связей. Эти процессы налаживают необходимые социальные взаимодействия по установленным правилам и образцам поведения.
К социально-экономическим процессам, на наш взгляд, больше относятся процессы кооперации и конкуренции, к социально-политическим -процессы конфликта, приспособления, компромисса. Социально-экономические процессы образуют предпосылки для развития социально-политических, но социально-политические процессы нужны, чтобы управлять социально-экономическими в системном и институциональном представлении общества.
В современных условиях большое влияние на социальные изменения, взаимодействия, на социальные отношения и структуры носителей этих отношений оказывает глобальный процесс, охватывающий все стороны общественной жизнедеятельности на разных уровнях. Это информатизация общества и общественных отношений. При этом основным средством, которое давно приобрело большое социальное значение как средство ускорения и расширения социального взаимодействия, как способ усиления социального влияния одних индивидов, групп, общностей на другие, являются новые информационные технологии, в том числе применение Интернета и возможности его распространения современными техническими и организационными средствами.
Информационная технология - это процесс, использующий средства и методы сбора, обработки и передачи информации для получения качественно новой информации о состоянии информационного продукта, в качестве которого могут выступать любые объекты или процессы.
Если целью технологии материального производства обычно бывает выпуск продукции (товаров или услуг) для удовлетворения потребностей индивида, группы, общности, то целью информационной технологии стало производство и выпуск такой информации, которую индивид или группа могут проанализировать и на ее основе принять решения по выполнению каких-то действий.
О. В. Арлашкина анализирует возможность вступления в виртуальные социально-политические отношения с помощью современных информационных технологий. Теоретически выводится новый социологический критерий, характеризующий социальные статусы и социальные признаки расслоения. Это отношение к применению информационных технологий, которое измеряется по двум шкалам. Индикаторы одной шкалы - от умения использовать простейшие информационные технологии до самостоятельного написания компьютерных программ, индикаторы второй шкалы - от владения одним компьютером (служебным или домашним) до владения и управления организацией, распространяющей и использующей информационные технологии [3].
Необходимой предпосылкой для формирования социального взаимодействия института власти и социума (в лице разных социальных групп населения) является создание широкой информированности и роста информационной образованности населения. Средства массовой информации - это основной источник получения информации о работе социальных институтов государства, власти, политических партий и общественных организаций при явном преобладании Интернета и телевидения, которым уступает радио. Меньшее, но все же влиятельное значение имеет печать (газеты и журналы), а также немало влияет распространение информации через межличностные контакты (от соседей, коллег, знакомых). Еще менее распространен именно тот канал, который мог бы быть наиболее эффективным и призван быть наиболее эффективным, - это непосредственное взаимодействие представителей политических партий, общественных организаций, других политических институтов и населения [4].
Для успешного регулирования социальных взаимодействий и социальных процессов должна образоваться система социального поведения индивидов как представителей разных социальных групп - от получения и активного использования информации до консолидации граждан как представителей разных социальных и социально-политических групп. Тогда социальное взаимодействие от неорганизованных форм социальной активности разных групп в социуме перейдет к организованным формам, а затем состоится переход этого взаимодействия к структурированным социальным процессам. В данном процессе появляются внутриструктурные статусы в соответствии с выполняемыми функциями (лидеры - исполнители - контролеры), а более четкое понимание проблем увеличивает возможность конструктивного диалога.
Известны современные действующие формы привлечения представителей социума (в том числе регионального) к социальному управлению. Например, практически во всех регионах РФ существуют общественные палаты, организуемые при органах местного самоуправления. Деятельность общественной палаты направлена на согласование интересов граждан, общественных объединений, органов местного самоуправления для решения важ-
ных вопросов экономического и социального развития общества, региона и регионального социума.
Значение новых информационных технологий, в частности социальных сетей, внимательно изучают современные социологи. В частности, С. Г. Уш-кин рассматривает предпосылки различного восприятия власти и оппозиции в социальных сетях. Анализ комментариев к документальным фильмам «Анатомия протеста» и «Анатомия протеста - 2» приводит автора к выводу о том, что сейчас дискуссии в социальных сетях прямо не влияют на процесс демократизации российского общества, но четко выражают отношение граждан к политическим и социальным событиям в российском обществе [5].
С. В. Докука анализирует роль социальных сетей в современном обществе. На примерах избирательной кампании Б. Обамы, '^Шег-революции" 2009 г. в Кишеневе и Тегеране, российских протестных движений, в том числе организации митингов на Болотной площади, исследуются роли онлайновых социальных сетей в мотивации населения к протестным формам политического поведения. На примере результатов пробного исследования «сообщества протестных акций» в Москве выведена типология членов протестных групп - участников взаимодействия в социальных сетях, где признаком классификации послужило соответствие использования ими социальных платформ, с одной стороны, и их уровней активности в жизни, с другой [6].
Еще в начале ХХ1 в., когда не было популярных twitter-выступлений, актуальным стало исследование влияния Интернета на организацию и мобилизацию политического поведения представителей разных общественных групп. В работе «Коллективное действие в эпоху Интернета» авторы определяют коллективное действие как такую деятельность, которую группы или их представители совершают, чтобы достичь коллективные цели, чему способствуют два типа действий: виртуальные и реальные. Подготовка онлайн-петиций, сообщений на форум и даже хакерские атаки - это виртуальные действия. Виртуальная сеть в Интернете выступает как база для совместных действий участников, для объединения их средств деятельности, для обмена информацией как важным ресурсом, что позволяет совершать различные действия почти или полностью без ответственности за их последствия [7].
В исследовании С. В. Докуки было показано, что среди задач, для решения которых респонденты чаще обращаются к социальным сетям, находятся: поддержание взаимосвязей, общение со знакомыми, получение информации или (реже) выработка собственного контента. Прежде всего респонденты использовали социальные сети для получения новостей, а также для поддержания взаимодействий с ближайшим окружением. Эту группу определили как потребителей новостей. Значительно реже встречаются пользователи, которые сами занимаются разработкой контента и представлением своей личности в социальных сетях, а также исключительно для общения с узким кругом знакомых [6].
Информационно-методическое обеспечение как социальное явление проявляется в информировании широких слоев современного российского общества о функционировании общественных объединений, и это обеспечение является важным направлением процесса создания единого информационного пространства, относящегося к деятельности общественных объединений.
В современном мире наблюдается тенденция к тому, что «политическое пространство становится информационным, а информационное - все более политизируется, приобретает характер информационально-политиче-ской системы. Это информационно-политическое пространство имеет основные уровни: территориальный, региональный, глобальный» [8, с. 19].
В соответствии с этим проявляется еще одна важная тенденция. «Современные социальные и политические отношения устойчивее выражаются в новом измерении информационно-социального и политического пространства, что обусловлено ростом возможностей доступа индивидуальных средств коммуникации к массовой аудитории» [9, с. 88].
Формирование информационного пространства по-своему влияет на институционализацию норм, стандартов, кодексов. При этом массовые коммуникации распространяют информацию об изменении социальных правил, норм, стандартов, ценностей и передают культурные ценности.
По результатам исследования О. И. Лосенкова, в России осваивает новые технологии (Интернет и др.) прежде всего молодое поколение (средний возраст пользователя - 31,4 года). Важными факторами такого освоения являются материальные возможности и общеобразовательный уровень. «Более двух третей аудитории Интернета - это люди с высшим или незаконченным высшим образованием» [10].
Переход политических коммуникаций в сетевое пространство, распространение новейших информационно-коммуникативных технологий, усиленное распространение Интернета создает для политических партий и общественных организаций необходимость совершенствовать работу своих порталов. Использование социокоммуникативного и социально-информациологи-ческого подходов позволяет выработать ряд рекомендаций по оптимизации функционирования сайтов российских политических партий в Интернете.
Мы считаем, что коммуникационные возможности Интернета будут играть значительную роль в политических процессах (и в регулировании социальных процессов тоже!), потому что эффект виртуальной личности массы пользователей позволяет распространять информацию и формировать общественное мнение не только на значительные расстояния, но и на очень многочисленную и разностороннюю аудиторию. При целевом использовании возможности Интернета, как справедливо отмечает М. А. Щенников, будут способствовать деятельности социальных и политических институтов, а также будут вызывать кратковременные, но значительные всплески «политической активности пользователей Интернета в случаях политических событий и проблем» [11].
В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях», «общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан» [12].
К основным функциям общественных организаций можно отнести:
- «Выявление интересов и потребностей определенной социальной группы с дальнейшим их удовлетворением.
- Социальную интеграцию и мобилизацию, т.е. перенос проблем на общероссийский уровень.
- Социализацию, т.е. выявление гражданской позиции участников организации.
- Лоббирование интересов участников.
- Формирование новых взглядов на социально-политическую структуру».
Коммуникация на основе Интернета вышла на новый уровень своего развития. Этот уровень проявляет неоднозначные результаты и оказывает влияние на двойственность характеристик современных социальных процессов, в развитии которых участвуют представители разных социальных групп и взаимодействие которых усиливается за счет применения новых информационных технологий. С одной стороны, доступность и распространение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) служит необходимым условием демократизации современного общества, самоорганизации людей, развития гражданских инициатив [13].
Но, с другой стороны, такие характеристики Интернета, как доступность и быстрое распространение информации, интерактивность, предположительное отсутствие контроля, могут иметь и противоположные последствия, если их использовать, например, в интересах одной партии или организации с целью привлечь избирателей еще до предвыборной кампании для лоббирования и распространения экстремистских идей.
Далее эта двойственность прослеживается в возможности регулирования социальных процессов с привлечением политических партий, общественных организаций, различных социальных групп. Распространение информационных ресурсов населения приводит к массовому и более активному участию граждан в принятии решений (возможности направлять онлайновые сообщения на интернет-порталы, обмениваться комментариями с другими пользователями Интернета). Но развитие активных интернет-форм политического взаимодействия приводит не только к повышению положительной (конструктивной) социальной активности представителей разных социальных групп. Представители социальных институтов государства, политические партии, общественные организации тоже получают больше информации о мнениях, социальных интересах представителей различных социальных групп. Сейчас нельзя определенно утверждать, как именно развитие интернет-технологий будет воздействовать на социальные процессы, но возможно предположить, что могут измениться многие представления о социальном управлении.
Для регулирования в регионе социальных процессов с участием политических партий и общественных движений важно определить возможности информационной политики как средства регулирования социальных взаимодействий, на основе которых формируются социальные процессы. Реализацию информационной политики в регионе следует дополнить практическими действиями в избранных направлениях.
Поэтому представляется возможным предложить рекомендации, которые могут быть включены в реализацию региональной информационной политики с целью помощи в процессе формирования политического капитала партий и общественных движений в условиях региона:
- разработка форм и средств для онлайн-регистрации в политическую партию или общественное движение;
- разработка системы поиска соучаствующих лиц по ряду признаков (социальный, территориальный) и включение ее в сайт политической партии или общественной организации;
- передача периодических информационных сообщений от имени партий или общественных движений (организаций) по темам, интересующим участников или лиц, поддерживающих эти партии и движения;
- разработка и включение в структуру сайта чатов, форумов, блогов руководителей партий или движений;
- проведение онлайн-опросов, круглых столов, интернет-конференций для пользователей Интернета, поддерживающих деятельность партии или общественного движения;
- организация на сайте интернет-магазина, распространяющего не только литературу о деятельности партии или движения, но и подписку на периодику, где чаще освещается деятельность этой партии или движения;
- разработка и включение в структуру сайта специального раздела для контактов сторонников партии или движения (по аналогии с социальными сетями, например «Одноклассниками», которые очень популярны среди пользователей Интернета и доступны);
- включение в структуру сайта ссылки, с помощью которой пользователь Интернета при необходимости обращения может перейти на страницу руководителя или представителя, обратиться к нему со своим вопросом или предложением.
Библиографический список
1. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. - СПб. : РХГИ, 2000. - 1054 с.
2. Баньковская, С. Л. Эрнст Бёрджесс / С. Л. Баньковская // Современная американская социология. - М., 1994. - URL: http://socioline.ru/_seminar/library/ history/mas/02_berges.php (дата обращения: 10.10.2018).
3. Арлашкина, О. В. Управление занятостью лиц с ограниченными возможностями: опыт и проблемы / О. В. Арлашкина // Управленец. - 2016. - № 2. -С. 60-65.
4. Кошарная, Г. Б. Доверие к властной вертикали в региональном социуме / Г. Б. Кошарная // Диагностика власти и управления: коммуникативные механизмы и «двойные стандарты» : материалы Всерос. конф. с междунар. участием ХУ Дридзевские чтения. - М., 2016. - С. 290-297.
5. Ушкин, С. Г. Пользовательские комментарии к протестным акциям в русскоязычном сегменте Youtube / С. Г. Ушкин // Социологические исследования. -2014. - № 6. - С. 127-133.
6. Докука, С. В. Практики использования онлайновых социальных сетей / С. В. Докука // Социологические исследования. - 2014. - № 1. - С. 137-145.
7. Postmes, T. Collective Action in the Age of the Internet Mass Communication and Online Mobilization / T. Postmes // Social Science Computer Review. - 2002. -Vol. 20, № 3. - P. 290-301.
8. Сеидов, Ш. Г. Информационные процессы как фактор развития современных международных отношений: политический анализ развивающегося мира : авто-реф. дис. ... д-ра полит. наук : 23.00.04 / Сеидов Ш. Г. - М. : МГУ, 2009. - 55 с.
9. Сеидов, Ш. Г. Национальная идентичность в информационном обществе и политическая модернизация / Ш. Г. Сеидов // Вестник российской нации. -2009. - № 6 (8). - С. 83-90.
10. Лосенков, О. И. Политические интернет-технологии в деятельности политических партий современной России : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Лосенков О. И. - Черкесск, 2006. - 190 с. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - URL: http://www.dissercat.com/content/politicheskie-internet-tekhnologii-v-deyatelnosti-politicheskikh-partii-sovremennoi-rossii#ixzz3BDkZqlbU
11. Щенников, М. А. Интернет-технологии в политической коммуникации современной России : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Щенников М. А. -Ярославль, 2010. - 25 с.
12. Об общественных объединениях : Федер. закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/popular/obob (дата обращения: 10.10.2018).
13. Кошарная, Г. Б. Ценностные основы консолидации населения России / Г. Б. Кошарная, Н. В. Корж // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 1 (33). - С. 185-191.
References
1. Sorokin P. A. Sotsial'naya i kul'turnaya dinamika [Social and cultural dynamics]. Saint-Petersburg: RKhGI, 2000, 1054 p.
2. Ban'kovskaya S. L. Sovremennaya amerikanskaya sotsiologiya [Modern American sociology]. Moscow, 1994. Available at: http://socioline.ru/_seminar/library/history/mas/ 02_berges.php (accessed Oct. 10, 2018).
3. Arlashkina O. V. Upravlenets [Manager]. 2016, no. 2, pp. 60-65.
4. Kosharnaya G. B. Diagnostika vlasti i upravleniya: kommunikativnye mekhanizmy i «dvoynye standarty»: materialy Vseros. konf. s mezhdunar. uchastiem KhV Dridzevskie chteniya [Diagnostics of power and management: communicative mechanism and "double standards": proceedings of an All-Russian conference with international participation XV Dridzevskie reading]. Moscow, 2016, pp. 290-297.
5. Ushkin S. G. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2014, no. 6, pp. 127-133.
6. Dokuka S. V. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2014, no. 1, pp. 137-145.
7. Postmes T. Social Science Computer Review. 2002, vol. 20, no. 3, pp. 290-301.
8. Seidov Sh. G. Informatsionnye protsessy kak faktor razvitiya sovremennykh mezhduna-rodnykh otnosheniy: politicheskiy analiz razvivayushchegosya mira: avtoref. dis. d-ra polit. nauk: 23.00.04 [Information processes as a factor of modern international relations development: political analysis of developing world: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of political sciences]. Moscow: MGU, 2009, 55 p.
9. Seidov Sh. G. Vestnik rossiyskoy natsii [Bulletin of the Russian nation]. 2009, no. 6 (8), pp. 83-90.
10. Losenkov O. I. Politicheskie internet-tekhnologii v deyatel'nosti politicheskikh partiy sovremennoy Rossii: dis. kand. polit. nauk: 23.00.02 [Political internet-technologies in the activity of political parties of modern Russia: dissertation to apply for the degree of the candidate of political sciences]. Cherkessk, 2006, 190 s. Scientific library of dissertations and abstracts disserCat. Available at: http://www.dissercat.com/content/poli ticheskie-internet-tekhnologii-v-deyatelnosti-politicheskikh-partii-sovremennoi-rossii# ixzz3BDkZqlbU
11. Shchennikov M. A. Internet-tekhnologii v politicheskoy kommunikatsii sovremennoy Rossii: avtoref. dis. kand. polit. nauk: 23.00.02 [Internet technologies in political communication in modern Russia: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of political sciences]. Yaroslavl, 2010, 25 p.
12. Ob obshchestvennykh ob "edineniyakh: Feder. zakon ot 19.05.1995 № 82-FZ [On public associations: the Federal Law of 19.05.1995 № 82-FZ]. Available at: http://www.consul tant.ru/popular/obob (accessed Oct. 10, 2018).
13. Koshamaya G. B., Korzh N. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2015, no. 1 (33), pp. 185-191.
Сеидов Шахрутдин Гаджиалиевич Seidov Shakhrutdin Gadzhialievich
доктор политических наук, профессор, Doctor of political sciences, professor,
кафедра государственно-правовых sub-department of state and legal
дисциплин, Пензенский государственный disciplines, Penza State University
университет (Россия, г. Пенза, (40 Krasnaya street, Penza, Russia) ул. Красная, 40)
E-mail: tabaris@mail.ru
Найденова Людмила Ивановна доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: linajdenova@yandex.ru
Абдусаламова Медина Шахрутдиновна
преподаватель, Юридический колледж, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: tabaris@mail.ru
Naydenova Lyudmila Ivanovna Doctor of sociological sciences, professor, sub-department of sociology and human resource management, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Abdusalamova Medina Shakhrutdinovna
Lecturer, College of Law, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 316 Сеидов, Ш. Г.
Новые информационные технологии - средство воздействия на социальные процессы в современном российском обществе / Ш. Г. Сеидов, Л. И. Найденова, М. Ш. Абдусаламова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 3 (47). -С. 128-138. - DOI 10.21685/2072-3016-2018-3-14.