Научная статья на тему 'Технологии разработки, актуализации и управления учебно-методическим контентом'

Технологии разработки, актуализации и управления учебно-методическим контентом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбачёв Николай Николаевич, Мальченко Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии разработки, актуализации и управления учебно-методическим контентом»

ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ, АКТУАЛИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОНТЕНТОМ

Н. Н.Горбачёв Н. С. Мальченко

В данной работе рассматриваются примеры работы учебнометодических сообществ для перманентной актуализации контента вуза в информационных центрах дисциплин Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (далее - МЭСИ).

Управление интеллектуальной собственностью сетевого учебнометодического сообщества. Проблема персонификации авторства в сетевых сообществах, которым является учебная группа при использовании таких образовательных технологий, является широко дискутируемой. На основе анализа структуры современных образовательных информационнокоммуникационных технологий установлено, что превалирующей тенденцией при решении этой проблемы является развитие технологий виртуального присутствия и управления идентификацией личности пользователя при движении от использования контента для самостоятельной подготовки обучаемых к регулярно актуализируемым электронным образовательным информационным ресурсам и повышению роли средств совместной работы. Методы организации работы с контентом в сетевых сообществах позволяют обеспечить персонификацию интеллектуальной собственности на любой стадии работы с учебно-методическим контентом. Однако идеология Web 2.0 предполагает свободный обмен данными, информацией, знаниями. Поэтому в качестве теоретического базиса управления учебно-методическим контентом используется концепция отчуждения знаний, которая является специфической для условий экономики, основанной на знаниях. Отчуждение знаний -это способ осуществления собственником правомочия распоряжения компонентами своих документированных и недокументированных информационных ресурсов как своим имуществом. Учебные группы представляют собой сетевые учебные сообщества, в которых организуется такой обмен. Задачами функционирования учебного сообщества являются: удовлетворение потребностей всех его членов в развитии индивидуальных компетенций на основе работы с внутренними и внешними источниками знаний; коллективное совершенствование отчуждаемых знаний и использование их при подготовке востребованного учебно-методического контента.

Предел эффективного роста сетевого учебно-методического сообщества. Под эффективным ростом сетевого учебно-методического сообщества понимается количественный и качественный рост числа участников, способных отчуждать профессиональные знания, востребованные другими участниками для развития их профессиональных компетенций. Применительно к сетевому учебно-методическому сообществу, в соответствии с принципами устойчивого развития, необходимо обеспечить эффективное взаимодействие участников с другими группами в рамках профессиональной инфраструктуры. Реализация этой задачи производится путем организации

242

сотрудничества с другими сетевыми учебно-методическими сообществами на уровне социальных сетей.

Обеспечение соответствия требованиям образовательных стандартов. Необходимым условием успешной работы вуза является соблюдение баланса между требованиями образовательных стандартов, которые имеют достаточно низкую периодичность обновления и требования потребителей образовательных услуг, которым необходимы актуальные компетенции. Эффективным средством решения этой задачи и организации целенаправленной деятельности сетевых учебных сообществ является моделирование предметной области, вуза и построение внутрисетевой онтологии на основе Федеральных образовательных стандартов (ФОС), расширяемой для описания актуальных компетенций. Внутрисетевая онтология имеет структурное значение, являясь основой для управления контентом, вуза, обеспечивая междисциплинарную интеграцию и создавая основу для работы пользователей с внешними источниками при развитии и актуализации существующих образовательных информационных ресурсов.

Реализация концепции сетевых учебно-методических сообществ в информационных центрах дисциплин МЭСИ. Современные средства совместной работы над текстовым учебно-методическим контентом обеспечивают высокую периодичность актуализации информации, при этом видеоконтент, как правило, обновляется гораздо реже, в результате чего появляются несоответствия между текстовыми и мультимедийными элементами электронных курсов. Изменяющиеся требования потребителей образовательных услуг (студентов, слушателей) и рынка труда (работодателей) к содержанию компетенций также требуют более гибкого подхода к актуализации всех элементов электронных курсов. Создание информационных центров дисциплин в рамках информационно-образовательной среды МЭСИ на основе Microsoft SharePoint Portal позволило объединить 35 региональных филиалов МЭСИ в сетевые учебно-методические сообщества по подготовке и актуализации различных видов учебно-методического контента, в т.ч. видеоконтента. Работа отдельных преподавателей с использованием инструментальных средств совместной работы Microsoft SharePoint Portal координируется ответственным по дисциплине. Для накопления перспективных информационных запасов используется репозиторий студенческих работ, который включен в общий индекс репозитория. Развитие средств совместной работы, реализованных в информационных центрах дисциплин в рамках информационнообразовательной среды МЭСИ (кампус МЭСИ), обеспечило объединение указанных методов. Возможности совместной работы над видеоконтентом, реализуемые в ИЦД, позволяют составлять различные варианты видеокурсов по дисциплинам по принципу альтернативности, выделенном при анализе лучших репозиториев как на уровне обзорных лекций, так и в компетентност-ной цепочке «теория - практика - спецкурс - тренинг» [1]. Реализация стандартов SCORM в СДО «Кампус МЭСИ», полное внедрение их в средства разработки электронных курсов и использование управляющих метаданных для описания объектов репозитория на основе модели предметной области позволит уменьшить нормативные сроки актуализации видеоконтента, повы-

243

сить качество учебно-методического контента, увеличить количество внешних потребителей образовательных услуг.

Реализация объектно-ориентированного метода управления видеоконтентом, его тематическая декомпозиция позволяет обеспечить повышение качества видеоконтента в результате регулярной актуализации с использованием средств совместной работы. Возможности объединения проектного метода и метода распределенных ресурсов в Информационных центрах дисциплин МЭСИ на основе инструментальных средств Microsoft SharePoint Portal позволяют проводить целенаправленное развитие и перманентную актуализацию видеоконтента как элемента электронных курсов.

Литература

1. Горбачёв Н.Н., Гринберг А.С. Инструментальный комплекс управления динамической публикацией образовательных информационных ресурсов // Открытое образование. -№ 3. 2009. - С. 34-43.

244

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.