15. Чаплыгин Ю.А., Поспелов А.С., Гагарина Л.Г., Кальней С.Г. Разработка методики оценки качества подготовки выпускников, обучавшихся по специальностям в области информационных технологий, с использованием компетентностного подхода //Матер. круглого стола по «Профессиональным стандартам в ИТ». http://it-education.ru.mastertest.ru/2007/reports/Table3.htm.
16. Каменских Н.А. Стратегическое партнерство между бизнес-сообществом и вузом как необходимое условие реализации инноваций в социально-экономической сфере //Матер. 7-й Открытой Всерос. конф. «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации». - Республика Марий Эл, 18-19 мая 2009 г. http://www.it-education.ru/2009/about/release.htm.
УДК 001.6
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
Н.В. Комлева, к.э.н., доц., зав. каф. МОиАИС Тел.: +7(495)442-80-98; E-mail: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
http://www.mesi.ru
The key trend in the development of Global Higher Education is ensuring its quality. One of the tools for achieving this goal is creation of «communities of practice» which provide learners with new opportunities of acquiring knowledge and offer innovative educational methods. The article focuses on the issues of creating the web-portal of the «community of practice» for developing quality online courses by means of ongoing updating of educational content based on Open Educational Resources and other Internet resources.
Ключевым направлением развития Глобального Высшего Образования является обеспечение его качества. Одним из инструментов достижения этой цели становятся профессиональные сообщества, предоставляющие новые возможности приобретения знаний и инновационные способы обучения. В статье рассматриваются вопросы построения информационного пространства профессионального сообщества для создания качественных электронных курсов путем непрерывной актуализации образовательного контента с использованием открытых образовательных ресурсов и других источников сети Интернет.
Ключевые слова: профессиональное сообщество, открытые образовательные ресурсы, образовательный контент, качество образования, электронный курс, знания.
Keywords: community of practice. Open Educational Resources. educational content, quality of education. online course, knowledge.
Введение
В настоящее время уделяется большое внимание вопросам реализации национальных проектов в области образования. Правительство РФ оказывает специальную поддержку тем учреждениям, которые могут наиболее эффективно переподготавливать специалистов, давая им новые знания и компетентность, чтобы они были востребованными в меняющейся экономике. Важное направление деятельности связано с созданием национальных исследовательских университетов. Это будут как раз те учреждения, которые, с одной стороны, обеспечат достаточно серьезный уровень исследований внутри высшей школы, а, с другой стороны, позволят создать
такую базу для качественной подготовки специалистов. Таким образом, вопросы обеспечения качества образования выступают как наиболее приоритетное направление его развития.
Важным событием в мировом масштабе, собравшем более 1 200 участников из более чем 150 стран мира, стала Международная Конференция ЮНЕСКО по Высшему Образованию, проходившая 5-8 июля 2009 г. в Париже и призванная рассмотреть основные направления развития высшего образования со времени последней конференции в 1998 г. и изучить новые тенденции, формирующие стратегический план развития высшего образования в XXI веке. В качестве ключевых направлений развития Глобального Высшего Образования были, в частности, особо выделены [1]:
^ Значительные изменения роли и функции университетов;
> Изменение требований к обучению на протяжении всей жизни;
^ Усиление контроля качества, аккредитации и признания квалификации на национальном и международном уровнях.
Новые технологии продолжат влиять на все аспекты высшего образования. Подчеркнута решающая роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в построении знание-вой экономики. Необходимо поддерживать более полную интеграцию ИКТ и продвигать дистанционное обучение, чтобы соответствовать возрастающим запросам к качеству высшего образования в перспективе обучения в течение всей жизни (Life Long Learning). Увеличивающиеся темпы развития технологий поставили новые задачи, которые высшее образование, правительство и промышленность должны решать совместно, чтобы накапливать опыт, развивать законодательную базу и делиться положительным опытом. В этой связи особо была отмечена необходимость обеспечения доступности качественного образования, особенно открытых образовательных ресурсов (ООР) [2,3]. Несмотря на достигнутые уже здесь определенные успехи, ИКТ все еще неодинаково используются в мире, и необходимо более сплоченное международное сотрудничество для объединения цифровых технологий и традиционных знаний.
Необходимость постоянного обучения требует усиления внимания к тем его формам, которые выходят за пределы традиционных образовательных систем. Условием качества и эффективности образования становится создание таких методик и сценариев обучения, которые направлены не столько на воспроизведение усвоенных знаний, сколько на организацию самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся, на дальнейшее применение полученных ими знаний для решения конкретных задач. Поэтому сегодня в образовании, как, наверное, нигде в другой области знаний, важно отслеживать новые тенденции в развитии информационных технологий и сценариев обучения и применять их в учебном процессе.
1. Роль профессиональных сообществ в образовании
Огромный объем ресурсов содержится в миллионах различных сайтов, открытых образовательных ресурсов, научной и учебно-методической литературе, материалах конференций и форумов и т.п. и служит источниками для построения учебных курсов. При формировании контента полезно также учесть мнение не только преподавателей, но и самих студентов, выпускников, работодателей и других заинтересованных пользователей. Все это, а также изменение роли преподавателей в учебном процессе и возросшая ответственность руководителя программы дисциплины за формирование качественного образовательного контента заставляют искать новые формы и технологии импорта знаний для создания и актуализации контента дисциплины. Однако быстро и правильно обработать такой большой объем знаний вручную невозможно. Возникает необходимость автоматизировать процесс получения новой информации, ее анализа и включения в состав существующих учебных курсов. Это позволит значительно сократить расходы на обработку новых данных и даст возможность получать качественный контент практически сразу после его опубликования в сети Интернет. Инструментом быстрого и эффективного импорта новых знаний в существующую систему хранения учебного контента может служить профессиональное сообщество, развернутое в сети Интернет или Интранет, созданное для накопления, оценивания и сортировки информации, полученной из всемирной сети или от непосредственного участника сообщества.
Профессиональное сообщество - это группа людей из двух и более человек, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) в целях обмена опытом
и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач [4]. Сообщества можно классифицировать по основным мотивациям участия в них: работа в одной организации, общие цели, интересы, социальные отношения. Онлайн сотрудничество - это важное явление, предоставляющее новые возможности для его участников стать частью этого движения.
В условиях стремительного устаревания знаний и информатизации всех сфер деятельности человека важнейшими качествами специалиста становятся профессиональная гибкость и мобильность, готовность учиться на протяжении всей жизни. Конкурентоспособность компаний и целых стран зависит от возможности своевременно подготавливать квалифицированные кадры. Согласно статистике, в высокотехнологичных отраслях промышленности США ежегодно проходят переподготовку 75-85% всех категорий персонала [5]. Непрерывное образование приобретает стратегическое значение и идет к тому, чтобы стать социальным институтом, позволяющим человеку постоянно повышать свой профессиональный уровень и осваивать новые профессии. Поэтому особую актуальность приобретают активная интеграция образования и бизнеса, создание гибких форм и моделей непрерывного обучения, позволяющих формировать индивидуальные учебные программы и с опережением реагировать на изменения, происходящие на рынке.
Решение указанных задач тесно связано с реализацией компетентностного подхода в образовании, заключающегося в переносе акцента с содержания обучения на его результат. С помощью компетенций устанавливается связь между профессиональным образованием и потребностями рынка труда. И именно профессиональные сообщества сегодня становятся тем информационным пространством, в котором работодатели могут выразить свои требования к содержанию обучения, а преподаватели учесть их в своих курсах. Таким образом, работодатели становятся участниками образовательного процесса и оказывают непосредственное влияние на формирование требуемых компетенций у учащихся.
Образовательные сообщества позволяют развиваться как в личностном, так и в профессиональном плане. Обучение, предоставляемое сообществом, зависит от предмета и задач самого сообщества. Многие члены профессионального сообщества сами обучаются на коллективном уровне, обновляя свои инструменты, ресурсы, процессы и цели в соответствии с коллективным разумом участников, что соответствует определению Communities of Practice, данным Wenger в 1998г. [6]. Возможность участников влиять на развитие самого сообщества может повысить их значимость и ценность в обществе [7].
В то время как информационные технологии делают возможным распространение образовательного контента по всему миру и практически бесплатно, существующие юридические ограничения на повторное использование материала, защищенного авторским правом, препятствуют этому. Профессиональные сообщества позволяют решить данную проблему с помощью открытой лицензии, по которой владельцы авторских прав дают разрешение на использование своих материалов. Степень открытости касается права и возможности модифицировать ресурс: а) изучать ресурс и применять полученные знания; б) перераспределять ресурс полностью или частично; в) делать изменения и распространять модифицированные копии ресурса.
Сообщества, построенные на базе ИКТ, предоставляют:
• различные способы обучения (лекции, практика, исследования);
• социальную поддержку образования (помощь коллег, наставничество, социальное признание);
• новые способы доступа и организации обучения (использование разработанных сообществом курсов).
Главной целью существования таких сообществ является профессиональное общение коллег и единомышленников, в ходе которого за счет постоянного обмена знаниями между участниками обеспечивается их личностное и профессиональное совершенствование.
2. Актуализация контента дисциплин
В целях развития и повышения качества образовательного контента в МЭСИ создан Информационный центр дисциплин (ИЦД) в рамках обучения по программе «Высшее профессиональное образование». Целью Информационного центра дисциплин является обеспечение непрерывного процесса разработки, актуализации и использования учебных материалов по всем дисциплинам путем предоставления всем участникам учебного процесса, а также разработчикам учебно-методического контента возможности совместной работы по созданию, ак-
туализации и разработке учебно-методического контента на профессиональном уровне. В настоящее время созданы узлы более чем для 600 учебных дисциплин.
ИЦД призван решать следующие задачи:
- обеспечение единой интегрированной платформы для совместной работы преподавателей кафедр основного вуза и филиалов;
- создание и накопление учебно-методических и научных материалов по всем дисциплинам;
- обеспечение процесса постоянной актуализации учебно-методического контента;
- создание базы ссылок на открытые образовательные ресурсы для каждой дисциплины, а также ссылок на материалы конференций, семинаров и другие полезные ресурсы.
Информационный центр дисциплины, реализованный на Microsoft Office SharePoint Server 2007, представляет собой узел (сайт), главная страница которого содержит другие сайты (элементы). Этот список структурных элементов главной страницы узла может корректироваться с учетом потребностей преподавателей по данной дисциплине и редактироваться. На основе контента разрабатываются электронные курсы, создаваемые центром поддержки электронного обучения, и учебники, создаваемые центром подготовки и реализации учебно-методических материалов. По электронным курсам и учебникам проводится обучение в среде КАМПУС.
Интернет-портал профессионального сообщества позволяет создать единое информационное пространство, в котором будет аккумулироваться информация по имеющимся открытым образовательным ресурсам, методикам их создания и технологиям применения в обучении [8]. Портал может быть использован для:
- обновления контента дисциплин на узлах ИЦД;
- совершенствования технологии организации и проведения обучения с использованием ООР;
- координации работ по информационно-методическому обеспечению учебного процесса;
- анализа результатов на основе проведенного мониторинга по количеству обращений и данных российских вузов по аккредитационным показателям;
- выявления проблем и путей их решения.
Процесс успешного функционирования Интернет-сообщества людей напрямую связан с высокой степенью интеграции всех профилей интересов учебной, рабочей и повседневной жизни. Использование профессионального сообщества в обучении позволяет:
• развить коммуникативные навыки студентов в сторону обмена информацией о проходящих выставках, презентациях современных технологий;
• обмениваться полезными ссылками, комментариями;
• подписываться по каналу RSS на новостную ленту по курсу или по технологии по любой тематике;
• сообща обновлять учебные материалы;
• участвовать в дискуссиях всем заинтересованным категориям людей: от абитуриентов до выпускников;
• своевременно показывать горячие вакансии студентам и выпускникам;
• самостоятельно создавать требуемые круги общения;
• автоматически проверять работы студентов на плагиат;
• составлять динамический рейтинг студенческой и преподавательской активности.
Система, полностью открытая для коммуникаций, вызывает больше доверия у пользователей, в нее легче войти и начать пользоваться, информация быстрее и проще портируется в другие разделы ресурса или даже на сторонние сайты. Поэтому сейчас важно обеспечить полную интеграцию систем обучения, тестирования, общения, обмена файлами и т.д. Реализация поставленной задачи может быть достигнута с помощью построения и функционирования портала, выполняющего роль информационного пространства профессионального сообщества, где аккумулируется вся поступающая на портал информация из различных источников, обсуждается, анализируется, оценивается (другими словами, фильтруется) и передается в Информационный центр дисциплин для возможного использования в материалах курса.
На рисунке представлена общая схема функционирования такого портала на примере МЭСИ:
Формирование качественного контента дисциплины
Рис. Схема функционирования портала профессионального сообщества на примере МЭСИ
Технологический процесс формирования качественного контента дисциплины с использованием портала профессионального сообщества может быть представлен следующим образом:
1. Источниками поступления информации на портал являются: открытые образовательные ресурсы, различные сайты, предложения работодателей по совершенствованию преподавания и учебным материалам, информация от выпускников, предложения и отклики студентов, информация от заинтересованных пользователей.
2. Вся поступившая на портал информация хранится в репозитарии объектов в виде файлов различных форматов или ссылок на Интернет-ресурсы.
3. Участниками работы с порталом являются: руководитель программы дисциплины, преподаватели распределенной кафедры, тьюторы, студенты, выпускники, работодатели, другие заинтересованные пользователи.
4. Информация, содержащаяся в репозитарии, анализируется участниками сообщества. Они публикуют, обсуждают, правят, оценивают, голосуют за тот или иной материал для его включения в учебный курс. Используется система рейтинговой оценки самих участников в зависимости от количества оцененного материала, качества обсуждений, частоты переходов и компетентности оценок.
5. Материалы, получившие в результате обсуждения лучшие оценки, экспортируются по
каналам или непосредственно с портала в ИЦД.
6. На узле дисциплины ИЦД поступившая информация обрабатывается участниками этого узла - авторами курса (руководитель программы дисциплины, преподаватели-консультанты) -с помощью инструментов ИЦД. Эта информация, как и любая другая, поступившая на узел дисциплины, может обсуждаться на форуме или блогах узла, правиться с помощью инструментария wiki и т.д. с целью ее возможного использования в материалах курса. Решение о включении материала в контент курса принимает руководитель программы дисциплины по результатам обсуждения этого материала на узле дисциплины соавторами контента.
7. Информация о том, что поступивший с портала и рекомендованный материал использован при формировании контента дисциплины, передается на портал и учитывается в рейтинговой оценке участников, принимавших участие в обсуждении этого материала на портале.
8. Актуализированный контент дисциплины передается в центр поддержки электронного обучения, где на основе этого контента разрабатываются электронные курсы, и в центр подготовки и реализации учебно-методических материалов, где создаются учебники и учебные пособия.
9. По электронным курсам и учебникам проводится обучение. Электронной средой обучения является Кампус.
10. В процессе обучения материалы электронного курса могут обсуждаться всеми участниками образовательного процесса и анализироваться с помощью инструментов, предоставляемых средой Кампуса. Результаты такого обсуждения и предложения по совершенствованию контента дисциплины передаются из Кампуса в ИЦД.
11. Готовый электронный курс передается в репозитарий портала и может быть выставлен на портале в качестве продукта для коммерческого использования.
Таким образом, построение подобного портала позволяет решить две задачи:
1. Экспорт новых знаний в существующий репозитарий учебных курсов.
2. Фильтрация и выборка только той информации, которая действительно актуальна.
3. Практические результаты
Портал профессионального сообщества - это эффективный инструмент создания качественного и актуального учебного контента, который может быть использован для построения новых учебных курсов или обновления уже существующих. В настоящее время в МЭСИ ведется экспериментальная разработка портала, соответствующего указанным требованиям, для специальностей ИКТ.
Портальные решения для реализации требований общей концепции построения профессионального сообщества включают:
1) возможность выкладывать свои материалы для публичного просмотра,
2) возможность ограничения доступа к материалам,
3) возможность делать комментарии к любому материалу,
4) голосования за материал и за комментарий (система рангов и привилегий),
5) систему управления разделами создания контента по технологии Wiki,
6) возможность иметь свою личную страницу (закрытый, привилегированный и открытый раздел, е-портфолио, личный блог, фотоальбом),
7) систему внутренних сообщений (внутренняя почта),
8) систему тестирования,
9) возможность создавать и вступать в группы,
10) возможность создавать темы для обсуждения,
11) систему глоссария,
12) систему новостей (RSS),
13) систему ведения проектов (версионность),
14) возможность размещения вакансий,
15) систему авторизации (OpenID),
16) систему полезных советов пользователю,
17) систему поддержки различных языков интерфейса,
18) систему коллаборативной фильтрации (управление актуальностью ресурсов).
В ходе изучения проблемы были исследованы различные архитектуры, позволяющие реализовать создание информационного портала. При рассмотрении требований к порталу и характеристик каждой из систем выбор остановился на продукте Microsoft SharePoint, так как данная архитектура максимально отвечает предъявляемым требованиям.
Некоторый функционал, который необходимо реализовать в системе, существует в SharePoint по умолчанию, но необходимы определенные трудозатраты по его адаптации. Microsoft Office SharePoint является приложением ASP.NET 2.0, использующим IIS для отображения веб-страниц и SQL Server для хранения данных. Системные требования к установке программного обеспечения следующие:
• Microsoft Windows SharePoint Services 3.0
• ОС Microsoft Windows Server 2003 или 2008
• СУБД Microsoft SQL Server 2005 Enterprise Edition или выше
• .NET Framework 3.5;
• Internet Information Server 6.0 или выше.
Технологии Microsoft SharePoint предназначены для эффективной организации корпоративной информации, обеспечения к ней быстрого доступа сотрудников, управления документами и совместной работой, использования и распространения информации внутри и вне организаций. Все эти возможности доступны пользователям через удобные и хорошо знакомые приложения Microsoft Office и веб-браузер как внутри локальной сети, так и через Интернет.
К неоспоримым достоинствам SharePoint относятся:
• предоставление сообществам инструментов социальных сетей (форумы, вики, блоги, общение);
• создание личного узла для каждого зарегистрированного пользователя;
• мощный механизм безопасности на основе разграничения прав доступа;
• встроенный механизм поиска, позволяющий найти любую информацию;
• возможность управлять различным контентом на основе веб-частей;
• возможность выстраивать сложные бизнес-процессы на основе встроенных и собственных шаблонов;
• возможность проводить анализ на основе имеющихся данных.
Заключение
Использование профессиональных сообществ в учебном процессе имеет ряд преимуществ:
^ Создается сообщество людей, заинтересованных в обмене знаниями.
^ Сокращается время поиска и использования информации.
^ Облегчается обновление курсов за счет получения регулярных откликов от большого числа людей.
^ Облегчается создание новых курсов за счет возможности получения материалов от соавторов из сообщества, а также привлечения новых авторов.
^ Качественные сетевые ресурсы привлекают внимание к университету и позволяют повысить престиж организации. Это позволяет привлечь больше студентов, наладить связь с другими учебными организациями для осуществления сотрудничества в образовательной сфере.
> Появляется возможность создавать дополнительные платные сервисы.
> Университет получает возможность расширить международное сотрудничество. Многие зарубежные вузы пробуют себя в создании и поддержке профессиональных сообществ, и МЭСИ также может присоединиться к ним на мировой арене.
Литература
1. 2009 World Conference on Higher Education: The New Dynamics of Higher Education and Research For Societal Change and Development (UNESCO, Paris, 5 - 8 July 2009) COMMUNIQUE (8 July 2009).
2. Н.В.Комлева, С.И.Макаров, В.А.Перевалов. Открытые образовательные ресурсы // «Открытое образование». -2007. - № 2.
3. Н.В. Комлева, Ю.Ф.Тельнов. Открытые образовательные ресурсы - необратимая реальность высшего образования // «Открытое образование». - 2008. - № 6.
4. Комлева Н.В., Хрипков Д.В. Модель и инструментальные средства информационного пространства профессионального сообщества // Междунар. научн.-практич. конф. «Технологии электронного обучения (e-Learning): возможности и перспективы» 28-29 октября 2008. - М.: МЭСИ, 2008.
5. Сивец С.Д. Непрерывное образование: концепция и ее реализация. - 2007. http://www.elitarium.ru/2007/09/13/nepreryvnoe_obrazovanie_koncepcija_i_ee_realizacija.html
6. Wenger, E. (1998). Communities of practice: Learning, meaning, and identity. New York: Cambridge University Press.
7. Kirsti Ala-Mutka , Yves Punie, European Commission, Spain. LEARNING AND INNOVATION IN NEW ICT-FACILITATED COMMUNITIES // The 23rd ICDE World Conference on Open and Distance Learning Including the 2009 EADTU Annual Conference Maastricht, The Netherlands 7- 10 June 2009
8. Nina Komleva, MESI, Russia. NEW OER TECHNOLOGIES FOR ENHANCED LEARNING // The 23rd ICDE World Conference on Open and Distance Learning Including the 2009 EADTU Annual Conference Maastricht, The Netherlands 7- 10 June 2009.
УДК 338 (001)
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Шамрай Ю.Ф., к.э.н. доц. Тел.:8-909-988-69-68(моб.); E-mail: [email protected], [email protected] Российский государственный гуманитарный университет http://www.rsuh.ru