Научная статья на тему 'Методы развития учебно-методического контента на основе совместной (коллаборативной) работы сетевых сообществ'

Методы развития учебно-методического контента на основе совместной (коллаборативной) работы сетевых сообществ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы развития учебно-методического контента на основе совместной (коллаборативной) работы сетевых сообществ»

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОНТЕНТА НА ОСНОВЕ СОВМЕСТНОЙ (КОЛЛАБОРАТИВНОЙ)

РАБОТЫ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ

Н. Н.Горбачёв

Развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и внедрение инструментальных средств Web 2.0 привело к широкому использованию средств совместной (коллаборативной) работы в процессе создания учебно-методических материалов. Во многих случаях они являются результатом коллективного творчества не только многих преподавателей, но и других участников образовательного процесса (учеников, студентов, слушателей), которые совершенствуют учебно-методический контент в процессе обучения: указывают на возникающие несоответствия другим информационным ресурсам, предлагают альтернативные источники знаний. Постоянный обмен данными, информацией, знаниями в процессе общения между всеми участниками образовательного процесса привел к росту объемов контента, который потенциально может быть использован в учебном процессе и представляет собой перспективные информационные запасы.

Рассмотрим пример работы учебно-методических сообществ по развитию профессиональных компетенций педагогов в результате работы сетевого учебно-методического сообщества по использованию интерактивных средств в учебном процессе средних школ (реализация Moodle, SharePointLMS; методическая и техническая поддержка - МЭСИ, Минский городской институт развития образования, БелИТСофт). Интенсивное развитие образовательных технологий обуславливает необходимость повышения компетенций как обучаемых (учащихся, студентов), так и обучающих (учителей, преподавателей). Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность развития личностных знаний путем создания сетевых сообществ и использования концепции социальных сетей для организации обмена опытом. Для реализации этого подхода к развитию персональных компетенций педагогов в рамках конкурса IT-регион: MINSK.EDU.By разработан проект «Создание сетевого учебно-методического сообщества по использованию интерактивных средств в учебном процессе».

В процессе работы участники сетевого учебно-методического сообщества столкнулись с рядом ограничений СДО Moodle, в результате чего в качестве дублирующей платформы была выбрана СДО SharePointLMS -разработка компании БелИТСофт. Основными причинами перехода на СДО SharePointLMS являются:

(1) ограниченность Moodle в средствах разработки учебнометодического контента. Целью конкурса является создание электронных курсов на базе лучших практик с возможностью обновления контента и использования его для обучения педагогов. Средства разработки WordForce, PowerPointForce, QuizForce (с возможностью прямого взаимодействия с СДО SharePointLMS) позволили автоматизировать и во многом упростить (поскольку являются конверторами подготовленного контента в SCORM формат) создание учебно-методического контента, в том числе, для использования с интерактивной доской;

240

(2) отсутствие в Moodle полноценной системы, позволяющей проводить вебинары и веб-конференции. При обмене практиками использования интерактивных средств возникла необходимость в записи выступлений участников вебинаров в режиме онлайн, трансляций изображений рабочего стола. В 2011 г. с использованием инструментария СДО SharePointLMS проведено 9 открытых уроков по использованию интерактивной доски в преподавании информатики, истории, русского и белорусского языков и литературы, физики, биологии, немецкого языка и математики;

(3) ограниченность возможностей при комбинировании SCORM-объектами СДО Moodle. Отсутствие возможностей встраивания в SCORM-пакеты специальных, курсов более высокого уровня;

(4) возможность расширенного анализа активности участников учебнометодического сообщества средствами СДО SharePointLMS (анализ использования различных инструментальных средств: объявлений, размещения документов, участие в опросах, работа в форуме, чате, участие в видеоконференциях, общая активность групп). Это позволяет определять наиболее активных членов сообществ с учетом всего многообразия учебнометодического контента, генерируемого сообществом;

(5) наличие в СДО SharePointLMS многоуровневой организационной структуры, позволяющей одному участнику сообщества выступать в качестве тьютора в рамках своих «продвинутых» компетенций или в качестве обучаемого в тех областях, где он желает получить новые или дополнительные навыки и другие возможности перехода на СДО SharePointLMS.

В результате работы сетевого учебно-методического сообщества педагогов, реализованной на платформе Microsoft SharePoint Portal (Share-PointLMS), появилась возможность: (а) организовать коллаборативное

создание контента; (б) проводить обсуждение лучших практик использования интерактивной доски в средней школе; (в) проводить открытые уроки и мастер-классы с международным участием, обсуждать их в режиме вебконференций; (г) организовать обмен свободным контентом для интерактивной доски, осуществлять его совершенствование в результате коллаборатив-ной работы сетевого сообщества педагогов.

Создание сетевых учебно-методических сообществ на основе СДО SharePointLMS для развития индивидуальных компетенций педагогов показало свою эффективность. Тем не менее, необходимо проведение дополнительных исследований для разработки инструментальных средств уровня социальных сетей. Основными направлениями таких исследований являются: разработка инструментария анализа и визуализации для определения эффективности коллаборативной работы внутри сетевого сообщества; инструменты управления контентом сообщества на основе модели предметной области; индивидуализация инструментария для составления индивидуальных карт компетенций; исследования для оценки и монетизации контента, возникающего в результате деятельности сетевого учебно-методического сообщества.

Литература

Горбачёв Н.Н., Гринберг А.С. University Knowledge Domain Application for Educational Content Updating // Экономика, статистика, информатика. Вестник УМО. 2010. - № 3. - С. 141 —

147.

241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.