Научная статья на тему 'Технологии принятия управленческих решений в образовательном учреждении'

Технологии принятия управленческих решений в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1401
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / MANAGEMENT DECISION / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / УЧЕНИК / STUDENT / СЕМЬЯ / FAMILY / ПРОБЛЕМА / PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурак Андрей Олегович, Пустовойтова Мария Васильевна

В статье приводится анализ технологии принятия управленческих решений на примере общеобразовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурак Андрей Олегович, Пустовойтова Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии принятия управленческих решений в образовательном учреждении»

успешного формирования способности к межкультурному диалогу, которая, в свою очередь, способствует развитию вторичной языковой личности.

Не менее важным фактором является высокий уровень компетенции во владении родным языком. В первую очередь, значение знания родного языка при изучении иностранного также соотносится с диалогичностью культур в сознании обучаемого. Это дает возможность сравнивать разные языковые формы выражения, что способствует «большему осознанию их значения»: позволяет отделять «мысль от знака, ее выражающего, и лучше распознавать, таким образом, разные оттенки этой мысли» [6, с.316]. По мнению Л. В. Щербы, так разрушается иллюзия, создаваемая при знании лишь одного языка, что существуют незыблемые понятия для разных культур, мысль перестает быть зависимой от языка и становится диалектической.

В своих рассуждениях Л. В. Щерба соглашается с мыслью о том, что влияние родного языка при изучении иностранного может быть и отрицательным: родной язык может вызывать торможение и искажение языка иностранного. Однако он называет данную трудность «естественной» и видит ее решение в регулярном употреблении обоих языков.

Тем не менее, роль родного языка в процессе обучения языку неродному заключается не только в этом. Опираясь на рассуждения Л. С. Выготского и Зимней И. А., Н. Д. Гальскова доказывает высокую значимость родного языка при изучении языка иностранного. Согласно Л. С. Выготскому, мышление и речь тесно взаимосвязаны и могут быть рассмотрены только в неразрывном единстве. Язык является средством «формирования и затем формой существования и выражения мысли» [4, с.42].

Родная речь обуславливает развитие мышления, и основные мыслительные операции совершаются на родном языке. В ходе изучения иностранного языка мы можем говорить о приобщении к новым способам выражения мысли, но не к новому типу мышления. Таким образом, высокий уровень развития компетенции во владении родным языком обусловлен и обуславливает уровень развития мышления, что также способствует лучшему овладению иностранным языком, а именно -формированию успешной вторичной языковой личности.

Литература

1. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. 192 с.

3. Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. М.: Айрис-пресс, 2004. 240 с.

4. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.

5. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика) / И. И. Халеева. М.: Высш. школа, 1989. 236 с.

6. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. — Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2004. 432 с.

Technology of making a management decision in the educational institution Burak A.1, Pustovoytova M.2 (Russian Federation) Технологии принятия управленческих решений в образовательном учреждении Бурак А. О.1, Пустовойтова М. В.2 (Российская Федерация)

'Бурак Андрей Олегович /BurakAndrey - студент-магистр, филологический факультет; 2Пустовойтова Мария Васильевна / Pustovoytova Maria - студент-магистр, факультет педагогики и психологии, Брянский государственный университет (БГУ) им. академика И. Г. Петровского, г. Брянск

Аннотация: в статье приводится анализ технологии принятия управленческих решений на примере общеобразовательного учреждения.

Abstract: the article analyzes the technology of making a management decision in the educational institution.

Ключевые слова: управленческое решение, технология, преподаватель, ученик, семья, проблема. Keywords: management decision, technology, teacher, student, family, problem.

На сегодняшний день общеобразовательная школа становится все более сложной системой. Ведь ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющим к ней всякого рода требования. Чтобы управление школой было эффективным в современных условиях, необходимо строить прочный научный фундамент. Наука внутришкольного управления призвана дать знания, позволяющие ответить на вопрос: «Как сделать управление школы более эффективным?»

Известно, что управление это целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Управление процессом воспитания призвано решать, по крайней мере, две задачи: обеспечивать стабильность воспитания и стимулировать его развитие [1].

В практике школы технология управленческого решения это результат анализа, оптимизации, экономического обоснования и выбор альтернатив из множества вариантов достижения конкретной цели. Триггером такого рода решений является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта к желаемым.

Процесс принятия управленческих решений является особым видом деятельности, требующим высокой квалификации, практического опыта и развитой интуиции. В анализе процесса принятия управленческих решений можно выделить определенные этапы:

- определение целей и задач;

- поиск альтернативных вариантов действий;

- выбор оптимального варианта действий из альтернативных;

- реализация оптимального варианта;

- сравнение полученных результатов и плановых показателей;

- комплексная оценка эффективности принимаемых решений.

За время прохождения производственной практики в МБОУ СОШ № 1 г. Новозыбкова была выявлена следующая проблема, которая своевременно была доведена до руководства школы. Трудности были с одним из учащихся 6-Б класса, который систематически пропускал уроки без уважительной причины, а также получал неудовлетворительные оценки по отдельным предметам. Ситуация усугублялась тем, что родители ребенка относились к воспитанию халатно и были не заинтересованы в решении проблемы. В результате личной беседы классного руководителя и завуча по УВР с одноклассниками, стало известно, что в последнее время семья ребенка столкнулась с финансовыми сложностями, и родители были вынуждены много работать, мальчик был предоставлен сам себе и попал в плохую компанию старших ребят. В силу обстоятельств, классный руководитель и завуч школы обратились к директору школы, чтобы решить эту ситуацию.

На педагогическом совете школы было решено, что стандартные способы решения похожих ситуаций будут не эффективны, так как они не охватывают весь спектр таких рисков как: возможность ухода ребенка из семьи; непредсказуемая реакция родителей; латентные проблемы со здоровьем; сложные отношения со сверстниками; переходный возраст.

Рассмотрев на совете предложенные пути решения данной проблемы, руководитель учебного заведения предложил применить технологию принятия управленческого решения, которая состоит из следующих этапов.

1. Диагностика проблемы.

Первый шаг на пути решения проблемы - определение или диагноз, полный и правильный. На этом этапе важна информация и способность использовать ее.

Для принятия решений руководителю нужна качественная информация. Качество информации определяется следующими признаками: достоверностью, современностью, комплексностью, краткостью [2].

2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения.

Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, достаточно ли ему ресурсов и знаний для ее решения. Многие возможные решения проблем школы не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у образовательного учреждения недостаточно ресурсов для реализации принятых решений.

3. Определение альтернатив.

Третьим этапом является формулировка альтернативных решений проблемы. В идеале выявляются все возможные пути, которые могли бы устранить причины проблемы.

4. Оценка альтернатив.

Составив список всех способов решения проблемы, необходимо перейти к оценке альтернатив. На этом этапе определяются плюсы и минусы каждой из них.

5. Выбор альтернативы.

Приступать к выбору альтернативы необходимо только после того, как проблема была правильно определена, и все альтернативные способы решения тщательно взвешены и оценены. В таком случае, принять решение сравнительно просто. Так как в нашем случае вся подготовительная работа была проделана верно, руководителю не составило большого труда выбрать альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.

6. Обратная связь.

Заключительной фазой является установление обратной связи. На этом этапе происходит анализ последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Таким образом, поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения - позволяет руководителю скорректировать общую стратегию принятия решения [3].

В результате проведенной работы был предложен следующий план решения проблемы:

1. Классному руководителю подготовить документацию на постановку на внутришкольный контроль.

2. Психологу провести диагностику, составить психологическую характеристику, а также провести арт-терапию.

3. Завучу по УВР организовать дополнительные занятия по предметам.

4. Провести беседу с родителями о важности образования в жизни каждого человека.

5. Провести разъяснительную беседу с учащимися среднего звена на тему поддержки, дружбы и хороших отношений внутри класса.

6. Провести беседу с учеником, уведомить о постановке на внутришкольный контроль, а также предупредить его о последствиях неудовлетворительной учебы и пропусков.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что принятие управленческого решения в образовательном учреждении довольно сложный процесс, требующий от руководителя профессиональных знаний и умений. Практика показывает, что шансы на эффективную реализацию значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают. Поэтому хороший способ завоевать признание решения состоит в привлечении других людей к процессу его принятия.

Литература

1. Голенкова О. В. Бально-рейтинговая система как система оценки качества обучения // Современное

образование: содержание, технологии, качество. 2015. № 2. С. 90-92.

2. Злобина Н. В. Управленческие решения: учебное пособие / Н. В. Злобина. - Тамбов: Изд-во Тамб.

гос. техн. ун-та. 2007. С. 174.

3. Лифанова Т. Е. Совершенствование системы дополнительного образования социально-

педагогических работников // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2015.

№ 2. С. 53-55.

Modern paedagogicam actionem in trends amet Chursinova N.1, Kaverza A.2 (Russian Federation) Инновационные направления в современной педагогической деятельности Чурсинова Н. В.1, Каверза А. О.2 (Российская Федерация)

1 Чурсинова Наталья Витальевна / Chursinova Natalya - студент; 2Каверза Анастасия Олеговна /Kaverza Anastasia - студент, исторический факультет, правовое образование, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир

Аннотация: в данной статье рассматривается инновационная деятельность педагога. Проведен анализ критериев, особенностей и качеств этого вида деятельности.

Abstract: this article discusses the innovative activity of the teacher. Spend criteria analysis, features and qualities of this type of activity.

Ключевые слова: инновация, педагог, деятельность. Keywords: innovation, teacher, work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.