ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абашина В. В., Якоб С. А. Технологии индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования в вузе // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76019. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76019.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 76019 УДК 373.2
Абашина Валентина Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут abashina86@mail.ru
Якоб Светлана Александровна,
преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «(Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут svetlana.yakob86@yandex.ru
Технологии индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования в вузе
Аннотация. В статье рассматриваются современные педагогические технологии индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования, описываются условия их применения в образовательном процессе со студентами. Раскрываются возможности использования модульной технологии для индивидуализации процесса профессиональной подготовки. Ключевые слова: педагогическая технология, индивидуальное обучение, индивидуальный подход, индивидуализация, модульная технология обучения. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Индивидуализация дошкольного образования - одно из важнейших направлений развития отечественного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что педагог дошкольного образования осуществляет оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики могут использоваться для решения образовательных задач:
- индивидуализация образования (поддержка ребенка, построение его образовательной траектории, профессиональная коррекция особенностей его развития);
- оптимизация работы с группой детей [1].
Педагог дошкольного образования первым включает ребёнка в познавательную деятельность, создаёт условия для развития его познавательных и творческих способностей. Характер и эффективность познавательной деятельности в дошкольном детстве становится фактором успешности дальнейшего обучения ребёнка в школе. Поэтому в психолого-педагогической подготовке будущего педагога дошкольной образовательной организации особое внимание следует уделить формированию его профессиональной готовности к управлению познавательной деятельностью дошкольников с учётом индивидуальных особенностей детей.
Одним из перспективных направлений совершенствования системы профессионального образования является внедрение современных педагогических технологий. В образовательной практике понятие «педагогическая технология» употребляется в следующих значениях:
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абашина В. В., Якоб С. А. Технологии индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования в вузе // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76019. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76019.htm. - ISSN 2304-120X.
Общепедагогическом (общедидактическом), характеризующим целостность образовательного процесса в конкретном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения и т. д. В данном контексте педагогическая технология синонимична педагогической системе.
Частнометодическом (предметном), на котором она представляется как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета.
Локальном (модульном), определяющим ее как технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (например, технология формирования понятия, технология воспитания отдельных личностных качеств, технология уроков, технология самостоятельной работы др.) [6, с. 84].
Н. И. Алексеев в рамках организации личностно-ориентированного обучения дает следующее определение педагогической технологии - «это специфическая индивидуальная (авторская) деятельность педагога по проектированию учебной деятельности и ее практической организации в рамках определенной предметной области с ориентацией на тип психического развития учащегося и учет личных возможностей педагога» [2, с. 114].
В процессе подготовки студентов в педагогическом учебном заведении должна быть решена проблема становления специалиста как субъекта профессиональной деятельности, который сможет осуществлять личностно ориентированное управление процессом обучения и воспитания детей:
- понимать самоценность периода дошкольного детства и осознавать его роль в последующем развитии личности;
- проявлять гуманную педагогическую позицию по отношению к ребенку;
- определять цели и видеть перспективы педагогического воздействия на личность ребенка с учетом реальных условий; проявлять заботу о развитии и поддержании индивидуальности каждого ребенка;
- создавать предметно-развивающую среду и придавать содержанию обучения личностно-смысловую направленность;
- владеть личностно-развивающими педагогическими технологиями.
При выборе технологий организации образовательного процесса следует учитывать и то, что с позиций компетентностного подхода будущий педагог дошкольного образования - субъект собственного развития, самостоятельно отвечающий за собственное профессиональное продвижение. Это требует дополнения внешнего контроля со стороны преподавателя самоконтролем и самооценкой студента. Наиболее адекватной при этом является рейтинговая, накопительная система оценивания, обеспечивающая индивидуальный темп овладения специальных профессиональных умений.
Определим сущность понятий «индивидуальное обучение», «индивидуальный подход», «индивидуализация». Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) преподаватель взаимодействует лишь с одним студентом; 2) один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т. п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темп учебной деятельности студента к его особенностям, вносить вовремя необходимые коррективы в деятельность как обучающегося, так и преподавателя. Все это позволяет студенту работать оптимально, что, естественно, позволяет достигать более высоких результатов обученности. Индивидуальный подход - это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы учитываются индивидуальные особенности
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абашина В. В., Якоб С. А. Технологии индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования в вузе // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76019. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76019.htm. - ISSN 2304-120X.
студента. Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями обучающихся. Следовательно, технология индивидуализированного обучения - это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
П. Н. Зубенко понимает индивидуализацию профессионального обучения как «такую организацию учебной (мыслительной, познавательной, трудовой) деятельности каждого студента, когда все учащиеся группы работают в полную меру своих возможностей» [3, с. 32]. Вслед П. Н. Зубенко мы определяем индивидуализацию профессионального обучения студентов как специально организуемый процесс управления учебной деятельностью студентов, основанный на учете их индивидуальных особенностей при определении содержания учебного материала, выборе форм, методов и средств обучения, позволяющий создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента в овладении профессией.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии. Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства. Акцент целей:
- сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности студента, его потенциальных возможностей (способностей);
- содействие выполнению учебных программ каждым обучающимся, предупреждение неуспеваемости обучающихся;
- улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
- формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Как показали наши наблюдения, в реальной практике профессионального обучения студентов индивидуальный подход реализуется путем использования педагогами отдельных приемов индивидуализации обучения на определенных фрагментах учебного занятия. Наиболее часто используется адаптация учебного материала к индивидуальным возможностям студента: подбор разноуровневых заданий (с последующим усложнением); подбор заданий, рассчитанных на устранение пробелов в знаниях и умениях; подбор заданий повышенной сложности (для наиболее профессионально подготовленных студентов).
Это не позволяет каждому студенту занять активную позицию в учебном процессе и в наиболее полной мере раскрыться как субъекту учебной деятельности. Так, например, студенты с низким уровнем развития интеллектуальной сферы или коммуникативных умений не могут «вписаться» в процесс работы на занятии, накапливают негативное отношение к учебной деятельности, что сказывается на качестве формирования их профессиональных знаний и умений.
Технологией индивидуализации обучения в нашем исследовании выступила модульная технология. Рассмотрим ее сущностные характеристики и возможности для осуществления индивидуализации профессионального обучения. По мнению Г. В. Лаврентьева и Н. Б. Лаврентьевой, центральное понятие теории модульного обучения - модуль, который является законченным блоком информации и включает в
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абашина В. В., Якоб С. А. Технологии индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования в вузе // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76019. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76019.htm. - ISSN 2304-120X.
себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Исходя из этого, «сущность технологии модульного обучения» состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей [4, с. 120].
Т. И. Шамова и П. А. Юцявиченс сущность модульного обучения видят в том, что обучаемый полностью самостоятельно или с некоторой помощью педагога достигнет конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль понимается авторами как целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.
Т. И. Шамова рассматривает модуль как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебной деятельности учащихся [7, с. 164].
Ряд авторов смысл термина «модульная технология» связывают с понятием «модуль» или «функциональный узел» и под модульной технологией понимают реализацию процесса обучения путем разделения его на систему «функциональных узлов», профессионально-значимых действий и операций, которые выполняются обучаемыми более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения [8, с. 94].
Для перехода на модульное обучение необходимо создать определенные условия в образовательном учреждении.
Первое условие связано с мотивацией преподавателя.
Второе условие связано с готовностью студентов к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности: сформированность минимума знаний и общих учебных умений.
Третье условие - это материальные возможности вуза в размножении модулей, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый студент будет обеспечен этой программой действий [5, с. 76].
Каждому студенту в начале обучения необходимо представить всю программу курса в виде модулей, ясно и точно обозначить цель изучения данной дисциплины, которую студент должен понять и осознать, как личностно значимый и ожидаемый результат. Модульная технология предусматривает возможность приспособления темпов освоения материала модулей к индивидуальным способностям студентов. Для осуществления индивидуализации обучения необходимо проводить тщательную входную диагностику знаний, чтобы по ее результатам можно было построить горизонтальные модули; необходимо обеспечить индивидуальный контроль и самоконтроль после изучения модуля.
Рассмотрим особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении. Цель разработки модулей - расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе. С этой точки зрения обучающих модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса. Модуль -
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абашина В. В., Якоб С. А. Технологии индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования в вузе // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76019. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76019.htm. - ISSN 2304-120X.
самостоятельная структурная единица, каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала. Информация, входящая в модуль, способна иметь самый широкий спектр сложности и глубины, при четкой структуре и единой целостности, направленной на достижение интегрированной педагогической цели. В свете вышесказанного очевидно, что для разработки всего комплекса модулей необходимы системный анализ и глубокая методическая проработка содержания и структуры дисциплины, при которых обеспечивался бы требуемый квалификационной характеристикой объем знаний, навыков и умений студентов [5, с.112].
Рассматривая методы профессионального обучения в аспекте его индивидуализации, важно отметить, что вся система методов должна применяться с учетом исходного развития студента и способствовать реализации его потенциальных возможностей в процессе обучения. Для выбора педагогом оптимальных методов профессионального обучения студента важно учитывать уровень развития его интеллектуальной сферы. Так, уровень интеллектуального развития, во-первых, определит характер продуктивности учебно-познавательной деятельности студента (действие по образцу, действие с переносом в новые условия, действие на эвристической основе), во-вторых, степень самостоятельности студента в формировании профессиональных знаний и умений (самостоятельно, сочетание вариантов самостоятельности с педагогической помощью).
Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, О. Л. Назарова отмечают, что обучение требует использования широкого спектра методов и предлагают следующую их классификацию:
- Информационные методы обучения (лекция, консультирование, беседа, демонстрация и др.).
- Операционные методы обучения (метод проектов, лабораторные практикумы и др.).
- Поисковые методы обучения (дискуссия, деловая игра, мозговая атака и др.).
- Методы самостоятельного учения (самостоятельное обучение по учебным пособиям) [4, с. 34].
Таким образом, технология модульного обучения дает возможность использовать различные методы, позволяющие максимально активизировать учебный процесс.
Возможность дифференцированного подхода к выбору методов профессионального обучения с учетом исходного индивидуального уровня развития позволяет каждому студенту занять активную позицию в учебном процессе, раскрыться как субъекту учебной деятельности и реализовать свой потенциал.
Таким образом, модульное обучение отвечает требованиям, предъявляемым к личностно ориентированным технологиям: взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально новой основе - с помощью модулей обеспечивается индивидуальный темп освоения учебного материала. Модульное обучение требует соблюдения паритетных субъект - субъектных взаимоотношений в учебном процессе между педагогом и обучающимся.
Ссылки на источники
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Абашина В. В., Якоб С. А. Технологии индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования в вузе // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76019. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76019.htm. - ISSN 2304-120X.
2. Алексеев Н. И. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. -Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1997. - 216 с.
3. Зубенко П. И. Индивидуальная работа мастера с учащимися в процессе производственного обучения - М.: Высш. шк., 1980. - 44 с.
4. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения. - Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. - 156 с.
5. Микуляк О. П., Матвеев Г. П., Костюченко М. П. и др. Модульная технология обучения. - Донецк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2002. - 246 с.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. -256 с.
7. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами / под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
8. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 31-41.
Valentina Abashina,
Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor of theory and methodology of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical University, Surgut abashina86@mail.ru Svetlana Yakob,
Teacher of faculty of theory and methodology of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical
University, Surgut
svetlana.yakob86@yandex.ru
Technology of individualization of training future teacher of pre-school education in high school Abstract. The article deals with the modern educational technology training individualization of the future teacher of pre-school education, describes the conditions of their use in the educational process with students, reveals the osobennsti introduction this modular technology training.
Key words: educational technology, individualized instruction, individual approach, customization, modular technology studying programs.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 28.12.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.12.15
Принята к публикации Accepted for publication 30.12.15 Опубликована Published 27.01.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Абашина В. В., Якоб С. А., 2016
www.e-koncept.ru