ниегп
issN 2304-120X Ганичева И. А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе // Концепт. -2016. - № 01 (январь). - ART 16008. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16008.htm. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
ART 16008 УДК 37.015.31
Ганичева Ирина Александровна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», г. Арзамас [email protected]
Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе
Аннотация. В статье рассматриваются такие эффективные направления развития профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования, как использование на занятиях творческих учебно-исследовательских заданий, организация самостоятельной работы, совместно-распределенная деятельность и др. Проведено исследование, и разработаны рекомендации для преподавателей вуза по развитию профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования.
Ключевые слова: бакалавры психолого-педагогического образования, профессиональная мотивация, процесс обучения в вузе, выявление профессиональной мотивации, самостоятельная работа студентов.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В современных условиях развития высшего образования одной из актуальных является проблема развития профессиональной мотивации бакалавров в процессе организации и осуществления учебной и профессионально-практической деятельности в вузе. Тенденция повышения качества образовательного процесса в высшей школе предполагает повышение интереса к учебным предметам, а это, в свою очередь, позволяет актуализировать и развивать профессиональную мотивацию студентов в сфере психолого-педагогического образования.
Многочисленные исследования проблем развития профессиональной мотивации позволяют сделать вывод о том, что мотивационно-потребностный компонент выступает как направляющий фактор учебно-познавательной деятельности и профессионального становления. Многообразие на занятиях интересных творческих и развивающих упражнений, заданий, ролевых игр, дискуссионных методов обучения не только усиливает мотивацию студентов к профессионально-творческому саморазвитию, но и имеет реальный результат в виде приращения соответствующих способностей к осуществлению данного процесса [1].
В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что большое значение при становлении и развитии профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования имеет учебная деятельность, которая побуждается и регулируется комплексом мотивационных компонентов: потребностью в новых знаниях и умениях, долгом и ответственностью перед обществом, стремлением к компетентности и мастерству, потребностью в самосовершенствовании и самореализации.
Исследование проводилось на выборке студентов первых курсов психолого-педагогического факультета, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» по следующим профилям: «Психология образования», «Психология и социальная педагогика», «Педагогика и психология инклюзивного образования» очной и заочной форм обучения. Численность выборки составила 90 человек.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ганичева И. А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе // Концепт. -2016. - № 01 (январь). - ART 16008. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16008.htm. - ISSN 2304-120X.
В рамках данной проблемы существенное значение приобретает изучение профессиональной мотивации будущего педагога и уровня его самооценки, которые позволят определить степень адекватности самооценки в мотивах выбора профессии и наличие или отсутствие у него преобладания положительных мотивов профессиональной позиции по отношению к своей будущей профессиональной деятельности. Без глубокого анализа особенностей профессиональной мотивации будущего специалиста невозможно повысить активность его профессиональной деятельности, потребность в ней, определить ценностные ориентации, достичь более высокого уровня профессиональной мотивации.
Студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», была предложена «Методика выявления профессиональной мотивации педагога и уровня его самооценки» В. П. Симонова [2]. Данная методика предполагает 36 вариантов ответов на вопрос: «Человек выбирает профессию педагога потому, что...» Студентам предлагалось в письменной форме отметить положительные и отрицательные, на их взгляд, мотивы выбора профессии педагога. Затем студенты подчеркивали, сколько положительных и отрицательных качеств имеет отношение именно к ним. Выбор методики выявления профессиональной мотивации педагога и уровня его самооценки был осуществлен потому, что она позволяет получить данные от студентов об объективности в оценке своих положительных и отрицательных качеств в мотивах выбора профессии педагога-психолога.
В результате анализа данных, полученных при ответе на указанный вопрос, был выявлен следующий убывающий ранжированный ряд положительных мотивов выбора профессии педагога:
1) надеется лучше учить и воспитывать своих детей;
2) любит обучающихся;
3) любит помогать другим;
4) хочется творческой работы;
5) интересно общение с другими людьми;
6) очень хотелось быть педагогом;
7) нравится возможность творческого роста;
8) любит заниматься самообразованием;
9) нравится определенный учебный предмет;
10) нравится быть постоянно среди молодежи.
Полученные результаты ответов студентов представлены ниже.
Оценка положительных и отрицательных качеств профессиональной мотивации и уровня самооценки бакалавров (%)
Направление подготовки «Психолого-педагогическое образование» Кол-во испытуемых Объективность в оценке положительных мотивов выбора профессии Оценка отрицательных качеств (мотивов) выбора профессии
Объективен Необъективен Занижает отрицательные мотивы Адекватная оценка отрицательных мотивов
О/О 45 65,9 34,1 72 28
З/О 45 63,6 36,4 89 11
Всего: 90 64,8 35,2 80,5 19,5
Примечание. О/О - очная форма обучения; З/О - заочная форма обучения.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ганичева И. А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе // Концепт. -2016. - № 01 (январь). - ART 16008. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16008.htm. - ISSN 2304-120X.
Предпринятое нами диагностическое исследование показало, что 64,8% студентов от общего количества испытуемых, принявших участие в обследовании, характеризует объективность в оценке своих положительных качеств (своих мотивов выбора профессии педагога); у 35,2% обнаружена необъективность. Методика позволила изучить результаты мотивации бакалавров применительно к их будущей профессиональной деятельности. Следует обратить особое внимание на ту категорию студентов, результаты которых показывают недостаточно развитый уровень мотивационного компонента профессиональной деятельности педагога. Это приводит к выводу, что не все будущие специалисты и не всегда осознают значимость мотивационного компонента в своей будущей профессии.
Как показывает анализ уровня оценки отрицательных качеств (в данном случае -мотивов) профессии педагога-психолога, у большинства студентов (80,5%) неадекватная оценка мотивов выбора профессии, т. е. они занижают отрицательные мотивы выбора профессии, и всего лишь 19,5% адекватно оценивают свои мотивы выбора профессии. Полученные результаты указывают на отсутствие адекватной самооценки при выявлении уровня профессиональной мотивации. Исследование объективности самооценки показало, что возникает потребность в организации специальной работы и выработке рекомендаций для преподавателей вуза, которые позволят повысить уровень профессионально значимых мотивов и будут способствовать приобретению побудительной, направляющей и результативной основы развития их профессиональной мотивации.
На основании полученных данных нами были разработаны рекомендации для преподавателей психолого-педагогического факультета, которые позволяют управлять формированием профессиональных знаний и умений студентов, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности, а также создавать благоприятные условия для развития, закрепления и совершенствования профессиональных педагогических умений, приобретенных в процессе теоретического и практического обучения в вузе. Эти рекомендации направлены прежде всего на развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования. Рассмотрим некоторые рекомендации более подробно.
1. На лекциях, семинарских и лабораторно-практических занятиях необходимо постоянно подводить студентов к самоанализу и осознанию собственных профессиональных мотивов. С этой целью необходимо разработать план-схему аналитического разбора занятий. Наиболее показательными при анализе собственной деятельности могут явиться такие направления, как умение студентом анализировать соответствие поставленных задач с результатом того, что удалось и не удалось; определение места изучаемой темы в программе курса, структуры занятия, логики изложения материала; осознание основных положений и понятий, раскрываемых в процессе изучения какой-либо темы; оценка психолого-педагогических критериев содержания занятия; анализ содержания подготовленных самим студентом вопросов, входящих в план занятия; характеристика ответа на занятии; характеристика контакта с аудиторией во время публичного выступления; оценка деятельности обучающегося в процессе занятия; использование литературы и других средств в процессе подготовки к занятию и др.
2. Важным условием эффективной подготовки будущего педагога и психолога к профессиональной деятельности является личность самого преподавателя вуза. Именно от преподавателя во многом зависит уровень интереса студентов к предмету, темп и результативность процесса обучения, динамика уровня их психолого-педагогической грамотности, успешность целенаправленного формирования профессионально значимого содержания мотивов учебно-познавательной деятельности. В этом
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ганичева И. А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе // Концепт. -2016. - № 01 (январь). - ART 16008. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16008.htm. - ISSN 2304-120X.
смысле необходимо изучить, проанализировать и совершенствовать особенности индивидуального стиля деятельности преподавателя. С целью формирования умений оценивать и совершенствовать свой стиль деятельности целесообразно использовать вопросник для анализа особенностей индивидуального стиля преподавательской деятельности А. К. Марковой, А. Я. Никоновой [3]. В нем анализируются следующие содержательные характеристики: ориентация преподавателя на процесс или результат своего труда, развертывание преподавателем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде; динамические характеристики стиля - гибкость, устойчивость, переключаемость и др.; результативность - уровень знаний и навыков учения, а также интерес обучающихся к предмету и др.
3. Анализируя роль положительной мотивации к обучению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями, необходимо отметить, что высокая позитивная мотивация играет роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Однако в обратном направлении этот фактор не действует: никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе [4].
4. Важной является проблема осуществления самостоятельной работы бакалаврами психолого-педагогического образования, которая должна быть организована таким образом, чтобы процесс и результаты ее выполнения способствовали развитию будущего специалиста как субъекта обретения и применения профессиональной компетентности. Организация самостоятельной работы студентов должна включать в себя формирование мотивации, профессиональной позиции будущего специалиста, и органичное включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин, и интеграцию самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических технологий, и выбор форм контроля за результатами самостоятельной работы. Но успешность самостоятельной работы в первую очередь зависит от установки и студентов, и преподавателей на сотворчество, от способности всех участников образовательного процесса к диалогу [5]. Сотворчество может выступать в нескольких смыслах: это процесс открытия нового для себя, т. е. обнаружение преподавателем вариативных, нестандартных способов решения педагогических задач; осуществление перехода от алгоритмических, стереотипных приемов к субъективно новым. Творчество в более узком понимании - открытие нового и для себя, и для обучающихся, новаторство; создание новых оригинальных приемов, подходов.
5. В процессе развития профессиональной мотивации бакалавра психолого-педагогического образования необходимо уделить особую роль совместно-распределенной деятельности студентов. Она представляет собой один из эффективных способов организации учебной и профессионально-практической деятельности студентов, в процессе которой решаются задачи становления и развития мотивации, взаимоотношений между студентами и обучающимися, их самообучения и самовоспитания, выработки педагогически ценностных установок. Совместно-распределенная деятельность понимается как особый тип взаимоотношений и взаимодействий между студентами, при котором индивидуализация обучения как условие выявления и учета личных дарований и способностей каждого соединяется с реализацией групповых форм обучения, что обеспечивает изменение структуры деятельности за счет создания общности смыслов, целей, способов достижения результатов при помощи различных форм сотрудничества [6].
6. Известно, что поиск и использование внутренних резервов овладения профессией обеспечиваются применением различных вузовских технологий развития профессиональной мотивации. Одной из таких технологий является индивидуально-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ганичева И. А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе // Концепт. -2016. - № 01 (январь). - ART 16008. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16008.htm. - ISSN 2304-120X.
групповая дифференциация деятельности студентов, которая определяется как цикл взаимосвязанных способов учета общего и особенного в основных параметрах профессиональной мотивации будущих специалистов путем создания условно выделенных или реально существующих групп при планировании, организации, регулировании, коррекции профессионально-образовательного взаимодействия и оценки его результатов [7]. Этот процесс развития профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования обеспечивается созданием системы взаимодействия, системы дифференцированных заданий, разноуровневых заданий для индивидуальной самостоятельной работы как в процессе учебных занятий, так и в процессе педагогической практики.
7. Важным стратегическим направлением развития профессиональной мотивации является организация научно-исследовательской деятельности бакалавров психолого-педагогического образования. Занятия наукой способствуют формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в вузе знаний, умений, владений, помогают освоить методологию научного поиска, приобрести исследовательский опыт, в процессе которого происходит осознание необходимости непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования. В связи с этим большое значение также имеют исследовательская деятельность и творческий поиск в процессе осуществления таких форм работы студентов, как подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ; подготовка докладов, рефератов, эссе на темы, связанные с деятельностью педагога, требованиями к его личностным и профессиональным качествам; составление рецензий, проведение мини-исследований, подготовка научных статей и др.
8. Особо эффективным для становления и развития профессиональной мотивации студента является использование на занятиях таких интересных творческих заданий, как оформление «Дневника личностного и профессионального самоизучения» в процессе тренинговых форм работы; определение основных линий собственного дальнейшего профессионально-личностного развития; пополнение копилки диагностических методик исследования уровня личностного развития; пополнение педагогической копилки тренинговыми материалами (заданиями, упражнениями, играми и т. д.) по профессионально-личностному саморазвитию, а также по развитию личностных качеств студентов. Подобного рода задания обеспечивают развитие потребности в самопознании, самообразовании, самосовершенствовании.
9. Необходимо особо обратить внимание на такие эффективные для освоения будущей педагогической деятельности и развития профессиональной мотивации задания для самостоятельной работы бакалавров:
- составление инструкций, памяток, схем на темы, связанные с осуществлением психологического просвещения в деятельности педагога и психолога, например: «Как мне подготовиться к публичному выступлению»; «Стили общения педагога-психолога»;
- подбор системы релаксационных игр-упражнений для создания настроя на предстоящее общение;
- продумывание тем предстоящих дискуссий с субъектами образовательного процесса, посвященных проблемам воспитания и обучения детей и молодежи;
- составление программ и подбор упражнений для проведения коррекци-онно-развивающей работы с детьми и подростками;
- создание копилки видео- или аудиофрагментов, необходимых для анализа проблемных ситуаций, решения проблем, связанных с нарушением или осложнением психического развития ребенка.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ганичева И. А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе // Концепт. -2016. - № 01 (январь). - ART 16008. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16008.htm. - ISSN 2304-120X.
Таким образом, эффективное развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования предполагает выявление профессиональной мотивации и уровня их самооценки на начальном этапе обучения в вузе, а также разработку и внедрение рекомендаций для преподавателей, осуществляющих процесс учебно-практической и самостоятельной практической деятельности. Кроме того, эта работа предполагает использование на занятиях многообразия интересных творческих и развивающих упражнений, ролевых игр и других форм, которые не только усиливает мотивацию бакалавров к профессионально-творческому саморазвитию, но и дают возможность строить совместную деятельность в процессе достижения целей и задач в период их учебной и профессионально-практической деятельности. Это умение осуществляется при условии целенаправленной организации совместно-распределенной деятельности студентов. Эта работа обладает значительным потенциалом для развития профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования.
Ссылки на источники
1. Шаршов И. А. Педагогические условия профессионального творческого саморазвития личности студента: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2000. - 28 с.
2. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: учеб. пособие для студ. педвузов, учителей и слушателей ФПК. - М.: МПА, 1995. - 192 с.
3. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение. - 1993. - 192 с.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Изд-во «Питер», 2006. - 512 с.
5. Галицких Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. П. Герцена, 2001. - 264 с.
6. Мелешина С. В. Совместно-распределённая учебная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя (на базе педагогических дискуссий): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 1996. - 18 с.
7. Варданян Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / под науч. ред. В. А. Сластенина. - М., 1998. - 180 с.
Irina Ganicheva,
Candidate of Psychologic Sciences, Assistant Professor at the chair of Developmental Psychology, Lobachevsky
State University of Nizhni Novgorod, Arzamas
Development of professional motivation among bachelors of psycho-pedagogical education during the course of university studies
Abstract. The paper deals with such effective lines of development of professional motivation among bachelors psycho-pedagogical education as the use of creative teaching and research tasks, organization of independent work, co-distributed activity, etc. The author describes the study of bachelors' professional motivation and recommendations for high school teachers for development of professional bachelor motivation of psycho-pedagogical education.
Key words: bachelor of psycho-pedagogical education, professional motivation, learning process at university, identification of professional motivation, students' independent work. References
1. Sharshov, I. A. (2000). Pedagogicheskie uslovija professional'nogo tvorcheskogo samorazvitija lichnosti studenta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Belgorod, 28 p. (in Russian).
2. Simonov, V. P. (1995). Diagnostika lichnosti i professional'nogo masterstva prepodavatelja: ucheb. po-sobie dlja stud. pedvuzov, uchitelej i slushatelej FPK, MPA, Moscow, 192 p. (in Russian).
3. Markova, A. K. (1993). Psihologija truda uchitelja, Prosveshhenie, Moscow, 192 p. (in Russian).
4. Il'in E. P. (2006). Motivacija i motivy, "Izd-vo Piter", St. Petersburg, 512 p. (in Russian).
5. Galickih, E. O. (2001). Integrativnyj podhod kak teoreticheskaja osnova professional'no-lichnostnogo stanovlenija budushhego pedagoga v universitete: monografija, Izd-vo RGPU im. A. P. Gercena, St. Petersburg, 264 p. (in Russian).
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ганичева И. А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе // Концепт. -2016. - № 01 (январь). - ART 16008. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16008.htm. - ISSN 2304-120X.
6.
7.
Meleshina, S. V. (1996). Sovmestno-raspredeljonnaja uchebnaja dejatel'nost' kak sredstvo formirovanija professional'noj kompetentnosti budushhego uchitelja (na baze pedagogicheskih diskussij): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, N. Novgorod, 18 p. (in Russian).
Vardanjan, Ju. V. & Slastenin, V. A. (ed.) (1998). Stanovlenie i razvitie professional'noj kompetentnosti pedagoga i psihologa, Moscow, 180 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 12.11.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.11.15
Принята к публикации Accepted for publication 15.11.15 Опубликована Published 28.01.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Ганичева И. А., 2016
977230412016601