Научная статья на тему 'Технологии формирования поликультурной осведомлённости студентов в условиях вузовского образования'

Технологии формирования поликультурной осведомлённости студентов в условиях вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УМЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарыкова О. Н.

Данная работа посвящена изучению особенностей основных педагогических технологий формирования поликультурной осведомлённости студентов. Приводятся доказательства актуальности комплексного и интегративного использования данных технологий в целях гуманизации системы высшего профессионального образования. В рамках данной статьи педагогам даются рекомендации по определению адекватных средств и методов обучения, отбираемых в соответствии с наличием конкретных педагогических условий и уровнем подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии формирования поликультурной осведомлённости студентов в условиях вузовского образования»

УДК 378

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОСВЕДОМЛЁННОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2012 О. Н. Нарыкова

аспирант каф. иностранных языков e-mail: olganarykova@mail. ru

Курский государственный университет

Данная работа посвящена изучению особенностей основных педагогических технологий формирования поликультурной осведомлённости студентов. Приводятся доказательства актуальности комплексного и интегративного использования данных технологий в целях гуманизации системы высшего профессионального образования. В рамках данной статьи педагогам даются рекомендации по определению адекватных средств и методов обучения, отбираемых в соответствии с наличием конкретных педагогических условий и уровнем подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: поликультурная осведомлённость; концепция личностно

ориентированного образования; педагогическая технология; активные методы обучения; культурная идентификация; информационно-коммуникационные технологии; критическое мышление; социокультурные умения; обучение в сотрудничестве; творческое самовыражение.

В рамках «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации» особо подчёркивается роль поликультурного образования как важнейшей составляющей современной системы высшего профессионального образования, преследующей цель развития поликультурной осведомлённости студентов, то есть не только формирования у них системы знаний о традициях, образе жизни и культурных ценностях различных народов и этносов, проживающих в современном мире, но и воспитания обучающихся в духе уважения инокультурных мировоззренческих ценностей.

Новое понимание человека в культуре предполагает и его новое понимание педагогикой, подтверждением чему служит создавшаяся в 80-90-е гг. прошлого века концепция личностно ориентированного образования, авторы возникновения которой Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и И.С. Якиманская пропагандировали идею развития личности обучающихся посредством раскрытия системы их творческого потенциала. Такой подход к обучению, в свою очередь, послужил источником к появлению новых форм и педагогических технологий организации учебновоспитательного процесса [Палагутина 2011: 157].

Следует обратить внимание на то, что на сегодняшний день существует множество интересных определений сущности понятия «педагогическая технология», ставшего довольно популярным в последнее десятилетие. Так, например, Б.Т. Лихачёв название данного научного термина употребляет в своих работах для обозначения совокупности методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, тогда как В.П. Беспалько и В.М. Монахов определяют его как науку о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Изучению особенностей технологизации процесса обучения посвящено большинство научных исследований отечественных учёных и педагогов

(Н.В. Бордовская, В.В. Гузеев, Е.С. Полат, Г.К. Селевко), в рамках которых особо подчёркивается, что содержание педагогических технологий должно являть собой сочетание в равной степени как теоретического (объективного), так и личностного (субъективного) знания. Таким образом, было выражено убеждение в том, что эффективность использования педагогических технологий достигается за счёт вовлечения в них наиболее передовых методов и средств современной дидактики, предполагающих формирование принципиально нового типа отношений между педагогами и обучающимися, характеризующего их тесное сотрудничество при одновременном наличии индивидуальной траектории развития для каждого обучаемого [Палагутина 2011: 157].

Непосредственно в рамках реализации концепции поликультурного образования особое внимание уделяется вопросам изучения иностранных языков студентами как языковых, так и неязыковых специальностей. Знание языков в современном мире позволяет человеку увидеть свою страну в аспекте пересечения культур, ощутить многообразие мира, формирует умение терпимо относиться к проявлениям иного видения мира и иного способа жизни, а значит, способствует становлению современного выпускника вуза полноценным гражданином Европы и мира.

Вследствие интенсификации межкультурных взаимодействий наметились коренные перемены во взглядах на сущность и содержание системы языкового профессионального образования, важнейшая цель которой на сегодняшний день заключается в развитии умений у обучающихся участвовать в дискуссиях с иностранными коллегами, вести переговоры или просто общаться с людьми. Достижение поставленной цели может рассматриваться в качестве основного средства формирования гуманистической сущности человека. Кроме того, главные задачи процесса гуманизации высшего профессионального образования направлены на удовлетворение потребностей общества, связанных с формированием гармонически развитых специалистов, владеющих общечеловеческой культурой, способных к саморазвитию и обладающих высокими нравственными и профессиональными качествами. В связи с этим вполне целесообразным представляется внедрение в образовательный процесс гуманитарных технологий и активных методов обучения, способствующих оптимизации развития мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся, определению их ценностных ориентаций, формированию толерантного отношения к себе и окружающим людям [Баклашкина 2009: 10-11].

Следует также обратить внимание на то, что одним из основных средств гуманизации высшего образования, регулирующих процесс развития культуры личности обучаемого, является гуманитаризация. Именно гуманитарные знания способствуют формированию гармонических отношений человека с окружающим миром, что особенно важно в XXI веке, когда возникает потребность подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих знаниями не только по своей специальности.

Среди основных характерных особенностей педагогических технологий поликультурного учебно-воспитательного процесса с учётом его гуманизации и гуманитаризации, как правило, выделяют их направленность на развитие сотрудничества, поддержку индивидуального развития человека, предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений и творческого самовыражения в период культурной идентификации. В соответствии с вышесказанным в практику поликультурно ориентированной образовательной деятельности целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие индивидуально-личностному развитию и социальному становлению человека, его адаптации в интеркультурной образовательной среде [Бессарабова 2007: 479].

К основным видам технологий, применяемых в обучении студентов поликультурному общению и отвечающих указанным требованиям, относятся следующие.

• Технологии коммуникативного обучения, направленные на формирование базовой коммуникативной компетентности студентов, регулирующей и оптимизирующей процесс их адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации. Сущность коммуникативных технологий заключается в их ориентации на развитие межличностных взаимодействий в учебно-воспитательном процессе и гуманизацию педагогического воздействия [Баклашкина 2009: 11].

• Технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения, способствующаяие организации процесса осуществления познавательной деятельности студентов с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов.

• Технологии модульного обучения, предусматривающие деление содержания изучаемой дисциплины на достаточно автономные разделы (модули), интегрированные в общий учебный курс. Сущность модульного обучения состоит в том, что студент может автономно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. В условиях применения данной образовательной технологии непосредственно сам обучаемый имеет возможность самостоятельно оперировать содержанием обучения, что ведёт к более полному, прочному и осознанному усвоению им изучаемого материала, и как следствие - результаты такого обучения в меньшей степени зависимы от педагогического мастерства преподавателя. Однако систематическая проверка уровня усвоения материала, включающая входной, текущий и итоговый контроль (чаще всего тестовый) на каждом этапе выполнения модульной программы, позволяет педагогу своевременно получать достоверные сведения о качестве знаний его учеников.

• Технологии тестирования. Используется для контроля уровня усвоения обучающимися лексических и грамматических знаний в рамках учебного модуля на определённом этапе обучения. Осуществление контроля с использованием технологии тестирования соответствует требованиям всех международных экзаменов по иностранному языку. Кроме того, данная технология позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.

• Информационно-коммуникационные технологии. Предоставляя широкие возможности для поиска информации, разработки международных научных проектов и ведения научных исследований, они позволяют значительно расширить рамки образовательного процесса, способствуя повышению уровня познавательной активности обучающихся и оптимизации их самостоятельной деятельности. Применение ИКТ в образовательном процессе вуза непосредственно в рамках языкового образования должно быть ориентировано главным образом на формирование поликультурной многоязыковой личности, способной и готовой к взаимодействию с коммуникантами, являющимися носителями разных культур и языков.

Следует подчеркнуть, что задачи применения информационных технологий в вузе должны быть всецело ориентированы на обеспечение интегративного развития коммуникативных и социокультурных умений студентов, обогащение их культуроведческих знаний и формирование качеств, необходимых для успешного межкультурного взаимодействия в условиях диалога культур [Сысоев 2001: 14].

• Технологии обучения в сотрудничестве. Реализуют идею взаимного обучения, предполагающую наличие как индивидуальной, так и коллективной ответственности за решение учебных задач.

• Игровые технологии. Позволяют активизировать мышление студентов, раскрывая личностный потенциал каждого учащегося в ходе их совместного решения проблем, возникающих в ходе освоения учебного материала. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом [Баклашкина 2009: 13].

• Технология развития критического мышления. Способствует формированию разносторонней личности, способной критически относиться к изучаемой информации и умело использовать её для достижения поставленных педагогом целей.

• Технология имитационного моделирования и анализа производственных ситуаций. Помогает решить проблемы профессионального обучения и общего социального развития взрослых людей путём использования таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творчески преобразующего отношения к окружающей действительности.

На наш взгляд, представляется целесообразным комплексное использование в учебном процессе по овладению навыками межкультурной коммуникации всех вышеперечисленных технологий обучения. Следует уточнить, что реализация компетентностного и личностно-деятельностного подхода с использованием рассмотренных нами видов технологий предполагает применение активных и интерактивных форм обучения, таких как деловые и ролевые игры, дискуссии, работа над проектами научно-исследовательского характера, ориентированных на развитие коллективной мыслительной деятельности учащихся. Кроме того, важным является и то, что комплексное использование в рамках учебной деятельности всех вышеназванных технологий стимулирует личностную, интеллектуальную активность обучающихся, развивает их познавательные процессы, способствуя формированию необходимых видов компетенций, которыми должен обладать будущий специалист [Сысоев 2001: 14-15].

Принимая во внимание всё вышесказанное и ссылаясь при этом на основные положения научной статьи М. А. Палагутиной под названием «Инновационные технологии обучения иностранным языкам», можно сделать вывод о том, что реализация педагогической технологии характеризует деятельность каждого конкретного учителя в неповторимой педагогической ситуации, одновременно вбирая в себя совокупность принципов, методов и способов, используемых отдельным педагогом в соответствии с особенностями его личностно-профессиональной культуры. Теоретические основы технологии представляют собой общую схему, которая не может быть реализована в чистом виде, поскольку она должна быть адаптирована к конкретному учебно-воспитательному процессу [Палагутина 2011: 159].

Таким образом, поскольку выбор педагогических технологий строго ситуативен, то вектор изменения и развития педагогических систем должен быть направлен на создание условий применения технологий - определённых организационных и дидактических комплексов, адаптированных к данной организации образования и обеспечивающих управляемость учебного процесса, его эффективность. Каждая конкретная ситуация в системе образования востребует свою технологию и уникальные приемы работы, которые никогда заранее не поддаются тотальной алгоритмизации и стандартизации.

Библиографический список

Баклашкина М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе // Иностр. языки в школе. 2009. № 1. С. 9-13.

Бессарабова И.С. Определения поликультурного образования //

Фундаментальные исследования. 2007. № 12. С. 478-480

Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/, свободный.

Палагутина М.А., Серповская И.С. Инновационные технологии обучения иностранным языкам // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. Пермь: Меркурий, 2011. С. 156-159.

^гсоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранный язык в школе. 2001. № 4. С. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.