сти: Дис. ... канд.пед.наук. — Красноярск, 1996.
3. Борцова М.В. Факторы становления начальных форм ответственности: теоретический аспект: монография. — Славянск-на-Кубани, 2007.
4. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 2001.
5. Рудковский Э.И. Свобода и ответственность личности. — Минск, 1979.
6. Шушерина О.А. Формирование ответственности как профессионально значимого качества у студентов вуза: Дисс. ... канд.пед.наук. — Красноярск, 1999.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Л.И. Максимова,
старший преподаватель кафедры английского языка ГОУВПО «МГОСГИ» Научная специальность: 13.00.01 — Общая педагогика; история педагогики и образования Научный руководитель: П.С. Вяликова, доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье анализируется возможность применения современных педагогических технологий (на примере интегративного культуроведческого проектирования) в процессе преподавания гуманитарных дисциплин студентам педагогических специальностей, обучающимся по ГОС ВПО второго и ФГОС ВПО третьего поколений в целях формирования поликультурной компетентности.
Ключевые слова: гуманизация образования, гуманитаризация образования, поликультурная компетентность, ГОС ВПО второго и ФГОС ВПО третьего поколений, культуроведение, культуроведческое проектирование, интегративный краеведческий проект.
STUDENTS' POLICULTURAL COMPETENCE ACQUISITION IN THE PROCESS OF TEACHING
HUMANITIES
L.I. Maksimova,
senior teacher of faculty of english Language
Annotation. The article analyses an opportunity of using modern educational technologies (integrative culture studies project work as an example) in the process of teaching humanities to students of pedagogical departments according to higher professional education state educational standards of the second and higher professional education federal state educational standards of the third generations aimed at students' policultural competence acquisition.
Keywords: humanistic education, humanitarian education, policultural competence, higher professional education state educational standards of the second and higher professional education federal state educational standards of the third generations, culture studies, culture studies project work, integrative local studies project
Процессы глобализации и интеграции, характеризующие современную эпоху, требуют переосмысления существующих национальных парадигм образования.
В обществе будущего, которое часто определяют как «общество человеческих качеств», «общество человека», «общество гуманизма», образование выступает мощнейшим средством формирования не только и не столько умственных способностей, но духовной, эмоционально-чувственной сторон личности, в определенной мере программирующей ее развитие и жизненный путь [9, с.11]. В докладе Жака Делора, председателя Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище», дается следующая оценка роли образования в современном мире: «Конечно, образование — это не панацея, не ключ для решения всех проблем в мире, стремящемся к достижению своих идеалов, а всего лишь одно из средств, которое, однако, более, чем какое-либо другое, служит гармоничному и подлинному развитию человека и цель которого заключается в том, чтобы покончить с нищетой, отторжением, непониманием, угнетением и войнами» [7, с. 2].
Необходимость реформирования современных образовательных систем вызвана востребованностью воспитания молодых людей в духе мира, диалога культур, поиском комплексного решения проблем гуманистической личности, осознающей глобальную взаимосвязь между народами и нациями и содействующей их взаимопониманию и терпимости, готовой к участию в решении проблем своего общества, своей страны и мира в целом [12, с. 32-33].
Среди приоритетных направлений модернизации образования современные ученые-педагоги выделяют следующие:
• гуманизация образования;
• культуроведческая социологизация и экологизация содержания образования;
• междисциплинарная интеграция в технологии образования;
• ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции.
Гуманизация образования подразумевает ориентацию в стратегии образования на развитие культурно и духовно богатой личности как необходимой предпосылки всестороннего развития общества. Гуманизация высшего профессионального образования предполагает формирование гармонически развитых специалистов, владеющих общечеловеческой культурой, способных к саморазвитию, обладающих высокими нравственными и профессиональными качествами. В содержательном плане процесс гуманизации высшего профессионального образования подразумевает приоритетное изучение меж-
дисциплинарных тем, затрагивающих глобальные проблемы человечества на современном этапе развития и раскрывающих взаимосвязанность между нациями и народами, тем, включающих моральные, гражданские, культурные аспекты международного воспитания.
Культуроведческая социологизация и экологизация содержания образования предполагают усиление функций образовательных систем как средства передачи универсальных и национальных культурных ценностей на основе сопоставительного изучения цивилизаций и культур, их влияния друг на друга, взаимодополняемости в мировом процессе развития общечеловеческой культуры. Экологизация образования также подразумевает осознание учащейся молодежью проблем взаимодействия человека и природы, начиная с вопросов использования природных ресурсов и управления ими и заканчивая вопросами зависимости поступательного развития цивилизации и ее выживания от нравственно осознанной и научной обоснованной деятельности человека по отношению к земной природе и космосу [12, с. 35].
Достижение вышеназванных целей ставит перед российской системой высшего профессионального образования (далее — ВПО) задачу подготовки кадров, в первую очередь учителей, готовых к активной сознательной жизни и способных рассматривать себя не только как представителей национальной культуры, проживающих в конкретной стране, но и в качестве граждан мира, воспринимающих себя субъектами диалога культур и осознающих свою роль, значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах, другими словами, обладающих поликультурной компетентностью.
Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов, образовательных программ и учебных планов Европейского фонда образования (ЕФО) определяет поликультурную компетентность специалиста как «неотъемлемую часть системы ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек, чтобы эффективно социализироваться в различных сферах поликультурного общества» [2]. Приведенная характеристика перекликается с дефиницией понятия, сформулированной И.В. Ва-сютенковой, которая утверждает, что поликультурная компетентность (ПК) специалиста, учителя иностранных языков в данном случае, представляет собой «интегральную характеристику уровня профессионализма, отражающую способность проводить политику полилингвизма в поликультурном пространстве; систему качеств, помогающую ориентироваться в культурных отношениях родной и иноязычных стран, имеющую синтетический ха-
рактер и включающую в себя множество признаков, обеспечивая достижение цели воспитания человека культуры» [1, с. 3-4].
Вопросы формирования поликультурной компетентности будущих учителей различной специализации рассматриваются современными российскими учеными, например:
ПК будущих педагогов в условиях магистерского образования (Бражник Е.И., 2010);
ПК будущего учителя иностранного языка (Данилова Л.Ю., 2007; Лунюшкина И.С., 2009);
ПК будущих педагогов ДОУ (Ковалева Т.И., 2008);
ПК будущих учителей начальных классов (Ломакина Ю.В., 2010);
ПК будущих учителей русского языка и литературы (Пушкарева М.П., 2011).
Рассматривая проблему определения поликультурной компетентности будущего учителя, исследователи делают акцент на таких компонентах компетентности, как знания, умения, навыки, способности, мотивы, ценности, убеждения, опыт, личностные качества и т.д. Причем одни характеризуют поликультурную компетентность как интегральное, личностное качество человека (Е.И. Бражник, Л.Ю. Данилова, Т.И. Ковалева, И.С. Лунюшкина), другие — как описание составляющих его деятельности, которые позволяют ему успешно справляться с решением профессиональных проблем (Л.Ю. Данилова, Ю.В. Ломакина, М.П. Пушкарева).
Проблема формирования поликультурной компетентности будущего в системе ВПО коррелирует-ся с необходимостью гуманитаризации образования как «системы форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет сделать обучение составной частью формирования личности» [5], «системы мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых» [8]. Гуманитаризация ВПО предполагает «формирование у выпускников мировоззрения на основе общечеловеческих и национальных ценностей; соответствие содержания образования современному уровню научно-технического прогресса, политическим, социальным, экономическим реалиям, характерным сообществу на уровне этноса, региона, страны и планетарном уровне. Гуманитарноориен-тированное ВПО должно формировать у будущего специалиста культуру мира, толерантность, активную межкультурную коммуникацию, дух международного сотрудничества, способность к диалогу культур, знания соответствующих им педагогических систем, а на этой основе — готовность к жизни и профессиональной деятельности в открытом мно-
гонациональном, поликультурном обществе» [9: 8].
Таким образом, гуманитаризация в сфере ВПО предполагает всестороннее развитие личности будущего специалиста через преподавание гуманитарных дисциплин, создание поликультурной образовательной среды, т.е. в процессе формирования поликультурной компетентности будущего специалиста.
Гуманитаризация ВПО — одно из приоритетных направлений. Это отражено в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (далее — ГОС ВПО) второго поколения и в большей степени в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения.
Рассмотрим данный феномен на примере ГОС ВПО «Специальность 033200 — Иностранный язык, квалификация — учитель иностранного языка » (2005) [4], ГОС ВПО «Специальность 031200 — Педагогика и методика начального образования, квалификация — учитель начальных классов» с дополнительной специальностью «033200 — Иностранный язык» (2005) [5] и ФГОС ВПО по направлению подготовки «050100 — Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (2011) [10].
В соответствии с данными стандартами выпускники ВУЗов по специальностям 033200 и 031200 должны быть готовы осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности. Выпускники со степенью бакалавра по направлению подготовки «050100 — Педагогическое образование» должны обладать неоходимой совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций, которые позволят им осуществлять педагогическую и культурно-просветительскую деятельность в выбранной предметной области.
Формированию общей культуры личности студента — будущего учителя (специальности 033200 и 031200) способствует процесс преподавания гуманитарных дисциплин следующих циклов:
ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
ОПД — общепрофессиональные дисциплины;
ДПП — дисциплины предметной подготовки;
ФТД — факультативы.
Общекультурные компетенции у бакалавров (специальность 050100) формируются в процессе реализации ОПП — основной образовательной программы в ходе следующих циклов:
Б.1 — Гуманитарный, социальный и экономический цикл;
Б.3 — Профессиональный цикл.
В целом, как мы видим, перечень циклов подготовки будущих учителей совпадает. Перечислим на примере собственного опыта преподавания в ГОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», какие гуманитарные дисциплины способствуют формированию поликультурной компетентности будущих учителей иностранных языков.
Автором разработаны и внедрены программы следующих гуманитарных дисциплин для подготовки учителей иностранного языка по специальности 033200:
• «Культура письменной речи» в формате факультатива «Культура англоязычного речевого общения» (цикл ФТД);
• практика устной и письменной речи, III курс (цикл ДПП);
• языковая политика Совета Европы (цикл ДПП);
• теория и методика обучения иностранным языкам (цикл ДПП);
• теория и методика обучения второму иностранному языку (цикл ДПП).
Формирование поликультурной компетентности будущих учителей начальной школы (специальность 031200) с дополнительной специальностью «Иностранный язык» осуществляется автором в процессе преподавания дисциплин:
• теория и методика обучения английскому языку (цикл ДПП);
• использование англоязычного фольклора во внеклассной работе в начальной школе (цикл КВС ДПП).
В связи с переходом на двухуровневую систему подготовки педагогических кадров в свете Болон-ского соглашения была разработана и апробируется программа гуманитарной дисциплины «Языковая политика Совета Европы» для студентов I курса с направлением подготовки «050100 — Педагогическое образование» (цикл Б.3).
Полагаем, что преподавание перечисленных гуманитарных дисциплин способствует формированию поликультурной компетентности будущих учителей. Данный процесс будет максимально эффективным при условии применения современных педагогических технологий. Рассмотрим одну из них — педагогическую технологию проектной деятельности.
Метод проектов определяется как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.... В основу метода проектов положена идея, составля-
ющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности... Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой — предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)» [6].
Метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обусловлена возможностью сочетать в нем теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.
Процесс подготовки учителей иностранного языка в содержательном плане подразумевает интегрирование родной и иноязычной культур в процесс обучения, которое основывается, в частности, на культуроведении как «совокупности частных научных дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры по специализированным областям деятельности (экономическая, политическая, религиозная, художественная и прочие культуры)» [11].
Сочетание образовательных возможностей культуроведения как содержательного аспекта формирования поликультурной компетентности и метода проектов как технологической его составляющей позволило разработать систему культуроведческих проектов, имеющих в качестве конечной цели воспитание будущих учителей — субъектов диалога культур. Пример такой работы — культуроведче-ские проекты, выполненные студентами Ш-ГУ курсов факультета иностранных языков МГОСГИв, г. Коломна (рис. 1).
Рассмотрим этапы работы над культуроведче-ским экологическим проектом «Защита городской среды», выполненном студентами III курса факультета иностранных языков МГОСГИ.
Разновидностью культуроведческих проектов можно считать интегративные краеведческие проекты.
Краеведение в российской системе образования имеет богатые традиции, выступает одним из ярких примеров длительного и устойчивого сохранения и развития принципов и методов организации и осуществления образовательной деятельности.
I. Поисковый этап
Поиск и анализ проблемы Экологизация как компонент формирования поликультурной компетентности
Выбор темы проекта Видеоклип «Состояние и защита городской среды» (г. Коломна)
Планирование проектной деятельности по этапам - планирование работы над темами «Электронные СМИ» и «Защита окружающей среды» на занятиях по практике англоязычной устной и письменной речи - видеозапись и просмотр новостных клипов BBC и CNN на экологические темы - планирование видеосъемки в г. Коломна
Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта - обработка учебных материалов и обсуждение тем «Электронные СМИ» и «Защита окружающей среды» - обсуждение формата теленовостей BBC и CNN - обсуждение и предварительный осмотр мест съемки - подбор команды корреспондентов для составления текста клипа на русском языке - подбор команды переводчиков для перевода текста клипа на английский язык - выбор диктора для озвучивания видеоклипа - подбор команды операторов для съемки видеоклипа
II. Конструкторский этап
Поиск оптимального решения задачи проекта: - исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна - выбор технологии изготовления - экономическая оценка - экологическая экспертиза - видеоклип - видеосъемка силами студентов - личная аппаратура
2. Составление конструкторской и технологической документации Представление плана видеоклипа, утверждение мест и времени съемки; составление предварительного варианта текста видеоклипа
III. Технологический этап
Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования. Выполнение запланированных технологических операций. Съемка видеоклипа; правка окончательного варианта текста и перевод его на английский язык; озвучивание видеоклипа
Текущий контроль качества Предварительная оценка качества видеоклипа в формате Peer Review и преподавателем
Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию Изменения по итогам предварительной оценки качества видеоклипа
IV. Заключительный этап
Оценка качества выполнения проекта Оценка видеоклипа и представление его на открытом уроке
Анализ результатов выполнения проекта. Выявление достоинств и недостатков конечного продукта проекта: обсуждение работы корреспондентов, переводчиков, операторов и диктора; анализ ошибок
Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация) Внесение просмотра видеоклипа в план учебной работы по теме «Защита окружающей среды», предоставление видеоклипа учителям английского языка школ г. Коломна для просмотра на уроках; представление видеоклипа на выставке «Образовательная среда», г. Москва
Рис. 1. Этапы работы над культуроведческим экологическим проектом
Педагогическая технология краеведческих ин-тегративных проектов основана на междисциплинарных связях с краеведением в качестве главной составляющей. Поликультурность данных проектов выражается в интегрировании иностранного языка
и национальной культуры. Пример интегративных краеведческих проектов, выполненных учащимися СОШ г. Коломны под руководством студентов и преподавателей факультета иностранных языков МГОСГИ.
Рис. 1. Культуроведческое проектирование (средствами родного и иностранного языков)
Рис. 2. Интегративные краеведческие проекты для учащихся СОШ, г. Коломна
В заключение можно сделать следующие выводы:
• гуманизация и гуманитаризация высшего профессионального образования способствуют решению педагогической проблемы воспитания поликультурной личности будущего специалиста;
• формирование поликультурной компетентности студентов педагогических специальностей возможно в формате действующих ГОС ВПО второго и ФГОС ВПО третьего поколений;
• в процессе преподавания гуманитарных дисциплин с применением современных педагогических технологий создаются условия для формирования поликультурной компетентности обучаемых;
• в процессе преподавания гуманитарных дисциплин с применением современных педагогических технологий создаются условия для формирования поликультурной компетентности обучаемых;
• интегративное культуроведческое проектирование —эффективная педагогическая технология, способствующая формированию поликультурной компетентности будущих учителей иностранных языков.
Литература
1. Васютенкова, И.В. Поликультурная компетентность как фактор осуществления опережающего образования. — http://new.loiro.ru (дата обраще-
ния — 28 мая 2008 г.).
2. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов, образовательных программ и учебных планов Европейского фонда образования. — Турин : ЕФО, 1997.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 033200 — Иностранный язык. — http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search. plx?substr=033200.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031200 — педагогика и методика начального образования. — http://www.edu.ru/db/cgi-bin/ portal/spe/list_search .plx?substr=033200.
5. Зинченко В.П. Гуманитаризация образования. — Российская педагогическая энциклопедия. Библиотека Гумер. — http://www.gumer.info/ bibliotek_ Buks/Pedagog/russpenc/04.php
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. Под редакцией Полат Е.С. / Е.С. Полат — М. : Академия — 2001.
7. Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within). Основные положения Доклада
Международной комиссии по образованию для XXI века. — М. : МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. — http://www.ifap.ru
8. Педагогический словарь. — www.pedpro.ru
9. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: инте-гративно-рефлексивный подход: Монография. — М. : Глосса-Пресс, 2004.
10. Федеральный государственный образова-
тельный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «050100 -Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). — http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr=050100
11. Флиер А.Я. Культурологический словарь. — www.terme.ru
12. ЮНЕСКО и воспитание в духе мира // Перспективы. — 1986. — №2.
ФАКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА
Н.А. Перьков,
аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования Научный руководитель: В.Ю. Питюков доктор педагогических наук, профессор Рецензент: Ю.М. Лагусев, доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected],
Аннотация. Актуальность информационного сопровождения профессионального образования студентов в современных условиях определяется не только уровнем развития информационных технологий, технических средств, средств связи и коммуникаций, но также фактологическими данными опросов, проводимых среди студентов и преподавателей. Результаты таких опросов наглядно свидетельствуют о чрезвычайно высокой востребованности информационного сопровождения профессионального образования в первую очередь со стороны студентов, свободно владеющих различными средствами информационных коммуникаций, мобильных устройств, и преподавателем которые не представляют современных учебных занятий, лекции в вузе без использования информационных средств, позволяющих в интерактивном режиме представлять информацию, отрабатывать профессиональные умения.
Ключевые слова: информационная среда, электронная библиотека, информационные базы.
FACTOLOGY THE BACKGROUND OF INFORMATION SUPPORT OF VOCATIONAL TRAINING STUDENTS OF TOURIST HIGH SCHOOL
N.A. Perkov,
postgraduate ofpsychological and pedagogical department of the Russian International Academy of Tourism Scientific supervisor: V.Y. Pityukov, Doctor of Education, Professor Reviewer: J.M Lagusev, Doctor of Education, Professor