Е.В. ПОНОМАРЕВА
Зав. метод. кабинетом Колледжа бизнеса и права БГУЭП
г. Иркутск
ТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОУ СПО БГУЭП НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация: освещена проблема формирования преемственных связей «колледж»-«вуз», подход к технологии формирования компетенции самостоятельной работы студента, подготовка выпускников образовательных учреждений СПО к жизни и пролонгированному обучению в вузе, наполнение дисциплины «Введение в специальность» практикоориентированным содержанием.
Ключевые слова: учебная деятельность, успеваемость, компетенция, мотивация учебной деятельности, диагностика самооценки, технология обучения, навыки самостоятельной работы студента, задача системы образования, ГОС СПО.
Summary: The problem of formation successive communications "college" - "high school", the approach to technology offormation the competence of independent work of the student, preparation of graduates of educational establishments SPO for life and prolonged training in high school, filling of discipline «Introduction in speciality» to be guided by practices covered by the maintenance.
Keywords: educational activity, progress, competence, motivation of educational activity, diagnostics of a self-rating, technology of training, skills of independent work of the student, task of an education system.
«Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам».
М. Булгаков
Организация процесса обучения на первом курсе немыслима без учета уровня имеющихся навыков организации самостоятельной работы студентов. Технология самостоятельной работы на уровне профессионального обучения существенно отличается от той, которая десятилетиями оттачивалась в системе общеобразовательной школы. Объективной причиной возрастающей сложности обучения на новой ступени является ускоренный
рост объема информации: появляются новые учебные курсы, учебные программы насыщаются все более новым содержанием, меняется сама технология обучения, предъявляются иные ролевые требования к участникам образовательного процесса. Неумение работать с разными источниками информации, рационально организовать свой учебный труд, отсутствие навыков тайм-менеджмента, общая дезорганизованность закономерно приводят первокурсников к психологическим и физическим перегрузкам. Выход из затруднительных ситуаций (коих немало) студент находит либо в эпизодической включаемости в учебную деятельность, либо в подмене учебной деятельности любой другой деятельностью (н-р: общением, трудовой деятельностью и т.п.). Как правило, страдает здоровье, успеваемость и, самое главное, качество подготовки специалиста. Бытующая уверенность студентов в будущей благополучной трудовой де-
ятельности при «троечной» успеваемости сменяется трудоустройством «не по специальности» или статусом квалифицированного безработного после окончания учебного заведения. Сама по себе успеваемость - это производительность, эффективность учебного труда обучаемых и обучающих, иначе говоря, количественная и качественная сторона обучения. В количественном отношении она показывает уровень подготовки, в качественном - характеризует полноту, прочность и систематизированность знаний, степень автоматизирован-ности, точность, прочность и пластичность навыков и разносторонность умений [1]. На практике происходит иллюзорная подмена понятия «успеваемость» желанием абы-какой учебы. Студенты зачастую не осознают, что учебная деятельность является прототипом будущей трудовой деятельности: от того насколько качественно и осознанно она выполняется в условиях учебного заведения, зависит профессионализм будущего выпускника, его востребованность на рынке труда.
Современные подходы к организации учебного процесса с позиций компетентностного подхода как нельзя лучше актуализируют необходимость планомерной, методологически выверенной работы по формированию у первокурсников компетенций самостоятельной организации учебного труда. Компетенция - это своего рода модель, отражающая комплекс требований к человеку, занимающемуся конкретной деятельностью, обладающему конкретной профессией или/и должностью и одновременно его прав и обязанностей по отношению к взаимодействующим лицам [5]. Если эта модель выставляется в качестве желаемой - это своего рода про-фессиограмма, на которую должен ориентироваться человек. Если же индивид по своим знаниям и опыту в полной мере соответствует «выставленным» требованиям и при реализации роли способен творчески развивать их - речь идет о интериоризированной, т.е. подлинной, персонализированной компетенции. Думается, что разработка своего рода «профессиограммы студента» актуальна не только для учащихся СПО, но еще более востребована для качественной организации сопряженного (пролонгированного) учебного процесса выпускников СПО в структуре ВПО.
Технология работы по формированию компетенций самостоятельной работы студентов предполагает диагностический компонент на начальном этапе. На наш
Социальные мотивы Учебно-познавательные мотивы Мотивы творческой самореализации Профессиональные мотивы Мотивы престижа Мотивы избегания Коммуникативные мотивы
1111
■ 4,1
4,0
6
■ 3
■ 4.3
,7 3,8
■ 3
6
■ 2
1
0,0
1,0
2,0
3,0
4,0
5,0
Диаграмма 1.
Мотивация учебной деятеятельности (сентябрь 2009г.)
взгляд, данная диагностика должна быть представлена двумя срезами личностных характеристик субъекта учебной деятельности (на начало работы и в ее конце), а именно: срезы мотивов учебной деятельности; динамические срезы уровня самооценки личности и, собственно, срезы уровня сформированности навыков СРС.
Методологическая работа в этом направлении была организована в Колледже бизнеса и права БГУЭП с сентября по декабрь 2009 года в рамках дисциплины «Социальная психология».
В работе по диагностике мотивации учебной деятельности приняло участие 265 человек. Диагностический срез проводился при помощи методики А.А. Реан, В.А. Якунина, модификации Н.Ц. Бадмаевой [2], состоящей из 34 вопросов. Результаты работы (диаграмма №1) наглядно демонстрируют заинтересованность вчерашних школьников в получении востребованной профессии (ср. балл 4,3) по средством учебной деятельности (4,0). Нельзя оставить без внимания показатель социальных мотивов (4,1) - большинство первокурсников надеется на изменение своего социального статуса через
Диаграмма 2. Уровень самооценки первокурсников (сентябрь 2009г.)
Таблица №1.
Показатели приращения навыков СРС с сентября по декабрь 2009 г.
(контрольные группы ОУ СПО КБиП)
Вид навыка СРС 1 2 3 4 5 19 20 21 22 23 24 25 Ср.балл
1 замер 3,5 2,7 3,8 4,4 3,0 2,6 2,6 2,4 2,3 2,6 3,5 3,2 3,2
2 замер 3,7 3,0 3,9 4,4 3,2 2,8 2,8 2,6 2,6 2,9 3,8 3,3 3,4
овладение профессией и учебу в Колледже. Несомненно, радует низкий балл по мотивации избегания (2,6) -этот показатель является доказательством того, что первокурсники сознательно сделали свой выбор, поступив в ОУ СПО, и намерены качественно выполнять учебную деятельность ради достижения намеченных целей.
Диагностический срез уровня самооценки личности проводился при помощи вербального теста, состоявшего из 32 вопросов [3]. В этой работе приняло участие 268 человек. Полученные результаты (диаграмма №2) свидетельствуют не только о личностнях характеристиках контингена первокурсников, но и о несформирован-ности субъекта коллективной учебной деятельности:
• 235 первокурсников (88%) вероятнее всего ориентированы на внешние указания и рекомендации со стороны преподавателей, нежели на саморегуляцию учебной деятельности;
• 32 человека (12%) привыкли эпизодически «включаться» в рабочий процесс, используя так называемый «судорожный» стиль деятельности;
• и лишь 1 студент (0%) потенциально готов в автономной самостоятельной учебной деятельности.
Диагностика сформированности навыков СРС была организована нами в виде двух срезов, удаленных во
времени: первый срез констатировал уровень наличных навыков СРС по состоянию на сентябрь2009 года (диаграмма 3); второй срез показал динамику качественных изменений субъекта учебной деятельности по состоянию на декабрь 2009 года (диаграмма 4). Оба среза выполнили 228 человек. Диагностика проводилась при помощи анкеты на 25 вопросов, разработанной д.псх.н., профессором А.Д.Карнышевым [4].
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы увидеть, что количественных изменений = приращения навыков СРС первокурсников в течение целого семестра не произошло (табл.№1). Это наилучшим образом иллюстрирует тот факт, что самопроизвольное формирование навыков СРС идет очень медленными темпами и не всегда имеет желаемую корреляцию.
В качестве иллюстрации целесообразности организации и проведения адресно ориентированной, методологически выверенной работы по формированию компетенций СРС у студентов ОУ СПО можно привести результаты экспериментальной работы, которая уже 6 лет ведется с первокурсниками специальности 030301 «Психология» в ГОУ ВПО БГУЭП под руководством д.психол.н., профессора А.Д. Карнышева в рамках дисциплины «Введение в профессию» (диаграмма 5, 6 и табл. №2).
Диаграмма 3. Диаграмма 4.
1-ый срез навыков СРС (сентябрь 2009г.) 2-ой срез навыков СРС (декабрь 2009г.)
Таблица №2.
Показатели приращения навыков СРС с сентября 2008г. по март 2009г. (экспериментальная группа ГОУ ВПО БГУЭП 030301 - Психология.)
Вид навыка СРС 1 2 3 4 5 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 Ср.балл
1 замер 1,0 2,7 3,8 4,3 2,8 2,6 2,3 2,0 2,5 1,5 2,1 3,7 2,8 2,9
2 замер 3,5 2,8 3,9 4,4 3,8 3,6 3,5 3,2 2,5 2,5 3,7 4,5 4,2 3,7
Для организации диагностической работы по констатации и приращению компетенций самоятоятельной работы студентов нами использовалась апробированная и, доказавшая свою надежность, анкета, составленная заведующим кафедрой социальной и экономической психологии ГОУ ВПО БГУЭП профессором А.Д. Кар-нышевым (приложение 1)
Задача всей системы образования сегодня должна заключатся не только в формировании заданного набора зунов, определенного стандартом специальности, уровнем учебно-методического обеспечения процесса обучения, материально-технической, социально-бытовой и информационной инфраструктурой учебного заведения. Современная система подготовки специалиста должна быть нацелена на формирование активного субъекта деятельности (учебной, трудовой, профессиональной), способного самостоятельно «добывать» знания (информацию), пути и способы получения этих знаний (информации), знать сферы использования и применения полученных данных с целью личного развития, самосовершенствования и получения материальной независимости. То, что учебные заведения должны не столько знакомить студентов с основными положениями науки и тенденциями ее развития в разных сферах жизнедеятельности человеческого общества, сколько научить самостоятельно адаптироваться в стремительно изменяю-
щейся среде с максимальной полезностью для себя и общества, на сегодняшний день не вызывает сомнений. Это особенно относится к специалистам, подготавливаемым для работы в экономических структурах, которым после студенческой скамьи придется принимать самые различные решения: от исполнительских до управленческих. Поэтому актуальность организации специальных курсов для первокурсников, на которых бы их знакомили с технологией самостоятельной учебной работы в ОУ СПО, отрабатывали навыки СРС, на наш взгляд, очевидна. Методически грамотно это можно сделать в рамках дисциплины «Введение в специальность» в со-ответсвии с ГОС СПО.
Литература:
1. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов / Под ред.А.Г. Маклакова. - СПБ. -Питер, 2005. - 464 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
2. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. С.151-154.
3. Вербальная диагностика самооценки личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
■ 1111 II III II 11111 III II II
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25
Диаграмма 5.
1-ый срез навыков СРС (сентябрь 2008г.)
Диаграмма 6. 2-ый срез навыков СРС (март 2009г.)
Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - С. 48-49
4. Карнышев А.Д. Психология и психологическая подготовка в экономическом вузе: Учебно-методическое пособие. - Иркутск: ИГЭА, 1999. - 129 с.
5. Карнышев А.Д., Вишневая Н.Э., Пономарева Е.В. Азбука компетенций и компетентности психолога. Учебное пособие. - Иркутск: БГУЭП, 2008. - 230 с.
Приложение 1 Анкета видов самостоятельной работы
ДОРОГОЙ ПЕРВОКУРСНИК!
Мы проводим анализ Ваших умений и навыков самостоятельной работы. Для этого подготовили список из 25 формулировок умений, навыков, приемов самостоятельной работы. Просим Вас максимально откровенно и объективно оценить степень и регулярность использования приведенных ниже умений, методов, приемов самостоятельной работы по пятибалльной шкале оценок.
Оценка 5 - полное владение приемом (методом) и его регулярное использование; Оценка 4 - хорошее владение приемом, но не регулярное его применение; Оценка 3 - неплохое владение приемом, но редкое его использование; Оценка 2 - сносное владение приемом, но редкое его использование; Оценка 1 - слабое владение приемом и редкое его использование; Оценка 0 - полное отсутствие применения приема, метода.
Итак, в колонке справа, напротив каждой формулировки, дайте свою оценку уровня развитости нижеприведенных умений, навыков, приемов у Вас:
Вид самостоятельной работы Балл
1. Работа с каталогом
2. Работа с указателями по периодической печати
3. Просмотр статей и публикаций в специальных журналах
4. Работа со словарями, энциклопедиями и справочниками
5. Работа с библиографическими обзорами
6. Анализирующее чтение книг и статей
7. Составление простого плана по прочитанному материалу
8. Составление вопросников по изученному материалу
9. Выписки и их систематизация
10. Тематический подбор статей из периодической печати
11. Конспектирование первоисточников
12. Составление развернутого сложного плана
13. Письменные и устные обобщения прочитанного или прослушанного материала
14. Систематизация и классификация материала из нескольких источников
15. Использование компьютера для систематизации и классификации материала
16. Подготовка докладов, рефератов, сообщений в учебных целях
17. Составление таблиц, схем, графиков по учебным пособиям, монографиям
18. Составление таблиц, схем, графиков на базе анализа самостоятельно изученных фактов
19. Подготовка к участию в диспутах
20. Составление рецензий на доклады, статьи, выступления товарищей
21. Подготовка докладов на конференции и публикаций в периодическую печать
22. Составление структурно-логических схем изучаемых явлений и процессов
23. Составление словаря профессиональных терминов
24. Поиск материала в сети интернет
25. Обработка данных самостоятельного исследования с помощью компьютера