Научная статья на тему 'Технологическое обеспечение управления процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников'

Технологическое обеспечение управления процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЦЕДУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT TECHNOLOGY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROCESS ELEMENTS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадчих Виктория Юрьевна

Общешкольная и персональная стратегия формирования коммуникативной компетентности старшеклассников составляет основу технологии управления данным процессом. Критериями эффективности технологии выступают: мотивационно-ценностный критерий, процессуальный критерий, результативный критерий и критерий качества условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асадчих Виктория Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological provision of managing the process of senior formers communicative competence process

All-school and personal strategy of communicative competence forming among high-school students is the base of this process management technology. The criteria of the technology effectiveness are as follows: valuemotivational criterion, process criterion, result criterion and condition quality criterion.

Текст научной работы на тему «Технологическое обеспечение управления процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников»

В современных условиях, когда быстрыми темпами изменяется окружающая человека природная среда, категория сенсорноэкологического идеала становится особо тонкой и динамичной. Если конструкция сенсорно-экологического идеала будет строиться на первозданной, естественной природе, которая неминуемо должна измениться, преобразиться, то это может привести к противоречию между «традиционным» идеалом природы, воспеваемым искусством, и действительностью. Сенсорно-экологический идеал должен быть живым, динамичным, развивающимся, и это еще раз подчеркивает острую необходимость сохранения природы как объекта сенсорного восприятия. Таким образом, налицо важность учета непосредственно объективных оснований сенсорного восприятия явлений, объектов видимого мира с комплексом наглядно-выразительных элементов, их характерных особенностей.

1. Песоцкий Ю. С. Учебная техника в структуре образовательной среды. М., 2003. С. 233.

2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М., 2005.

3. Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета: сущ-

ность, модель, проектирование. СПб., 2004. С. 106-107.

4. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 1986. С. 153-154.

5. Гривко Е.В. Формирование эколого-гуманис-тического образа мира старшеклассников: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1998. С. 11.

6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996. С. 89.

7. Хацкевич Д.Х. Природа как эстетическая ценность. М., 1987. С. 87.

8. Апресян Г.З. Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе. М., 1981.

Поступила в редакцию 8.09.2008 г.

Alisov E.A. Preplanning analytical-prognosis stage of educational environment projecting on the basis of sensory-ecological approach. This article considers important technological positions of preplanning analytical-prognosis stage of the educational environment projecting on the basis of the author’s sensory-ecological approach. The basic components of methodological instruments for realization of the mentioned stage of pedagogical projecting are described. Special attention is given to a sensory-ecological ideal.

Key words: sensory-ecological approach, analytical-prognosis stage of pedagogical projecting, sensory-ecological ideal, problematisation, decomposition.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В.Ю. Асадчих

Общешкольная и персональная стратегия формирования коммуникативной компетентности старшеклассников составляет основу технологии управления данным процессом. Критериями эффективности технологии выступают: мотивационно-ценностный критерий, процессуальный критерий, результативный критерий и критерий качества условий.

Ключевые слова: технология управления, коммуникативная компетентность, процедурные элементы управления.

Обращение к проблеме управления формированием коммуникативной компетентности старшеклассников обусловлено запросами современного общества в увеличении числа граждан, обладающих самостоятельностью и самокритичностью, готовых к оперативному принятию важных решений в

конкретных ситуациях, умеющих критически анализировать информацию, высказывать свое мнение и др.

Разработке управленческого инструментария по формированию коммуникативной компетентности предшествует работа по уточнению термина «коммуникативная ком-

петентность», которую мы рассматриваем как интегративное качество личности, в котором находит проявление совокупность лингвистического, психологического и социального компонентов, ориентированная на реализацию эффективных моделей межличностного и межколлективного общения, построение индивидуальных программ личностного развития на основе принципов гуманистической культуры и нравственности.

Цель управления процессом формирования коммуникативной компетентности заключается в создании условий для овладения старшими школьниками коммуникативной компетентностью. Технология управления является одним из путей достижения поставленной цели.

Под технологией управления мы понимаем систему последовательно развертывающихся управленческих действий, обеспеченных ресурсной базой и управленческо-методическим оснащением. В ходе разработки технологического обеспечения управления процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников были определены организационно-педагогические условия реализации технологии управления; спроектированы основные направления деятельности субъектов управления по формированию коммуникативной компетентности старшеклассников; разработаны критерии эффективности технологии управления.

Организационно-педагогические условия включают в себя:

- качественные изменения идеологических установок деятельности педагогического коллектива (принятие членами педколлектива целевых установок процесса формирования коммуникативной компетентности старшеклассников; формулирование принципов педагогической деятельности, пакета стратегических задач);

- приоритет личностно-смысловой сферы личности субъектов образовательного процесса (учет мотивов деятельности учителя и ученика);

- построение системы внутришкольно-го управления на основе положений рефлексивного подхода (инициирование активности и самостоятельности участников образовательного процесса, обеспечение субъектной позиции учителя и ученика);

- создание эффективной организационной структуры управления процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников (согласованность и упорядоченность работы аппарата управления на основе организационного, психологического, информационного, научно-методического взаимодействия);

- учет психических особенностей учащихся, способных оказать влияние на ход и результат учебной деятельности, готовность к корректированию учебного процесса исходя из степени обучаемости ученика;

- учет направленности личности учащихся на овладение жизненно значимыми знаниями, умениями и навыками.

Ниже описаны процедурные элементы технологии управления процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников, составляющие систему деятельности, обеспечивающей эффективность процесса формирования коммуникативной компетентности старшеклассников.

1 процедура. Разработка программы управления процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Цель процедуры: выработать общешкольную стратегию формирования коммуникативной компетентности старшеклассников на основе принятия членами педагогического коллектива образа (модели) выпускника школы.

1.1. Принятие решения о качественных изменениях образовательного процесса в старшей школе.

1.1.1. Изучение опыта учителей по самоуправлению педагогической деятельностью.

1.1.2. Создание проблемно-конфликтной ситуации для принятия педагогами идеологии компетентностного подхода.

1.1.3. Формирование аналитической группы.

1.1.4. Осуществление пилотажного анализа уровня сформированности коммуникативной компетентности старшеклассников.

1.1.5. Формирование рабочих групп.

1.2. Личностное принятие целевых установок процесса формирования коммуникативной компетентности старшеклассников.

1.3. Утверждение проекта программы формирования коммуникативной компетентности.

1.4. Создание пакета методических рекомендаций по формированию коммуникативной компетентности старшеклассников.

1.5. Разработка на уровне образовательного учреждения управленческо-методического стандарта, определяющего содержание, формы, методы и способы организации деятельности педагогов школы по формированию коммуникативной компетентности старшеклассников.

2 процедура. Планирование и разработка системы мероприятий по формированию коммуникативной компетентности старшеклассников. Цель процедуры: обеспечить комплексный характер планирования и единство условий реализации комплексной целевой программы в условиях общеобразовательной школы.

2.1. Разработка вариантов целереализующей части программы.

2.2. Определение перечня ключевых мероприятий по формированию коммуникативной компетентности старшеклассников, создание сетевого графика целевой программы.

2.3. Экспертная оценка целевой программы.

3 процедура. Организационно-исполнительское обеспечение реализации целевой программы. Цель процедуры: распределить управленческие полномочия с учетом интересов личности, группы и коллектива.

3.1. Обеспечение взаимодействия администрации школы и педагогов по реализации целевой программы.

3.2. Мотивирование участников творческой группы на формирование коммуникативной компетентности старшеклассников.

3.3. Освоение научных подходов к управлению обучением.

3.4. Освоение учителями методов разработки элективных курсов.

3.5. Разработка и коррекция содержания авторских программ предметно ориентированных элективных курсов, направленных на формирование коммуникативной компетентности.

4 процедура. Контрольно-диагностическое сопровождение процесса формирования коммуникативной компетентности обучающихся. Цель процедуры: выявление результативности работы учителей по формированию коммуникативной компетентности старшеклассников.

4.1. Разработка плана-графика контроля за процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников.

4.2. Разработка контрольно-диагностического инструментария.

4.3. Мониторинг процесса управления формированием коммуникативной компетентности старшеклассников.

4.4. Текущий и итоговый анализ формирования коммуникативной компетентности старшеклассников.

5 процедура. Разработка и реализация управленческих решений. Цель процедуры: обеспечить корректировку системы формирования коммуникативной компетентности старшеклассников на основе анализа полученных результатов.

5.1. Разработка пакета управленческих решений.

5.2. Организация выполнения управленческих решений.

5.3. Контроль и регулирование выполнения управленческих решений.

5.4. Корректирование системы формирования коммуникативной компетентности старшеклассников.

Оценка эффективности технологии управления процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников осуществляется по следующим критериям: мотивационно-ценностный критерий; процессуальный критерий; результативный критерий и критерий качества условий.

Мотивационно-ценностный критерий

характеризует: процесс самоактуализации

личности педагогов и обучающихся; мотивационное развитие педагогов и обучающихся, обеспечивающее полисубъектное диалогическое взаимодействие участников образовательного процесса; удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса ходом, содержанием, организацией и результатами работы по формированию коммуникативной компетентности старшеклассников.

Критерий качества условий характеризует: блок системно-стратегических условий (направленность управления на реализацию требований государственного образовательного стандарта; направленность управления на достижение нового качества образовательного процесса путем применения стратегии диалогического взаимодействия, ориентированной на взаимное саморазвитие

управляющей и управляемой подсистем; использование субъект-субъектных методов развития управленческой системы); блок организационно-педагогических условий (создание организационной структуры управления, обеспечивающей устойчивое развитие образовательного процесса; формирование внутрисистемных отношений ответственной зависимости субъектов управления); блок субъектно-личностных условий (готовность учителей к управлению процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников; способность педагогов к проектировочной деятельности); ресурсный блок (информационное обеспечение процесса управления, кадровое обеспечение, нормативно-правовое обеспечение и др.).

Процессуальный критерий включает в себя следующие характеристики управления: системное формирование полисубъектного диалогического взаимодействия участников образовательного процесса; развитие корпоративности управления; овладение учителями технологиями управленческой деятельности; соответствие всех процедур и операций поставленным целям и задачам.

Критерий результативности характеризует: соответствие уровня учебных результатов обучающихся требованиям государст-

венного образовательного стандарта по русскому языку, модели выпускника школы, результатам, прогнозировавшимся на основании изучения возможностей старшеклассников; полноту освоения технологий рефлексивного и личностно ориентированного обучения; полноту освоения проектного, программно-целевого подхода к управлению; создание организационной структуры управления формированием коммуникативной компетентности старшеклассников.

Таким образом, достижение запрогнози-рованных результатов управления процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников напрямую зависит от эффективности технологии управления данным процессом.

Поступила в редакцию 21.09.2008 г.

Asadchikh V.Yu. Technological provision of managing the process of senior formers’ communicative competence process. All-school and personal strategy of communicative competence forming among high-school students is the base of this process management technology. The criteria of the technology effectiveness are as follows: value-motivational criterion, process criterion, result criterion and condition quality criterion.

Key words: management technology, communicative competence, process elements of management.

О НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ОШИБКАХ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

В.Е. Долгачев

В статье речь идет о логических ошибках тезиса и аргумента, которые, согласно С.И. Поварни-ну, К. Г. Павловой и другим ученым, наиболее часто допускаются учащимися в письменной речи. Ключевые слова: логическая ошибка, тезис, аргумент.

Актуальность рассмотрения данной проблемы обусловлена тем, что предупреждение возникновения логических ошибок является одной из наиболее важных стадий обучения логичной письменной речи. Многие авторы, такие как В.И. Кобзарь [1], А.Д. Гетманова [2], А.А. Ивин [3], Ю.В. Ивлев [4] и др., обращают внимание в своих работах на важность изучения логических ошибок как в

письменной, так и в устной речи учащихся в ходе обучения логике.

Если логика - это, согласно воззрениям М.И. Каринского [5], Л.В. Рутковского [6], наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине, то логическая ошибка - это нарушение мыслительного процесса, направленного на достижение истины. Такого рода нарушения легче и замет-

13Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.