Научная статья на тему 'Информационно-правовая компетентность учителя как условие применения технологии проектирования основной образовательной программы социогуманитарных классов'

Информационно-правовая компетентность учителя как условие применения технологии проектирования основной образовательной программы социогуманитарных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ КЛАССЫ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CORE EDUCATION / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / SOCIOLOGICAL CLASSES AND CLASSES PERTAINING TO THE HUMANITIES / TECHNOLOGY OF PROJECTING / INFORMATION AND LEGAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якубовская Татьяна Владимировна

Рассматривается информационно-правовая компетентность учителя как условие эффективного применения технологии проектирования основной образовательной программы классов социогуманитарного профиля в учреждении общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якубовская Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers information and legal competence as a condition of applying technology of projecting the basic educational program for sociological classes and classes pertaining to the humanities

Teachers information and legal competence is considered as a condition of effective application of technology of projecting the basic educational program for sociological classes and classes pertaining to the humanities in the institute of general education.

Текст научной работы на тему «Информационно-правовая компетентность учителя как условие применения технологии проектирования основной образовательной программы социогуманитарных классов»

УДК 37.01 ББК 74.03

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ КЛАССОВ

Т.В. Якубовская Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

TEACHER’S INFORMATION AND LEGAL COMPETENCE AS A CONDITION OF APPLYING TECHNOLOGY OF PROJECTING THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM FOR SOCIOLOGICAL CLASSES AND CLASSES PERTAINING TO THE HUMANITIES

T. Yakubovskaya Chelyabinsk Institute of Teachers’ Professional Retraining and Further Development

Рассматривается информационно-правовая компетентность учителя как условие эффективного применения технологии проектирования основной образовательной программы классов социогуманитарного профиля в учреждении общего образования.

Ключевые слова: профильное обучение, основная образовательная программа, социогуманитарные классы, технология проектирования, информационно-правовая компетентность.

Teacher’s information and legal competence is considered as a condition of effective application of technology of projecting the basic educational program for sociological classes and classes pertaining to the humanities in the institute of general education.

Keywords: core education, basic educational program, sociological classes and classes pertaining to the humanities, technology of projecting, information and legal competence.

Современная система образования характеризуется все возрастающим влиянием новых информационных и правовых потоков на образовательную практику. Для педагогических работников профессионально значимым стало умение успешно функционировать в постоянно изменяющейся информационно-правовой среде. Эффективность образовательного процесса в условиях инноваций, динамичного обновления нормативно-правового обеспечения системы образования напрямую зависит от уровня профессионализма руководителя и педагогов образовательного учреждения.

Информационно-правовая компетент-

ность - качественно новая характеристика профессионализма учителя. Под информационно-правовой компетентностью мы пони-

маем интегральное многоуровневое профессионально значимое образование, характеризующееся комплексом компетенций, связанных с самостоятельным оперированием (поиск, анализ, применение) правовой информацией в педагогической деятельности.

Государственная стратегия модернизации российского образования предусматривает введение на старшей ступени общеобразовательной школы профильного обучения - «системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся» [1, с. 8]. В соответствии с Концепцией профильного обучения [2] ведущую роль в классах социогумани-тарного профиля играют предметы и курсы образовательной области «Обществознание»,

которые обеспечивают самоопределение обучающихся данных классов в социальной среде. Для образовательных учреждений с классами социогуманитарного профиля актуальность темы данной статьи определяется реальным противоречием между объективной необходимостью разрабатывать образовательную программу и недостаточной компетентностью руководителя и учителей в применении соответствующей технологии.

Значимость представленной работы подчеркивается тем обстоятельством, что основная образовательная программа, являясь моделью образовательного пространства в старшей школе, объектом стандартизации

среднего (полного) общего образования, проходит «сквозной содержательной составляющей» Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования [4].

Образовательная программа представляет собой локальный нормативно-управленческий документ, определяющий систему преподавания предмета с учетом конкретных условий образовательного учреждения и класса. Она является непосредственной основой организации образовательного процесса учителем, базой для развертывания учебного процесса в социогуманитарных классах - документом, раскрывающим основные цели, содержание, методы организации учебного процесса, совокупность условий его успешного осуществления, исходя из требований современного социокультурного развития страны и региона, интересов семьи и самих обучающихся [3].

Принимая во внимание историко-культурную традицию профильного обучения [5] и опыт создания социогуманитарных классов в общеобразовательных учреждениях [6] преподавателями кафедры общественных и художественно-эстетических дисциплин ГОУ ДІЮ ЧИЇ II ІКРО совместно с учителями МОУ СОШ № 84 г. Челябинска, разработана технология проектирования основной образовательной программы классов социогуманитарного профиля в учреждении общего образования.

Практическая реализация спроектированной технологии зависит от организационного и методического обеспечения, которое предусматривает включение в технологическую систему человеческого фактора, т. е. характеристик профессионализма учителя. Соответственно в качестве одного из ведущих условий эффективного применения данной технологии выступает информационно-правовая

компетентность руководителя и педагогов, позволяющая им самостоятельно разрабатывать и применять локальную нормативную базу образовательного учреждения (образовательную программу) [10].

Придерживаясь мнения С. А. Маврина, под технологией мы понимаем логически целесообразный и последовательный порядок умственных и практических действий, выполняемых при проектировании основной образовательной программы [7]. Будучи сложным процессом, проектирование основной образовательной программы классов социогумани-тарного профиля в общеобразовательной школе имеет совокупность необходимых условий, внутренний алгоритм, свою структуру.

В полном объеме описываемая технология содержит в себе три основных этапа: подготовительный, проектировочный и заключительный. Каждый из этапов имеет определенную целостность и самостоятельность, но в то же время все они связаны между собой. Все этапы проектирования основной образовательной программы включают следующие составляющие: наименование этапа; сроки реализации этапа; основные функции этапа; действия как элементы системы программирования; правила, конкретизирующие осуществление действий; ожидаемые результаты этапа в форме материалов.

Этапы, операции и правила, выстраиваясь в логическую цепочку, образуют целостный технологический процесс. Следовательно, можно говорить о создании технологической карты проектирования основной образовательной программы в общеобразовательном учреждении. Технологическая карта - описание процесса проектирования основной образовательной программы в виде поэтапной, пошаговой последовательности действий с указанием применяемых средств [8]. Нами рекомендуется следующий алгоритм организации проектирования основной образовательной программы классов социогуманитарного профиля в общеобразовательном учреждении.

Подготовительный этап является самым наукоемким и трудоемким в программировании учебного процесса в классах социогума-нитарного профиля. Именно он отнимает много внимания, времени и сил при его планировании и реализации. На подготовительном этапе нами было выполнено 8 основных действий. Особо важными являются действия по формированию специальной информационно-правовой компетентности руководи-

Вопросы общего образования

Алгоритм организации проектирования основной образовательной программы (ООП) классов социогуманитарного профиля в общеобразовательном учреждении (ОУ)

теля и педагогов, обеспечивающей знание нормативно-правового обеспечения проектирования ООП.

Проектировочный этап имеет свои сложности и особенности. Суть его состоит в написании самой основной образовательной программы классов социогуманитарного профиля. Ведущую роль в классах социогумани-тарного профиля играют предметы и курсы образовательной области «Обществознание», которые обеспечивают самоопределение обучающихся данных классов в социальной сре-

де. Первый вариант ориентирован на широкую историко-обществоведческую подготовку, создающую условия для самостоятельного выбора старшеклассниками любого из тех вузов (факультетов), которые относятся к социально-гуманитарному профилю. Второй вариант ориентирован на одну из социальных наук (например, право). На этом этапе нами было выполнено 3 основных действия.

Заключительный этап с виду краток и прост, но не менее важен, чем предыдущие. Сюда входят 5 основных действий.

Итак, всего нами было определено 16 действий, которые составляют содержание технологии проектирования основной образовательной программы классов социогумани-тарного профиля. Следует отметить, что к выполнению одних и тех же действий приходится возвращаться по несколько раз. Тем более действия по времени могут быть разной продолжительности, по своей проблемной нерешенности - разной силы и напряженности.

Приведенный нами алгоритм организации проектирования основной образовательной программы классов социогуманитарного профиля - это по существу то, что в теории менеджмента называют организационным механизмом управления (формулирование каждого действия; логическая последовательность действий с указанием субъектов, которые эти действия выполняют; методы осуществления каждого действия) [9]. Подчеркнем, что каждый шаг приведенного выше алгоритма важен и невыполнение хотя бы одного из них, перескакивание через какой-то шаг неминуемо приведут к порокам основной образовательной программы, к её переделыванию.

Представленная технология проектирования основной образовательной программы классов социогуманитарного профиля позволяет сделать данную процедуру более грамотной, экономной и эффективной только при условии её реализации профессионалами с высоким уровнем информационно-правовой компетентности, позволяющей им самостоятельно применять предлагаемую технологию.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: приложение к приказу Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. № 393. - М. : АПКиПРО, 2002. -12 с.

2. Приказ Министерства образования РФ

«Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18.07.2002 г. № 2783. - М.: РАО, 2002. -17 с.

3. Логвинова, И.М. Как формировать основную образовательную программу образовательного учреждения / И.М. Логвинова. -М. : Просвещение, 2010. - 120 с.

4. Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования / под общ. ред. А.М. Кондакова,

A.А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2006. - 31 с.

5. Профильное обучение: состояние, поиск, перспективы / науч. ред. Ю.И. Дик, С.Н. Чистякова, И. А. Сасова. - М. : Новая школа, 2005. -184 с.

6. Трошков, С.Н. Образовательная программа классов социогуманитарного профиля в общеобразовательной школе / С.Н. Трошков,

B.М. Кузнецов // Проблемы и перспективы развития образования. - Челябинск: ЧИДПОПР: ЧГПУ, 2003. - № 2. - С. 261-265.

7. Маврин, С.А. Образовательные и педагогические технологии: сущность понятий и классификационная характеристика /

C. А. Маврин // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: УГППУ, 1996. -Вып. 2. - С. 118-126.

8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М. : Нар. образование, 1998. - 256 с.

9. Поташник, М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой: метод. пособие / М.М. Поташник. - М. : Пед. общество России, 2011. - 320 с.

10. Якубовская, Т.В. Информационно-правовая компетентность учителя общественных дисциплин по проектированию рабочих программ / Т.В. Якубовская // Специфика педагогического образования в регионах России: материалы 3 всерос. науч.-практ. конф. -Тюмень; СПб.: ТОГИРО, 2009. - С. 41-43.

Поступила в редакцию 5 июля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.