Научная статья на тему 'Технологическое лидерство как приоритетное направление инновационного развития региона'

Технологическое лидерство как приоритетное направление инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
926
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / TECHNOLOGICAL LEADERSHIP / INNOVATIVE SYSTEM / TASKS OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL / INNOVATIVE ACTIVITY / FACTORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарук А. А., Сумина Е. В.

Анализируются приоритетные направления инновационного развития страны, дается понятие технологического лидерства, анализируется Стратегия инновационного развития страны на период до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL LEADERSHIP AS PRIORITY DIRECTION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

The article analyzes the priority directions of the country''s innovative development, gives the notion of technological leadership, analyzes the Strategy of the country''s innovative development for the period until 2020.

Текст научной работы на тему «Технологическое лидерство как приоритетное направление инновационного развития региона»

УДК 330.322.01

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

А. А. Гончарук, Е. В. Сумина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Анализируются приоритетные направления инновационного развития страны, дается понятие технологического лидерства, анализируется Стратегия инновационного развития страны на период до 2020 года.

Ключевые слова: стратегия инновационного развития, технологическое лидерство, инновационная система, задачи развития научно-технического потенциала, инновационная деятельность, факторы инновационного развития.

TECHNOLOGICAL LEADERSHIP AS PRIORITY DIRECTION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

A. A. Goncharuk, E. V. Sumina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article analyzes the priority directions of the country's innovative development, gives the notion of technological leadership, analyzes the Strategy of the country's innovative development for the period until 2020.

Keywords: strategy of innovative development, technological leadership, innovative system, tasks of development of scientific and technical potential, innovative activity, factors of innovative development.

Государство, реализуя свою экономическую политику, определяет приоритетное направление в виде развития инновационных процессов в стране. Это обусловлено тем, что в условиях глобализации и становления экономики, основанной на знаниях, успехи мировых научно-технических лидеров определяются, главным образом, эффективной интеграцией науки, образования и бизнеса. Модернизация экономики на основе инновационного развития приводит к существенным изменениям во всех сферах деятельности. Генерация знаний и научно-исследовательская деятельность становятся инструментом конкурентной борьбы страны в сфере высоких технологий [1].

В России, с целью повышения конкурентоспособности страны реализуется Стратегия инновационного развития страны на период до 2020 года. Владимир Путин отметил, что научно-технологический прорыв - одна из ключевых национальных целей и приоритетов.

Ключевые положения данной Стратегии строятся на «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Документ утвержден распоряжением Правительства РФ 8 декабря 2011 г. № 2227-р. В Стратегии определены цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики.

Главной целью инновационного развития является переход на новый уровень технологического вооружения производств, укрепление конкурентной позиции России на рынке высокотехнологичной продукции.

В рамках Стратегии инновационного развития в стране планируется увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 2020 года в размере 2,5-3 % от ВВП.

По данным Росстата, доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП по Российской Федерации составляла 1,11 в 2017 году. Замечается тенденция к росту [2]. Однако Россия существенно отстает от ведущих стран мира, находясь на 35-м месте по показателю удельного веса затрат на науку в ВВП.

В пятерку лидеров входят Израиль (4,25 %), Республика Корея (4,23 %), Швейцария (3,42 %), Япония (3,29 %) и Швеция (3,28 %) .

Сегодня одним из основных факторов успеха становится наличие высококвалифицированных кадров. Одно из центральных направлений в Стратегии - развитие кадрового потенциала инновационной экономики в широком смысле. Исходя из этого развитие человеческого капитала является одним из 3 ключевых приоритетов инновационного развития.

Вместе с тем, ключевыми приоритетами инновационного развития являются:

Инновационные технологии управления, интеллектуальная собственность и международная кооперация

- значительное повышение инновационной активности бизнеса, в первую очередь посредством модернизации технологических процессов и вывода на рынок принципиально новых продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке. Особое внимание в Стратегии уделено содействию выходу российских компаний на внешние рынки, активизация поддержки внешнеэкономической деятельности.

- продвижение инноваций в государственном секторе. Государство должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе, за счет последовательной ликвидации существующих административных барьеров и ограничений. Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза.

Для развития и стимулирования инновационной деятельности в стране необходимо создание инновационной структуры. Она включает в себя комплекс организаций (учреждений), способствующих осуществлению инновационной деятельности. Под ней также подразумевается национальная инновационная система (НИС), которая включает как региональные инновационные системы, так и институты развития и учреждения федерального уровня [3].

Структура региональных инновационных систем была разработана на опыте создания наукоградов (таких как Обнинск, Зеленоград, Дубна, Саров и др.). В отличие от НИС, региональные инновационные системы в некоторых случаях демонстрируют опережающий рост инновационной активности и даже более высокие показатели результативности. Таким образом, во многом инновационное развитие России определяется инновационной деятельностью в регионах, то есть их способностью к самообновлению, адаптации к изменениям, генерированию и коммерциализации продуктов научно-технического прогресса.

На развитие региональной инновационной системы решающее влияние оказывают такие факторы, как:

- существующие и создаваемые элементы инновационной инфраструктуры;

- формирование инновационной среды;

- величина научно-технического и производственного потенциалов регионов;

- предпосылки социальных инноваций;

- кадровое обеспечение и уровень квалификации работников.

В соответствии с Федеральным законом от

28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», статьей 90 Устава Красноярского края, Законом Красноярского края от

24.12.2015 № 9-4112 «О стратегическом планировании в Красноярском крае» в Красноярском крае утвержден проект от 2016 года «Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года».

Целью инновационной политики Красноярского края является обеспечение развития региона как глобально конкурентоспособного центра промышленных инноваций, в структуре экономики которого высока доля высокотехнологичных отраслей, с развитой экономикой нового технологического уклада и сформи-

рованным сегментом региональной экономики в области Национальной технологической инициативы [4].

Согласно инновационной стратегии до 2030-х годов в крае будет создана региональная инновационная система, которая объединит учреждения образования и науки, осуществляющие подготовку кадров, генерацию, распространение и использование новых знаний, и инфраструктурные элементы, способствующие технологическому, организационному, финансово-экономическому, правовому и информационному обеспечению инновационной деятельности на разных стадиях инновационного цикла. При этом усилится взаимодействие и кооперация всех участников инновационного развития (университетов, исследовательских центров, производственных компаний, технологических предпринимателей, субъектов инновационной инфраструктуры), будут созданы сетевые сообщества развития, в том числе технологические и исследовательские консорциумы, объединяющие усилия, осуществляющие координацию проектов и формирование междисциплинарных (международных) коллективов исследователей и разработчиков технологий, будет сформирована сетевая инновационная инфраструктура.

Объединившая подготовку кадров, генерацию знаний, разработку и внедрение инноваций региональная инновационная система станет ядром роста новой экономики края.

Наличие научно-технического потенциала и высокотехнологичных инновационных производств в регионе создает условия для обеспечения технологического лидерства в определенных секторах экономики и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг.

Технологическое лидерство как приоритетное направление инновационного развития страны в целом и региона появляется в выборе политики постоянного вывода на рынок совершенно новой продукции. В этом случае все научные исследования и разработки, система производства и маркетинг нацелены на создание товара, не имеющего аналогов.

По этой причине главной задачей развития научно-технического потенциала в ближайшие годы должно стать достижение параметров развития науки, близких к развитым странам:

- по численности исследователей;

- расходам на НИОКР;

- оснащенности труда ученых.

Основными мерами в развитии научно-технического потенциала региона должны стать:

- развитие научного потенциала, научных школ, привлечение молодых исследователей к работе в секторе науки и инноваций. Необходимо обеспечить поддержку молодых ученых через грантовые программы;

- концентрации средств в ведущих институтах и научно-практических центрах;

- развитие и создание недостающих элементов инновационной инфраструктуры;

- повышение восприимчивости общества к инновациям. Задачей государства является создание усло-

вий для того, чтобы облегчить путь инноваций в экономику, а внедрение инноваций не должно быть осложнено правовыми, налоговыми, и иными барьерами;

- развитие базовых функций государства в сфере инноватики путем финансирования фундаментальной и прикладной науки, софинансирования инициированных исследований бизнесом, вложения средств в образование, с тем чтобы обеспечить воспроизводство специалистов, способных воспринимать и внедрять инновации.

Таким образом, технологическое лидерство не определяет наивысшие результаты инновационной деятельности региона, а должно быть основой уникальной конкурентной позиции научно-технологической продукции на отечественном и зарубежном рынке, что и должно определять региональную специализацию и приоритетные направления технологического развития с учетом инновационного потенциала региона [5].

Библиографические ссылки

1. Носонов А. М. «Особенности инновационного развития регионов России». Саранск. (Выполнено при поддержке РФФИ (проект № 13-06-00200-а)).

2. Данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 08.06.2017).

3. Шавлюк М. В. Роль регионов в инновационном развитии России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс].

URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74885 (дата обращения: 08.06.2017).

4. «Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года» : Проект Стратегии от 2016 года. Красноярск.

5. Сумина Е. В. Инновационные преимущества региона в условиях реиндустриализации [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 109-117. URL: http://hdl.handle. net/11435/2115 (дата обращения: 25.06.2015).

References

1. Nosonov A. M. "Features of innovative development of Russian regions". Saransk. (Implemented with the support of the Russian Foundation for Basic Research (Project No. 13-06-00200-a)).

2. Data from the official site of the Federal Service of State Statistics. Available at: http://www.gks.ru (accessed: 08.06.2017).

3. Shavlyuk M. V. The Role of Regions in Russia's Innovative Development // Modern Scientific Research and Innovation. 2016. № 12. Available at: http://web. snauka.ru/issues/2016/12/74885 (accessed: 08.06.2017).

4. "Strategy of social and economic development of the Krasnoyarsk Territory until 2030", □ Draft Strategy of 2016, Krasnoyarsk.

5. Sumina E. V. Innovative advantages of the region in terms of reindustrialization // Actual problems of economics and law. 2015. No. 2. Р. 109-117. Available at: http://hdl.handle.net/11435/2115 (accessed: 05.06.2015).

© Гончарук А. А., Сумина Е. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.