Научная статья на тему 'Менеджмент знаний как инновационная технология управления в аэрокосмической отрасли'

Менеджмент знаний как инновационная технология управления в аэрокосмической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОКОСМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / AEROSPACE MANUFACTURING / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGY / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сумина Е. В., Атрощенко Ю. И.

Представлено исследование концепции управления знаниями как современной, инновационно-управленческой технологии, позволяющей повысить эффективность управления аэрокосмическим производством. Представлены основные компоненты системы организационных знаний, а также их сущность в инновационной деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE MANAGEMENT AS INNOVATIVE TECHNOLOGY of MANAGEMENT in the aerospace industry

The article investigates the concept of “knowledge management”, as a modern, innovation-management technology to improve the management of the aerospace industry. The research proposes the main components of organizational knowledge, as well as their essence at enterprise innovation performance.

Текст научной работы на тему «Менеджмент знаний как инновационная технология управления в аэрокосмической отрасли»

Решетневские чтения. 2015

6. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://aviaglobus.ru/ (дата обращения: 25.08.2015).

References

1. Electronic textbook StatSoft. Available at: http:// avia.ru/ (accessed: 19.08.2015).

2. Electronic textbook StatSoft. Available at: http:// www.forbes.ru/ (accessed: 01.09.2015).

3. Electronic textbook StatSoft. Available at: http:// www.novayagazeta.ru/issues/2013/2001.html (accessed: 25.08.2015).

4. Electronic textbook StatSoft. Available at: http:// www.mintrans.ru/ (accessed: 19.08.2015).

5. Electronic textbook StatSoft. Available at: http:// www.garant.ru/news/ (accessed: 01.09.2015).

6. Electronic textbook StatSoft. Available at: http:// aviaglobus.ru/ (accessed: 25.08.2015).

© P03aHHeHK0 H. to., 2015

УДК б5.012.4

МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Е. В. Сумина1, Ю. И. Атрощенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, бб0037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: 1 [email protected]

Представлено исследование концепции управления знаниями как современной, инновационно-управленческой технологии, позволяющей повысить эффективность управления аэрокосмическим производством. Представлены основные компоненты системы организационных знаний, а также их сущность в инновационной деятельности предприятий.

Ключевые слова: аэрокосмическое производство, инновационные технологии, управление знаниями.

KNOWLEDGE MANAGEMENT AS INNOVATIVE TECHNOLOGY OF MANAGEMENT

IN THE AEROSPACE INDUSTRY

E. V. Sumina1, Yu. I. Atroshchenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, бб0037, Russian Federation E-mail: 1 [email protected]

The article investigates the concept of "knowledge management", as a modern, innovation-management technology to improve the management of the aerospace industry. The research proposes the main components of organizational knowledge, as well as their essence at enterprise innovation performance.

Keywords: aerospace manufacturing, innovative technology, knowledge management.

Глобальная конкуренция, требования к продукции и услугам, в точности удовлетворяющим запросы клиента, и быстрое развитие технологий сделали эффективность инноваций фактором успеха и выживания организаций. От того, знает ли компания, как работать лучше и быстрее других, сегодня зависит её будущее. Быстрое развитие глобальной и информационной экономики определило необходимость поиска новых управленческих инновационных технологий, что более всего актуально для наукоемких «зниниеемких» отраслей. К таким отраслям относится и аэрокосмическая отрасль. Сегодня происходит смещение внимания производителей и потребителей от материального производства в сторону информационной деятельности. Информационные технологии преобразуют материальную основу со-

временного производства и распределения, а производительность все в большей степени становится зависимой от использования достижений науки и техники, а также от качества информации и менеджмента. Управление организационными знаниями как новое направление в системе экономических дисциплин уже приобрела заслуженное признание, зрелость и активное внедрение в развитых странах мира, стоящих на завершающей фазе развития инновационной экономики.

Управление знаниями - это неотъемлемая часть менеджмента любой организации; модель, которая объединяет действия, связанные с формированием знаний, их кодификацией, распространением и использованием, с развитием инноваций и организационным обучением; это систематическое формирова-

Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве

ние, обновление и применение знаний с целью максимизации эффективности предприятия.

Ранее управление знаниями рассматривалось как сфера, имеющая отношение лишь к тем отраслям и производствам, для которых характерны так называемые высокие технологии, изготовление новых образцов продукции непосредственно на базе конкретных научных исследований и технических разработок, технологические новации. Однако практика опровергла такой узкий подход, доказав, что не может быть отраслей, производств и компаний, которые не используют интеллектуальные ресурсы при изготовлении продукции, оказании услуг и в самих методах управления. Инновационные процессы - это непременное условие развития всех сфер деятельности в эпоху технологической и информационной революций. Анализ российской экономики, с позиций инновационного потенциала позволяет утверждать, что одним из наиболее инновационно-активных ее секторов является оборонно-промышленный комплекс (ОПК) и сохранившая свой промышленный потенциал с истории СССР, являющаяся основой сохранения позиции России на международной арене, аэрокосмическая отрасль [1]. Необходимость не только внедрения и инновационного обновления производственной сферы аэрокосмической отрасли, но и внедрение современных управленческих технологий, доказывает череда неудач в данной промышленной сфере. Например, неудач с космическими запусками. Последняя из них произошла в августе 2012 года, когда ракета-носитель «Протон-М» не смогла вывести на переходную орбиту 2 космических спутника-связи Те1кот-3 и «Экспресс-МД2», и другие примеры. В той же ситуации, в 2014 году Россия удержала первое место по количеству пусков, как сообщила служба информационной политики Федерального космического агентства (Роскосмос). Но ставятся актуальные глобальные задачи по развитию российской космонавтики, связанные с проблемами, по мнению вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина. На предприятиях отрасли сохраняется низкая технологическая дисциплина, порой имеет место преступная халатность [2]. Учитывая важность аэрокосмической отрасли для обеспечения целей развития нашей страны, геополитической обстановки и несмотря на то, что идея «мира без войны» издавна находила отражение в различных научных школах, эта концепция остается недостижимым идеалом. Доля отраслей ОПК в выпуске наукоёмкой высокотехнологичной продукции составляет по авиационной технике, гражданскому космосу, оптическому приборостроению, изделиям электронной техники, промышленным взрывчатым веществам 100 %; судостроению, радиоэлектронной аппаратуре - 90 %; средствам связи - 70 %; сложной медицинской технике - 60 %; высокотехнологичному оборудованию для ТЭК - 30 % [3].

К основным факторам, сдерживающим инновационное развитие аэрокосмического производства, следует отнести: старение основных фондов, неблагоприятная экономическая среда, снижение качества и отток интеллектуального капитала, ценных носителей неявных организационных знаний, что также связано

с вопросом управленческих технологий. Вследствие чего прослеживается недостаточная развитость как системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров низшего звена для инновационно-производственной сферы, отсутствие механизма закрепления выпускников образовательных учреждений на предприятиях отрасли, так и недостаточность систем управления персоналом в разрезе мотивации ключевых сотрудников, развития их инновационных навыков и компетенций.

Необходимы новые механизмы и методы управления аэрокосмическим производством с задействованием инновационных технологий управления, с направленностью на сохранение, развитие, а иногда и ликвидацию устаревших знаний, с сохранением негативного и успешного опыта, развитием компонента неявных знаний, не отделимых от их носителя - ключевого сотрудника [4]. Заявления руководства Рос-космоса о разбирательствах всех случаев аварий и катастроф по внешним признакам и оценкам их повторяемости свидетельствюет, об отсутствии подобных новых механизмов, что усложняется системными проблемами и экономической ситуацией. Необходимо предотвратить потерю организационных знаний организаций (а значит и потерю позиции лидерства в космосе на международной арене) в аэрокосмической отрасли, что связано как с используемыми юридическими аспектами защиты, так и с недостаточным вниманием в существующих управленческих моделях аспектам защиты мотивацией, как говорили в эпоху СССР, «совестью как лучшим контролером качества». Необходимо в полной мере использование технологий управления знаниями, учет последствий такой недооценки знаний как основного ресурса наукоёмкой организации. Еще одна из основных ошибок -отсутствие контроля и потенциала эффективного использования неформальных коммуникаций, ресурса неявных знаний и факторов, которые могут ускорить инновационное развитие и обеспечить устойчивый экономический рост РФ в складывающейся обстановке. Ставится приоритетная цель - превращение к 2020 г. «научно-технического и производственно-технологического потенциала ОПК и аэрокосмической отрасли как ведущего компонента в поддерживаемый государством действенный инновационный ресурс путем ускоренной технологической модернизации, реализации его конкурентных преимуществ и развитие кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса» [5]. Таким образом, концепция управления знаниями является необходимой принципиальной основой и инновационной управленческой технологией, позволяющей сохранить и преумножить производственный потенциал аэрокосмической отрасли, так как основной объект и ресурс наукоемкого производства -это знания.

Библиографические ссылки

1. Перевалов Ю. Конверсия в России: несбывшиеся надежды // Вопросы экономики. 1999. № 7. С. 71-74.

2. Королев В. Оборонно-промышленный комплекс России: вопросы регулирования // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 4. С. 43-46.

Решетнеескцие чтения. 2015

3. Баранов А. О., Павлов В. Н., Тагаева Т. О. Тревожные перспективы: прогноз развития экономики России на 2015-2017 гг. // ЭКО. 2014. № 12. С. 15-36.

4. Сумина Е. В. Инновационные преимущества региона в условиях реиндустриализации // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 109117.

5. Соколов А. Островки промышленности [Электронный ресурс] // Эксперт Сибирь. № 5(318). URL: http://expert.ru/siberia/2012/05/ostroYki-promyishlennosti (дата обращения: 26.02.2015).

References

1. Perevalov Yu. [Conversion in Russia: unfulfilled hopes] // Voprosyekonomiki. 1999. No. 7, рр. 71-74 (In Russ.).

2. Korolev V. [The military-industrial complex in Russia: regulatory issues]. Oboronno-promyshlennyy

kompleksRossii: voprosyregulirovaniya // Problemyteorii i praktiki upravleniya. 1999. No. 4, pp. 43-46 (In Russ.).

3. Baranov A. O., Pavlov V. N., Tagaeva T. O. [Disturbing prospects: the forecast of economic development of Russia for 2015-2017] // EKO. 2014. № 12, pp. 15-36 (In Russ.).

4. Sumina E. V. [Innovative advantages of the region in a reindustrialization]. Innovacionnye preimushhestva regiona v uslovijah reindustrializacii // Aktual'nye problemy jekonomiki i prava. 2015. No. 2, pp. 109-117 (In Russ.).

5. Sokolov A. [The industry islands]. Ostrovki promyshlennosti // EkspertSibir'. № 5(318). Available at: http://expert.ru/siberia/2012/05/ostrovki-promyishlennosti (accessed: 26.02.2015) (In Russ.).

© Сумина Е. В., Атрощенко Ю. И., 2015

УДК 65.012.4

АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННЫХ

ПРЕИМУЩЕСТВ РЕГИОНА

Е. В. Сумина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Представлено исследованию сущности инновационных преимуществ региона, состояния ракетно-космического комплекса как технологического приоритета реиндустриализации экономики с учетом потребностей и особенностей регионов Сибири, инновационного развития регионов сырьевой направленности.

Ключевые слова: авиационно-космический комплекс, инновационные преимущества региона, реиндустриа-лизация, диверсификация экономики региона.

AEROSPACE COMPLEX AS THE BASIS OF INNOVATIVE ADVANTAGES OF THE REGION

E. V. Sumina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

This paper is devoted to research of essence of the innovative advantages of the region, the state of aerospace complex as the technological priority of economy re-industrialization to the needs and specific features of the regions in Siberia, the innovative development of regions with raw material orientation.

Keywords: aerospace complex, innovative advantages of the region, reindustrialization, the diversification of the regional economy.

Введение. Объективно необходимые процессы реиндустриализации российской экономики актуализируют роль инноваций в решении модернизацион-ных задач диверсифицированного роста экономики, развития промышленного потенциала, увеличения доли наукоемких и технологичных отраслей промышленности. Российская экономика столкнулась с внешними геополитическими вызовами, целями,

сложность которых по своим масштабам и уровню сравнима с той, которая стояла в 1920-е гг. [1]. Предстоит полностью восстановить промышленный потенциал на новой технологической основе, реализовать курс на политику замещения импортной продукции отечественными аналогами. Необходима стратегия реиндустриализации с учетом новейшего технологического уклада как ответ на современные вызовы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.