Научная статья на тему 'Технологические знания учащихся: проблемы нормирования, формирования и диагностики'

Технологические знания учащихся: проблемы нормирования, формирования и диагностики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ / НОРМИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любимова Ольга Вячеславовна

Рассмотрена категория «технологические знания». Предложены классификаторы технологических знаний и умений учащихся, ключевых технологических компетенций, способы их диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологические знания учащихся: проблемы нормирования, формирования и диагностики»

УДК 621.002 (075)

О. В. Любимова

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКИ

Широкомасштабное введение в стране ЕГЭ, внедрение ГОС и в общеобразовательную школу требует расширения фронта исследований по образовательной нормологии и стандартологии [1-4]. Общеизвестно, что Россия значительно отстает от ведущих мировых держав по разработке новых технологий, а в мировом банке “ноу-хау” доля российских открытий и изобретений составляет всего 0,3%, что в сотни раз меньше вклада США и Японии. И хотя Комиссией по науке и технологии при Президенте страны еще в конце 2004 г. были определены перспективные направления развития отечественной науки и техники на период до 2010 года, однако их реализация идет крайне медленно [5].

В рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» предусмотрено 8 приоритетных направлений, в том числе информационно - телекоммуникационные системы, индустрия наносистем и материалов, энергетика и энергосбережение и 34, так называемых, критических технологий. Среди последних выделено: 8 разновидностей биотехнологий; 5 - по созданию и обработке материалов (композиционных, керамических, кристаллических, полимеров и др.); 8 - по рациональному природопользованию и экологии; 6 - по энергетике и т. д.

Реализация данной программы потребует подготовки соответствующих специалистов, открытия новых «наукоёмких» специальностей. Не последнею роль в подготовке будущих специалистов для новых отраслей знаний и технологий должна играть и школа, так как эти задачи невозможно будет решить без реализации концепции непрерывного технологического образования в цепочке: школа: НПО - СПО - ВПО.

В связи с этим возникает вопрос: что следует отнести к категории технологических знаний, каков должен быть их объем в учебных планах образовательных учреждениях разного типа: школах, училищах, техникумах, вузах? Ниже изложен концептуально - программный подход к реализации поставленной проблемы [6].

Во-первых, необходимо разработать методом групповых экспертных оценок [7-9] классификатор технологических знаний с учетом типа образовательного учреждения и направлений подготовки. Так, например, для гуманитарных направлений подготовки в общеобразовательных школах он может включать в себя виды знаний, приведенные в табл. 1.

Таблица 1

Классификатор базовых технологических знаний учащихся

№ п/п Виды технологических знаний Примеры, примечания

1 Названия общеизвестных технологий, понимание их основных операций. Добыча полезных ископаемых (нефти, газа, угля, руд); производство и переработка с/х продукции; обработка конструкционных материалов (металлов, пластмасс, древесины и др.)

2 Объяснение принципов функционирования современных технических систем. Радио, телевидение, телефон и другая бытовая техника.

3 Знание наук и открытий, лежащих в основе общеизвестных технологий. Физика, химия, материаловедение, биология и др.

4 Знания научных открытий, лежащих в основе современных технологий. Создание лазеров, ЭВМ, электронных микроскопов, АЭС и т.п.

5 Сравнительные и классификационные технологические знания. Сопоставление различных технологий производства однотипных изделий в историческом аспекте.

6 Технологические знания типа «ноу-хау». Новости науки и техники, описанные в книгах рекордов Гиннесса и СМИ.

В рамках компетентностного подхода можно сформулировать следующие ключевые технологические компетенции, которые необходимо формировать на разных ступенях образования: в общеобразовательной школе, профессиональных учреждениях системы начального, среднего или высшего образования (табл. 2)

Таблица 2

Ключевые технологические компетенции обучаемых

№ п/п Название компетенций Примеры, примечания

1-й уровень (ученический)

1 2 3

1 Знание основных способов добычи и переработки полезных ископаемых и с/х продукции. Знание основных способов обработки материалов. Знать как добывают полезные ископаемые, выращивают с/х продукцию и их перерабатывают (на уровне сведений из Большой Советской Энциклопедии и другой справочной литературы). Литье, штамповка, точение, шлифование, распил древесины и т.д.

Окончание таблицы

1 2 3

2 Знание наук, лежащих в основе общеизвестных технологий. Физика, химия, биология.

Н-й уровень (студенческий)

3 Знание основ современных и прогрессивных технологий (нанотехнологий, информационных, энергосберегающих, природоохранных и др.). Использование для объяснения современных технологий знаний из физики, химии, геологии, метеорологии, минералогии, генетики, экологии и др. наук.

4 Понимание физических принципов функционирования современных технических систем. Объяснение принципов действия бытовой и военной техники, транспорта и др. Комментарии рекордов из книг Гиннесса.

Можно выделить и 3-й уровень - профессиональный (для студентов учреждений НПО, СПО и ВПО): знание недостатков традиционных технологий (например, высокие энергозатраты на единицу продукции, большие отходы при обработке изделий из металлов, нарушение экологии и т. п.); знание преимуществ прогрессивных технологий (порошковая металлургия; штамповка взрывом в воде; лазерная, радиационная и ультразвуковые технологии; нанотехнологии; генная инженерия; робототизация и компьютеризация производства; внедрение энергосберегающих и природоохранных технологий и т. п.); знание методов контроля качества продукции (традиционных: на износ, изгиб, разрыв; неразрушающих: электромагнитных, ультразвуковых, радиационных и др.); знание перспективных направлений развития науки и технологий в мире и в России.

Приведенные в табл. 2 ключевые технологические компетенции можно классифицировать по их назначению:

- начальные (выявляемые при начале обучения в профильных классах, при выборе будущей профессии);

- профессиональные (необходимые для получения соответствующему профилю подготовки профессии технолога, инженера, врача, учителя, агронома и т. д.);

- акмеологические (необходимые для достижения профессионального мастерства с учетом перспективных направлений развития науки и технологий в современной научно-технической революции).

Учитывая рекомендации Programme for International Student Assesment

- PISA [10], приведем в табл. 3 вариант классификатора технологических знаний и умений учащихся.

Таблица 3

Классификатор нормативных технологических знаний и умений учащихся

№ п/п Основные правила Примеры технологических знаний

1 Понимать технологическую проблематику (к какой области знаний она относится) Виды технологий: индустриальные, сельскохозяйственные, информационные и др.

2 Характеризовать технологическую проблему (какие науки, теории, методы необходимы для ее решения) Например: физико-математические, химические, биологические и т. д.; экспериментальные и теоретические методы.

3 Представлять технологическую проблему (соотношение с другими вариантами ее решения) Например, сопоставление традиционных технологий с прогрессивными 20-21 в.: литье металлов - их штамповка.

4 Решать учебную технологическую проблему (совместно с учителем или самостоятельно) Предлагать план ее решения или алгоритм

5 Размышлять над вариантом решения технологической проблемы Дать анализ, обосновать ее преимущества

6 Сообщать решение учебной технологической проблемы (выбрать форму представления результатов) Варианты: графики, таблицы, гистограммы, программный продукт и т.д.

Для оценки сформированности технологических знаний и способностей учащихся можно ввести следующие 3 уровня:

- 1-й (низкий) - для тех, кто понимает и характеризует технологическую проблематику (градации п. 1 и п. 2 из табл. 3);

- 2-й (средний) - для учащихся, достигающих первые 4-е градации из табл.З;

- 3-й (высокий) - для освоивших все 6 градаций классификатора.

Предложенный выше классификатор необходимо соотнести с классификатором общеучебных заведений и способностей Б. Блума - Р. Гагне -В. С. Аванесова [11, с. 9]. Фасетная таксономическая модель технологических знаний учащихся приведена в табл. 4.

Таблица 4

Таксономическая модель технологических знаний учащихся

№ п/п Виды технологических знаний учащихся Градации умений (табл. 3)

1 ' Знание: названий наук, лежащих в основе технологий; фамилий ученых - основоположников этих наук + +

2 Знание технологической терминологии и ее смысла (например: добыча, обработка-в зависимости от объекта: руды, металлы, с/х продукция и др.) + + +

п -> Сравнительные, сопоставительные знания (сравнение различных технологий в историческом аспекте) + + + +

4 Знание причинно - следственных отношений (следствием каких научных открытий являются технологии) + + + + +

5 Классификационные знания (классификация технологий: энергосберегающие, природоохранные, современные и т.д.) + + + + +

6 Алгоритмические (знание технологических цепочек - процедур для основных видов технологий из п.2) + + + + +

7 Метрологические: знание основных методов контроля качества продукции, как разрушающих (разрыв, износ и т. п.), так и неразрушающих (электромагнитных, ультразвуковых, радиационных и др.) + + + + + +

8 Математико-статистические (знание методов обработки результатов экспериментов и испытаний, основанных на теории вероятностей, математической статистике, планировании эксперимента) + + + + + +

9 Компьютерные (знание методов обработки данных экспериментов на базе ЭВМ, составление базы данных, проведение мониторинга и т. п.) + + + + + +

Приведенную выше модель можно использовать при разработке рабочих программ и дидактических материалов для учащихся. Структуру технологических знаний учащихся, соотнесенную с моделью обучения и классификаторами (типа приведенных в табл. 1-3) на основе тезаурусного и квали-метрического подходов [12, 13, 14] можно представить в виде дидактических квалитаксонов. Для диагностики уровня сформированности технологических знаний учащихся целесообразно использовать различные формы тестовых заданий (ТЗ) и видов тестирования, приведенных в табл. 5.

Таблица 5

Таксономия видов диагностики технологических знаний учащихся

№ п/п Формы ТЗ, типы тестов, виды тестирования Градации общеучебных умений (табл.З)

1 2 3 4 5 6

Формы тестовых заданий:

1 Закрытого типа + + +

2 Открытого типа + + +

3 Установление соответствия + + + +

4 Установление последовательности + + + + +

5 Цепные задания + + + + +

6 Ситуационные тестовые задания + + + + +

Типы тестов:

1 Гомогенные + + + +

2 Гетерогенные + + + + +

3 Критериал ьно-ориентированные + + + +

4 Нормативно-ориентированные + + + + +

Виды тестирования:

1 Стартовое (начальные знания) + + + +

2 Рубежное (аттестация) + + + + + +

3 Репетиционное (перед ЕГЭ) + + + + + +

4 Отсроченное (остаточные знания)

5 Конкурсное (олимпиады) + + + + + +

Следует заметить, что для проверки уровня технологических знаний учащихся на основе тестовых технологий целесообразно использовать, в первую очередь, такие формы тестовых заданий как установление последовательности (технологического цикла), цепные (альтернативные варианты технологий), ситуационные (например, выбор методов контроля качества изделий в процессе их изготовления), а из типов тестов - гетерогенные (для выявления межпредметных связей). При этом, использовать методологию современной тестологии, разработанную ученными Федерального центра тестирования и в других научных центрах (В. С. Аванесов, Л. Н. Майоров, М. Б. Челышкова, Е. А. Михайлычев, Ю. М. Нейман, В. А . Хлебников и др.) [16-21].

Изложенные подходы по формированию и диагностике технологических знаний учащихся требуют проработки с учетом профиля учебного заведения и требований соответствующих направлению подготовки государственных образовательных стандартов.

Библиографический список

1. Субетто, А. И. Введение в нормологию и стандартологию образования [Текст] / А. И. Субетто - СПб., М.: из-во Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 182 с.

2. Любимова, О. В. Основные направления развития образовательной нор-мологии [Текст] / О. В. Любимова, В. С. Черепанов // Сибирский педагогический журнал,-2007.-№ 10.-С.12-15.

3. Любимова, О. В. Нормирование в педагогике: концептуально - программный подход: монография [Текст] / О. В. Любимова, В. С. Черепанов. - Ижевск: из-во Ижевского гос. технич. ун-та, 2008. - 80 с. - (Курс теоретической и экспериментальной педагогики / под общ. ред. В. С. Черепанова. Образовательная нор-мология. В 4 ч. 4.1 ).

4. Любимова, О. В. Нормативные знания: концепция, структура, проблемы диагностики [Текст] /О. В. Любимова, В. С. Черепанов // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - № 4. - С. 53-56.

5. Высшее образование для 21-го века: 1У-я межд. конф. Обзор докладов // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - № 4. - С. 13-45.

6. Любимова О. В. Технологические знания: нормативный подход [Текст] / О. В. Любимова, В. С. Черепанов - Ижевск: Изд-во Ижев. гос. технич. ун-та, 2008. - 72 с.

7. Черепанов, В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях [Текст] / В. С. Черепанов. - М. : Педагогика, 1989. - 152 с.

8. Черепанов, В. С. Теоретические основы педагогической экспертизы: [Текст] / автореф. дис ....докт. пед. наук / В. С. Черепанов. - М.: НИИ общ. Пед. АПН СССРЕ, 1991.-41 с.

9. Черепанов, В. С. Основы педагогической экспертизы: [Текст] учеб.пособие. / В. С. Черепанов. - Ижевск: из-во Ижевского гос. технич. ун-та, 2006. - 124 с .

10. Ковалева Г. С. Р18А - 2003: результаты международного исследования [Текст] // Педагогическая диагностика. - 2006. -№ 1. - С. 99-134.

11. Снигирева, Т. А. Структура знаний обучаемых: концептуально - программный подход [Текст] / Т. А. Снигирева; науч. ред. В. С. Черепанов - Ижевск: из-во «Экспертиза», 2004. - 84 с.

12.Гннецинский, В. И. Знание как категория педагогики: опыт педагогической когнитологии [Текст] / В. И. Гинецинский. - Л.: из-во ЛГУ, 1989. - 144 с .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Снигирева, Т. А. Основы квалитативной технологии диагностики структуры знаний обучаемых [Текст] / Т. А. Снигирева; науч. ред. В. С. Черепанов. - М., Ижевск: Ижевский филиал Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Федерального агентства по образованию: из-во «Экспертиза», 2006.-124 с.

14. Любимова, О. В. Технология диагностики «пороговых знаний» обучаемых на основе квалиметрического подхода [Текст] / О. В. Любимова,

В. С. Черепанов. - М.: издат центр НОУ «ИСОМ», 2006. - 52 с. (Приложение «Образовательные технологии в профшколе» № 9 к журналу «Профессиональное образование. Столица»).

15. Любимова, О. В. Методика проектирования дидактических квалитаксо-нов [Текст] / О. В. Любимова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. № 9. -

С. 59-63.

16. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий: учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ. - 3-є изд. доп. [Текст] / В. С. Аванесов. - М.: Федеральный центр тестирования, 2000. - 240 с.

17. Майоров, А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. - 2-е изд. [Текст] / А. И. Майоров. - СПб.: из-во « Образование - Культура», 1997. - 304 с.

18. Мельникова, М. Б. Теория и практика конструироания педагогических тестов: учеб. пособие [Текст] / М. Б. Мельникова. - М.: из-во Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Федерального агентства по образованию, 2001. - 410 с.

19. Михайлычев, Е. А. Дидактическая тестология [Текст] / Е. А. Михайлычев. - М: Народное образование, 2001. - 423 с.

20. Нейман, Ю. М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов [Текст] / Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников. - М.: из-во «Прометей», 2000. - 168 с.

21. Развитие системы тестирования в России [Текст]: тез.докл. І—IX Всерос. конф. (Москва, Федеральный центр тестирования). - М.: из-во «Прометей», 1999-2007.

УДК 378

А. Г. Бусыгин, О. В. Гусев

ОБОСНОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Профессиональная компетентность - это не просто высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а определенная системная организация сознания, психики человека. Это интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека и труда. Так, по мнению Г. Вайнера, директора Стенфордской международной комиссии по развитию образования, компетентность - это адекватная ориентация человека в таких областях деятельности как работа, учеба, политика, культура, здоровье, и в целом окружающая среда, мир.

Если профессиональную компетенцию понимать как способность готовность к мобилизации декларативных и операциональных знаний, умений и качеств, необходимых для решения конкретной задачи, то профессиональная компетентность представляет собой конечную цель профессиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.