Научная статья на тему 'Нормативные знания: концепция, структура, проблемы диагностики'

Нормативные знания: концепция, структура, проблемы диагностики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативные знания: концепция, структура, проблемы диагностики»

Концепция «нормативных знаний» базируется на философии норм и связана с философско-ценностным отношением к миру и с такими философскими категориями как «должное», «нормальное», «качество» и т.п.1

Норма в любой сфере деятельности человека (материальной, духовной, образовательной) всегда есть норма качества (сорта товаров, нормы поведения, успехи в обучении и т. п.). В связи с повышением требований общества к качеству образования возникает проблема по обоснованию критериев его оценки, установления нормативных требований. Определенные попытки в этом направлении делаются: создаются образовательные стандарты, вводится ЕГЭ, внедряются тестовые технологии для диагностики знаний обучаемых2.

Учитывая, что теория педагогических норм в отечественной педагогике еще далека до завершения, определим «нормативные знания» как знания, сформированные у индивидуума в процессе обучения (и воспитания) и «жизненного опыта» и соответствующие установленным требованиям (со стороны социума, государства, учебного заведения).

На рисунке (с. 54) представлена блок-схема концепции учебных нормативных знаний, т. е. тех, которые должны сформироваться в ходе учебного процесса.

Кратко охарактеризуем системообразующие факторы концепции учебных нормативных знаний (УНЗ). Очевидно, что цели и содержание образования, обучения и воспитания (блоки 1 и 2) влияют на структуру УНЗ опосредованно и, в первую очередь, через образовательные стандарты, требования ЕГЭ, ГАК, ГЭК и т. п. (блок 3). Очевидна роль блоков 6, 7 и 8. Сравнительно новыми элементами в предложенной схеме являются блоки 5 и 4. Известно, что существует несколько определений категории «знание»3, их разновидностей («начальные», «пороговые», «остаточные», «текущие», «итоговые» и т. п.)4. Однако для определения структуры УНЗ наиболее целесообразно использовать классификатор знаний и способностей Блума — Гагна — Аванесова, известный в образовательной таксономии5.

Особо следует остановиться на роли 4 блока — «теории эволюции единого корпуса знаний», которая учитывает изменения сфе-

О. В. Любимова, В. С. Черепанов Нормативные знания: концепция, структура, проблемы диагностики

8. Модели и технологии обучения и диагностики

Рис. 1. Блок-схема концепции учебных нормативных знаний обучаемых

ре образования, происходящие под влиянием современной научно-технической революции: глобализация и космизация знания, информатизация общества, математизация всех наук, интеграция в науках и общественно-экономических отношениях в европейском и мировом масштабах и т. д.

Ниже приведена классификация основных видов учебных нормативных знаний социального значения.

1. Образовательные (норма содержания образования):

— «пороговые» — необходимые для «преодоления» образовательного «порога», т. е. требований к выпускникам образовательных учреждений (ОУ) на «выходе» и требований «на входе» в ОУ более высокого уровня (школа-вуз, НПО — СПО, СПО — ВПО);

— текущие образовательные нормы по различным направлениям предметной спе-

циализации с учетом современного уровня развития науки, техники, технологий, организации производства и управления — в широком смысле этого понятия, а в узком — требования к обучаемым в период их обучения (по семестрам, в сроки аттестаций, экзаменационных сессий и т. п.);

— перспективные образовательные нормы, в которых должны отражаться перспективные направления развития науки и техники на ближайшие 10-15 лет;

— сравнительные (сравнение с образовательными нормами в других странах, например, по подготовке бакалавров в рамках Болонского процесса);

— «государственные» нормативные знания (типа ГОС, ЕГЭ, требования ГАК, ГЭК, при аттестации, аккредитации и лицензировании ОУ).

2. «Правовые знания» (знание гражданских прав и обязанностей, гражданского и

уголовного кодексов, юридических прав с учетом рыночных отношений по вопросам медицинского обслуживания, кредитов и т. д.).

3. «Нравственные знания» (знание норм морали социума).

4. «Валеологические знания» (нормы физического развития обучаемых и «здорового образа жизни»).

5. «Профессиональные знания» (на основе компетентностного подхода, моделей специалистов, необходимые для работы по выбранной профессии).

6. «Мировоззренческие знания» (необходимые для понимания и объяснения другим явлений природы, абсурдности утверждений экстрасенсов, гадалок, колдунов, служителей религий и представителей лженаук).

7. «Технологические знания» (необходимые для понимания физических принципов функционирования современных технических систем и обеспечения собственной безопасности и здоровья).

8. «Методологические знания» (необходимые для познания окружающего мира; знание приемов научного исследования и самообразования, поиска информации).

9. «Компьютерные знания» (умение работать на современных ЭВМ, в сети Интернет, знать языки программирования и т. п.).

10. «Экологические знания» (понимание основных требований к экологичности технологий, экологичная грамотность).

Перечисленные выше виды «нормативных знаний» представляют собой открытую систему и могут пополняться по мере развития педагогической науки. Наиболее важной проблемой в педагогической нормологии, наряду с обоснованием типологии «нормативных знаний», является их диагностич-ность.

Сформулируем общие соображения по этому вопросу.

Что касается диагностики образовательных нормативных знаний, то при разработке педагогических контрольных материалов (ПКМ) для этих целей целесообразно использовать тезаурусный подход и метод групповых экспертных оценок6 для отбора

ПКМ и обоснования педагогических норм: с учетом требований ЕГЭ и ГОС; ГАК и ГЭК образовательных учреждений; соглашений по Болонской конвенции и т. п.

Диагностика «правовых знаний» обучаемых должна базироваться на соответствующих правовых и юридических нормах, действующих в современный период в российском обществе.

Эффективность диагностики «нравственных знаний» будет зависеть от концепции реализации нравственного воспитания обучаемых (учащихся, студентов).

Диагностировать «валеологические знания» возможно после определения государственных требований к уровню здоровья обучаемых в различных типах ОУ (школ, лицеев, колледжей, вузов).

Что касается диагностики профессиональных знаний выпускников ОУ (НПО, СПО, ВПО), то здесь определяющим должен стать так называемый компетентностный подход7.

Для диагностики мировоззренческих знаний могут быть использованы тестовые технологии, применяемые при изучении курса «Концепции современного естествознания».

Диагностика «технологических знаний» возможна при изучении общетехнических дисциплин в ОУ, входящих в системы НПО, СПО и ВПО, а в общеобразовательных школах — при изучении физики.

Методологические знания можно проверить при изучении философии, логики, информатики.

Что касается диагностики «компьютерных знаний» обучаемых, то существует достаточно широкий спектр методик, проверяющих информационную компетентность обучаемых.

При диагностике «экологических знаний» необходимо учитывать требования к экологической «чистоте» разрабатываемых будущими специалистами проектов и технологий, к экологической осведомленности и грамотности обучаемых.

Следует отметить, что ПКМ для диагностики нормативных знаний целесообразно

создавать на основе современной теории педагогических измерений — теории моделирования и параметризации педагогических тестов (ШТ)8. К исследованиям в этом направлении следует отнести работы Ю. Г. Кис-ляковой. О. В. Любимовой, Т. А. Родыгиной, Т. А. Снигиревой, О. Ф. Шиховой9.

В заключение заметим, что на современном этапе становления квалитологии обра-зования10 и педагогической нормологии основной задачей является научно-практическое обоснование образовательных норм для системы непрерывного профессионального образования.

1 Субетто А. И. Введение в нормологию и стандартологию образования. СПб.-М., 2001.

2 Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000.

3 Гинецинский В. И. Знание как категория педагогики: опыт педагогической когнитоло-гии. Л., 1989.

4 Любимова О. В., Черепанов В. С. Технология диагностики «пороговых знаний» обучаемых на основе квалиметрического подхода: Учеб. пособие. М., 2006.

5 Снигирева Т. А. Основы квалитативной технологии диагностики структуры знаний обучаемых / Под науч. ред. В. С. Черепанова. М., 2006.

6 Черепанов В. С. Основы педагогической экспертизы: учеб. пособие. Ижевск, 2006.

7 Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34-42.

8 Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М., 2000.

9 Шихова О. Ф. Основы квалиметрии вузовского образовательного стандарта: Монография. М.-Ижевск, 2006.

10 Субетто А. И. Квалитология образования. СПб.-М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.