Научная статья на тему 'Нормативный подход к содержанию технологических знаний в системе профессионального образования'

Нормативный подход к содержанию технологических знаний в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любимова О. В.

В статье рассмотрен вопрос о формировании минимума технологических знаний обучающихся на разных ступенях непрерывного образования, предложены их классификатор, ключевые технологические компетенции и варианты тестовых технологий для диагностики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A normative approach to content of technological knowledge in professional education's system

Question is considered In article about shaping the minimum of the technological knowledge's training on miscellaneous step unceasing formation, is offered their categorization, key technological competencies and variants test technology for diagnostics

Текст научной работы на тему «Нормативный подход к содержанию технологических знаний в системе профессионального образования»

Теоретические достижения в области интеграции обучения позволяют сделать вывод о возможности эффективного формирования навигаторской компетентности как интегративной целостности, образуемой перманентностью взаимосвязи специальных дисциплин в их теоретическом и практическом аспектах.

Литература

1. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.

2. Берулава М. Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах: Теоретический и методологический аспекты. -Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1988. - 221 с.

3. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Екатеринбург, 1994. - 152 с.

4. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Слов. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

5. Львов Л. В, Кадочников А. И. Формирование учебно-профессиональ-

ной компетентности в процессе изучения специальных дисциплин (комплексные навигаторские деловые игры): Учеб.-метод, пособие. - Челябинск:

ЮУНОЦ РАО, ЧВВАУШ, 2007. - 130 с.

6. Львов Л. В. Учебно-профессиональная компетентность: Сущность, содержание и оценка: Моногр. - Челябинск, 2006. - 133 с.

7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов. - М.: Нар. образование, 1998. - 256 с.

8. Чапаев Н. К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: Дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 1998. - 387 с.

О. В. Любимова

НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД К СОДЕРЖАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрен вопрос о формировании минимума технологических знаний обучающихся на разных ступенях непрерывного образования, предложены их классификатор, ключевые технологические компетенции и варианты тестовых технологий для диагностики.

Question is considered In article about shaping the minimum of the technological knowledge’s training on miscellaneous step unceasing formation, is offered their categorization, key technological competencies and variants test technology for diagnostics.

Общеизвестно, что технологические знания являются основой для подготовки специалистов в области новейших технологий, в том числе и разновиднос-

ти «ноу-хау». Решением Комиссии по науке, технике и технологиям при Президенте РФ в конце 2004 г. были определены приоритетные направления развития российской науки, техники и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. Среди них выделены: нанотехнологии и создание наноматериалов; информационные и телекоммуникационные системы; перспективные виды вооружения; транспортные, авиационные и космические системы и др.

Очевидно, что задача российской технической школы (НПО, СПО и ВПО) в современный период состоит в подготовке специалистов для новых отраслей знаний и технологий [ 1 ]. Эту задачу невозможно успешно решить без реализации концепции непрерывного технологического образования наряду с реализацией непрерывного физико-математического, компьютерного, экономического образования и др.

Что касается «нормативного подхода», то имеется в виду определение, во-первых, минимума технологических знаний на разных ступенях непрерывного образования (школа, учреждения системы начального, среднего и высшего профессионального и послевузовского образования) и, во-вторых, их содержания в соответствии с особенностями современной научно-техни-ческой революции, в частности приоритетными направлениями развития науки, техники и технологий, упомянутыми выше. При этом акцентируется внимание на качество технологических знаний, так как концепция «нормативных знаний» базируется на философии норм [2; б].

Структура учебных технологических знаний, с позиций нормативного подхода, должна определяться не только целями профессионального образования и образовательными стандартами, но и основными положениями теории эволюции единого корпуса знаний в современную НТР [5], классификатором знаний и способностей в дидактической таксономии [4].

К технологическим знаниям в современный период следует относить не только общеизвестные способы добычи полезных ископаемых (нефти, газа, угля, руд и др.), их способы переработки (получение бензина, пластмасс, чугуна и стали, цветных металлов и др.), но и современные (прогрессивные) методы обработки материалов: порошковую металлургию, штамповку взрывом, радиационную обработку материалов, выращивание монокристаллов для полупроводниковой и лазерной техники, ультразвуковые методы флотации руд, инженерную генетику и др.

В связи с этим возникают вопросы: что входит в категорию технологических знаний, каков должен быть их объем в учебных планах образовательных учреждений (школах, училищах, техникумах, вузах). Ниже изложен кон-цептуально-программный подход к реализации поставленной проблемы.

Во-первых, методом групповых экспертных оценок [7] необходимо разработать классификатор технологических знаний с учетом типа образовательного учреждения и направлений подготовки. Так, например, для гумани-

тарных направлений подготовки в общеобразовательных школах и вузах он может включать в себя определенные виды знаний (табл. 1).

Таблица 1

Классификатор технологических знаний

№ п/п Виды технологий и технологических знаний Примеры, примечания

1 2 3

1 Технологии природопользования (понимание общеизвестных способов использования природных ресурсов) Способы добычи полезных ископаемых (угля, руд, газа, нефти, алмазов и др.), строительных материалов (песка, гравия, цемента, древесины и др.)

2 Перерабатывающие технологии (понимание основных способов переработки природных ресурсов) Переработка полезных ископаемых (выплавка металлов, получение бензина, флотация руд, выделение соли, синтез пластмасс и т. д.)

3 Обрабатывающие технологии (понимание физико-химических основ различных видов обработки конструкционных материалов) Обработка металлов, пластмасс, древесины, драгоценных камней, горных пород и т. д. (резание, прессование, шлифование и т. д.)

4 Биотехнологии (понимание основ сельскохозяйственного производства продуктов питания) Выращивание зерновых, фруктов, ягод, овощей, животных; обработка и хранение с/х продуктов

5 Прогрессивные технологии (энергосберегающие, природоохранные, основанные на достижениях физики, химии, генетики и др. наук - понимание законов базовых наук, лежащих в основе прогрессивных технологий) Лазерные и ультрафиолетовые технологии, порошковая металлургия, гидроштамповка взрывом, радиационный синтез, нанотехнологии, генная инженерия, производство биотоплива и др.

6 Информационные технологии (понимание принципов кодирования информации и работы компьютеров) Применение ЭВМ для расчетов, моделирования, общения, обучения и т. д.

7 Диагностирующие технологии (понимание физико-химических основ дефектоскопии) в промышленности, медицине (диагностика, физиолечение) Разрушающие испытания (разрыв, изгиб, износ и т. д.), неразрушающие методы контроля (электромагнитные, ультразвуковые, радиационные и др.)

8 «Закрытые технологии» (понимание принципов действия различных видов вооружения) Ядерное вооружение, стратегические авиаобъекты, атомные подводные лодки, авианосцы, танки, стрелковое оружие и т. д.

9 Перспективные технологии (знание «ноу-хау» из мирового банка изобретений) Знание основных изобретений и патентов в своей отрасли и сопоставление с мировыми достижениями

Окончание табл. 1

1 2 3

10 «Бытовые технологии» (знание принципов функционирования бытовых технических приборов; обслуживание жилища, приготовление пищи, изготовление одежды ИТ. п.) Понимание того, как работают телефоны (в т. ч. сотовые), телевизоры, компьютеры и др.; как шьют одежду, ухаживают за садом и огородом, ремонтируют жилье и т. д.

В рамках компетентностного подхода можно сформулировать следующие ключевые технологические компетенции, которые необходимо формировать на разных ступенях образования: в общеобразовательной школе, профессиональных учреждениях системы начального, среднего или высшего образования (табл. 2).

Таблица 2

Ключевые технологические компетенции

№ п/п Название технологических компетенций (ТК) Примеры, примечания

1-й уровень (ученический)

1 Осведомительные ТК (знание основных технологий природопользования, переработки и обработки: природных ресурсов, конструкционных материалов, с/х продукции; понимание принципов функционирования современных технических систем, в т. ч. транспорта, военной техники, бытовых приборов, средств связи и др.) Объяснение способов добычи полезных ископаемых, их переработки; способов обработки (металлов, пластмасс, древесины и др. материалов); с/х продукции; объяснение принципов действия бытовых приборов

2-й уровень (студенческий)

2 Фактологические ТК (знание: наук, лежащих в основе общеизвестных технологий; законов, на которых основаны современные технологии) Физика, химия, биология. Законы Ньютона, термодинамики, электродинамики, ядерной физики; таблицы Менделеева, Генделя и т. д.

3 Классификационные ТК (по отраслям знаний и сферам материального производства) Информационные, энергосберегающие, природоохранные, индустриально-технические и др.

3-й уровень (профессиональный)

4 Прогрессивные ТК (знание перспективных направлений развития науки, техники и технологий в XXI в.) Знание наиболее важных изобретений и патентов в своей отрасли; достижений, отмеченных в книгах рекордов Гиннеса

5 Диагностические ТК (знание методов контроля качества продукции: промышленной, сельскохозяйственной, бытовой и др.) Понимание принципов действия диагностической аппаратуры (технической, медицинской и др.)

Содержание технологических компетенций должно определяться с учетом профиля (направления) подготовки специалистов в системе НПО, СПО или ВПО методом групповых экспертных оценок.

Приведенные в табл. 2 компетенции можно классифицировать по основанию их назначения:

• начальные (необходимые для формирования технологического образования при обучении в профильных школах и выбора будущей профессии);

• профессиональные (необходимые для получения соответствующей профилю направления подготовки профессии - техника, инженера, врача, учителя ит. д.);

• акмеологические (необходимые для достижения вершин профессионального мастерства с учетом перспективных направлений развития науки и технологий в современной научно-технической революции).

Кроме того, следует разработать технологию формирования технологических знаний в образовательных учреждениях различного типа: от общеобразовательной школы до вуза, т. е. реализовать принцип непрерывности. В основу этой технологии могут быть положены тезаурусы технологических знаний (табл. 1,2).

Что касается диагностики сформированности технологических знаний, то с учетом нормативных требований [2; 4] для этих целей целесообразно использовать тестовые технологии (табл. 3).

Таблица 3

Типология тестовых технологий для диагностики технологических знаний

№ п/п Содержание технологии Уровень технологических знаний (см. табл. 2)

1-й 2-й 3-й

Формы тестовых заданий

1 Закрытого типа + + н/р

2 Открытого типа + + н/р

3 На соответствие + + +

4 На исследовательские умения + + +

5 Ценные, ситуационные н/р н/р +

Виды педагогического контроля уровня технологических знаний

1 Стартовый, начальный + + н/р

2 Пром ежуточный + + +

3 Итоговый н/р + +

Виды тестов для диагностики технологических знаний

1 Гомогенные + + н/р

2 Гетерогенные + + +

Примечание: н/р - не рекомендуется. Образование и наука. 2008. N° 9 (57)

Следует заметить, что выбор форм тестовых заданий, видов педагогического контроля и тестов для диагностики технологических знаний должны определяться методом групповых экспертных оценок.

Приведем классификатор технологических знаний на примере курса биологии в рамках трехуровневой модели обучения (табл. 4).

Таблица 4

Классификатор технологических знаний по биологии

№ п/п Виды знаний Уровень изучения

1-й 2-й 3-й

1 Фактуальные (знание способов переработки с/х продукции) + + ±

2 Сравнительные (сопоставление разных технологий переработки с/х продукции) + + +

3 Классификационные (классификация технологий обработки с/х продукции по различным основаниям) + + +

4 Причинно-следственные (знание зависимости качества с/х продукции от способов ее переработки) + + +

5 Алгоритмические (знание алгоритма переработки с/х продукции) + + +

6 Мировоззренческие (знание роли технологий получения с/х продукции в контексте законов биологии и экологии) + + ±

7 Ассоциативные (знание аналогичных технологий в других отраслях науки: генетике, химии и т. д.) + + +

8 Системные (знание межпредметных связей при изучении технологий с/х профиля, комплексный подход) + + +

Что касается приведенных уровней изучения, то подразумевается, что 1-й уровень - это уровень узнавания (распознавания) приведенных видов технологических знаний; 2-й означает, что обучающийся применяет их в своей практической учебной деятельности (выполнение практических занятий, курсовых и дипломных работ и т. п.), а 3-й - что он будет использовать их в своей профессиональной деятельности (знак «±» означает ограниченное использование).

В заключение отметим, что дальнейшее развитие освещенных в данной работе подходов будет способствовать повышению уровня качества специалистов XXI в. [7].

Литература

1. Высшее образование для XXI века: IV междунар. конф. // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - № 4. - С. 13-45.

2. Любимова О. В., Черепанов В. С. Нормативные знания: концепция, структура, проблемы диагностики // Знание. Понимание. Умение. - 2007. -№ 4.- С. 53-56.

3. Любимова О. В., Черепанов В. С. Основные направления развития образовательной нормологии // Сиб. пед. журн. - 2007. - № 10. - С. 12-15.

4. Любимова О. В., Черепанов В. С. Технологические знания: нормативный подход: Учеб. пособие. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2008. - 53 с.

5. Субетто А. И. Квалитология образования (основания, синтез). - СПб; М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 182 с.

6. Субетто А. И. Введение в нормологию и стандартологию образования. - СПб; М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 182 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Черепанов В. С. Основы педагогической экспертизы: Учеб. пособие. -Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. - 124 с.

С. А. Новоселов,

П. Е. Шмакова

ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА

В статье рассматривается дизайн-образование как форма организации культурогвор-ческой среды. Обозначены условия становления педагога-дизайнера, описывается ассоци-агивно-синекгическая технология развития художественно-творческих способностей студен-тов-дизайнеров (ACT).

A design -education as a form of organization culture and creative sphere is considered in the article. Formation’s conditions of designer - teacher are denoted. The associative and sinactiv technology of development of student - designer’s artistic and creative abilities are described.

Процесс формирования инновационной модели экономики в России и соответствующей инновационной системы образования предполагает ускоренное развитие проектной культуры будущих специалистов с опорой на их инициативность, талант и креативность. Одной из основных характеристик вузовского образования становится большой объем самостоятельной работы студентов, их вовлечение в реальные проекты, коллективные формы учебной деятельности [4, с. 11, 14, 27]. Особое место в формировании проектной культуры занимает дизайн-образование, которое является системной формой организации культуротворческой среды [7]. При этом большое значение приобретает подготовка профессионально-педагогических кадров, способных реализовать принципы и методы дизайн-образования в практической педагогической деятельности, и в первую очередь будущих педагогов профессионального образования в области дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.