Научная статья на тему 'Технологические основы реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами междисциплинарного учебно-методического комплекса'

Технологические основы реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами междисциплинарного учебно-методического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TECHNOLOGY / CONTINUITY PRINCIPLE / INTERDISCIPLINARY EDUCATIONALANDMETHODOLOGICAL COMPLEX / SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саламатов Артём Аркадьевич, Латыпова Елена Насиповна

В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования технологии реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами междисциплинарного учебно-методического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саламатов Артём Аркадьевич, Латыпова Елена Насиповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological Bases of Continuity Principle Realization in the System of Secondary Professional Education by Means of Interdisciplinary Educational-and-Methodological Complex

The article considers the problem of development and theoretical substantiation of the continuity principle realization in the system of secondary professional education by means of interdisciplinary educational-and-methodological complex.

Текст научной работы на тему «Технологические основы реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами междисциплинарного учебно-методического комплекса»

УДК 374.014 ББК 74.201.507

Саламатов Артём Аркадьевич

доктор педагогических наук, профессор

Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Латыпова Елена Насиповна соискатель

Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Salamatov Artyom Arkadievich Doctor of Pedagogics,

Professor

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Latypova Elena Nasipovna Applicant for a Degree Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Технологические основы реализации принципа преемственности

в системе среднего профессионального образования средствами междисциплинарного учебно-методического комплекса Technological Bases of Continuity Principle Realization in the System of Secondary Professional Education by Means of Interdisciplinary Educational-and-Methodological Complex

В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования технологии реализации принципа, преемственности в системе среднего профессионального образования средствами междисциплинарного учебно-методического комплекса.

Ключевые понятия: технология, принцип преемственности,

междисциплинарный учебно-методический комплекс, система среднего профессионального образования.

The article considers the problem of development and theoretical substantiation of the continuity principle realization in the system of secondary professional education by means of interdisciplinary educational-and-methodological complex.

Key words: technology, continuity principle, interdisciplinary educational-and-methodological complex, system of secondary professional education.

В среднем профессиональном образовании в последние годы наблюдается всплеск инновационной активности. Это свидетельствует о том, что российское среднее специальное образование ищет ответы на вопросы, которые поставила современная действительность. В качестве критериев

эффективности управления качеством образования в колледже некоторые исследователи определяют:

1) успешность реализации целевых установок образовательной деятельности, обусловленных социальным заказом и рынком труда;

2) качество образования, рассматриваемое как единство качества условий, реализации и результатов образовательного процесса;

3) степень готовности педагогического коллектива к реализации управленческих решений, обеспечивающих качество образования, то есть достижение диагностично заданных целей образования;

4) рост профессиональной компетентности коллектива профессиональнопедагогических работников.

Разработка проблемы реализации принципа преемственности в среднем профессиональном образовании требует научно-методологического осмысления, которое следует начать с определения ведущего понятия.

Исходя из наличия четкого представления о структуре и составе педагогической технологии под технологией реализации принципа преемственности в среднем профессиональном образовании средствами междисциплинарного учебно-методического комплекса мы будем понимать знание о структурированном способе достижения профессиональной компетентности будущего специалиста, задаваемого способами образовательных действий в условиях, адекватных целям подготовки к профессиональной деятельности.

Обобщая вышеуказанные требования, в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования, а также на основе системного, личностно ориентированного и модульно-компетентностного подходов нами разработана технология реализации принципа преемственности в среднем

профессиональном образовании средствами междисциплинарного учебнометодического комплекса, направленная на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста, а именно, формирование знаний, умений, творческого мышления и направленности личности, необходимых для решения профессиональных задач.

С точки зрения системного анализа раскроем структуру и содержание каждого из блоков, входящих в состав технологии.

Первый блок технологии - блок педагогической задачи представлен следующими компонентами: предметом реализации; процессом реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК; продуктом реализации.

Предметом реализации в данной технологии является профессиональная компетентность будущих специалистов, под которой мы понимаем интегративную характеристику личности специалиста, включающую профессиональную обученность, теоретическое мышление и

профессиональную направленность личности, и позволяющую ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Следующим компонентом блока педагогической задачи является процесс реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК, который мы определяем как поэтапное движение от цели через средство к результату. Характеризуя процесс реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК следует отметить, что строение разработанной и описанной в предыдущем параграфе модели позволяет выделить три этапа данного процесса в системе профессиональной подготовки.

Первый этап - теоретико-практический - создает базу формирования профессиональной компетентности, когда студенты овладевают знаниями и первоначальными умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности. Однако прохождение первого этапа является только «первым шагом» на пути формирования профессиональной компетентности.

Второй этап - корректирующе-стабилизирующий - в процессе квазипрофессиональной деятельности полученные на первом этапе знания и умения закрепляются, приобретают целостный характер, вместе с тем за счет применения междисциплинарного учебно-методического комплекса у студентов формируется определенный уровень теоретического мышления, которого достаточно для участия в профессиональной деятельности.

Третий этап - рефлекторно-закрепляющий - в процессе учебно-профессиональной деятельности осуществляется стабилизация и закрепление умений и навыков, отражающих исследуемую компетентность, На основе творческой самостоятельной деятельности, опосредованной МУМК, формируется профессиональная направленность личности, а также идет накопление опыта профессиональной деятельности, формируется ценностное отношение к ней.

Для обеспечения поэтапного реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК мы считаем необходимым осуществление поэтапной диагностики и, на основе полученных результатов, коррекции процесса формирования исследуемой компетентности.

Мы считаем, что знания, умения и качества, отражающие профессиональную компетентность будущих специалистов, должны развиваться на фоне рефлексии, которая проявляется в многообразии и частоте рефлексивных действий: размышлении, уточнении, предположении, постановке себе вопросов, поиска причин, выдвижении гипотез о скрытых целях и мотивах поведения, прогнозе поведения и развития личности, анализе результатов воздействия» (4, с.17).

Так, при помощи обратной связи в процессе рефлексии будущий специалист движется по этапам формирования профессиональной компетентности от результата к цели, оценивает свою деятельность, взгляды на самого себя на основе получения информации о себе от других членов учебной группы, от преподавателя и, тем самым проверяет себя, определяя, где были допущены ошибки, осуществляет коррекцию своей деятельности и пытается осуществить ее по-новому.

Следующим компонентом блока педагогической задачи является продукт. Под продуктом в философии понимается вещественный или нематериальный результат человеческого труда (предмет, научное открытие, идея).

При планировании результатов процесса реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК мы исходили из уровневого подхода. Мы придерживаемся

трехуровневой шкалы, принятой в большинстве стран мира, - минимальный, средний и продвинутый уровни.

Каждый выделенный нами уровень включает специфические описательные характеристики сформированности профессиональной компетентности будущих специалистов. Рассмотрим их подробнее.

Минимальный уровень. Характеризуется общей осведомленностью студента, наличием недостаточных профессиональных знаний. Имеются слабые представления о роли профессии в жизни общества и ее связи с другими сферами. Студент проявляет индифферентное отношение к знаниям, так как не осознает потребности в развитии собственной профессиональной компетентности. Осознанность применения знаний выражена слабо. Студент не имеет представления о собственных возможностях, способностях в осуществлении профессиональной деятельности. Характерна реактивность модели профессионального поведения, слабо выражена способность управлять своим эмоциональным состоянием в процессе деятельности. Профессиональные умения и качества развиты слабо.

Средний уровень. Профессиональные знания системны, однако недостаточно глубоки. Обучаемый знает степень развития собственных умений профессиональной деятельности, но недостаточно умеет выбирать подходящий способ деятельности. Намечаются попытки регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности. Наблюдается неустойчивый интерес к формированию профессиональной компетентности.

Продвинутый уровень. Студент обладает достаточно глубокими профессиональными знаниями, умеет их интерпретировать. Способен к самостоятельному поиску, обработке, применению профессионально-значимой информации. Свободно владеет приемами саморегуляции, самоконтроля, умеет конструктивно реагировать на неудачи. Анализируя результаты своей учебнопрофессиональной деятельности, студент способен оценивать имеющийся у него опыт в решении профессиональных проблем, скорректировать его с целью совершенствования. Проявляет большую заинтересованность в пополнении и углублении профессиональных знаний, в осуществлении профессиональной деятельности.

Следующий блок технологии эффективной реализации системы реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК - блок способа. В данном блоке технологии представлены: средства формирования исследуемой компетентности; методы формирования исследуемой компетентности.

В соответствии с целью, задачами и проблемой нашего исследования в разработанной технологии в качестве основного средства реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования выступает междисциплинарный учебно-методический комплекс.

В дидактике понятие «средство обучения» используется для обозначения одного из компонентов деятельности преподавателя и учащегося. Средство обучения - это «материальный или идеальный объект, который “помещен” между учителем и учащимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности» (9, с.238).

Применение междисциплинарных учебно-методических комплексов в системе СПО можно представить следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Модель формирования междисциплинарного учебнометодического комплекса

Модуль - совокупность знаний дисциплин специальности, объединенных по признаку целостности формирования конкретной профессиональной компетенции.

Единица модуля - это вид конкретной деятельности или вид должностных обязанностей.

Эффективность процесса реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК во многом зависит от создания соответствующих условий, поэтому в технологии эффективной реализации системы формирования профессиональной компетентности выделяется блок педагогических условий.

Для выявления совокупности условий, входящих в состав разработанной технологии нами были намечены следующие пути:

- определение социального заказа системе СПО в аспекте исследуемой проблемы;

- выявление специфики реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК ;

- использование возможностей системного и контекстно-модульного подходов.

Исходя из вышеизложенного, мы предполагаем, что процесс реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК будет протекать более успешно в условиях комплексного использования информационно-коммуникационных технологий, а также применения активных методов обучения. Раскроем суть каждого из представленных условий.

Первое педагогическое условие представляется нам как комплексное использование информационно-коммуникационных технологий в процессе реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК.

Следует отметить, что современные информационнокоммуникационные технологии делятся на два класса: универсальные и профессионально ориентированные. К универсальным относятся текстовые редакторы, системы управления базами данных, процессоры

электронных таблиц, средства моделирования объектов, процессов, систем, с их помощью можно решать задачи в разнообразных предметных областях. В группу профессионально-ориентированных входят технологии, максимально адаптированные к конкретной профессии и предназначенные для решения конкретных профессиональных задач: системы бухгалтерского учета, библиотечные системы, переводческие системы, обучающие системы и др.

Кроме того, в настоящее время огромный интерес представляют информационно-коммуникационные технологии, функционирующие в сети Интернет. Среди них выделяют: электронную почту (e-mail); телеконференции (usenet); видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам через справочные каталоги и поисковые системы; разговор в сети (Chat).

Так, первое направление комплексного использования ИКТ в процессе формирования профессиональной компетентности может заключаться в применении на каждом технологическом этапе разнообразных сочетаний информационно-коммуникационных технологий, которые дополняют и обогащают друг друга в процессе формирования исследуемой компетентности.

Второе направление комплексного использования информационнокоммуникационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов предполагает использование ИКТ в различных видах учебной деятельности.

Так, в соответствии с целью и задачами нашего исследования в рамках первого условия разработанной технологии использование ИКТ можно назвать комплексным, если формирование профессиональной компетентности будущих специалистов осуществляется как в процессе аудиторной, так и внеаудиторной учебной деятельности студентов.

Вместе с тем, исходя из концепции о преобразовании обучения в самообучение и саморазвитие, в процессе реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК мы предполагаем постепенное нарастание доли

самостоятельной работы, опосредованной ИКТ. Так, на теоретикопрактическом этапе реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК информационнокоммуникационные технологии используются преимущественно в аудиторной учебной деятельности студентов во взаимодействии с преподавателем, а также в самостоятельной аудиторной работе студентов, а на последующих этапах осуществляется перенос основной доли учебной деятельности студентов, опосредованной ИКТ, на внеаудиторную учебную деятельность будущих специалистов.

Многие авторы (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Е.Ю. Никитина и др.) указывают на важность функции профессионализации внеаудиторной самостоятельной работы, которая должна включать элементы профессиональной деятельности. Основной целью внеаудиторной работы должно быть расширение и углубление знаний студентов об особенностях будущей профессии и формирование профессиональной компетентности.

Таким образом, комплексное использование ИКТ обеспечивает наличие информационно-развивающей среды, способствующей формированию профессиональной компетентности будущих специалистов. Следует отметить, что информационно-развивающая среда обладает своими свойствами, если входящие в ее состав различные средства ИКТ, программные средства и др., наполняются предметным содержанием будущей профессиональной деятельности.

В целом комплексное использование средств информационно-коммуникационных технологий способствует созданию условий для развития и проявления личностных качеств обучаемых, становлению творческой, активной, инициативной личности, удовлетворению познавательных и духовных потребностей обучаемых, развитию их социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития.

В структуре блока условий технологии эффективной реализации системы реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК мы выделяем еще одно условие - применение активных методов обучения.

Понимание субъекта в современных науках о человеке означает, что человек находится на высшем уровне активности, целостности (системности), автономности и т.д. Характерным чертами субъекта с точки зрения психологии являются: внутренняя свобода личности; интерес к учению; умение свободно объяснить свои действия; умение критически оценивать их; способность при известных условиях отказываться от сложившихся правил; умения самому для себя создавать способы действия; умение самому для себя оценивать свои возможности; способность делать личностную самооценку.

Являясь субъектом деятельности, будущий специалист становится центральной фигурой образовательного процесса, в связи с чем преподаватель приобретает иную роль - компетентного консультанта, координатора самостоятельной деятельности, оказывающего необходимую помощь и поддержку студентам.

Вместе с тем, специфика целей и задач системы реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК требует использования комплекса методов, которые

позволили бы осуществить переход от семиотической к социальной модели реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК. В последние годы, наряду с традиционными методами обучения, появились новые методы, успевшие получить положительные оценки педагогов-практиков.

Среди активных методов можно назвать информационный взрыв, решение конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, деловая игра, видеометод, дискуссия и др.

Вместе с тем основными отличительными особенностями активных методов обучения от традиционных, прежде всего, являются:

- одноуровневость позиции обучаемого и обучающего, взаимодействующих на уровне личностей;

- создание у обучаемого установки на познавательную деятельность и вовлечение в процесс обучения всех сфер личности - интеллекта, воли, эмоции;

- вовлечение в образовательный процесс основных условий материальной среды обучения, организация которых активизирует и направляет его;

- вовлечение в учебный процесс механизмов общения, формирование типов отношений, возникающих в процессе познавательной деятельности между обучаемыми и педагогом как равноправными коллегами.

Исходя из вышеизложенного считаем, что применение активных методов обучения способствует формированию профессиональной компетентности будущих специалистов, поскольку у студентов формируется представление о сущности профессиональной деятельности, вырабатываются объективные критерии для самоанализа и самооценки себя как субъекта этой деятельности, образуются ценностные ориентиры в профессиональной сфере, формируется установка на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование.

Проведенное исследование позволяет отметить, что разработанная технология является инструментальным свойством модели реализации принципа преемственности в системе среднего профессионального образования средствами МУМК и обеспечивает ее эффективную реализацию. Особенность разработанной нами технологии заключается в поэтапном формировании профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях комплексного использования информационно-коммуникационных технологий, а также применения активных методов обучения.

Библиографический список

1. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В. Блауберг. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 235 с.

2. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М.; Воронеж, 1996. -

400 с.

3. Купавцев, А.В. Деятельностный аспект процесса обучения / А.В. Купавцев // Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 44-49.

4. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1996. - 308 с.

5. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.

6. Зборовский, Г.Е. Инновации в профессиональном образовании: проблемы

исследования / Г.Е. Зборовский, Г.М. Романцев // Образование и наука. - 2000. - № 3 (5). - С. 18-28.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор шк. -

2001. - № 1. - С. 98-105.

8.Никандров, Н.Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее / Н.Д. Никандров // Нар. образование. - 2001. - № 2. - С. 178-182.

9.Саламатов, А. А. Образование в XXI веке / А.Ф. Аменд, А. А. Саламатов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 6. - С. 10-15.

10. Саламатов, А.А. К вопросу о преемственности дидактических приемов и методов при изучении экологической проблематики в процессе проблемно-развивающего

обучения / А.А. Саламатов // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2002. - № 9. - С. 209-212.

Bibliography

1. Blauberg, I.V. Problem of Integrity and System Approach / I.V. Blauberg. - М., 1997. -

235 p.

2. Klimov, E.A. A Professional’s Psychology / E.A. Klimov. - М.: Voronezh, 1996. - 400 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kupavtsev, A.V. Activity Aspect of Training Process / A.V. Kupavtsev // Pedagogics. -2002. - № 6. - P. 44-49.

4. Markova, A.K. Professionalism Psychology / A.K. Markova. - М.: Prosveshchenie, 1996. - 308 p.

5. Robert, I.V. Modern Information Technologies in Education: Didactic Problems, Usage Prospects / I.V. Robert. - М.: School-Press, 1994. - 205 p.

6. Nikandrov, N.D. Education On the Turn of Millenium / N.D. Nikandrov // People’ s Education. - 2001. - № 2. - P. 178-182.

7. Salamatov, A.A Education in the XXI Century / A.F. Amend, A.A. Salamatov / / Standards and Monitoring in Education. - 2003. - № 6. - P. 10-15.

8. Salamatov, A.A. On the Continuity of Teaching Methods and Techniques in the Study of Environmental Issues in the Problem-and-Developing Training / A.A. Salamatov // Herald of the Inst. of Younger Generation’s Education and Upbringing Development at ChSPU. - Chelyabinsk,

2002. - № 9. - P. 209-212.

9. The National Doctrine of Education in the Russian Federation // School Master. - 2001. - № 1. - P. 98-105.

10. Zborovsky, G.E. Innovations in Professional Education: Research Problems / G.E. Zborovsky, G.M. Romantsev // Education and Science. - 2000. № 3 (5). - P. 18-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.