УДК: 378.046-021.68-051:502(09)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.Я. Жорова, Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета, (Херсон, Украина), е-mail: [email protected]
Резюме. В статье определены особенности гуманизации учебного процесса в учреждениях повышения квалификации на основе аксиологического, акмеологического и андрагогического подходов. Рассмотрены эффективные образовательные технологии практико-ориентированной учебной деятельности слушателей.
Ключевые слова: гуманизация последипломного педагогического образования, аксиологический подход, акмеологический подход, андрагогической подход, технология организации группового взаимодействия, технология кооперативного обучения, технология организации самостоятельной работы.
Интенсификация процессов в образовательном пространстве Украины акцентирует внимание общества на необходимости непрерывного образования педагогов, которое является важным условием развития личности и ее творческого потенциала. Последипломное образование продолжается в течение профессиональной деятельности учителя и обеспечивает необходимое научно-методическое сопровождение развития педагогического профессионализма. Непрерывность последипломного образования педагога направлена не только на последовательное профессиональное совершенствование, обогащение и обновление знаний, но и на развитие личностных качеств, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение социальной защиты и самореализации в процессе профессиональной деятельности.
Подъем образования на качественно новый уровень, возрождение и развитие национальной системы образования взаимосвязаны с ее гуманизацией, смещением личности в центр интересов государства, его образовательной политики и учебных процессов в каждом из звеньев системы непрерывного образования. Развитие личности обучаемого должно превратиться в цель функционирования образовательных систем.
В этом контексте особое значение приобретает проблема гуманизации педагогического образования, поскольку воспитывать личность может только личность. Следовательно, гуманизация современной школы начинается с гуманизации образования учителей.
Проблемам образования взрослых, специалистов с определенным жизненным и профессиональным опытом посвящены работы С.И.Змеевого, Н.Г.Ничкало, В.В.Олийника, Н.Г.Протасовой. Теоретические и методические основы образования взрослых освещены также в трудах А.И.Анциферовой, С.Г.Вершловского, В.Б.Гаргай, Ю.М.Кулюткина, О.В.Онушкина, В.Г. Сухобской, Ю.В.Укке.
Ученые Г.О. Бермус, К.В. Бондаревская, М.В. Кларин, М.Ю. Красо-вицкий, Т.И. Сущенко, К.П. Тонконогая в своих работах рассматривают проблемы гуманизации образования и личностного ориентированного процесса обучения в системе последипломного образования педагогических кадров. Следует заметить, что исследователи уделяли внимание, главным образом, общим подходам и теоретическому обоснованию гуманизации образования дипломированных педагогов, технологические же вопросы реформирования данной отрасли образования педагогических кадров остаются не достаточно разработанными.
В статье рассмотрены современные образовательные технологии, которые могут быть использованы в системе последипломного образования педагогов в контексте современных гуманистических тенденций.
Философия образования и образовательная политика украинского государства всегда основывались на социоцентрическом подходе, который акцентировал внимание на максимальной общественной пользе человека и предполагал, что результатом образования является овладение определенными знаниями, умениями и навыками.
Однако, современное общество заинтересовано в преодолении чрезмерной технологизации образования. Так, Е.П. Голобородько отмечает, что «... в психолого-педагогической науке разрабатываются теоретико-методологические основы педагогики «сильного духовного действия». Вводится категориальное понятие «дело жизни», которое предусматривает переориентацию с когнитивно-интеллектуальных на эмоционально-этические духовные основы... Ведь это заложено в сути нашей отечественной педагогики - личностноцентрированой в отличие от западноевропейской - технологически центрированной» [1, с. 84].
Не вызывает сомнения, что изменение одной парадигмы на другую обусловливает реконструкцию всей области педагогических знаний на но-
вых принципах, а именно: формирование новых знаний о личности, источниках ее саморазвития, процессе непрерывного профессионального усовершенствования и т.д.
Так, в научных трудах определена и обоснована закономерность процесса возрастания образовательных потребностей, состоящая в том, что чем выше образовательный уровень личности, тем активнее она стремится к продолжению образования. При этом образование не только удовлетворяет и развивает профессиональные и духовные потребности специалиста, но и стимулирует развитие новых. Таким образом, в области образования проявляется закон возрастания образовательных потребностей, что является мощным механизмом развития системы последипломного образования педагогов вообще и повышения квалификации, в частности [3].
Гуманистическая методология расширяет понимание сути профессионально-педагогической деятельности и рассматривает её сквозь призму личностных структур педагогической деятельности, акцентируя внимание на том, что учитель не только технологически выполняет профессиональные задания. Но и активно переосмысливает на рефлексивной основе компоненты педагогического процесса, придавая им личностный характер, проявляя, таким образом, педагогическое творчество, на основе самоорганизации [2]. Методологическое значение гуманистических ориентиров в контексте исследования профессионализма педагогов определяется ценностными основами, что обуславливает ценность аксиологического подхода.
Аксиологический подход позволяет рассматривать профессиональное развитие педагога со стороны ценностной сферы личности. Такой подход предусматривает смещение технократических тенденций в понимании успешности педагогического труда на формирование определённых ценностных доминант, которые должны обеспечить социальную и профессионально значимую направленность жизненной активности учителя.
Исследователи отмечают разнообразие и противоречие педагогических ценностей. Однако, рассматривая их как условие и определённый вид профессиональной деятельности, разделяют педагогические ценности на уровни: индивидуально-личностный (аксиологическое «Я» педагога), профессионально-групповой (совокупность принципов, которые регулируют педагогическую деятельность в отдельных профессиональных группах), социально-педагогический (характер и содержание общественного сознания). Таким образом, в процессе педагогической деятельности объ-
ективные педагогические ценности субъективируются на практике, что обуславливает формирование индивидуальной концепции смысла профессионально-педагогической деятельности учителя и является показателем его педагогической культуры и личностно-профессионального развития [5].
Как показывают научные исследования, верхнего предела совершенства не существует, человек, специалист-профессионал совершенствуется на протяжении всей своей педагогической карьеры, поэтому проблемы личностно-направленного образования и обучения педагога в системе последипломного образования и повышения квалификации в частности, приобретают в современных условиях общегосударственное значение.
Именно поэтому наше время фокусирует внимание на проблеме профессионального развития личности в плоскости акмеологического подхода, который раскрывает образовательную деятельность педагога сквозь призму самосовершенствования человека в образовательном пространстве, достижения им высокого интеллектуального, профессионального и духовного развития. Приоритетными признакам акмеологического подхода в последипломном образовании является совершенствование человека на всех этапах его жизни, возможность личностного и профессионального развития в деятельности групп; оптимистический взгляд на человека и его будущее.
Вопросы гуманизации среднего и высшего образования сейчас достаточно освещены с точки зрения технологии внедрения, но они чаще малопригодны в системе образования взрослых и не рассчитаны на ее специфику. Вместе с тем, очевидно, что рассматривать сегодня вопрос образования отдельно от проблемы реформирования системы последипломного образования педагогов в направлении ее гуманизации просто невозможно. В этом контексте целесообразно акцентировать внимание на научных разработках, посвященных особенностям обучения взрослого человека с базовым образованием и профессиональным опытом, а именно на андрагогическом подходе.
Определение сущности андрагогического подхода обусловлено такими характеристиками взрослого человека как: самостоятельность в принятии решений; опыт как источник знаний; прагматичность в формировании мотивов к обучению; практичность полученных знаний.
Таким образом, актуализируется вопрос повышения эффективности современного последипломного образования педагогов, что требует не
только осознания особенностей образования взрослых, специалистов с определенным жизненным и профессиональным опытом, но и учет этого в процессе обучения. Также необходима разработка новых методик, технологий обучения, адекватных системе национального образования, конкретным условиям жизни и труда педагогов. Таким образом, реализация андрагогического подхода в последипломном образовании педагогических кадров исключает стандартизацию учебного процесса и предусматривает разнообразие моделей обучения, носит вариативный характер в зависимости от степени взросления человека, развития его личности, обогащения жизненного и профессионального опыта.
Итак, уточнив концептуальные основы развития гуманистически ориентированного последипломного педагогического образования целесообразно проанализировать практический инструментарий реализации обозначенных выше методологических принципов.
Сопоставление качественных характеристик существующих тенденций развития образования и развиваемых в настоящий момент инновационных технологий обучения в информационном пространстве последипломного образования позволило выделить эффективные образовательные технологии организации практико-ориентированной учебной деятельности педагогов-слушателей, имеющие значительный стимулирующий и развивающий потенциал.
По типам взаимодействия между субъектами образовательного процесса и образовательной средой можно выделить следующие группы образовательных технологий: технологии организации группового взаимодействия, технологии кооперативного обучения, технологии организации самостоятельной работы слушателей.
Технология организации групповой деятельности - в учреждениях последипломного образования основывается на взаимодействии слушателей с целью достижения профессионально значимого результата.
Эффективности ее реализации способствуют некоторые факторы, а именно: организация коллективной познавательной деятельности педагогов, обеспечение позитивного эмоционального микроклимата, четкое распределение функций, осуществление взаимодействия, требующего индивидуальной ответственности каждого, рефлексия групповой работы, предусматривающая как анализ результатов коллективной работы, так и самоанализ.
Одним из вариантов организации групповой деятельности является технология кооперативного обучения, подразумевающая работу в малых группах.
Следует отметить, что форма взаимодействия слушателей в группах может быть разной: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая. Совместно-индивидуальная форма предусматривает представление итогов собственной деятельности каждого участника, которые обсуждаются, и избирается целесообразный вариант (наиболее характерно для технологии организации группового взаимодействия). При совместно-последовательной - результат деятельности каждого участника является фрагментом, необходимым для построения общего ответа (наиболее характерно для технологии кооперативного обучения). Совместно-взаимодействующая форма обуславливает выбор определенных аспектов решения задачи, на основе которых принимается групповое решение.
Технологии организации самостоятельной работы слушателей позволяют стимулировать активность, самостоятельность, познавательный интерес и являются импульсом к дальнейшему саморазвитию. Специфика последипломного педагогического образования позволяет разделить задания для самостоятельной работы на следующие группы:
1. Для овладения знаниями - работа с различными источниками информации, учебно-исследовательская работа.
2. Для закрепления и систематизации знаний - аналитическая обработка текста, подготовка ответов на контрольные вопросы и тесты, подготовка сообщений к выступлению на семинарах, заседаниях «круглого стола», конференциях, подготовка рефератов.
3. Для формирования умений - выполнение вариативных заданий и упражнений, решение ситуационных профессиональных задач, подготовка проектов по введению инноваций в образовательный процесс, выполнение выпускной работы [6].
В ряде образовательных технологий, способствующих конструктивному овладению ключевыми видами профессиональной педагогической деятельности можно выделить: технологии контекстного обучения, технологии обучения научно-исследовательской деятельности, проектные технологии.
Технология контекстного обучения, реализующаяся с помощью как традиционных, так и инновационных форм и методов обучения, подразумевает моделирование не только предметного, но и социального содержа-
ния профессиональной деятельности педагога. Перемещение слушателей в плоскость субъектов реальных педагогических ситуаций, деловых и учебных игр (игры-коммуникации, игры-защиты от манипуляции, игры для развития интуиции, игры-рефлексии и пр.), которым характерны неоднозначность и противоречивость возможных решений, а также их последующий анализ способствует значительному профессиональному развитию учителя.
Технология контекстного обучения состоит из трех базовых форм деятельности: учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров; квазипрофессиональная, воплощающаяся в играх, спецкурсах, спецсеминарах; учебно-профессиональная (практика на базе учебных учреждений) [4].
Проектная и исследовательская деятельности в силу своих особенностей позволяют обеспечивать включенность педагога в актуальную образовательную и социокультурную проблематику; овладение им современным знанием и другими интеллектуальными средствами; адекватное современной образовательной ситуации профессиональное развитие педагога; создание качественного продукта профессиональной деятельности (новое качество образования учеников и выпускников школы); развитие внутреннего потенциала педагога.
Использование проектной технологии в учреждениях последипломного образования как особого вида интеллектуальной деятельности, предоставляет возможность проектирования объекта (уровня развития), перспективного планирования, практической направленности, исследовательской работы. Как наиболее эффективные зарекомендовали себя следующие формы проектных технологий: описание собственного педагогического опыта; авторская программа факультатива, спецкурса или кружка; методические рекомендации преподавания предмета (темы); методические разработки уроков.
Основными идеями исследовательского метода обучения являются использование научного подхода к решению педагогических задач, т.е. построение работы слушателей на логике проведения классического научного исследования с использованием всех методов и приемов научного исследования.
Профессионально-личностному развитию педагогов способствует также использование технологии развития системного и рефлексивного, в том числе критического, мышления, технологии эвристического обуче-
ния, технологии продуктивного обучения, технологии игрового моделирования.
Технология развития критического мышления предусматривает рефлексивное взаимодействие субъектов образовательного процесса на всех этапах обучения: совместная постановка целей, совместная учебная деятельность, определение степени достижения запланированных результатов (рефлексия).
Следует отметить, что реализация технологии критического мышления в работе с педагогами позволяет использовать множество различных методов обучения (дискуссии, проекты, портфолио, кейс-метод, круглые столы и т.д.), обеспечивая при этом открытость и индивидуальный характер мышления.
Применение данной технологии в учебном процессе учреждений последипломного педагогического образования позволяет организовать целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой интеллектуальная работа слушателей приводит их к решению насущных профессиональных проблем.
Технологии эвристического обучения учителей направлены на развитие продуктивных процессов мышления для предоставления педагогам возможности овладения новыми, более рациональными вариантами действий в нестандартных педагогических ситуациях.
Наиболее широко применяемым методом эвристического обучения является метод «мозгового штурма», активизирующий коллективную творческую деятельность. Отличительной особенностью его использования является проблемность поисковой задачи и возможность выбора различных вариаций её решения, даже те, которые гипотетически не могут быть результативными. Далее следует всестороннее обсуждение каждой идеи и выводы о целесообразности применения избранного варианта. Это даёт возможность педагогам увидеть множество различных взглядов на решение одной профессиональной задачи.
Технология продуктивного обучения предусматривает организацию определенной деятельности слушателей, формирующей умения экстерио-ризировать профессиональные знания.
Одним из методов, в полной мере реализующим идеи продуктивного обучения, является кейс-метод. Его использование в учебном процессе учреждений последипломного образования дает возможность развивать у слушателей аналитические, исследовательские, коммуникативные навы-
ки, формировать умение анализировать ситуацию, планировать стратегию, принимать решение.
С методической точки зрения кейс - это специально подготовленный учебный материал, который содержит структурированное описание ситуаций из реальной практики педагогов. Кейс представляет собой единый информационный комплекс, в котором освещается определенная ситуация в разных аспектах.
В педагогической практике сложились такие виды кейсов по способу приобретения исходной информации: «полевые» (основывающиеся на фактах из реальной жизни) и «описательные» (базирующиеся на выдумке автора); по определенным целям и различают иллюстративные и обучающие кейсы.
Преимущества кейс-метода сравнительно с традиционными формами организации учебной работы со слушателями заключаются в том, что, с одной стороны, кейс-метод нуждается более жесткой структуризации информации, а с другой - создает важную часть единой информационной базы, которая в дальнейшем может использоваться педагогами [7].
Использование технологии игрового моделирования позволяет максимально приблизить учебный процесс учреждения последипломного образования не только к реальным условиям взаимодействия субъекта и объекта деятельности, но и к условиям практического взаимодействия между педагогами.
Целостное представление проблемы, формирующееся в ходе деловой игры, становится базовым для общей дискуссии и понимания ее многогранности. Происходит приобретение не столько фактического знания, сколько умения согласовывать действия при решении проблем
Проведение деловой игры подразумевает не только совместное воссоздание реальных педагогических ситуаций, но и наполнение их содержания определёнными ролями всех участников. В дальнейшем каждый из них, исходя из выбранной ролевой позиции, анализирует внешние и внутренние факторы, определяет пути разрешения проблемы, прогнозирует дальнейшее развитие событий.
Рассмотрев некоторые педагогические технологии, следует отметить многовекторность их направлений в контексте личностного и профессионального развития педагога.
Таким образом, анализ научных источников показал, что реализация гуманистической парадигмы развития последипломного педагогиче-
ского образования должна учитывать концептуальные положения аксиологического, акмеологического и андрогогическому подходов к повышению квалификации педагогических кадров.
Гуманизация последипломного педагогического образования на инструментальном уровне может быть осуществлена через системное и сбалансированное использование технологий организации группового взаимодействия, кооперативного обучения, организации самостоятельной работы слушателей, контекстного обучения, организации научно-исследовательской деятельности, развития критического мышления, эвристического и продуктивного обучения, игрового моделирования и проектных технологий.
Дальнейшие научные разработки в контексте рассматриваемой проблематики могут быть осуществлены в направлении поиска современных дистанционных технологий личностно ориентированного последипломного педагогического образования.
Литература:
1. Голобородько 6.П. Сучасн аспекти професмного становлення: реапи i перспективи // Педагопчний альманах: зб. наук. пр. / редкол. В.В. Кузьменко (голова) та к - Херсон: Р1ПО, 2010. D Випуск 5. - С. 83-86.
2. Гузм Н.В. Катеп^я професiоналiзму в теори i практик пщготовки майбутнього педагога : дис. ... доктора пед. наук : 13.00.04 / Наталiя Ва-^вна Гузк - К., 2007. - 475 с.
3. Зубко А.М. Андрагопчн засади Ыформацмного зв'язку у процес навчання в сист^ пщвищення квалiфiкацií педагопчних кадрiв / А.М. Зубко // Педагопчний альманах: зб. наук. пр. / редкол. В.В. Кузьменко (голова) та к - Херсон: Р1ПО, 2010. - Випуск 8. - С. 82-87.
4. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. - Часть 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/index.html (дата обращения: 19.02.2014).
5. Мариновська О.Я. Формування готовност вчителiв до проектно-впроваджувально'|' дiяльностi: теорiя i практика: монографiя / Оксана Яювна Мариновська. - 1вано-Франмвськ: Симфоыя-форте: Полтава: Довктля-К, 2009. - 500 с.
6. Мезенцева О.И. Специфика организации самостоятельной работы педагогов в системе последипломного образования / О.И. Мезенцева //
Начальная школа. - №10. - 2012. - С.1-5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.school2100.ru/upload/iblock/a73/a73ccf9cb4402bd18f2095e8 e3538eec.pdf (дата обращения: 22.02.2014).
7. Присяжнюк Ю.С. Використання Ыновацмних технологiй у пюляди-пломнiй педагогiчнiй освiтi [Электронный ресурс] / Ю.С. Присяжнюк. - Режим доступа: http://virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp6/prisjagnuk.pdf (дата обращения: 25.02.2014)
Zhorova I.Y. Technological aspect of humanity of postgraduate pedagogical education / I.Y. Zhorova // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 3, - 2014. - S. 20-30.
© И. Я. Жорова, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —
УДК: 37.032
ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ -СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИМИДЖА ПЕДАГОГА
М. М. Навроцкая, Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета, (Херсон, Украина), е-mail: [email protected]
Резюме. В статье представлена одна из составляющих имиджа педагога - вербальные средства общения. Раскрыты виды педагогических рассказов и выделены барьеры в процессе общения.
Ключевые слова: имидж, педагог, общение, рассказ, барьер.
На сегодняшний день важной задачей общеобразовательных учреждений является подготовка подрастающего поколения к умению ориентироваться в обществе, находить и использовать необходимую информацию для решения как учебных, так и жизненных ситуаций. Конечно, подготовить такого школьника сможет только высококвалифицированный педагог. Изменение информации, технологий выдвигают новые требования обще-