Научная статья на тему 'Андрагогические и инновационные подходы в обучении взрослых'

Андрагогические и инновационные подходы в обучении взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1348
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ АНДРАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ANDROGOGICS / ADULT EDUCATION / INNOVATIONS / DEVELOPMENT OF ANDROGOGIC TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрешер Юлия Николаевна

В данной научной статье раскрываются актуальные вопросы, посвещенные инновационному образованию, его специфике. Раскрываются особенности образования взрослых, значимости исследования андрагогических проблем и противоречий современного образования, описаны модели опережающего обучения и наполнения учебных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANDROGOGICAL AND INNOVATIONAL METHODS IN ADULT EDUCATION

Actual questions in the given research article are devoted to innovative education and its specificity. The peculiarities of adult education, significance of androgogic problems and contradictions of modern education are outlined, models of training run ahead of schedule and filling in the curricula are described.

Текст научной работы на тему «Андрагогические и инновационные подходы в обучении взрослых»

ности студентов профессиональной школы, ориентированной на российско-европейское партнерство / под ред. академика РАО Г. В. Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2011.

УДК 377.001.76

Ю. Н. Дрешер

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ

В данной научной статье раскрываются актуальные вопросы, посвещенные инновационному образованию, его специфике. Раскрываются особенности образования взрослых, значимости исследования андрагогических проблем и противоречий современного образования, описаны модели опережающего обучения и наполнения учебных программ.

Ключевые слова: андрагогика, образование взрослых, инновации, развитие андрагогических технологий.

Y. N. Dresher

ANDROGOGICAL AND INNOVATIONAL METHODS IN ADULT EDUCATION

Actual questions in the given research article are devoted to innovative education and its specificity. The peculiarities of adult education, significance of androgogic problems and contradictions of modern education are outlined, models of training run ahead of schedule and filling in the curricula are described. Keywords: androgogics, adult education, innovations, development of androgogic technologies.

В последнее десятилетие многие научные издания и общественная печать часто используют «модные» термины: инновации, инновационная деятельность, инновационная культура и т. д.

В науке и практике под инновацией понимают такое нововведение, которое находится в русле общественных устремлений, но для своего внедрения требует принципиально новых методов, подходов, часто выходящих за пределы принятых норм и правил. Здесь возникают определенные противоречия, поскольку внедрение каждого нового принципа обучения, образовательной технологии требует существенного пересмотра существующих норм и правил организации учебного процесса в современном образовательном учреждении, таком как Институт дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусств (ИДПО (ПК) СКС), которое сохраняет исследовательские традиции.

Инновационное образование сегодня необходимо рассматривать как системную совокупность образовательных процессов, основанную на активном применении новейших информационных и организационнопедагогических технологий, предполагающую применение теоретических, практических и педагогических инноваций. Спецификой инновационного образования является производство конкурентоспособной профессиональной модели специалиста на рынке образовательных услуг, а также формирование личности, активно, компетентно и эффективно участвующей во всех сферах общественной жизни [5].

Образование есть область гуманитарной практики, в которой принимает участие абсолютно каждый человек. Фактически, это сфера жизнедеятельности взрослого человека, включающая контекст культурных достижений и многообразие форм социальнопрофессиональной деятельности людей.

Более того, образовательное пространство сегодня определяется как сосредоточение взаимодействия всех людей, как движение исторического процесса, в котором образовывается и образуется сам человек при помощи собственных эмоционально-духовных и интеллектуально-волевых усилий [6].

Образование взрослых в современном обществе - это важнейшее условие творческого развития личности, без которого невозможно эффективное функционирование человека в динамично развивающемся мире. На современном этапе развития общества особую значимость приобретает образование взрослых в области креативности и интеллекта. Ориентация современного образования на формирование личности, обладающей креативно развитым сознанием и мировоззрением, на процессы гуманизации и культурологи-зации, способствовала утверждению нового взгляда на творчество, которое стало рассматриваться как средство познания сокровищ общечеловеческой культуры, как инструмент развития личности в диалоге культур. Существует объективная необходимость поиска оптимальной методики обучения креативности и интеллекту в системе последипломного непрерывного образования специалистов, специфической организации последипломного образования, что обусловлено возрастом обучаемых, характером их реальной или потенциальной профессиональной и социальной деятельности, личностными ориентациями, мотивами и интересами.

Развитие креативного мышления и интеллекта позволяет человеку свободно

ориентироваться в открытом для сотрудничестве мире. Исследование по вопросам развития у педагогов креативного мышления свидетельствует о возрастном статусе и потребностей у взрослых, так как педагоги высшей последипломной школы всегда должны идти с опережением и знать о потребностях в дополнительных знаниях у взрослых.

Значимость исследования андрагогических проблем обусловлена еще и новыми требованиями к системе подготовки кадров в условиях кризиса и в посткризисный период, когда цели и практика образования взрослых носит все более опережающий характер, ориентированный на конкретные социальные группы населения (СКД, НХТ, музыкальные работники, руководители домов культуры, отделы культуры при исполнительной власти в регионах и т. д.) и конкретные социальные отношения [1].

Объектами изучения андрагогики в первую очередь являются: последипломное образование, переподготовка кадров, внутрифирменное образование, последипломное образование различных категорий специалистов и т. д.

Хочу напомнить, что кафедра андра-гогики ИДПО (ПК) СКС и искусств Министерства культуры РТ уже много лет занимается повышением квалификации ППС института и всех категорий слушателей. А поскольку андрагогика как междисциплинарная наука об образовании взрослых включает а) философско-методологический и культурологический аспект андрагогики; б) социально-психологический аспект ан-драгогики (этапы жизненного и профессионального становления взрослого человека, психофизиологические закономерности развития взрослых, кризисы развития личности взрослых и их пути преодоления и т. д., можно сказать, что в современных условиях важнейшими являются проблемы социального и

психологического сопровождения процесса обучения социально незащищенных групп населения - инвалидов, временно неработающих и т. д. [2].

Возникают и другие проблемы и противоречия, препятствующие созданию эффективной системы образования взрослых и подготовки квалифицированных кадров, такие как: переход к рыночной экономике и наступивший кризис привел к упадку внутрипроизводственное и корпоративное обучение. Начиная постепенно осознавать, что персонал необходимо обучать, молодые, недавно пришедшие к власти руководители зачастую не имеют четкого представления о специфике образования взрослых. Отсутствие методик, скорее нехотение многих руководителей, а может и отсутствие средств обращаться в такие учреждения, как наш институт, приводит их к неэффективности данного процесса обучения.

Первое, это то, что по итогам социологических исследований нынешние выпускники вузов (а их уже более 50 %) идут работать не по приобретенной специальности. А мы знаем, что такой категории взрослых для вхождения в рыночную экономику требуется специальная дополнительная подготовка и теоретико-прикладные аспекты построения системы опережающего образования специалистов. Весьма естественно выглядит стремление предвосхитить в образовании те изменения в науке, технике и общественной жизни, которые с наибольшей вероятностью могут произойти в ближайшем или более отдаленном времени. Однако реальность такова, что даже научное предвидение, основанное на всестороннем анализе явлений и путей развития событий, к сожалению, далеко не всегда оправдывается на практике [3].

Понятно, с какими сложностями сталкивается образовательная наука при попыт-

ках построить модель содержания обучения, которая будет востребована жизнью через несколько лет. Поэтому в ИДПО модель опережающего содержания оправдывается лишь в ограниченном ряде образовательных систем и практик, когда речь идет об уже известном содержании и о высокой вероятности востребования его конкретным контингентом обучающихся [4]. В практике кафедры андрагогики ИДПО реализованы модели опережающего образования при переквалификации специалистов в рамках профессии на выполнение новых усложненных функций при освоении новых информационных технологий; для ППС ИДПО - это соответствие целям и задачам модернизации школы (новых форм открытого и дополнительного образования:

- современные технологии как средство повышения квалификации педагога-андрагога;

- страх публичного выступления;

- технология подготовки публичного выступления;

- подготовка алгоритма публичного выступления;

- невербальное публичное выступление;

- экспрессия жестов педагога-андрагога;

- позы и перемещения лектора;

- вокальные характеристики речи педа-гога-андрагога;

- имидж педагога-андрагога и первое впечатление о нем;

- креативное (творческое) мышление;

- как формулировать и решать проблемы;

- стратегии творческого мышления;

- индивидуальные методы генерации идей;

- техники групповых креативных решений;

- интеллект-карты.

Кафедрой исследован педагогический аспект технологий опережающего обучения

(семинары перечислены выше), рассматриваемых как специфические учебные среды жизнедеятельности взрослого, определяющие возможности его развития как человека мобильного, самореализующегося, творческого, способного ориентироваться в изменяющейся ситуации, эффективно решать практические задачи и добиваться планируемого результата.

Развитие андрагогических технологий, имеющихся в арсенале кафедры, связывается с повышением интереса к качеству интеллектуального уровня работников ППС института к качеству их профессионального образования, и эта задача решается успешно, так как нами реализован компетентностный подход к обучению взрослых.

И еще, кафедрой андрагогики все больше и активнее идет внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, что дает новые дидактические возможности, обеспечивает наглядность, аудио- и визуальную поддержку обучения, удобный контроль способствует повышению как уровня преподавания, так и мотивации к изучению материала (креативность и интеллект) со стороны слушателей - профессорско-преподавательского

состава ИДПО. Новые информационные технологии открывают практически неограниченные возможности для совместной творческой деятельности слушателей и их преподавателей.

Достоинства информационных технологий обучения общеизвестны - это активизация когнитивной деятельности (учащихся) слушателей, индивидуальный характер обучения, разгрузка преподавателей от контроля и частично консультирования.

Креативность и творческое мышление являются неотъемлемыми компонентами профессиональной подготовки специалистов-слушателей, так как он дает возможность педагогам изучать и использовать новейшие достижения мировой практики, а также вносить свой вклад в разработку тех или иных проблем с учетом имеющегося и приобретенного опыта. Задача педагогов кафедры андрагогики состоит в использовании ими современных инновационных технологий при обучении взрослых с целью повышения их заинтересованности в успехе учебного процесса и активизации их учебной деятельности, то есть повышения коммуникативной мотивации.

Литература

1. Александрова М. В., Шерайзина Р. М. Становление и инновационное развитие региональной системы образования взрослых как организационно-педагогическая проблема // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 5. - С. 69-73.

2. Дрешер Ю. Н. К вопросу о формировании коммуникативной компетентности при обучении взрослых // Стратегии построения инновационной системы непрерывного образования специалистов социокультурной сферы в условиях модернизации общества: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2011. - С. 28-31.

3. Забалуева Ю. Н. Сущность процесса обучения взрослых в контексте развития андрагогики // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. - 2008. - № 4. -С. 137-142.

4. Кондратьев А. А., Подобед В. И. Модель безотрывной подготовки специалистов в системе непрерывного образования // Человек и образование. - 2009. - № 1. - С. 193-195.

5. Некрасов В. С. Толерантность в образовании взрослых: инновационная андрагогика и поликуль-турализм. - М.: Академия Тринитаризма, 2003.

6. Огарев Е. И. Образование взрослых: основные понятия и термины. - СПб.: ИОВ РАО, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.