УДК 796.966-053.6(075) в. В. ПЛОТНИКОВ
Уфимская государственная академия экономики и сервиса
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ХОККЕИСТОВ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ________________________________________________
В статье рассмотрены особенности технико-тактической подготовки хоккеистов на этапе углубленной специализации. На основе проведенного исследования выявлены ведущие технико-тактические действия, разработана методика технико-тактической подготовки юных хоккеистов, разработана шкала интенсивности технико-тактических действий, показаны особенности программно-содержательного обеспечения техникотактической подготовки юных хоккеистов, исследована динамика результативности ведущих технико-тактических действий, определены этапные модельные характеристики технико-тактической подготовленности хоккеистов на этапе углубленной специализации.
Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, юные хоккеисты, этап углубленной специализации.
Актуальность. В фокусе нашего исследования — технико-тактическая подготовка (ТТП) хоккеистов на этапе углубленной специализации (ЭУС), являющейся ведущей: из шести видов подготовок (физической, функциональной психологической, теоретической, технической, технико-тактической) ей по программам [1, с. 42; 2, с. 17] отводится до 52,5 % времени в годичном макроцикле. Однако результаты обзора научно-методической литературы показывают, что проведенные исследования касаются высококвалифицированных хоккеистов [3 — 6], а исследования по ТТП юных хоккеистов [7, с. 13— 15; 8, с. 68 — 69] не претендуют на окончательный вариант исследований: в них не приведены ведущие технико-тактические действия (ТТД) и результаты наблюдений за эффективностью их выполнения в условиях соревновательной деятельности; не рассмотрены схемы технико-тактической подготовки юных хоккеистов и оценка сложности освоения ТТД в учебнотренировочном процессе; не разработаны нормативные показатели результативности выполнения технико-тактических действий в процессе соревновательной деятельности. Поэтому необходимо констатировать, что повышение уровня спортивного мастерства юных хоккеистов должно идти по пути решения проблемы ТТП уже с ЭУС.
На основании вышеизложенного нами сформулирована цель исследования — разработать и экспериментально оценить эффективность разработанной методики технико-тактической подготовки хоккеистов на этапе углубленной специализации.
Методика исследования. Источником первичной информации служили сведения, полученные с помощью анкетирования тренеров-экспертов (п = 96) в дивизионах «Урал—Западная Сибирь», «Сибирь — Дальний Восток», «Центр». Результаты анкетирования обрабатывались методами, принятыми в педагогических исследованиях [9, с. 157— 160].
На основе вышеизложенного были определены ведущие ТТД: вбрасывание шайбы, атаки на ворота соперника, передачи шайбы, броски шайбы по воротам, силовые единоборства, обводка соперника, ловля шайбы на себя.
Далее нами была разработана методика ТТП юных хоккеистов (схема 1).
Как видно из схемы 1, в методику включены взаимосвязанные блоки, обеспечивающие совершенствование ТТП юных хоккеистов на льду.
Все используемые в подготовке юных хоккеистов ТТД были оценены по уровню сложности исполнения (табл. 1).
Как видно из табл. 1, каждому упражнению присваивался балл сложности исполнения.
Далее нами был проведен педагогический эксперимент (ПЭ) на базе спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва (СДЮШОР) ХК «Салават Юлаев» (г. Уфа), спланированный и проведенный с соблюдением основных принципов и правил его выполнения [10, с. 145— 147].
На основании вышеизложенного с учетом календаря соревнований, направленностью микроциклов, значимости и сложности исполнения ТТД для юных хоккеистов экспериментальной группы (ЭГ) были сформированы группы упражнений определенной направленности. Распределение ТТД в группы объясняется направленностью микроциклов в зависимости от восстановительных процессов организма игроков, объемом и интенсивностью применяемых средств; возрастными физиологическими и психологическими особенностями юных спортсменов.
Сезон 2004/05 г.
1-я группа: применялась в восстановительных и втягивающих микроциклах. Содержание: индивидуальное маневрирование с шайбой с бросками по воротам и добиванием шайбы; индивидуальные действия с шайбой; групповые взаимодействия при «активном» сопернике.
2-я группа упражнений: применялась в ординарных микроциклах. Содержание: индивидуальные
действия с шайбой при «активном» сопернике; групповые взаимодействия при «пассивном» сопернике; групповые взаимодействия при «активном» сопернике.
3-я группа упражнений: применялась в пред-соревновательных и соревновательных микроциклах. Содержание: тренировочные упражнения по
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
%
— оценка эффективности выполнения технико-тактических действий в соревновательной деятельности — оценка сформированного уровня технико-тактической подготовленности
тгг
Результативность соревновательной деятельности
-сг
— коррекция с учетом внешних и внутренних факторов — планирование с учетом календаря соревнований
— формирование технико-тактических действий в группы
— ориентация на ведущие технико-тактические действия
— оценка технико-тактических действий по сложности исполнения
Т2Г
Реализация технико-тактической подготовки юных хоккеистов
— определение ведущих действий в технико-тактической
подготовке для юных хоккеистов систематизация средств технико-тактической подготовки:
— индивидуальных; групповых; командных оценка исходного уровня технико-тактической подготовленности выделение основных проблем в технико-тактической подготовке
обобщение литературного анализа, практики спорта, тенденций и подходов к совершенствованию технико-тактического мастерства юных хоккеистов
Предпосылки к технико-тактической подготовке
Схема 1. Методика технико-тактической подготовки юных хоккеистов
Таблица 1
Оценка сложности исполнения технико-тактических действий у юных хоккеистов, баллы
№ Содержание технико-тактических действий Баллы
1 Индивидуальные действия с шайбой и без шайбы без сопротивления соперника 1
2 Индивидуальные действия с шайбой при «пассивном» сопернике 2
3 Индивидуальные действия с шайбой (атакующие и оборонительные) при «активном» сопернике 3
4 Групповые взаимодействия (атакующие и оборонительные) при «пассивном» сопернике и без соперника 4
5 Групповые взаимодействия (атакующие и оборонительные) при «активном» сопернике 5
6 Командные взаимодействия (атакующие и оборонительные) при «пассивном» сопернике и без соперника 6
7 Командные взаимодействия (атакующие и оборонительные) при «активном» сопернике 7
8 Игровые упражнения 8
9 Двусторонние учебно-тренировочные игры 9
10 Календарные игры 10
типологизации; групповые взаимодействия при «активном» сопернике; командные взаимодействия при «активном» сопернике; игровые упражнения.
4-я группа упражнений: применялась во всех без исключения микроциклах. Содержание: 2-сторонние игры в двух составах.
Сезон 2005/06 г.
1-я группа: использовалась в предсоревнователь-ных микроциклах. Содержание: индивидуальные дей-
ствия с шайбой при «пассивном» сопернике и без соперника; групповые взаимодействия при «пассивном» сопернике; индивидуальные действия с шайбой при «активном» сопернике; групповые взаимодействия при «активном» сопернике; командные взаимодействия при «активном» сопернике.
2-я группа: использовалась в соревновательных микроциклах. Содержание: индивидуальные маневрирования с шайбой с обязательными бросками по
Таблица 2
Планирование технико-тактической подготовки у юных хоккеистов в процессе педагогического эксперимента 2004/05/06 гг., %
Опытные группы Время на ТТП, % Время применения групп упражнений, % Время применения ТТД, %
1 2 3 4 5 ИТД ГТД КТД
Сезон 2004/05 гг.
КГ 33,0 28,5 33 21,3 15,3 - 27,0 34,6 38,4
ЭГ 34,7 30,4 28,5 14 30 - 42,7 35,3 22,0
Сезон 2005/06 гг.
КГ 33,5 10 25,8 27,0 22,5 15,0 28,4 35,6 36
ЭГ 34,6 20,5 14 25,0 20,0 20,5 37,2 37,0 25,8
Примечание: ТТП — технико-тактическая подготовка; ИТД — индивидуальные тактические действия; ГТД — групповые тактические действия; КТД — командные тактические действия; КГ — контрольная группа, ЭГ — экспериментальная группа
Таблица 3
Результативность технико-тактических действий у хоккеистов 13-14 лет в процессе педагогического эксперимента, %
Г руппы Технико-тактические действия
Командные Г рупповые Индивидуальные
Вбрасыван ие шайбы Атаки Передачи шайбы Броски шайбы Силовые единоборства Обводка соперника Ловля шайбы на себя
До педагогического эксперимента — сезон 2003/04 г.
КГ 35,0 27,0 42,1 29,8 38,82 39,41 30,5
±0,06 ±0,03 ±0,01 ±0,21 ±0,05 ±0,05 ±0,2
ЭГ 34,9 27,0 41,21 30,03 38,51 39,4 30,2
±0,04 ±0,03 ±0,01 ±0,07 ±0,07 ±0,05 ±0,4
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
В конце педагогического эксперимента — сезон 2005/06 г.
КГ 36,0 27,44 41,94 30,53 38,73 39,8 31,7
±0,1 ±0,24 ±0,02 ±0,21 ±0,14 ±0,2 ±0,4
ЭГ 42,2 32,3 43,71 37,7 45,6 45,52 52,4
±0,12 ±0,07 ±0,02 ±0,3 ±0,04 ±0,07 ±0,44
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Примечание: р — уровень статистической достоверности; КГ — контрольная группа; ЭГ — экспериментальная группа
воротам и добиванием шайбы; групповые взаимодействия при «активном» сопернике; командные взаимодействия при «активном» сопернике; тренировочные упражнения по типологизации.
3-я группа: применялась во всех без исключения микроциклах. Содержание: 2-сторонняя игра.
4-я группа: использовалась в восстановительных и втягивающих микроциклах. Содержание: индивидуальные маневрирования без шайбы и с шайбой с обязательными бросками по воротам и добиванием шайбы; атакующие и оборонительные индивидуальные действия с шайбой при «пассивном» и «активном» сопернике; групповые взаимодействия при «пассивном» сопернике; упражнения по типологи-зации.
5-я группа: применялась в ординарных микроциклах. Содержание: тренировочные упражнения по типологизации; индивидуальные действия с шайбой при «активном» сопернике; групповые взаимодействия при «пассивном» сопернике; групповые взаимодействия при «активном» сопернике; игровые упражнения.
Планирование ТТП в экспериментальных группах представлено в табл. 2.
Из табл. 2 видно: в 1-й экспериментальный год в экспериментальной группе отмечается равное использование восстановительных (1 гр. упр.) и 2-сторонних игр (4 гр. упр.). Во 2-й экспериментальный сезон также доминируют 2-сторонние игры (3-я группа упражнений); два сезона в ЭГ доминировали ИТД и ГТД по сравнению с КГ, в которой преобладали КТД. Это связано как с привязкой ТТП «на перспективу» и возрастными особенностями игроков на ЭУС, так и задачами, стоящими перед учебно-тренировочным этапом.
Таким образом, разработанная нами методика ТТП хоккеистов на ЭУС включала в себя: последовательные действия с учетом ведущих и информативных ТТД; время применения групп упражнений и ТТД, соответствующее особенностям будущей соревновательной деятельности и адекватности особенностям тренировочного процесса с акцентом на игровой метод обучения.
Результаты исследования и их обсуждение. Контроль эффективности выполнения ТТД в процессе исследования осуществлялся тренерами-экспертами (п = 5) на основе педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью. Результаты были
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
Таблица 4
Нормативные показатели результативности (%) технико-тактических действий у хоккеистов на этапе углубленной специализации, баллы
№ Технико-тактические действия Оценка
5 4 3 2
1 Вбрасывание шайбы 42,7 37,3 31,9 31,8
2 Атаки на ворота противника 32,6 28,6 24,5 24,4
3 Броски шайбы 38,2 32,6 26,9 26,8
4 Передачи шайбы 46,7 42,7 38,7 38,6
5 Силовые единоборства 47,3 41,7 36,3 36,2
6 Обводка соперника 46,5 42,1 37,7 37,6
7 Ловля шайбы на себя 58,5 43,1 27,6 27,5
обработаны с помощью пакета прикладных программ 81аИ81;1к:а 6.0 и представлены в табл. 3.
Как видно из табл. 3, на констатирующем этапе эксперимента результативность ведущих ТТД достоверно не различалась (р>0,05). Однако к концу формирующего этапа эксперимента видна положительная однонаправленная динамика в опытных группах. Выраженные сдвиги к окончанию педагогического эксперимента отмечаются в экспериментальной группе во всех оцениваемых ТТД (р<0,05).
На основе проведенных исследований были разработаны нормативные показатели ТТД у хоккеистов на ЭУС, позволяющие оценить уровень их технико-тактической подготовленности (табл. 4).
Полученные результаты позволяют определить новизну исследования:
1. Выявлены ведущие технико-тактические действия, предопределяющие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности юных хоккеистов: вбрасывание шайбы, атаки на ворота соперника, броски шайбы, передачи шайбы, силовые единоборства, обводка соперника, прием шайбы на себя.
2. Разработана эффективная методика техникотактической подготовки юных хоккеистов, включающая в себя: приоритетное применение в тренировочной деятельности индивидуальных (до 42,7 %) и групповых (до 37 %) технико-тактических действий; оценку сложности исполнения технико-тактических действий в учебно-тренировочном процессе (от 1 до 10 баллов); разработку, сочетание, содержание и объем применения групп упражнений с приоритетом в микроциклах на индивидуальные и групповые тактические действия.
3. Разработаны нормативные показатели результативности технико-тактических действий, позволяющие оперативно и информативно оценить техникотактическую подготовленность юных хоккеистов: «вбрасывание шайбы» — 42,7 % и выше; «атаки на ворота соперника» — 32,69 % и выше; «броски шайбы» — 38,28 % и выше; «передачи шайбы» — 46,7 % и выше; «силовые единоборства» — 47,31 % и выше; «обводка соперника» — 46,54 % и выше; «прием шайбы на себя» — 58,57 % и выше.
Практическая значимость новизны полученных результатов определяется:
1. Разрешением проблемы повышения эффективности процесса обучения технико-тактическим действиям юных хоккеистов с использованием разрабо-
танной методики технико-тактической подготовки.
2. Нормативные показатели технико-тактической подготовки хоккеистов на этапе углубленной специализации позволяют определить уровень техникотактической подготовленности.
Библиографический список
1. Никонов, Ю. В. Хоккей : Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю. В. Никонов. — Мн. : Министерство спорта и туризма, 2001. — 94 с.
2. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В.П.Савин, [и др.]. — М. : Советский спорт, 2006. — 101 с.
3. Ишматов, Р. Г. Построение учебно-тренировочного процесса хоккеистов высокой квалификации : учеб.-метод. пособие / Р. Г. Ишматов. — СПб. : Академия хоккея, 2006. — 45 с.
4. Карпов, В. Е. Диагностика и коррекция психического состояния хоккеистов высшей квалификации : учеб. пособие / В. Е. Карпов. — Челябинск : ЮУрГУ, 2002. — 58 с.
5. Никонов, Ю. В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов / Ю. В. Никонов. — Мн. : Асар, 2003. — 352 с.
6. Твист, П. Хоккей : теория и практика : пер. с анг. / П. Твист. — М. : Астрель, 2005. — 288 с.
7. Зайцев, В. К. Глобализация атаки — тактика опережающих построений игры в хоккее : учеб. пособие / В. К. Зайцев. - М. : РГАФК, 2000. - 45 с.
8. Савин В.П. Теория и методика хоккея : учебник / В. П. Савин. — М. : Академия, 2003. — 400 с.
9. Загвязинский, В. И. Методология и методы психологопедагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязин-ский, Р. Артаханов. — М. : Академия, 2001. — 207 с.
10. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. — М. : Академия, 2002. — 264 с.
ПЛОТНИКОВ Вадим Владимирович, старший преподаватель кафедры физического воспитания, соискатель по кафедре «Теория и методика футбола и хоккея» Сибирского государственного университета физической культуры.
Адрес для переписки: plot17@list.ru
Статья поступила в редакцию 29.05.2012 г.
© В. В. Плотников