7. Schützenberger, A.A. Aïe, Mes Aïeux! / Anne Ancelin Schutzenberger. - Paris : La méridienne, Desclée de Brouwer, 2004. - 257 p.
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Вадим Владимирович Плотников, мастер спорта России по хоккею с шайбой, соискатель,
Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК),
г. Челябинск
Аннотация
Статья посвящена результатам 2-годичного педагогического эксперимента с участием хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде. Представлен анализ динамик результативности индивидуальных, групповых и командных технико-тактических действий, определены актуальность и цель исследования, сформулированы выводы. Список литературы носит специализированный характер.
Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, технико-тактические действия, юношеский хоккей, соревновательный период.
TECHNICAL AND TACTICAL READINESS OF HOCKEY PLAYERS OF 13-14 YEARS IN THE COMPETITIVE PERIOD
Vadim Vladimirovich Plotnikov, the master of sports of Russia in ice hockey, the competitor,
The Ural state university of physical training,
Chelyabinsk
Abstract
The article is devoted to the results of 2-years pedagogical experiment of 13-14 years old hockey players in the competitive period. There is an analysis presented on the dynamics of the results among individuals, groups and teams technical-tactical actions. The actuality of it and the purpose of the research are finely determined, besides the conclusions were formed as well.
Keywords: technical-tactical preparation, technical-tactical actions, youth hockey, competitive
period.
В фокусе нашего исследования - проблема технико-тактической подготовки хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде (СП), которая в юношеском хоккее является ведущей - на этапе углубленной специализации ей отводится от 33% в сентябре (начало СП) до 52,5% в марте (конец СП) от общего времени учебнотренировочного процесса (УТП) из 6 видов подготовки [1, 3]. Это обусловлено направленностью, условиями учебно-тренировочного процесса, состоянием спортсмена и изменяющимися обстоятельствами [1, 2]. В то же время исследования в области юношеского хоккея, выполненные в этом направлении, немногочисленны и носят фрагментарный характер.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - теоретически разработать и экспериментально оценить эффективность разработанной методики технико-тактической подготовки хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогический эксперимент (ПЭ) проводился на базе детско-юношеская спортивной школы олимпийского резерва (СДЮШОР) хоккейного клуба (ХК) «Салават Юлаев» (г.Уфа), был спланирован и проведен с соблюдением основных принципов и правил теории и методики хоккея. В течение 2-х лет в рамках соревновательных макроциклов (2004/05/2006 гг.) были зарегистрированы и подвергнуты сравнительному анализу динамики результативности технико-тактических действий (ТТД) хоккеистов ХК «Салават Юлаев» (Уфа) 1991 г.р. (n=25) - экспериментальная группа (ЭГ) и ХК «Салават Юлаев» (Уфа) 1992 г.р. (n=25) - контрольная группа (КГ).
Для регистрации ТТД хоккеистов были привлечены тренеры-эксперты (п=5), имеющие звание «мастер спорта» СССР по хоккею с шайбой. Они регистрировали восемь ведущих ТТД в юношеском хоккее:
1. Количество (раз) и результативность (%) вбрасывания шайбы - отношение общего количества вбрасывания шайбы к выигрышным.
2. Количество (раз) и результативность (%) атак - отношение количества атак, закончившихся броском по воротам или забитым голом, к общему количеству атак.
3. Количество (раз) и результативность (%) бросков - отношение общего числа бросков по воротам к точности попадания в створ ворот или забитым голам.
4. Количество (раз) и результативность (%) передач шайбы - отношение общего числа передач к точности передач.
5. Количество (раз) и результативность (%) силовых единоборств - отношение выигранных силовых единоборств к их общему числу.
6. Количество (раз) и результативность (%) обводок - отношение общего числа обводок к результативности приема.
7. Количество (раз) и результативность (%) первого паса - отношение общего количества первого паса к точности.
8. Количество (раз) и результативность (%) приема шайбы на себя - отношение числа бросков соперниками шайбы, принятых игроками на себя, к общему числу бросков соперников.
Результаты исследования обрабатывались на ПЭВМ с помощью пакета прикладных программ «81а11Б11ка 6.0». В табл. 1 отражена динамика результативности ТТД.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Данные, представленные в таблице 1, показывают, что до ПЭ при р>0,05 получены статистически недостоверные различия во всех оцениваемых ТТД. Это связано с тем, что обе группы тренировались по примерно одинаковым методикам, тренеры во многих случаях применяли не только одинаковые упражнения, но также дозировку, что приводило к частичной адаптации к традиционным, часто повторяющимся средствам и методам, а также возникновению различных стереотипов.
В процессе ПЭ, по оценкам тренеров-экспертов, в 1-м ТТД - «вбрасывание шайбы» - после 1-го и 2-го этапов видно незначительное повышение результативности в обеих группах, но различия при р>0,05 недостоверные. К концу ПЭ результативность в ЭГ - 42,2±0,12% - возросла значительнее, по сравнению с КГ - 36,0±0,1% - при р<0,05 - получены статистически достоверные различия. Это связано с тем, что игроки ЭГ, в отличие от КГ, стали не только чаще отрабатывать этот прием на тренировках, но и непосредственно перед играми - на тренировках шла игра на интерес (соревновательный метод) в «тройках» с постоянной сменой «троек».
Глядя на оценку результативности 2-го ТТД - «атаки» - видно, что к концу ПЭ результативность атак в ЭГ составляла 32,3±0,07%, т.е., как минимум, броском, а, максимум, голом заканчивалась почти каждая третья атака, а в КГ - 27,44±0,24% - при р<0,05 - получены достоверные различия. По отзывам экспертов, это связано с тем, что игроки ЭГ стали лучше взаимодействовать, понимать друг друга, чаще эффективнее реализовывать ошибки и провалы соперников.
Из динамики 3-го ТТД - «броски шайбы» - видно, что результативность в конце ПЭ у игроков ЭГ повысилась значительно - 37,7±0,3%, в отличие от КГ -30,53±0,21% - при р<0,05 получены статистически достоверные различия. Эксперты это связали с тем, что игроки ЭГ стали точнее бросать по воротам (причем с любой дистанции), агрессивнее действовать у ворот, постоянно стремились добить шайбу. На тренировках - как теоретических занятиях, так и практических - совместно с тренером анализировали броски игроков - обсуждали не только технику исполнения, но и тактику.
Таблица 1
Динамика (М±м) результативности (%) технико-тактических действий в процессе параллельного педагогического эксперимента хоккеистов 13-14 лет КГ (п=25) и ЭГ (п=25) в соревновательных периодах хоккейных сезонов 2004/05/06 гг.
№ п/п ТТД Группы Этапы педагогического эксперимента
до ПЭ 1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап
1 Вбрасывание шайбы КГ 35,0±0,06 35,13±0,08 35,2±0,1 35,7±0,07 36,0±0,1
ЭГ 34,9±0,04 35,61±0,2 36,2±0,09 37,41±0,2 42,2±0,12
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05
2 Атаки КГ 27,0±0,03 26,74±0,2 26,8±0,14 27,14±0,2 27,44±0,24
ЭГ 27,0±0,03 27,11±0,06 27,6±0,04 29,3±0,06 32,3±0,07
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05
3 Передачи шайбы КГ 42,0±0,0 41,21±0,02 41,81±0,01 42,0±0,02 41,94±0,02
ЭГ 41,21±0,01 41,9±0,01 42,06±0,01 44,53±1,7 43,71±0,02
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05
4 Первый пас КГ 25,5±0,41 20,8±4,61 25,7±0,3 25,93±0,4 26,02±0,3
ЭГ 25,22±0,12 29,8±0,33 36,3±0,33 37,02±0,43 41,7±0,32
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05
5 Броски шайбы КГ 29,8±0,21 29,74±0,2 30,3±0,21 30,34±0,1 30,53±0,21
ЭГ 30,03±0,07 30,5±0,21 31,7±0,23 33,09±0,12 37,7±0,3
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05
6 Силовые единоборства КГ 38,82±0,05 39,0±0,05 39,13±0,12 39,06±0,06 38,73±0,14
ЭГ 38,51±0,07 39,22±0,04 41,2±0,07 44,03±0,09 45,6±0,04
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05
7 Обводка КГ 39,41±0,05 39,7±0,05 39,92±0,2 40,4±0,2 39,8±0,2
ЭГ 39,4±0,05 40,6±0,12 41,92±0,09 43,4±0,05 45,52±0,07
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05
8 Прием шайбы на себя КГ 30,5±0,2 30,03±0,3 30,0±0,21 31,22±0,32 31,7±0,4
ЭГ 30,2±0,4 40,93±0,4 44,11±0,5 48,01±0,52 52,4±0,44
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05
Примечание:
ТТД - технико-тактические действия;
ПЭ - педагогический эксперимент; р - уровень статистической достоверности; ЭГ - экспериментальная группа;
КГ - контрольная группа; п - количество игроков в команде;
до эксперимента - сентябрь 2003 г. - март 2004 г.;
1 этап - сентябрь 2004 г. - декабрь 2004 г.;
2 этап - январь 2005 г. - март 2005 г.;
3 этап - сентябрь 2005 г. - декабрь 2005 г.;
4 этап - январь 2006 г. - март 2006 г.
В 4-м ТТД - «передачи шайбы» - к концу ПЭ результативность передач у игроков ЭГ повысилась значительно - до 43,71±0,02%, в отличие от игроков в КГ -41,94±0,02% - при р<0,05 получены статистически достоверные различия. Это связано с тем, что перед тем, как отдать шайбу, игрок, совершающий передачу, вначале смотрел, где находятся партнеры и в какой они позиции. В результате этого до приема или обводки игрок имел несколько вариантов для продолжения атаки. Шайбу передавали партнеру только тогда, когда его не контролировал соперник, и возможность перехвата была исключена. После завершения передачи игрок сразу же перемещался на открытое пространство, в результате чего его партнеры имели возможность снова отдать ему шайбу и продолжить комбинацию. Также помогли модельные соревновательные упражнения, варьирование способов выполнения ТТД, изменение скорости направления и расстояния движения игроков и их количества.
Результативность 5-го ТТД - «силовые единоборства» - у игроков ЭГ с 38,51±0,07% до ПЭ незначительно повысилась после первого этапа до 39,22±0,04%, а у игроков КГ - с 38,82±0,05% до 39,0±0,05 %, но при р>0,05 также получены статистически недостоверные различия. Эксперты связали это с тем, что защитникам не удавалось применять несколько жестких остановок в начале встречи, и активность
соперника, в особенности нападающих, не снижалась, игроки соперника прекрасно видели намерение применить силовой прием. К концу ПЭ при р<0,05 получены статистически достоверные различия. Это связано с тем, что игроки ЭГ в большей степени последовательно выполняли установку тренера перед игрой - сразу жестко, но по правилам применяли силовые приемы в начале встрече, что приводило к психологической неустойчивости соперника. Также эксперты отметили не только повышение уровня физических кондиций игроков ЭГ, но и взаимодействие партнеров - часто партнер, правильно выбирая позицию, вынуждал соперника с шайбой двигаться на защитника, который останавливал его силовым приемом.
При анализе результативности применения 6-го ТТД - «обводка соперника» -на всех этапах ПЭ видны незначительные повышения результативности у обеих групп. Это связано с тем, что очень часто игроки обеих групп при выполнении обводки неправильно оценивали сложившуюся ситуацию и расположение игроков противоборствующего противника и, соответственно, использовали наиболее рациональный, на их взгляд, вид обводки. К концу ПЭ получены статистически достоверные различия при р<0,05. Это связано с тем, что хоккеисты КГ во многих случаях применяли все те же приемы, а на тренировках в малой степени практиковались индивидуальные занятия с учетом игрового амплуа.
Результативность 7-го ТТД - «первый пас» - 25,5±0,41% у хоккеистов КГ и 25,22±0,12% у ЭГ до ПЭ также почти одинакова - получены статистически недостоверные различия при р>0,05. Эксперты связали это с тем, что во время УТП тренеры почти не отрабатывали данный игровой момент с защитниками, начало атаки защитниками именно в соревновательных условиях - защитники имели время и возможность свободно принять шайбу, подумать, оценить ситуацию на площадке и только затем отдать пас. И только к концу ПЭ результативность хоккеистов ЭГ возросла до 41,7±0,32%, а у хоккеистов КГ - до 26,02±0,3% - при р<0,05 получены статистически достоверные различия.
При оценке результативности 8-го ТТД - «прием шайбы на себя» - тренеры-эксперты зафиксировали, что к концу ПЭ результативность его применения в ЭГ повысилась значительно - до 52,4±0,44%, а в КГ - 31,7±0,4% - при р<0,05 получены достоверные различия. По отзывам экспертов, это связано с тем, что у игроков ЭГ результат был получен благодаря образованию мощной мотивации, оформления устойчивого стремления к победе в любом матче, к достижению поставленной цели.
ВЫВОДЫ
1. В результате проведенного педагогического эксперимента получены статистически достоверные различия при р<0,05 в конце исследования.
2. Ориентация на уровень технико-тактической подготовленности в соревновательном периоде позволяет качественно управлять учебно-тренировочным и соревновательным процессами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никонов, Ю.В. Хоккей : программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю.В. Никонов ; Министерство спорта и туризма. - Минск : [б.и.], 2001. - 94 с.
2. Савин, В.П. Теория и методика хоккея : учебник / В.П. Савин. - М. : Академия, 2003. - 400 с.
3. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В.П. Савин, Г.Г. Удилов, Ю.В. Королев, В.С. Львов, А.П. Давыдов, В.В. Крутских, Е.А. Щербаков. - М. : Советский спорт, 2006. - 101 с.