А. М. Фокин, С. Л. Фетисова, В. Ю. Егоров
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У ХОККЕИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Деятельность хоккеиста происходит в постоянно изменяющихся условиях, в единоборстве с соперником, при дефиците времени для выполнения различных технико-тактических действий на высокой скорости. В связи с этим хоккеист должен быстро ориентироваться в пространстве, умело оценивать игровые ситуации и принимать оперативные решения, обладать способностями к прогнозированию и предвосхищению действий соперника и партнеров по команде. Поэтому совершенствование методики обучения, позволяющей повысить эффективность тактико-технических действий юных хоккеистов является актуальной на сегодняшний день.
Ключевые слова: хоккей, тактическое мышление, юные хоккеисты, этап начальной специализации.
A. Fokin, S. Fetisovа, V. Yegorov
THE FORMATION
OF INDIVIDUAL TACTICAL THINKING AT HOCKEY PLAYERS AT THE STAGE OF INITIAL SPECIALIZATION
A hockey player must be able to perform in constantly changing conditions, battling rival players with a limited time to choose and carry out various technical and tactical manoeuvres at high speed. Consequently, a hockey player has to navigate quickly in space, skilfully assess game situations and make operational decisions, have the ability to predict and anticipate the actions of both, opponents and teammates. Therefore, the improvement of training methods, which may enable young hockey players to increase the effectiveness of tactical and technical performance, is highly relevant.
Keywords: hockey, tactical thinking, young hockey players, initial specialisation stage.
Специфика игровой деятельности в хоккее заключается в интенсивной двигательной активности, проходящей в ограниченном пространстве и в условиях ограниченного времени. Хоккеистам, находясь в постоянном единоборстве с соперником и в состоянии сильного психологического напряжения, необходимо принимать быстрые решения, что приводит к неправильной оценке игровой ситуации. Процессы прогнозирования, предвосхищения и предвидения тесно связаны с тактическим мышлением хоккеистов [8].
А. И. Клименко выделяет у «спортсменов-игровиков» следующие характеристики игрового мышления: действия игроков в условиях лимита времени; нахождение в процессе постоянного принятия решения; наличие нескольких вариантов решений; пространственно-временное ориентирование по всей игровой площадке, удержание в памяти большого числа тактических комбинаций; наличие сбивающих факторов при выполнении технико-тактических действий и как следствие смена плана решения задач [5].
Д. Н. Завалишиной и В. Н. Пушкиным были выявлены основные закономерности оперативного мышления: правильность и своевременность решения тактико-технических задач зависит от уровня квалификации игроков; высококвалифицированным спортсменам необходимо меньше времени для решения наиболее сложных задач, в отличие от начинающих спортсменов [4].
Основой тактического мастерства, по мнению В. Ю. Горского и В. Н. Огулова, является зрительный контроль, обеспечивающий видение поля: положение партнеров, соперников и их передвижение на площадке; оценка вариантов действий в процессе изменения игровой ситуации; предвидение развития ситуации; выполнение технико-тактических действий в условиях противодействия с соперником. Фундаментом тактического мастерства любого хоккеиста является индивидуальное игровое мышление, а его эффективность зависит от быстроты выполнения технических приемов без зрительного контроля. Индивидуальное игровое мышление должно формироваться одновременно с освоением основ техники игры, когда происходит закладка техники движений, игровых приемов и основ взаимодействий [3].
Тактика считается наиболее сложным компонентом игровой деятельности. Она представляет собой материализованную форму мыслительной деятельности, нашедшую свое отражение в действиях играющих. Ей принадлежит решающая роль в достижении победы над соперником. Каждое игровое действие является результатом принятого стратего-тактического (мысленного) решения конкретной тактической задачи. Помимо овладения специфическим оперативным мышлением для успеха в игре и особенно в коллективной, важно добиться единства в понимании каждым участником целей и задач, решаемых в каждом моменте игрового соревнования [1, 2].
Специфика игровой соревновательной деятельности представляет собой особый вид психомоторной деятельности целереа-
лизуещего характера, детерминированной изменением ситуаций в результате целесообразных действий всех участников игрового процесса [3, 6, 7, 8].
В свою очередь каждая игровая ситуация носит проблемный характер и имеет множество возможных решений. Поиск наилучшего её решения происходит в результате проектно-моделирующей деятельности, включающей две фазы: 1-я фаза — интеллектуальная, включающая составление плана-замысла и 2-я фаза — моторная, реализация плана-замысла. Процесс обучения необходимо рассматривать как когнитивную составляющую по получению новых знаний и умений, связанных с восприятием игровой ситуации на уровне её оценки, и поиска решений и способов его реализации. С этой целью были отобраны игровые ситуации, в которых формировалось тактическое мышление хоккеистов.
Педагогический эксперимент проходил в период с 1.09.2017 по 1.06.2018 г. на базе хоккейного клуба «Форвард». В эксперименте приняло участие 20 хоккеистов на этапе начальной специализации.
Анализ специальной литературы показал, что теоретические и практические рекомендации по формированию индивидуального тактического мышления у хоккеистов на этапе начальной специализации недостаточно представлены в спортивной практике [8]. На основе анализа специальной литературы, опроса специалистов в области хоккея и анализа тренировочной и соревновательной деятельности была разработана программа (Таблица 1), в которую были включены:
• специальные игровые ситуации и последовательность их изучения согласно содержанию учебного плана СШОР;
• использование интерактивной доски для формирования знаний о действиях в игровых ситуациях;
• использование специальных карточек для осмысления вариантов действий в различных игровых ситуациях и принятии оптимального решения поставленной задачи.
Таблица 1
Средства для развития тактического мышления у хоккеистов на этапе начальной специализации
Перечень игровых ситуаций
• игра в зоне 3 х 3 с двумя шайбами;
• игра в хоккей мячами большего и меньшего размера;
• игра 3 х 3 с нейтральным игроком;
• игра 2 х 2 на ограниченной площадке;
• игра 3 х 3 на половине площадки с тремя воротами;
• игра 3 х 3 со сменой ворот по звуковому сигналу;
• игра 3 х 3 на половине площадки с дополнительным игроком за воротами;
• товарищеские матчи с сильными соперниками;
• игра в хоккей по упрощенным правилам (без вне игры и проброса);
• игра 6 х 6 и 7 х 7;
• игра 3 х 3 на половине площадки (игрок владеющий шайбой, не может передвигаться по площадке);
• подвижная игра «Защити свою шайбу» (в кругу вбрасывания);
• игра 3 х 2 на половине площадки. Защитники, должны перехватить шайбу у соперника и отдать её своим нападающим на другую половину площадки;
• игра 5 х 5, без входа в зону последнего игрока;
• игра 3 х 3 с двумя шайбами на удержание;
• игра 2 х 2 на удержание с подключением дополнительного игрока;
• 1 нападающий против 5 защитников без клюшек (задача — преодолеть среднюю зону с шайбой, где располагаются защитники).
Графические модели игровых ситуаций
Пример решения игровой ситуации, специальная карточка — выход из зоны
В ходе эксперимента проводилась оценка уровня общей и специальной физической подготовленности [8]. С этой целью использовались следующие тесты: бег 30 м, подтягивание, пятикратный прыжок, бег 400 м, бег 3 км, челночный бег 6 х 9 м, бег 30 м на коньках, бег по малой восьмерке лицом и спиной вперёд, броски по воротам (Рис. 1, 2).
Рис. 1. Динамика показателей общей физической подготовленности хоккеистов на этапе начальной специализации
Рис. 2. Динамика показателей специальной физической подготовленности хоккеистов на этапе начальной специализации
жены достоверные изменения при выполнении семи рисунков теста — р < 0,05 (Рис. 3).
Результаты общей и специальной физической подготовленности хоккеистов на этапе начальной специализации в ходе эксперимента выросли и находятся на достоверном уровне значимости р < 0,05.
С целью выявления уровня и быстроты реализации конструктивных решений испытуемых использовались кубики Кооса. Испытуемые собирали фигуры по мере возрастания сложности (от четырех до девяти кубиков). Необходимо было собрать предложенную картинку из кубиков, без ограничения по времени. Учитывался результат отдельно каждого рисунка.
При помощи теста «Кубики Коосса» был выявлен средний уровень способности поиска конструктивных решений испытуемых. Средние показатели уровня реализации конструктивных решений кубика Кооса у юных хоккеистов по семи позициям (рисункам): Х1*=13.3 ± 4.1; Х2*=15.6 ± 3.9; Х3*=23.4 ± 7.5; Х4*=14.3 ± 5.3; Х5*=38.4 ± 3.1; Х6*=40.1 ± 3.0; Х7*=46.1 ± 2.6; Х17* — номера фигур и их время выполнения (секунды).
Результаты теста показали различия индивидуальных показателей. Так лучший результат составил 38 баллов, худший 18 баллов. Во время выполнения теста испытуемые продемонстрировали типичные ошибки, свойственные конструктивной деятельности, которые вероятно, обусловлены невысоким уровнем интеллектуального развития.
В ходе анализа динамики показателей выполнения теста «Кубики Кооса» обнару-
Рис. 3. Динамика изменения времени выполнения теста «Кубики Кооса»
Для оценки уровня тактического мышления у хоккеистов на этапе начальной специализации было разработано контрольное упражнение (Рис. 4), которое выполнялось в стандартных и изменяющихся условиях [7].
Рис. 4. Контрольное упражнение
Упражнение выполнялось на хоккейной площадке. Старт производился по сигналу за воротами, испытуемый, двигаясь в правую сторону, огибал конус и преодолевал три барьера. Преодолев их, игрок подбирал шайбу и выполнял передачу партнеру за минимальный промежуток времени (сигналом к выполнению передачи служила поднятая вверх рука партнера). Затем игрок подбирал шайбу в центре площадки, выполнял ведение между конусами и наносил бросок по воротам (в зависимости от цвета лампочки, которая зажигалась за воротами, необходимо
было нанести бросок в определенный угол ворот). Подсчитывалось общее время, а также время на принятие решения при выполнении передачи шайбы партеру и броска по воротам.
В результате анализа динамики показателей контрольного упражнения в ходе эксперимента хоккеисты улучшили свои показатели. Так общее время выполнения контрольного упражнения улучшилось на 2,8 %, время на принятие решения при выполнении передачи шайбы партнеру — на 10,3 %, время на принятие решения при выполнении броска по воротам — на 20,1 %, но при этом увеличилось количество брака при выполнении ТТД (неточность в передаче, промах при броске по воротам) (Рис. 5).
Рис. 5. Динамика показателей контрольного упражнения
В ходе эксперимента выявлялась взаимосвязь показателей: уровня физической подготовленности, контрольного упражнения, специальных карточек и теста «Кубики Коосса». С этой целью был проведен кор-
реляционный анализ с помощью критерия Пирсона (Рис. 6).
Проведенный корреляционный анализ показал слабую взаимосвязь между «Решением игровых карточек» и «Временем принятия решения» при выполнении контрольного упражнения. Тест «Кубики Кооса» не имеет достоверной взаимосвязи с тестами общей и специальной физической подготовленности, а также показателями контрольного упражнения. Показатели «Время принятия решения» (при выполнении контрольного упражнения) тесно коррелируют с браком при выполнении контрольного упражнения, челночным бегом и броском по воротам. Показатели правильности решения специальных карточек, пятикратного прыжка и выполнения контрольного упражнения также тесно коррелируют. Тем самым подтверждая, что быстрота принятия решения юных хоккеистов не может реализоваться без теоретической подготовки, которая включает в себя разбор и решение различных игровых ситуаций. У юного хоккеиста во время решения специальных карточек появляется представление об игровой ситуации, которое необходимо закреплять на практике игровыми средствами для достижения максимального эффекта.
Бег 6 х 9 м коррелируется с бегом 30 м на коньках, а точность бросков по воротам во время выполнения контрольного упражнения связана с бегом на 3000 м и подтягиванием.
Рис. 6. Результаты корреляционного анализа
Выводы
1. Эффективным фактором соревновательной деятельности, является способность хоккеистов предвидеть и распознавать возникающие в игре ситуации. Теоретическую и тактико-техническую подготовку хоккеистов на этапе начальной специализации необходимо ориентировать на решение вероятных и неожиданно возникающих игровых ситуаций. В тренировочный процесс должны включаться упражнения, в которых рассматриваются различные варианты возникающих решений в ситуациях, рассмотренных в теоретическом плане. Использование с этой целью специальных карточек ускорило процесс формирования тактического мышления у хоккеистов на этапе начальной специализации.
2. В экспериментальной программе, направленной на формирование индивидуального тактического мышления хоккеистов на этапе начальной специализации использовались задания, которые предполагали действия игроков как стандартных, в так и в неожиданно изменяющихся условиях. Из многообразия вариантов выбирались наиболее оптимальные. Для успешности обучения и диагностики тактического мышления использовалось контрольное упражнение, которое выполнялось в вероятных и неожиданных условиях.
3. Тактическое мышление тесно связано со всеми компонентами подготовки. Корреляционный анализ подтвердил, что показатели технической, специальной и физической подготовленности взаимосвязаны между собой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбузин И. А. Развитие игрового мышления у юных футболистов 12-13 лет: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: утв. 7.06.2006. Омск, 2006. 181 с.
2. Гирьятович Е. Г. Формирование основ тактического мышления у баскетболисток 11-13 лет на этапе начальной специализации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: утв. 24.10.2007. Омск, 2007. 178 с.
3. Горский В. Е., Огулов В. Н. О значении индивидуального тактического мастерства // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/6563 (дата обращения: 04.05.2019).
4. Завалишина Д. Н., Пушкин В. Н. О механизмах оперативного мышления // Вопросы психологии. 1964. № 3. С. 32-38.
5. Клименко А. И. Исследование особенностей оперативного мышления баскетболистов с целью индивидуализации тактической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 — теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки. М., 1975. 21 с.
6. Фетисова С. Л., Фокин А. М. Гандбол: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. 107 с.
7. Фетисова С. Л., Фокин А. М., Егоров В. Ю. Определение контрольного упражнения при изучении курса мини-футбола студентами педагогических вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50-3. С. 175-183.
8. Фокин А. М., Фетисова С. Л., Прилепин А. В., Егоров В. Ю. Формирование тактического мышления у хоккеистов 10-12 лет // Физическая культура в образовании: состояние, тенденции и перспективы: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции «Герце-новские чтения». СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 344-349.
REFERENCES
1. Arbuzin I. A. Razvitie igrovogo myshleniya u yunyh futbolistov 12-13 let: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.04: utv. 7.06.2006. Omsk, 2006. 181 s.
2. Gir'yatovich E. G. Formirovanie osnov takticheskogo myshleniya u basketbolistok 11-13 let na etape nachal'noy spetsializatsii: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.04: utv. 24.10.2007. Omsk, 2007. 178 s.
3. Gorskiy V. E., Ogulov V. N. O znachenii individual'nogo takticheskogo masterstva // Nauchnyj elektronnyj arhiv. URL: http://econf.rae.ru/article/6563 (data obrashcheniya: 04.05.2019).
4. Zavalishina D. N., Pushkin V. N. O mehanizmah operativnogo myshleniya // Voprosy psihologii. 1964. № 3. S. 32-38.
5. Klimenko A. I. Issledovanie osobennostey operativnogo myshleniya basketbolistov s tsel'yu individualizatsii takticheskoy podgotovki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.04 — teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sportivnoy trenirovki. M., 1975. 21 s.
6. Fetisova S. L., Fokin A. M. Gandbol: ucheb. posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2016. 107 s.
7. Fetisova S. L., Fokin A. M., Egorov V. Yu. Opredelenie kontrol'nogo uprazhneniya pri izuchenii kursa mini-futbola studentami pedagogicheskih vuzov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016. № 50-3. S. 175-183.
8. Fokin A. M., Fetisova S. L., Prilepin A. V., Egorov V. Yu. Formirovanie takticheskogo myshleniya u hokkeistov 10-12 let // Fizicheskaya kul'tura v obrazovanii: sostoyanie, tendentsii i perspektivy: sbornik materialov mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Gertsenovskie chteniya». SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2019. S. 344-349.
И. С. Куликова, Д. В. Салмина
ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ КОДУХОВ — УЧЁНЫЙ, УЧИТЕЛЬ, НАСТАВНИК
К 100-летию со дня рождения
Kulikova I., Salmina D. VITALII KODUKHOV — A RESEARCHER, A TEACHER, AND A MENTOR
Centenary Commemoration
5 мая 2019 г. исполняется 100 лет со дня рождения доктора филологических наук, профессора Виталия Ивановича Кодухова, в течение 25 лет работавшего на кафедре русского языка ЛГПИ (РГПУ) им. А. И. Герцена. Он был крупным языковедом, оставившим заметный след в отечественной науке: Международный библиографический центр Кембриджа (Англия) опубликовал данные о В. И. Кодухове как о выдающемся лингвисте прошедшего, ХХ столетия; в статье «Советское языкознание», включённой в самый авторитетный Лингвистический энциклопедический словарь (1990),
его имя соседствует с именами Р. А. Буда-гова, С. Д. Кацнельсона, Г. В. Колшанско-го, В. З. Панфилова, Б. А. Серебренникова, В. М. Солнцева. Ему «посвящены статьи в "Энциклопедии образования Западной Сибири" (Барнаул, 2003), в "Большой Тюменской энциклопедии" (Тюмень, 2004), в трёхтомной "Славянской энциклопедии" А. П. Юдакина (Москва, 2005)» [3, с. 11]. Научное наследие В. И. Кодухова — более 250 работ, среди которых два вузовских учебника.
Мы, его ученики и последователи, уже не раз писали о Виталии Ивановиче. Поэтому остановимся в статье на двух сторонах