Вестник «öp.fiey»-kst
К. С. Жилкибаев,
зам. директора Костанапского колледжа автомобильного транспорта
в;
s х
<с
m
о
СП £
W
о в; s
1-ч
о
4 о
X X ш Е-
5 в;
S Рч
о
ш Е-
Не?и?1 свздер: практикалъщ оцы-ту, сапасы, бэсекегi цабметпшш-мандырды даярлау, lyiciou цузерет-т\лт.
Ключевые слова: качество практического обучения, подготовка конкурентоспособных специалистов, профессиональная компетентность.
Keywords: quality of practical studying, preparing of competitive specialists, professional competence.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В КОЛЛЕДЖЕ В ПЕРИОД ПРАКТИКИ КАК ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Ацдатпа
Макалада техникальщ жэне кэсштш бш1м беру жуйесшщ мамандарын даярлау сапасы ка-растырылады, ейткеш ондагы басты корсетиш кэс1би кузыреттшш болып табылатындьщтан, мамандардьщ eMip бойына озд1гшен бш1м алуга дайындыгы, жаца технологияларды мец-repyi, оларды пайдалану мумкшдтн Tycmyi, озд1гшен шеппм кабылдау юкерл1п, элеуметпк жэне болашак кэс1би ортада бешмделу1, мэсе-лелерд1 топта ineini жэне топта жумыс icrey, стресс жагдайына дайын болу жэне одан шыгу жолдарын табу карастырылады.
Аннотация
В статье рассматривается тема качества подготовки специалистов технического и профессионального образования, где критерием выступает их профессиональная компетентность, т.е. их готовность к самообразованию на протяжении всей жизни, к овладению новыми технологиями и пониманию возможности их использования, умению принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Annotation
In the article the theme about the quality of specialists' preparing in technical and professional education, where the benchmark is their professional competence, their readiness to continuous self-education, mastering new technologies and understanding the possibilities of technologies using, problems solving, adapting for social and future professional sphere and working in groups is considered.
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле».
Ян Амос Коменский
Начало XXI века ставит перед системой профессионального образования, ориентированной на законы рыночной экономики, серьезные задачи, обусловленные необходимостью сделать эту систему гибкой, адаптивной постоянно изменяющейся ситуации на рынке труда.
В большинстве стран мира профессиональная школа ориентирована не на простое воспроизводство рабочей силы, а напрямую связана с миром труда, сектором экономики и научно - техническим прогрессом. Отрыв профессиональной школы от потребностей экономики превращает её в систему воспроизводства обезличенной рабочей силы, не находящей спроса на рынке труда.
В Законе РК «Об образовании» определена одна из ведущих целей профессионального образования: «создание условий для получения каждым человеком профессии и включение его в общественно-полезный труд в соответствии с интересами и способностями» [2].
Для обеспечения формирования новой системы практического обучения, ориентированной на рыночного заказчика, она должна ощутить себя неотъемлемой частью экономической системы, одним из её структурных компонентов, который в значительной мере определяется тенденциями развития производства.
В условиях параллельного существования государственного и негосударственного образования складывается конкуренция за качество выпускаемых специалистов, способных занять достойное место на рынке труда. Профессиональная конкурентоспособность выступает сегодня стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста. Требования, предъявляемые к квалификации выпускников профессиональной
школы, постоянно меняются. Особенно это стало очевидным в последнее десятилетие, когда специалисты все в большей мере нуждаются в междисциплинарных знаниях и умениях, которые дают им возможность анализировать, моделировать, трансформировать и использовать информацию применительно к разным ситуациям и системам. Профессиональная компетентность специалиста обеспечивается не только реформированием содержания профессионального образования, но и реформированием организационных методик, когда очевидна необходимость формирования устойчивой взаимосвязи образования с производством. Именно эта взаимосвязь позволяет обеспечить развитие среднего профессионального образования, адекватного потребностям производства.
Под профессиональным образованием мы понимаем процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающейся овладением знаниями, навыками и умениями по конкретным профессиям и специальностям для выполнения определенных трудовых функций.
Под практическим обучением мы понимаем компонент педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении, основной целью которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в опреде- § ленной области. ®
Профессиональную подготовку специа- §
го
листов мы рассматриваем как процесс ов- <! ладения знаниями, навыками и умениями, § позволяющими выполнять работу в опре- Щ деленной области деятельности и имею- ^ щими целью ускоренное приобретение ^ навыков, необходимых для выполнения ^ работы или группы работ, и не предусматривающими повышение образовательно- К го уровня обучающегося. к
Рассматривая стандарт практического О
обучения как совокупность требований к н уровню, содержанию и качеству обучения
(Ш)
и овладения студентами практическими умениями и навыками, которые отобраны на основе минимизации объектов учебно-практической деятельности, можно выделить в нем степень реализации профессиональных функций будущего специалиста. Регионально - отраслевые особенности стандартизации практического обучения в этом случае обусловлены тем, что в нем представлены интересы триады: "учебное заведение - производство - регион". Следовательно, при стандартизации практического обучения необходимо руководствоваться совокупностью целей, обеспечивающих удовлетворение интересов этой системы. Требования и нормы, установленные стандартом практического обучения, должны быть обязательными для исполнения как учебными заведениями, так и структурами, ведущими подготовку и переподготовку кадров на производстве. Для этого должна быть обеспечена двухсторонняя, обоюдовыгодная связь между системой профессионального образования и системой производства.
В настоящее время мы наблюдаем бурный процесс интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство. Это требует разработки и внедрения в педагогическую практику инновационных технологий. По такому пути пошли преподаватели и мастера производственного обучения в КГКП «Костанайский колледж Щ автомобильного транспорта». ® В нашем колледже цикловая комис-^ сия производственного обучения является экспериментальной площадкой по дуаль-
Он
м но-модульной и дуальной технологии об-с^ учения. Так, студенты групп технического
К л
1-ч отделения освоили модуль из 4-х дисци-
^ плин: черчение, техническая механика,
К материаловедение, метрология и основы
м стандартизации. Знания по этим предме-
К там они применили на токарной и сле-
§ сарной практиках. Есть еще один плюс в
О модульной системе обучения: студенты м
н мотивированы на изучение этих предметов. Дуальное обучение применяют мно-
гие колледжи Казахстана. При такой форме обучения предполагается получение теоретических знаний в учебном заведении с практическим обучением на производственных предприятиях. Причем, и учебное заведение, и предприятие несут равную ответственность за подготовку специалистов.
Для повышения качества производственной практики на базе предприятий были заключены договоры с ТОО «Сары Ар каАвтопром», с КФ АО «Агромаш Холдинг» о сотрудничестве с ними в системе дуального обучения и о социальном партнерстве. В свое время был создан и успешно работает консультативный совет.
Ощутима помощь, которую оказали социальные партнеры (СТО «АвтоДом-Костанай», КФ Агромаш Холдинг) в обновлении учебно- материальной базы в оснащении лабораторий и мастерских новым оборудованием. Не остались в стороне ТОО «Костанай Жолдары», ТОО «Ван», ТОО «АБЗ+», оказав колледжу посильную спонсорскую помощь. Именно это сотрудничество помогло создать в колледже солидную базу для прохождения практик в мастерских.
Выпускник системы технического и профессионального образования в системе воспроизводства кадров занимает особое место, потому что, как правило, формальная квалификация дает только право приступить к работе, но далеко не всегда гарантирует ее успешность. В связи с этим поиски возможностей для улучшения процесса профессиональной социализации молодых специалистов в условиях трансформации трудовых отношений приобретают актуальную социальную значимость. Современная социокультурная и образовательная ситуация свидетельствуют о наличии некоторых противоречий: 1) между теоретическими и практическими задачами, встающими перед выпускниками колледжей, новыми требованиями, предъявляемыми обществом к специалистам и реальным содержанием подготовки
студентов, недостаточной теоретической и практической разработкой подходов к профессиональному образованию будущих специалистов; 2) между высокими требованиями к личности молодого специалиста и недостаточным вниманием к воспитанию профессионально важных личностных качеств у студентов.
Разрешением данных противоречий как раз и служит внедрение компетент-ностного подхода в структуру системы ТиПО. Компетентностный подход делает акцент на усиление связи образования с практикой, с реальными потребностями общества и олицетворяет инновационный процесс в образовании. На сегодняшний день существуют различные подходы и точки зрения определения понятия «компетентностный подход». Так, например, Тарасова Н. В. акцентирует внимание на результате образования, а в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [5]. По мнению Лебедева О. Е., компетентностный подход есть ни что иное как совокупность общих принципов и определенных целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [4, с.4]. С точки зрения Боголюбова Л. Н., компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования [1, с.24]. Таким образом, на лицо разное понимание и трактовка данного понятия. Однако, с нашей точки зрения, наиболее полное определение дано Ефремовой Н. Ф., согласно которому компетентностный подход нацелен на то, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а научить его самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях [3, с.25]. В итоге, на сегодняшний день
профессиональное образование, с точки зрения требований современного рынка труда, имеет основной своей целью подготовку конкурентоспособного специалиста, гибко реагирующего на запросы рынка.
Известно, что потребность продвигает науку быстрей десятка университетов. И эти вопросы, которые задает практика, свидетельствуют об актуализации потребности понять, что же такое индивидуальная образовательная траектория и как её выстроить для студентов колледжей, училищ. Непреложным законом развития каждого человека является осознание себя субъектом деятельности, автором собственной биографии. Это осознание не всегда совпадает с определенным возрастом, иногда оно приходит слишком рано («рано повзрослел» — говорят про таких), а иногда неопределенно затягивается. И тогда мы имеем дело с инфантильностью и безответственностью.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 9. — С. 24-27.
2.Закон РК «Об образовании».
3.Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание — М.: Национальное образование, 2012,-
С.24-26. 3
К
4.Лебедев О. Е. Компетентностный Щ
<С
подход в образовании // Школьные техно- м логии. — 2004. — № 5. — С. 3-7. ^
5.Тарасова, Н. В. Стратегия реализа- м
ции компетентностного подхода в образо- с^
К
вании: историко-педагогическии аспект.
Содержание, формы и методы обучения в §
высшей школе: аналитические обзоры по д
основным направлениям развития высше- и
го образования. — М., 2007. — Вып. 1. д