А. У. Байгабелов,
директор Учреждения «Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза»
He?i)?i свздер: жацгыр-ту, адами капитал, бШмнщ жаца сапасы, т j iiiu цузрепп, экспериментт ¡к режим, i<ipii<mipi:i?eii бтм беру багдарламалары, цолданба-лы бакалавриат.
Ключевые слова: модернизация, человеческий капитал, новое качество образования, ключевые компетенции, экспериментальный режим, интегрированные образовательные программы, прикладной бакалавриат.
Keywords: modernization, human capital, new quality of education, core competencies, experimental mode, integrated educational programs, applied bachelor .V degree
НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ Ацдатпа
Макалада кэсштш бш1м беру жуйесш жацгырту мэсе-лелер1 баяндалды. Жацгыртудыц Heri3i - жаца бш1м беру жуйелерше хальщаральщ талаптарды ескере отырып, бш1м берудщ улттьщ моделш калыптастыру максатын-дагы бш1мнщ жаца сапасы, адами капитал.
Орта буын, бакалавр колданбалы мамандарын 6iTipin шьщкдн соц олардыц ЖОО жуйесшде сабактастыгын камтамасыз ету максатында, кэс1би-ецбек кызметше бо-лашак; тулектердщ дайындыгын калыптастыру жэне кэсь би туйш кузреттшЫшц аясын кецейту, экономикальщ мамандьщтар бойынша техникальщ жэне кэсштш, орта жэне жогары бш1мге к1р1кпршген бш1м беру багдарлама-ларын ецпзу бол1мшде кэс1би кузыреттш1кп калыптас-тыру туралы айтылады.
Аннотация
В статье освещены вопросы модернизации системы профессионального образования. Основа модернизации - человеческий капитал, новое качество образования с целью формирования национальной модели образования с учетом международных требований к новым образовательным системам. Представлены пути совершенствования качества профессионального образования в части расширения спектра профессиональных ключевых компетенций и формирования готовности выпускников к профессионально-трудовой деятельности; описано внедрение интегрированных образовательных программ технического и профессионального, послесреднего, высшего образования по экономическим специальностям, в целях обеспечения их преемственности в вузовской системе по выпуску специалистов среднего звена, прикладного бакалавра.
Annotation
The article touches upon the questions of modernization of the system of vocational education. The cornerstone of modernization is human capital, a new quality of education, with the aim of forming a national model of education, taking into account international requirements for new educational system. Improving the quality of vocational education in the expansion of the spectrum professional core competencies and forming the readiness of graduates for professional and labor activity, introduction of integration educational programs for technical and vocational, post-secondary, higher education on economic specialties, in order to ensure their continuity in the university system to prepare mid-level specialists, with applied bachelor's degree.
s я с m О
го £
« О
w «
О
Он
С
w
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
1(19)72018
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м
¡г1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
Решение стратегической задачи, стоящей перед Казахстаном, войти в число конкурентоспособных государств мира напрямую зависит от образовательной и профессиональной подготовки молодежи, от ее нравственных и политических идеалов, социальных ценностей, уровня общей культуры.
Н. А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Новые возможности в условиях четвертой промышленной революции» отметил «...Предстоит адаптировать систему образования, коммуникации и сферу стандартизации под потребности новой индустриализации. . Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний. . Необходимо обновить программы обучения в техническом и профессиональном образовании с привлечением работодателей и учетом международных требований и цифровых навыков....» [1].
Основа модернизации - человеческий капитал, новое качество образования, создание собственной передовой системы образования - это не просто амбициозная задача, это реальность, контуры которой мы сегодня обозначили и решаем.
В данный момент существует ряд факторов, заставляющих нас обратить внимание на проблемы в казахстанской системе образования, которые могут серьезным образом отразиться в будущем страны. В настоящее время ситуация в системе образования в Казахстане, на мой взгляд, характеризуется следующим: значительное количество высших учебных заведений позволяют отнести Казахстан к странам с развитым уровнем высшего образования, однако многими ведущими странами мира дипломы наших вузов не признаются, и для работы за пределами страны необходимо жестко адаптироваться к предъявляемым требованиям.
Государственная политика Казахстана в области образования проводилась в на-
правлении реформирования существующей законодательной базы, системы управления и финансирования образования. При этом реформирование определялось такими чертами, как приведение системы образования в соответствие с законодательной и нормативно-правовой базой, которая формировалась в процессе трансформации общественных отношений и институтов, отказа от государственной монополии в области образования, развитие негосударственного сектора высшего образования и создание рынка образовательных услуг; рост числа студентов, обучающихся не за счет средств государственного бюджета. Основной тенденцией развития образования являлась адаптация ранее существовавшей системы образования к реалиям нового социально-экономического устройства. На ее изменение определенное воздействие оказали внедрение и развитие рыночно - хозяйственных отношений, деи-деологизация, либерализация стратегических образовательных парадигм.
Современное состояние системы образования можно охарактеризовать следующим образом: формирование национальной модели образования с учетом международных требований к новым образовательным системам; реструктуризация сети вузов и научно-исследовательских институтов; централизованная организация и государственная сертификация вступительных экзаменов; функционирование негосударственного сектора образования; наличие системы образовательного гранта.
Реализация государственной политики в сфере профессионального образования и динамика развития рынка труда требуют совершенствования качества образования в части расширения спектра профессиональных ключевых компетенций и формирования готовности выпускников к профессионально-трудовой деятельности.
Маркетинговые исследования, проведенные сотрудниками колледжа выявили
следующее: не удовлетворенность работодателей, выпускников колледжа и их родителей доступностью и качеством образова-тельныхуслуг, слабую фундаментальность знаний выпускников колледжа, не умение находить управленческие решения при выполнении сложных задач, проблемы с трудоустройством, низкую оплату труда специалистов среднего звена, отсутствие перспективы «социальных лифтов» и карьерного роста, отток молодежи после получения образования за пределы Казахстана, практически «нулевую осте-пененность» преподавательского состава. Результаты исследования мотивировали нас к созданию экспериментальной модели обучения.
Новая модель образовательной программы, созданная на основе квалификационных требований предъявляемых работодателями, формирует нового конкурентоспособного выпускника необходимого рынку труда. Высокая степень компетентности выпускников колледжа обеспечивается за счет фундаментальной составляющей образовательной программы, внедрения интегрированных образовательных программ технического и профессионального, послесреднего и высшего образования по экономическим специальностям.
В целях обеспечения преемственности с вузовской системой по выпуску специалистов среднего звена, прикладного бакалавра, магистров бизнес - администрирования и распространения опыта формирования учебно-методических разработок в образовательном процессе колледж заключил 3-х сторонний договор о сотрудничестве с Негосударственным учреждением «Карагандинский экономичсекий университет Казпотребсоюза» и НАО «Холдинг «Кэсшкор». Преемственность колледжа и ВУЗа обеспечивается за счет интеграции взаимосвязанных дисциплин, вовлечения остепененного преподавательского состава ВУЗов через применение дистанцион-
ных технологий, обучение в прикладной магистратуре, которое позволит выпускникам движение верх по служебной лестнице.
Сранительный анализ классической и новой модели позволяет выявить преимущества экспериментальной программы: сокращения сроков обучения, возможность получения двух дипломов специалиста среднего звена и прикладного бакалавра, а также сертификата на рабочую специальность.
Осуществление поставленной цели невозможно представить без большой целенаправленной работы педагогического коллектива колледжа. Предстоит разработка новых рабочих учебных планов и программ по выбранным специальностям, обеспечения высокого уровня преподавания в соответствии с современными требованиями. Разумеется просчитываем и определнные риски: слабая и недостоверная информированность населения о внедрении прикладного бакалавриата, внесение изменений в нормативно-правовые документы и акты, касающиеся должностных инструкций, регламента по квали- § фикационным требованиям сотрудников < предприятий, получение разрешительных § документов на право ведения послесред-него образования.
3
Принимая вызовы современного и бу- ^
м
дущего информационного общества, всех
сложностей прикладного бакалавриата, §
с
мы уверенны, что подготовка высококва- м
лифицированного специалиста, обладаю- §
и
щего современными коммуникативными м способностями, желанием честно трудиться и зарабатывать, быть конкурентноспо- § собным, быть первым среди равных, за- §; дача для колледжа реальна и выполнима. н
ЛИТЕРАТУРА «
1. Н. А. Назарбаева Послание Прези- ^ дента РК народу Казахстана «Новые возможности в условиях четвертой промыш- и ленной революции» http://www.akorda.kz. ч