В. С.Лебедев,
заведующий мастерскими, КГКП «Костанайский колледж автомобильного транспорта»
He?n?i свздер: техникалъщ жэне KdcinmiK бтм беру, оцы-тудыц дуалъдъщ-модулъдъщ тех-нологиясы.
Ключевые слова: техническое и профессиональное образование, дуально-модульная технология обучения.
Keywords: technical and vocational education, dual-modular technology of training.
Вестник «0pjiey»-kst —
К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА
Ацдатпа
Макал ад а педагогикальщ ркымныц тэжчрибелж кызметшщ мысалында техникальщ жэне кэагтк бшм берудщ маныздылыгы ашыла-ды, Тжэне КБ жуйесш дамыту ¡лгерушшт мен жумыстын езшдш тэжчри-6eci талданады.
Аннотация
В статье на примерах практической деятельности педагогического коллектива раскрывается важность технического и профессионального образования, анализируется собственный опыт работы и перспективы развития системы ТиПО.
Annotation
The article reveals the importance of technical and vocational education on the examples of practical activities of the teaching staff, analyzes its own experience and perspectives of development of technical and vocational educational systems.
Для индустриально-инновационного развития нашего общества нужны квалифицированные рабочие, имеющие не только твердые знания и навыки, но и умеющие творчески мыслить. Именно при наличии такого трудового потенциала общество будет двигаться уверенно вперед. Каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образования и культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Поэтому в наше время особое внимание уделяется профессиональному техническому образованию.
В Законе РК «Об образовании» определена одна из ведущих целей профессионального образования: «создание условий для получения каждым человеком профессии и включение его в общественно-полезный труд в соответствии с интересами и способностями» [1].
Учеба в колледже - это одно из звеньев общей цепочки профессионального развития личности на протяжении всей жизни. Профессиональное и техническое образование - это основа основ, позволяющая достичь такого уровня квалификации, который обеспечит эффективный выход на рынок труда. Достижение этого уровня - предмет заботы нашего государства. Закон Республики Казахстан «О техническом и профессиональном образовании» гласит: «Главная задача технического и
ос 5
X
<
£И
О
о
£ из О
35 U
и ш
о
а. С ш -а X X
О X
ZS
<
ш О X X 5
Вестник «Орлеу»-!^
профессионального образования - удовлетворение текущих и перспективных потребностей общества и рынка труда в специалистах технического, обслуживающего и управленческого характера с учетом индивидуальных особенностей личности и социальных групп» [2].
В настоящее время мы наблюдаем бурный процесс интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство. Это требует разработки и внедрения в педагогическую практику инновационных технологий. По такому пути пошли преподаватели и мастера производственного обучения в КГКП «Костанайский колледж автомобильного транспорта».
В нашем колледже цикловая комиссия производственного обучения является экспериментальной площадкой по дуально-модульной и дуальной технологии обучения. Так, студенты групп технического отделения освоили модуль из 4-х дисциплин: черчение, техническая механика, материаловедение, метрология и основы стандартизации. Знания по этим предметам они применили на токарной и слесарной практиках. Есть еще один плюс в модульной системе обучения: студенты мотивированы на изучение этих предметов. Дуальное обучение применяют многие колледжи Казахстана. При такой форме обучения предполагается получение теоретических знаний в учебном заведении с практическим обучением на производственных предприятиях. Причем, и учебное завеса дение, и предприятие несут равную ответственность за подготовку специалистов.
Мы живем в век развитых информационных технологий. Для более эффективного их применения в мастерских и лабораториях колледжа установлены проекторы, компьютеры. Наличие Интернета обеспечивает работу образовательной программы «Моос11е». Мастерами производственного обучения созданы электронные курсы по слесарной, токарной, монтажно-демонтажной практикам. Электронные курсы постоянно обновляются и студенты с удовольствием пользуются этим порталом.
Никто не будет спорить, что большое зна-
чение для качественной подготовки специалистов имеет укрепление связи с социальными партнерами. В этом направлении администрация колледжа достигла определенных успехов. Для повышения качества производственной практики на базе предприятий были заключены договоры с ТОО «СарыАркаАвтопром», с КФ АО «Агромаш Холдинг» о сотрудничестве с ними в системе дуального обучения и о социальном партнерстве. В свое время был создан и успешно работает консультативный совет.
Ощутима помощь, которую оказали социальные партнеры (СТО «АвтоДомКоста-най», КФ Агромаш Холдинг), в обновлении учебно-материальной базы, в оснащении лабораторий и мастерских новым оборудованием. Не остались в стороне ТОО «Костанай Жолдары», ТОО «Ван», ТОО «АБЗ+», оказав колледжу посильную спонсорскую помощь. Именно это сотрудничество помогло создать в колледже солидную базу для прохождения практик в мастерских.
В последние годы колледжу выделялись немалые средства, которые были освоены на приобретение нового оборудования и дорожно-строительной техники. Приобретенное оборудование установлено в мастерских и лабораториях колледжа (в токарной мастерской, в монтажно-демонтажной, в лаборатории и в мастерской технического обслуживания автомобилей, в сварочной мастерской, в мини - СТО, в лаборатории технического обслуживания и диагностики автомобилей). Кроме того, была приобретена дорожно-строительная техника.
Знаковым событием для колледжа стал запуск новой сварочной мастерской в сентябре 2016 года. 12 постов в ней оснащены новым современным оборудованием. Такое оснащение позволяет нашим студентам достойно подготовиться к участию во всемирном конкурсе Ворлдскилс (\У81). Это очень авторитетный конкурс, и участие в нем - особая честь. Мы знаем, что своей миссией \У81 называет привлечение внимания к рабочим профессиям и создание условий для развития высоких профессиональных стандартов. В наше время очень важно поднять попу-
1(15)72017
Вестник «0[xiey»-kst
лярность рабочих специальностей и способствовать созданию эффективной системы профобразования. Это одна из главных задач WSI. Мы с гордостью можем сказать, что на базе этой мастерской в текущем учебном году было проведено несколько региональных конкурсов WSI. Необходимо заметить, что такая сварочная мастерская была оборудована с помощью финансовой поддержки Управления образования Костанайской области. Кроме того, создавалась она руками студентов и мастеров производственного обучения.
Такая база позволяет достигать более успешных результатов в освоении выбранной специальности в практической деятельности. В нашем колледже имеется множество таких примеров. Студент Гроздь Александр под руководством мастера производственного обучения Ткаченко М.В. занял первое место в научно-исследовательской конференции на тему «Вклад молодежи в социально- экономическую модернизацию Казахстана». Мастер производственного обучения Авдющенко A.C. во время проведения учебно-сварочной практики совместно со студентами изготовил фигуры для новогоднего оформления территории Управления образования, а также изготовил декоративный забор для облагораживания территории колледжа.
Мы понимает, что в условиях внедрения инновационных технологий, способных вывести нашу систему образования на качественно новый уровень, соответствующий мировым стандартам, к преподавателям и мастерам производственного обучения учреждений профессионального образования предъявляются новые требования. Выполнение этих требований будет способствовать повышению качества подготовки специалистов в профессиональном образовании. В нашем колледже для повышения профессиональной компетенции мастеров производственного обучения созданы все условия. Работают «Школа педагогического мастерства» и «Школа молодого педагога». В последние годы по программе института повышения квалификации «Эрлеу» прошли
курсы 4 мастеров производственного обучения. С целью освоения современных технологий производства и обучения на современном оборудовании были организованы поездки на стажировки и курсы повышения квалификации в Сингапуре и Финляндии, в Москве, Санкт- Петербурге, Минске, Усть-Каменогорске, Караганде. Одновременно мастера производственного обучения проходили стажировку на КФ АО «Агромаш-Холдинг».
Хотя в нашем колледже созданы хорошие условия для получения студентами профессии, мы не хотим останавливаться на достигнутом. В планах на будущее: дальнейшее практическое обучение мастеров производственного обучения и преподавателей на новом технологическом оборудовании, совершенствование работы программы «Моос11е», укрепление МТБ колледжа за счет повышения обеспечения производственного обучения расходными материалами и инструментом. Планируется обучение мастеров смежным профессиям, а также увеличение перечня получаемых смежных профессий для студентов колледжа. Тем более что нам предстоит участвовать в программе «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» и в колледже имеются все необходимые условия для обучения по 23 рабочим профессиям.
Таким образом, мы видим, что в ведущих странах мира и у нас в Казахстане профессиональному обучению уделяется самое 5 пристальное внимание. От эффективности профессионального образования во многом зависит судьба значительной части молодежи после обязательного общего образования.
О
А эффективность профессионального образования, в свою очередь, зависит от условий, созданных для его осуществления.
С
ЛИТЕРАТУРА з
1. Закон РК «Об образовании».[Электронный ресурс] Ьпр5://е.ес1и.1<2/68
2. Закон РК «О техническом и профессиональном образовании». [Электронный ресурс] http://kodeksy-kz.com/ka/ob_ оЬгагоуапп/З 2. ИЦп