ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕКА Курбонов А.М.
Курбонов Абдужалил Махмутович - преподаватель,
кафедра английского языка Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена рассмотрению планирования и управления временем. Отмечается роль принципов тайм-менеджмента. Подчеркивается
привлечение внимания детей ко времени, необходимость помочь научиться считать время и планировать его. Ключевые слова: тайм-менеджмент, планирование, тренинг-презентация, реализация, напряжение.
В интенсивно развевающемся мире люди все чаще жалуются на нехватку времени. С чем это связано? Человек зависит от времени, либо время зависимо от нас и находится в нашем распоряжении? К сожалению, с этим вопросом сталкиваются многие, начиная от руководителя крупных учреждений до детей младшего школьного возраста.
Словом, ситуации, связанные с нехваткой времени и вытекающие из этого последствия, являются сегодня самыми распространенными, к решению которых многие относятся спустя рукава, не задумываясь всерьез об их влиянии на эффективность ежедневного труда и конечный результат.
Дата рождения тайм-менеджмента неизвестна. Не было такого человека, который бы объявил: «Сегодня я изобрел основы тайм-менеджмента». Первые письменные упоминания о попытках контролировать время принадлежат древнеримскому философу и государственному деятелю Луцию Аннею Сенеке. Свои методы управления временем он изложил в одном из нравственных писем, адресованных римскому патрицию и поэту Люцилию. Сенеке рекомендовал следующие:
• вести письменный учет времени;
• делить время на хорошо, плохо потраченное и утерянное в безделье;
• оценивать свою жизнь согласно наполненности прожитого периода.
Первые методы прообраза тайм-менеджмента сформировал в своих письмах итальянский ученый, писатель и гуманист Леон Альберти.
В своих письмах ученый писал, что каждое утро он начинает с составления списка дел на день. Каждое дело он обдумывает и уделяет ему соответствующее время. Вот вам и первый принцип тайм-менеджмента, который является самым главным - «состав список необходимых дел и выдели время на их выполнения». Второе правило - расположить дела в списке по их важности. Леон Альберти писал, что он предпочитает «потерять ощущения сна», чем правильное восприятие времени. Сон, еду, развлечение можно отложить на потом, а работу - нет. И сегодня это утверждение является «золотым правилом» многих успешных людей. По уверению Альберти, те, кто знает, как потратить время с пользой, будут хозяевами положения в любом деле. Даже Исаак Ньютон внес свой вклад в эффективный тайм-менеджмент. Его идея о Вселенной, слаженно и четко работающей по определенным принципам, послужила стимулом для многих людей, чтобы упорядочить и управлять своей жизнью.
Термин тайм-менеджмент впервые появился в 70-х годах ХХ века. Датский предприниматель Клаус Меллер утверждает, что авторство принадлежит именно ему. Этот бизнесмен в 1975 году основал компанию «Time Management International» и изобрел блокнот «Time Manager», ставший прототипом органайзера. Он же организовал тренинги-презентации, обучающие, как и какую страницу нужно заполнять в этом блокноте, и как это поможет в планировании управлении временем.
Неумение просчитывать время, правильно определять цели и степень их важности, последовательности в реализации, тратить его на полезные дела, в будущем приведет к
затруднениям и к такой ситуации, когда будет казаться, что выполнить все дела просто невозможно. Загнанный словно белка в колесо, руководитель вряд ли завоюет необходимый авторитет среди подчиненных. Поэтому важно чувствовать быстротечность и необратимость времени.
Зачастую руководитель, как и любое другое должностное лицо, стремится в первую очередь справиться с потоком дел, выполнение которых не терпит отлагательств. А все второстепенные и долгосрочные задачи откладываются в дальний ящик, в котором постепенно скапливаются «горящие» дела. Однажды наступает тот самый день, когда все валится из рук и голова кругом от того, что не знаешь, за какое из них взяться. Помимо неоконченных или отложенных дел, страдает зачастую и самочувствие. А именно невнимание к своему здоровью проявляется в недосыпании, постоянном напряжении от невыполненных задач, что приводит к эмоциональному неблагополучию, остается слишком мало времени на семью и полноценный отдых. Время - необратимый и очень важный ресурс в жизни человека, однако и он не идет в сравнение с ресурсом человеческого здоровья, отсутствие которого перечеркивает все жизненные цели. Таким образом, определяется первостепенная задача тайм-менеджмента - использование времени во благо человека и его здоровья.
К вопросу тайм-менеджмента как научной дисциплине обратились ученые Московского финансово-промышленного университета «Синергия», был составлен учебник «Тайм-менеджмент: Полный курс»[1], затем вышла в свет книга «Тайм-менеджмент для детей» [2] и разработан курс по тайм-менеджменту для начальной школы, нацеленный на привлечение внимания детей ко времени, помочь научиться считать время и планировать его, определять важные и второстепенные дела, ставить цели и организовывать себя на их достижения.
Тайм-менеджмент учит и управлению времени отдыха, ибо здоровый и отдохнувший руководитель - позитивно
настроенный и принимается за решение любого вопроса с особым воодушевлением.
Список литературы
1. Архангельский Г.А., Алъпина М. Тайм-менеджмент: Полный курс. Publisher, 2012.
2. Лукашенко М.А., Алъпина М. Тайм-менеджмент для детей. Publisher, 2012.