Научная статья на тему 'Татьяна Федоровна петрова-бытова как теоретик и практик Северного танца'

Татьяна Федоровна петрова-бытова как теоретик и практик Северного танца Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
452
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Татьяна Федоровна петрова-бытова как теоретик и практик Северного танца»

УДК 793.3 (47-17)

929 Петрова-Бытова

Р.Х.Бурцева1

1 Арктический государственный институт культуры и искусств, доцент

677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 4

ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА ПЕТРОВА-БЫТОВА КАК ТЕОРЕТИК И ПРАКТИК СЕВЕРНОГО ТАНЦА

Выдающийся деятель искусства, одна из известных исследователей культуры народов Севера, заслуженный работник культуры РСФСР Татьяна Федоровна Петрова-Бытова (23.05.1910 - 17.06.1994) всю свою деятельность посвятила развитию традиционной культуры народов Крайнего Севера, воспитывая у своих учеников чувство национального самосознания, бережного отношения к сохранению традиций, обычаев, обрядов, фольклора своего народа. С ее именем неразрывно связано целое направление становления танцевального творчества северных народов.

Именно Т.Ф. Петрова-Бытова, во время работы педагогом Института народов Севера, оказала значительное влияние не только на подготовку специалистов-северян, но и становление традиционной танцевальной культуры коряков, ительменов, чукчей, якутов, эвенков, включая непосредственную помощь в создании многих ныне знаменитых коллективов. Ансамбль «Северное сияние», созданный Татьяной Федоровной в 1935 г. при Институте народов Севера, продолжает творческую биографию и сегодня. Т.Ф. Петрова-Бытова - автор многих научных и научно-популярных работ. Широкой известностью пользуется ее статья «Секрет движения», включенная в книгу «Радуга на снегу» [1].

Если коснуться истории вопроса, в Ленинграде национальная художественная самодеятельность северян возникла в 1925 г. на северном рабфаке при Ленинградском государственном университете, затем на рабфаке при Институте восточных языков, а с 1930 г. при Институте народов Севера. Здесь получали высшее образование представители малочисленных народов Севера из всего Советского Союза (в институте обучались представители свыше 26 национальностей Крайнего Севера), которые, возвратясь на родину, должны были стать проводниками развития народного творчества. Вначале северяне-студенты и курсанты принимали участие в общих местных вечерах самодеятельности, затем начала формироваться групповая национальная самодеятельность под руководством профессиональных педагогов.

В институте действовали театральные, хоровые, хореографические студии под руководством людей, влюбленных в Север: профессиональных артистов, музыкантов, режиссеров. Так, руководителем коллектива национальной хореографии была приглашена Татьяна Федоровна Петрова-Бытова, по инициативе которой все национальные группы объединились в общий хореографический коллектив. Постепенно формировался репертуар, коллектив начал выступать с концертами. Его выступления тепло принимались зрителями Ленинграда. Однажды, зимой 1934 г., Татьяна Федоровна присутствовала на студенческом празднике, проходившем в Ленинграде ежегодно. Там она впервые увидела танцующих студентов педагогического института имени Герцена, и с этого момента началось ее знакомство с Институтом народов Крайнего Севера. В 1934 г. Татьяна Федоровна приходит в институт как преподаватель кружка пластического движения и физической культуры. Работа с северянами была для нее новой, необычной. Еще в юности она занималась в одном из хореографических кружков, который основали последователи Айседоры Дункан, всемирно известной танцовщицы и реформатора классического танца (кружок под название «Ептохор» - хор танцующих из семи - отметил в 1984 году свое семидесятилетие). Наследницей идей этого кружка и стала Татьяна Федоровна. Танцы северян напомнили ей стиль свободного движения Айседоры Дункан, и прежде всего их сближал элемент импровизации (что чувствуют, переживают, то и выражают посредством танца). Так, своеобразие метода работы Т.Ф. Петровой-Бытовой с народным танцем заключалось в сочетании аутентичных танцевальных движений с современными в то время эстетическими экспериментами европейских студий, базирующихся на единстве музыки и движения.

Для более глубокого знакомства с творчеством народов Крайнего Севера Татьяна Федоровна поначалу обращается к литературным источникам, но детального описания танцев в них не было. В единственном многотомном издании «История танцев всего мира» С.Н. Худякова [2] северяне были представлены только эскимосами, которые, по словам автора, одеты в звериные шкуры, мерзнут, и им не до танцев. Такое освещение творчества малых народов не соответствовало действительности: северяне танцуют с раннего детства. Сама Т.Ф. Петрова-Бытова об этом отмечала следующее: «Этнографические записки обогащали мои познания в области творчества народов Севера. Но скупые описания танцев этнографами и путешественниками не могли дать столько материала, сколько я получила от моих студентов» [3].

Свою работу в институте Татьяна Федоровна начала с того, что организовала разные национальные группы, где проводила беседы о значении

народного творчества, о задачах развития национального искусства, необходимости отбора лучших образцов для создания своего репертуара, таким образом подготавливая почву для импровизационных занятий: «В исполнении импровизационных заданий я старалась подметить характерные движения и уловить своеобразие стиля в танцах каждого народа» [4]. На этих занятиях она проявила себя и как тонкий психолог, для того, чтобы студенты, не стесняясь, показывали свои танцы и пели песни. Каждое занятие приносило что-нибудь новое. Так, день за днем, месяц за месяцем, год за годом накапливался материал для постановок: «Все мы, педагоги, руководившие кружками национальной художественной самодеятельности, были увлечены необычным творчеством северян. Мы были очень дружны и едины в своей работе, к которой относились с огромной ответственностью. Ведь наши ученики должны были стать проводниками культуры и искусства на Крайнем Севере. Почти все мы были ровесниками многих студентов. Экзотика Севера манила нас, а молодость рвалась к высотам. Но все же мы не торопились создавать сценические постановки, так как понимали, что еще только касаемся национального искусства» [4].

Татьяна Федоровна была последовательной сторонницей единства народного костюма и танца. Эскизы костюмов, за исключением тех, которые привозили участники самодеятельности, делала сама: она окончила детскую рисовальную школу и три курса в Академии художеств в Ленинграде.

Т.Ф. Петрова-Бытова была глубоко убеждена в том, что сценические постановки танцев должны сохранять свежее дыхание традиционного искусства. Постепенно повышалась танцевальная техника и общая культура северян. Это позволило девушкам исполнять танцевальные этюды на музыку Грига, Шуберта, Чайковского. Итогом совместной работы были концерты, представлявшие собой «целостное театральное формообразование, сочетающее в себе прозу, песню, танец и пантомиму». Такая творческая концепция, получившая начало в деятельности Татьяны Федоровны, как доказало время, является «оптимальной моделью сохранения и актуализации тацеваль-но-пластической культуры северных народов».

В 1935 г. хореографический коллектив Института народов Севера стал участником I фестиваля танца разных народов.

Последний концерт проходил в первый день войны...

В годы Великой Отечественной войны умерли в блокаду либо погибли на фронте многие руководители художественной самодеятельности института Народов Севера, в том числе М.Г. Немирова, А.Ф. Соколов.

Во время войны Татьяна Федоровна работала медсестрой в госпитале и одновременно с бригадой артистов выступала перед ранеными солдатами.

Во время блокады погибла рукопись сборника о народном творчестве северян, материалы которой носили уникальный характер. Умерла от истощения соавтор Татьяны Федоровны Л.В. Певгова. Полностью погибла костюмерная, были утеряны записи обработанной музыки и композиции танцев. И только вера в то, что вслед за ненастьем настанут солнечные дни, заставляла бороться за мир, жить.

Татьяна Федоровна Петрова-Бытова, пережив страшное время блокады, вновь вернулась к работе.

В 1947 г. состоялся первый концерт студенческого коллектива после войны.

В 1956 г. была создана большая концертная программа в форме сюиты «Северное сияние», над постановкой которой работал режиссер П.П. Пе-тров-Бытов. В 1957 г. программа была представлена на Московском международном фестивале молодежи и студентов. С 1961 г. за ансамблем закрепилось именно это название «Северное сияние». В 1977 г. ансамблю присвоено звание «Народного коллектива».

В институте стали работать факультативы по дополнительным специальностям, окончившие их студенты получали дипломы руководителей кружков художественной самодеятельности для школ Крайнего Севера.

В 1964 г. в г. Хабаровске Министерством культуры РСФСР и Центральным домом народного творчества (ЦДНТ) им. Н. Крупской была организована конференция, посвященная вопросам развития художественной самодеятельности на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, в том числе профессиональной помощи развитию народного творчества. ЦДНТ стал снаряжать экспедиции профессиональных деятелей искусства и культуры в национальные округа Крайнего Севера. Так, в 1968 г. Т.Ф. Петрова-Бытова приехала в Ненецкий национальный округ для работы в национальном ансамбле г. Нарьян-Мар, затем ее маршрут пролег на Ямал, в Салехард, в Ханты-Мансийск, Эвенкию, Хабаровский край, на Чукотку, Камчатку, Якутию. Татьяна Федоровна ставила себе целью глубокое изучение зрелищно-театрального искусства народов Севера, объездила все северные точки страны, наглядно изучая фольклор, обряды, быт народа. Везде, где она была, Татьяна Федоровна создавала национальные хореографические ансамбли, оказывала национальным ансамблям методическую и организационную помощь, создавала танцевальные постановки и программы. С ее помощью и при практическом участии были созданы национальный ансамбль песни и танца «Осиктакан» в Эвенкии (п. Тура), ансамбль «Мэнго» на Камчатке (п. Палана). Т.Ф. Петрова-Бытова поставила танцевальную сюиту «Солнце над ярангой» для первого профессионального ансамбля танца «Эргэрон», сформированного с ее помощью на Чукотке в с. Уэлене; «Хололо» для ансамбля «Мэнго» [5].

Народное творчество требует к себе чрезвычайно бережного отношения и влюбленного служения ему и не терпит каких-либо шаблонов.

Оно поднимает и развивает самосознание, выступает одной из самых демократических форм нравственного и эстетического обогащения народа. Обогащенные мудростью и опытом поколений, эти образцы служат источником и кладезем культуры, средством ее передачи. Необходимо, чтобы художественное творчество наследовало и передавало от поколения к поколению социально-культурный опыт и знания народа.

Руководство самодеятельным хореографическим коллективом, ориентированным на фольклор, предполагает доскональное изучение всех особенностей того или иного этноса, его национальных ценностей, специфики национального языка, танцев, культуры. Для создания, организации любого коллектива нужны теория, методика и практика в профессиональной деятельности.

В настоящее время проблема руководства современным хореографическим самодеятельным коллективом вновь стала актуальной. И одним из путей решения этой проблемы является изучение опыта, творческой деятельности руководителей хореографических коллективов.

Профессия руководителя художественной самодеятельности в основе своей является педагогической, одновременно руководитель является культурно-просветительным и педагогическим работником, а также является специалистом сферы искусства, художественным руководителем коллектива. Эта единая функциональная подготовка руководителя и является основной характерной чертой его профессиональной деятельности. От его общей культуры и знаний во многом зависят мировоззрение, моральные и эстетические принципы участников: руководитель - отражение своего коллектива.

Литература

1. Петрова-Бытова, Т.Ф. Секрет движения // Радуга на снегу: сб. ст. - М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1972.

2. Худяков, С.Н. История танцев всего мира. - СПб., 1913.

3. Петрова-Бытова, Т.Ф. Хореографическое искусство народностей Севера // Ба-рышев, Г.А. Просвещение на Крайнем Севере / Г.А. Барышев, С.А. Чехова. - Л.: Просвещение, 1981.

4. Петрова-Бытова, Т.Ф. Художественная самодеятельность народов Крайнего Севера // Кронгауз Ф.Ф. Просвещение на советском Крайнем Севере. - Л.: Просвещение, 1958.

5. Материал предоставлен преподавателем хореографии, бывшим хореографом Эвенкийского народного ансамбля «Осиктакан» Ниной Александровной Бандуриной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.